Рейтинг
Порталус

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ ЧЕЛОВЕКА

Дата публикации: 25 декабря 2009
Автор(ы): ПЕТРЕНКО Е. К.
Публикатор: Петренко Екатерина
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1261734238


ПЕТРЕНКО Е. К., (c)

Сайт автора: nlo-27@ya.ru

Память является значимым познавательным процессом человека, позволяющим ему адекватно реагировать на окружающий мир и адаптироваться к изменяющимся условиям. Индивидуальные различия памяти присущи каждому человеку и отличают процессы памяти одного индивида от другого. Чем же они обуславливаются: врожденными способностями, свойствами человеческого мозга, или же в значительной степени являются продуктом систематических тренировок или выработки целесообразных приёмов запоминания? Возможно, в исключительных случаях мозг имеет такое строение, что определенный вид долговременной памяти возникает с особой лёгкостью, а другой заторможен в своем развитии [4], и поэтому есть люди, которые, например, с легкостью запоминают имена и абсолютно при этом не помнят лиц. Кроме того, прослеживается тесная связь между памятью и уровнем развития интеллекта. Чем одареннее человек умственно, тем лучше у него память. Так, например, запас слов человека является довольно хорошим показателем как его памяти, так и ума. Индивидуальные особенности памяти человека также определяются наличием или отсутствием нарушений и отклонений в функционировании памяти. В результате ряда исследований были доказаны меньший объём, более низкий темп запоминания и меньшая точность воспроизведения информации у слабоумных людей. На наш взгляд, врожденные физиологические особенности нервной системы человека нельзя считать главными условиями развития индивидуальных особенностей памяти. Следует подчеркнуть, что возможности памяти только отчасти отражают врожденные свойства человеческого мозга. [5] Для высших проявлений памяти большое значение имеет общий уровень эрудиции человека, позволяющий связывать каждый новый факт с имеющимися знаниями. Индивидуальные особенности памяти напрямую связаны с тем, как сформулированы у человека рациональные способы запоминания. Условием более продуктивного запоминания является выработка человеком средств, способствующих запоминанию. Таким средством в первую очередь является мыслительная деятельность, осуществляемая при запоминании. Чем больше умственных усилий прилагается к организации информации, приданию ей целостной, осмысленной структуры, тем легче она потом припоминается. [2] Всем знакомо высказывание «не встретишь человека, жалующегося на свой ум, однако люди, жалующиеся на свою память, не такая уж редкость». К сожалению, далеко не все люди с «плохой» памятью стремятся ее усовершенствовать. Хотя в значительной степени память можно развить именно путём систематической тренировки. Тренировки эти могут иметь прямое отношение к основным видам деятельности, которыми занимается человек. В частности, художники и фотографы обладают хорошей зрительной или слуховой памятью. Активное развитие памяти происходит в результате чтения, письменной речи, выступления, чтения монолога вслух. Также развитие индивидуальных особенностей памяти возможно благодаря специальным ее тренировкам, осуществляемым не в рамках какой-то деятельности, а именно с целью усовершенствования данного познавательного процесса. В настоящее время для развития памяти разработано огромное количество мнемотехнических приемов и др. техник. [3] Мы предполагаем, что немаловажную роль в развитии индивидуальных особенностей человека играет уровень его эмоциональности. Успешность запоминания и воспроизведения обуславливается в том числе отношением испытуемого к работе. Это отношение может быть эмоционально заинтересованным, или, наоборот, безразличным. Память человека и ее особенности теснейшим образом связаны с особенностями восприятия, внимания человека. Кроме того, условием полноценного запоминания является наличие у человека сознательной установки на запоминание, поставленной цели – запомнить. Чем серьезнее и сознательнее эта установка, тем лучше результаты запоминания. При установке на запоминание важно заранее спланировать срок хранения данной информации. Люди, запоминающие информацию «навсегда», сохраняют ее значительно дольше, чем те, кто «запасает» материал до определенного срока. Мы считаем, что еще одним условием развития индивидуальных особенностей памяти являются условия обучения детей. Известен факт, что в школе, учениками которой были легендарный Шерешевский и известный В. П., одним из основных требований была «зубрежка» изучаемого материала. [1] В такой, на наш взгляд, экстремальной ситуации некоторые дети адаптировались, у них вырабатывались новые способы запоминания порой непонятной и бессвязной информации. Не исключено, что это и послужило толчком к развитию феноменальной памяти у некоторых учеников. Таким образом, существует масса различных факторов, определяющих индивидуальные особенности памяти человека. В их число входят как врожденные задатки, так и результат активности самого человека. Совокупность этих условий определяет индивидуальные различия памяти и обуславливает большую или меньшую степень ее развития у каждого индивида. Однако, на наш взгляд, в большей степени уровень развития памяти определяют не внешние неконтролируемые условия, а сам человек. Список литературы: 1. Выготский Л. С. Эйдетика.// Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. – М., 2002 2. Лурия А. Р. Внимание и память. – М., 1975 3. Лезер Ф. Тренировка памяти. – М., 1979 4. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. – СПб., 1986 5. Черемошкина Л. В. Психология памяти. – М., 2002

Опубликовано на Порталусе 25 декабря 2009 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): память, индивидуальные особенности, развитие



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама