Рейтинг
Порталус

Этнопсихологические особенности социальной перцепции:

Дата публикации: 10 марта 2010
Автор(ы): Петросян Сати
Публикатор: Ангелиночка
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1268250827


Петросян Сати, (c)

Сайт автора: http://www.portalus.ru/modules/psychology/rus_cpanel.htm

Петросян С.Ф.


Этнопсихологические особенности социальной перцепции:
систематизация факторов.

Социальное восприятие- это процесс познания людьми друг друга и общение. В структуре общения выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (организация взаимодействия, обмен не только знаниями, но и действиями) и перцептивную (восприятие и познание друг друга между людьми).
Возникновение термина «социальная перцепция» описывает Г.М. Андреева. Он был введён Дж. Брунером в 1947 г. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже социальной перцепцией стали называть процесс восприятия социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
Межличностная перцепция – это восприятие человека человеком, или, по А.А. Бодалёву, «познание другого человека». Более широкое понимание терминаобусловлено исследованиями специфических черт восприятия социальных объектов, к которым относится восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик, объекта, формирование представления о его способностях, эмоциях, установках, а также об отношениях между субъектом и объектом восприятия.
Существуют факторы, оказывают существенное влияние на формирование первого впечатления о человеке, среди них главное место отводится внешнему облику (красивые воспринимаются как уверенные, счастливые, заботливые). Немаловажную роль играют ситуации, социальный фон, на котором развёртывается формирование впечатления. Ореол физическойпривлекательности вызывает сдвиг в оценках черт личности и результатов деятельности. Наибольшее влияние оказывают особенности телосложения, выражение лица (угрюмое, весёлое), поза (наклон к собеседнику, перекрещённые руки и ноги), особенности речи. Систематизировав всю информацию на основе анализа литературы, все факторы социальной перцепции можно условно разбить на группы: факторы социальной перцепции с позиции субъекта, факторы социальной перцепции с позиции объекта, а также факторы субъект-объективных отношений. (Иванова. Т.В. Психология комического восприятия). Рассмотрим закономерности социальной перцепции в контексте восприятия имиджа. В процессе познания другого человека субъекту не с чем сопоставить впечатление о нём, т.к. тестов для выявления абсолютно всех характеристик человека не существует, и их нельзя рассматривать как единственный инструмент исследования личности. Не многим лучше и метод «экспертной оценки», т.к. мнение эксперта тоже субъективно. Практически не существует возможности проверить точность восприятия другого человека (может, оно и к лучшему), учёные пытаются найти новые подходы к решению этой проблемы. Один из таких путей - осмысление всех «помех», стоящих на пути межличностной перцепции, тех механизмов, эффектов и закономерностей, которые возникают в этом процессе (Г.А.Андреева), М.Р. Битянова (социальная психология), обращаетвнимание на то, что социальную перцепцию нельзя рассматривать по аналогии с перцептивными психическими процессами, какает запечатления внешних свой, став воспринимаемого человека. В ней обязательно присутствует оценка другого и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» внутренний мир человека. М. Р. Битянова выделяет четыре основных функций социальной перцепции: 1) познание себя; 2) познание партнёра; 3) организация совместной деятельности; 4)установление эмоциональных отношений - и выделяет два главных аспекта изучения процесса социальной перцепции: 1) исследование психологических и социальных особенностей субъекта об объектах восприятия; 2) анализ механизмов, отражающих особенности межличностных отношений. Классификацию и определения основных механизмов наиболее удачно представил Н.И. Шевандрин. Это механизмы познания и понимания людьми друг друга идентификация, эмпатия, аттракция), познание самого себя в процессе общения: (рефлексия), прогнозирование поведения по общениюкаузальная атрибуция). Шевандрин Н.И. описывает ряд эффектов восприятия: эффект проекции (приятному собеседнику люди склонны приписывать свои достоинства, неприятному – свои недостатки); эффект средней ошибки 9тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей другого); эффект ореола (человека начинают считать выдающимся во всех отношениях после первой удачи или ущербным после первой же неудачи); эффект порядка (у других авторов он называется эффектом новизны), когда при противоречивой информации больший вес придаётся данным, полученным вначале. В дополнение перечисленным можно привести примеры других механизмов, описанных Д.Годфруа: стереотип представляет собой обобщение, которого придерживаются члены одной группы относительно другой; предубеждения, в отличие от стереотипа, содержат ещё и суждения (в терминах «хороший» - «плохой»), которые люди выносят о других людях.
Рассмотрим, как проявляют себя закономерности социальной перцепции в контексте восприятия имиджа.
1. Селективность: не всегда предлагаемый образ хочется воспринимать. Иногда позитивный, но искусственно созданный имидж воспринимается как обман, негативно.
2. Стереотипизация: прошлый опыт оказывает сильное влияние на восприятие имиджа того или иного объекта. Успех, слава, карьера, достаток - своеобразные шаблоны позитивного имиджа.
3. идентификация: приём познания человека человеком посредством отождествления себя с ним выражается в способности найти общее и отличное в предлагаемом образе.
4. Рефлексия. Понять предлагаемый образ-значит увидеть себя (свою страну) глазами других людей.
5. Эмпатия: принять предлагаемый образ.
6. Атрибуция: приписывание человеку личных качеств или черт, которыми он не обладает, или заострение, преувеличение того, что есть.
7. Роль установки в формировании первого впечатления. Если первые сведения о стране, человеке - негативные, переломить эту установку очень трудно, подчас невозможно.
8. Эффект ореола: позволяет скрывать истинные черты9личности, страны, группы).
9. Эффект новизны: преждечем сообщить собеседнику о том или ином субъекте, задают вопрос: «Знаешь?». При утвердительном ответе новость (информацию) часто не произносят ввиду бесперспективности вызвать ожидаемую реакцию.
10. Эффект первичности: очень трудно поверить первое впечатление.
11. Аттракция: имидж часто является главным связующим звеном в установлении межличностных отношений.

Итак, имидж как категория, проявляет своеобразие всех основных закономерностей социальной перцепции. Они усиливают его проявление, а имидж, в свою очередь, частично корректируют ошибки восприятия. Рассматривая проблему основных источников развития и коррекции восприятия себя и другого, Л.А. Петровская (Компетентность в общении) выделяет источники такого рода:

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другими
2. Восприятие себя через восприятие себя окружающими
3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности
4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний
5. Непосредственное восприятие собственного внешнего облика
6. Восприятие другого через соотнесение его с собой
7. Восприятие другого через то, как его воспринимают другие
8. Восприятие другого через восприятие результатов его деятельности
9. Непосредственное восприятие внешнего облика другого
10. Восприятие другого через репрезентацию им своих внутренних состояний

Г. М. Андреева использует термин перцептивная компетентность, обозначая им, точность восприятия Ю. Н. Емельянов использует термин коммуникативная (межличностная) компетентность и определяет ее как способность к эффективному общению. По его мнению, основными источниками приобретения человеком эрудиция и специальные научные методы. О. В. Соловьева (Обратная связь в межличностном общении) подчеркивает важность обратной связи в межличностном восприятии, рассматривает ее особенности в деятельностном контексте, в условиях развивающихся реальных групп, определяет ее структуру и содержание. Определяя структуру социальной перцептивной компетентности в общении, можно считать ее уровнем личностного развития, затрагивающие ее аспекты восприятия и понимание человеком человека.
Социальной – перцептивной компетентностью могут быть названы ключевые аспекты компетентности в общении, определяемые объемом знания, характером отношения и степенью овладения социально – перцептивными умениями, связанными с адекватным восприятием и пониманием людей. Ее основу составляют социально-перцептивные способности, которые в межличностном восприятии проявляются в качестве социально-перцептивных умений, таких как восприятие себя через другого, восприятие другою через соотнесение с собой, восприятие себя через результаты собственной деятельности непосредственное восприятие внешнего облика другого. Освоение социально – перцептивных умений обеспечивает развитие социально – перцептивных особенностей, определяющих уровень личностного развития, который может быть обозначен как компетентность.

Опубликовано на Порталусе 10 марта 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Социальное восприятие-



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама