Главная → ПСИХОЛОГИЯ → Конструктивистская педагогика образования компетентной личности
Дата публикации: 03 апреля 2010
Автор(ы): Е.В.Руденский →
Публикатор: rudenskiy
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1270258569
Е.В.Руденский, (c)
Факультет психологии
Кафедра педагогики
Е.В.Руденский
Доктор социологических наук, кандидат педагогических наук.
профессор социальной психологии и клинической социологии,
действительный член Академии педагогических и социальных наук,
действительный член Международной Академии социальной работы,
действительный член Международной Академии социального прогнозирования,
член-корреспондент Международной Академии наук высшей школы.
КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Программа
концептуально-методологического курса
для магистров, аспирантов и докторантов
педагогических специальностей.
Новосибирск
2009
Аннотация:
Программа концептуально-методологического курса доктора социологических наук, кандидата педагогических наук, профессора социальной психологии и клинической социологии Е.В.Руденского, раскрывает инновационную концепцию конструктивистской дидактики социализации личности в образовательном процессе как целостную систему развития компетентности личности, на основе разработанной автором философии социально-генетического конструктивизма.
В данной программе впервые в отечественной и зарубежной педагогической психологии и теории обучения представлена развернутая характеристика конструктивистской парадигмы педагогической социализации личности как теории обучения и развития базовых компетентностей личности. И дана развернутая экспозиция интеракционного конструкционизма как методологии конструктивистской педагогики образования компетентной личности.
Содержание программы Е.В.Руденского раскрывает педагогическую трактовку феномена «компетентность личности» как цели образовательного процесса, объясняет структуру этого феномена и обосновывает понимание социализирующего знания как средства конструирования компетентной личности.
Представленная в программе теоретическая экспозиция дидактической системы конструктивистской педагогики образования компетентной личности, а так же развернутое описание институтционально-организационной, технологической и критериально-оценночной систем конструктивистской педагогики образования компетентной личности выводят на концептуализацию профессиональной подготовки педагога – иноватора, педагога – конструктивиста.
Программа разработана на основе концептуальной интерпретации дидактических систем компетентностного образования американских и европейских государств и собственного опыта работы автора как педагогического психолога и как педагога-конструктивиста, социолога-аналитика и социального терапевта в течение последних 15 лет.
Программа концептуально-методологического курса профессора Е.В.Руденского ориентирована на реконструкцию профессионально-педагогического мышления преподавателей, организаторов образовательных учреждений и разработана по законам конструктивисткой дидактики образования компетентной личности.
Она дает возможность произвести субъективную рефлексию дидактических позиций и концептуальных ориентаций преподавателя современной российской школы.
Это дает возможность рассматривать программу концептуально-методологического курса как дидактическое основание развития инновационного мышления современного преподавателя российской системы образования.
Программа является логическим итогом развития Е.В.Руденским, дидактики педагогического конструктивизма. Научно-педагогической теории, которую автор разработал в процессе исследования теоретических и экспериментально-педагогических оснований развития дефекта социализации личности в образовательном процессе школы и создания дидактики критического конструктивизма – виктимологии образования как методологии педагогической рефлексии актуальных проблем развития личности в современной социально-экономической и социально-политической ситуации, которая сложилась в России.
В программе на базе разработанных авторов концептов и систем конструктивистской педагогики образования компетентной личности интегрированы теоретические и методические концепции психологии личности, педагогической психологии, социальной психологии, общей и социальной педагогики, культурологи, антропологии, социологии и социальной философии.
Такой интеграционный синтез позволил впервые в отечественной педагогике представить когнитивное конструирование личных компетентностей как содержание педагогической социализации и как механизм становления когнитивной компетенции личности.
Когнитивная компетентность как индикатор способности к непрерывному образованию – умения учиться рассматривается в программе Е.В.Руденского как основная базовая характеристика современной социально эффективной и психологически адаптивной личности.
Логика программы выстроена на основе разработанной К.А.Абульхановой – Славской концепции социального мышления и представляет собой педагогический проект развития методологического мышления магистрантов, аспирантов, докторантов, методологов и технологов образования.
Содержание программы
Концептуально-ориентирующий модуль:
Критический конструктивизм социально-генетической виктимологии образования – методология рефлексии проблем педагогики образования компетентной личности
Основные позиции концепта:
• Социально-генетическая виктимология образования как практика критического конструктивизма российской педагогики;
• Метод критического анализа как рефлексивное конструирование проблем образования компетентной личности;
• Феномен «компетентная личность» как категория конструктивистской педагогики;
• Социально-генетическая виктимизация как деструкция компетентной личности;
• Критическое конструирование механизма социально-генетической виктимизации личности в образовательном процессе;
• Рефлексивно-формирующий смысл критического конструктивизма социально-генетической виктимологии образования;
• Методологическая сущность критического конструктивизма социально-генетической виктимологии образования.
Концептуально-философский модуль:
Социально-генетический конструктивизм - педагогическая философия образования компетентной личности
(конструктивистская парадигма
педагогической социализации личности)
Основные позиции концепта:
• Конструктивистская парадигма социализации;
• Социально-генетический конструктивизм;
• Компетентность личности как когнитивный конструкт и конструктивный результат образовательного процесса;
• Когнитивное конструирование – теория обучения и развития личности;
• Когнитивное обучение – метод развития личности;
• Когнитивный потенциал личности – основание для самоутверждения и самореализации.
Концептуально-теоретический модуль:
Конструктивистская парадигма социализации:
теоретический концепт
конструктивистской педагогики образования компетентной личности:
Основные позиции концепта:
• Теоретические источники конструктивистской парадигмы педагогической социализации личности в образовательном процессе.
• Социализирующее знание как инструмент когнитивного конструирования компетентностей личности.
• Интеракция как социально-психологический механизм когнитивного конструирования компетентностей личности.
• Рефлексия как социализационный механизм конструирования компетентностей личности.
• Идентификация как механизм конструирования когнитивного типа личности
• Индивидуализация как механизм конструирования социальной субъектности личности
• Аккомодация как механизм конструирования социального интеллекта личности
• Ассимиляция как механизм конструирования социальной адаптированности личности
Концептуально-методологический модуль:
Интеракционный конструкционизм:
методологический концепт конструктивистской педагогики
образования компетентной личности.
Основные позиции концепта:
• Интеракционный конструкционизм как субъективная модификация конструктивизма
• Принцип реципрокного детерминизма
• Принцип когнитивного активизма
• Принцип интеракционного активизма
• Принцип субъективизации социализирующего знания
• Принцип коммуникативного детерминизма конструктивиского активизма
• Принцип кооперативного интеракционизма
• Принцип интерпретативного диалогизма
• Принцип рефлексивного конструкционизма
Концептуально-целевой модуль:
Компетентностный концепт
конструктивисткой педагогики образования компетентной личности
Основные позиции концепта:
• Компетентность как когнитивный конструкт личности
• Когнитивно-компетентная личность - цель конструктивистской педагогики образования компетентной личности……
• Педагогическая интерпретация морфологии компетентности как когнитивного конструкта
• Социализирующее знание – формирующий элемент когнитивного конструкта профессиональной компетенции личности
• Интерпретация - функциональный элемент когнитивного конструкта профессиональной компетенции личности
• Рефлексия прагматики знания - аксиологический элемент когнитивного конструкта профессиональной компетенции личности
• Рефлексия смысла знания – мотивационный элемент когнитивного конструкта профессиональной компетенции личности
Концептуально-дидактический модуль:
Дидактическая система
конструктивистской педагогики образования компетентной личности
Основные позиции концепта:
• Системный характер конструктивистской дидактики образования компетентной личности
• Интеракционная дидактика конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Коммуникативная дидактика конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Лингвистическая дидактика конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Интерпретативная дидактика конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Рефлексивная дидактика конструктивистской педагогики образования компетентной личности
Организационно-педагогический модуль:
Институтционально-организационная система
конструктивистской педагогики образования компетентной личности
Основные позиции концепта:
• Социализирующая интеракция как организационно-педагогический элемент конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Социализирующая аттракция как интегративный элемент конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Социализирующая интеракционная система образования как организационная основа конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Педагог-конструктивист – менеджер интеракционной системы образования
• Конструирование компетенций – содержание социализирующих интеракций
• Когнитивная психомеханика конструктивистской деятельности учащегося в интеракционной системе образования компетентной личности
Технологический модуль:
Технологическая система
конструктивистской педагогики образования компетентной личности
Основные позиции концепта:
• Тренинг как технологический принцип конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Социально-когнитивный конфликт – технологический триггер конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Событийная основа конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Интерактивный когнитивный сценарий – технологическая программа конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Ролевые игры – технологические инструменты конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Когнитивно-развивающая технология конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• .Экспериментально-обучающая технология конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Рефлексивно-обучающая технология конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• . Интерпретативная технология конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Коммуникативная технология конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Исследовательский принцип технологической системы конструктивистской педагогики образования компетентной личности
Модуль критериев оценки педагогической результативности:
Критериально-оценочная система
конструктивистской педагогики образования компетентной личности
Основные позиции концепта:
• Компетентностная концепция критериально-оценночной системы конструктивистской педагогики образования компетентной личности
• Критерий интеллектуальной автономности
• Критерий социальной адаптивности
• Критерий социальной идентичности
• Критерий социально-психологической пластичности
• . Критерий ассертивности
• Критерий социальной зрелости
• Критерий ответственного субъективизма
Концептуально-ориентирующий модуль:
Концепция профессиональной подготовки
педагога-конструктивиста
Основные позиции концепта:
• -концептуальная экспозиция системы компетентностей педагога-конструктивиста;
• -характеристика конструктивистской деятельности как образования;
• - экспликация системы личностного и профессионального потенциала педагога, необходимого для выполнения конструктивистской деятельности в образовательном процессе;
• - проект программы подготовки педагога к конструктивистской деятельности в образовательном процессе.
Опубликовано на Порталусе 03 апреля 2010 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): социальногенетический конструктивизм, психодидактика когнитивной социализации, конструктивиская трактовка компетентности. →
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK