Главная → ПСИХОЛОГИЯ → К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА В ПСИХОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕЙ И ЗООПСИХОЛОГИИ)
Дата публикации: 28 декабря 2009
Автор(ы): ПЕТРЕНКО Е. К. →
Публикатор: Петренко Екатерина
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1261979192
ПЕТРЕНКО Е. К., (c)
Сайт автора: nlo-27@ya.ru
Существуют два основных пути изучения и оценки интеллекта жи-вотных. Один из них состоит в изучении головного мозга, а другой - в том, чтобы оценивать поведение. По исследованиям физиологов, новая кора головного мозга, наличие которой является необходимым услови-ем для возникновения интеллекта, у животных практически не развита или развита слабо, в отличие от человека. Однако, поскольку у некото-рых животных все же проявляются достаточно сложные элементы пове-дения, мы предположим, что им действительно присущ интеллект, ко-торый качественно отличается от человеческого.
В настоящее время многими исследователями выделяются некото-рые качества интеллекта животных.
Способность к экстраполяции – предвидение развития событий, их опережающее отражение. Данная способность была обнаружена во вре-мя экспериментальных исследований.
Способность к принятию решений. Животное способно дифферен-цировать предметы по их качествам, определять их соответствие или несоответствие и т.п., а также улавливать закономерности и «формули-ровать» достаточно сложные правила.
Способность к абстрагированию – умение выделить определённые составные части из совокупности сложной ситуации, схватывание того общего, что имеют между собой сходные ситуации. Например, в одном из опытов павианы гамадрилы различали по величине квадраты, при-креплённые к ящикам.
Способность к классификации предметов, упорядочиванию и фор-мированию «психических образов».
Инсайт – внезапное новое осознание связей между различными элементами поставленной проблемы. Данное явление подробно и де-тально изучалось Келером.
Некоторые животные способны мыслить логически. Например, крысы способны выделяют истинную причину события из ряда ассо-циативно связанных явлений.
У некоторых животных выделяется 2 фазы деятельности: фаза подготовления и фаза осуществления, причем первая составляет харак-терную черту интеллектуального поведения.
Способность использовать и даже изготовлять орудия. Дикие шимпанзе для добывания термитов пользуются прутиками и стеблями травы. Они тщательно выбирают эти стебельки и иногда даже видоиз-меняют их, чтобы они стали более подходящими для выполнения соот-ветствующей задачи.
У животных есть своеобразный язык с такими особенностями, как то, что он является закрытой системой и не обладает семантической функцией. Однако результаты некоторых экспериментов, например, попытки обучить высших обезьян языку символов, частично опровер-гают вышесказанное. Так, Премак научил шимпанзе Сару, а впоследст-вии и других обезьян, "читать" и "писать", используя пластмассовые жетоны различной формы, символизировавшие слова.
Наблюдения показывают, что у животных есть мораль, проявляется альтруизм, чувство юмора, находчивость, привязанность и любовь, они способны тосковать, они могут находить решения новых для них про-блем и с каждым разом все лучше их решают. Они способны к творче-ству, которое проявляется как в играх, так и в специфической деятель-ности, никак не связанной с текущими задачами жизнеобеспечения.
Таким образом, на основе вышесказанного можно утверждать, что некоторые животные обладают интеллектом. Интеллектуальное поведе-ние, свойственное высшим млекопитающим, особенно высокого разви-тия достигает у человекообразных обезьян и представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственная толь-ко человеку.
Опубликовано на Порталусе 28 декабря 2009 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): интеллект животных, зоопсихология →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK