Тем не менее, актуальность данной проблемы обусловлен тем, что в 21 веке женщина добилась права быть образованной, избранной обществом, оставаясь такой же любимой и желанной для мужчин.' > Тем не менее, актуальность данной проблемы обусловлен тем, что в 21 веке женщина добилась права быть образованной, избранной обществом, оставаясь такой же любимой и желанной для мужчин.' > Тем не менее, актуальность данной проблемы обусловлен тем, что в 21 веке женщина добилась права быть образованной, избранной обществом, оставаясь такой же любимой и желанной для мужчин.'> Тем не менее, актуальность данной проблемы обусловлен тем, что в 21 веке женщина добилась права быть образованной, избранной обществом, оставаясь такой же любимой и желанной для мужчин.' /> Тем не менее, актуальность данной проблемы обусловлен тем, что в 21 веке женщина добилась права быть образованной, избранной обществом, оставаясь такой же любимой и желанной для мужчин.' />
Рейтинг
Порталус

ЖЕНСКАЯ САМОБЫТНОСТЬ И ЕЕ ВАРИАЦИИ В ДРАМАТУРГИИ ДЖОРДЖА БЕРНАРДА ШОУ

Дата публикации: 05 сентября 2010
Автор(ы): Ефименко Е.А.
Публикатор: princesa
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1283674320


Ефименко Е.А., (c)

УДК 802.0(73)-2
Е.А. Ефименко,
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского,
Ул. Ялтинская 4, Симферополь, Украина, 95007,
eka7647@yandex.ru



ЖЕНСКАЯ САМОБЫТНОСТЬ И ЕЕ ВАРИАЦИИ В ДРАМАТУРГИИ ДЖОРДЖА БЕРНАРДА ШОУ


Е.А.Ефименко

Статья посвящена исследованию феминистического движения в произведениях Дж.Бернарда Шоу, позволившего рассмотреть женщину как личность, взаимодействующую с обществом и культурой, что и составляет социокультурную целостность
Ключевые слова: принцип всестороннего реалистического обощения, феминизм, «эмансипация женщины», социокультурная реальность, прием контраста, отсутствие произвольного авторского вмешательства в действия и поступки героев, прием обрисовки характеров героев, принцип равенства.

The article is dedicated to the investigation of the feminist movement in the plays of Bernard Shaw. The society, particularly, the woman was regarded as a personality. Her close connection with society and culture itself made up, in general, socio-cultural integrity.
Key words: principal of full realistic generalization, feminism, empowerment of women, socio-cultural reality, the device of contrast, the absence of arbitrary interference in the author’s actions and deeds of heroes, the principle of equality.


Вступив в третье тысячелетие, человечество осознало невозможность решения глобальных, региональных и локальных проблем только в рамках традиционных парадигм социокультурного развития, таких как проблемы культуры, проблемы развития общества; проблемы человеческой уникальности, индивидуальности и идентичности.
В связи с этим разработка альтернативных концепций последней стала актуальнейшей задачей сегодняшнего времени, над которой работают представители всех гуманитарных и социальных наук. Наиболее активно поиски в данном направлении ведутся в рамках феминистских исследований, что связано, во-первых, с так называемыми, "женской революцией" и "женским фактором", которые "настойчиво врываются в современную картину мира, требуя переосмысления предельных оснований современной цивилизации"; во-вторых, с междисциплинарным характером самих исследований.
Современная феминистская мысль основывается на сильнейшей мировоззренческой трансформации, радикальным образом изменившей экзистенциальный статус женщины. Ранее действовавшая абстракция, в рамках которой под "человеком вообще" понимался, в сущности, только мужчина, на сегодняшний день перестает работать[4].
Так как различия мужского и женского начала требовали равной их репрезентации в реальных картинах мира, социокультурная реальность и парадигмы ее дальнейшего развития нашли свое отражение в пьесах Джорджа Бернарда Шоу, таких как "Пигмалион". "Святая Иоанна", "Майор Барбара", "Профессия Миссис Уоррен", "Цезарь и Клеопатра".
Данная проблематика не теряет свою актуальность и поныне, так как продолжает волновать многих исследователей, в число которых входят и социологи, и политологи, и философы, историки, анторопологи, писатели.
Джордж Бернард Шоу-выдающийся английский драматург, критик, романист и гражданский деятель, был одним из представителей «новой драмы», затрагивающий актуальные общественные конфликты. Создав собственную, целиком оригинальную театральную эстетику-интеллектуальный проблемный реалистический театр, Шоу, с помощью своих излюбленных художественных средств, о которых будет сказано ниже, старался влиять на сознание читателей и зрителей художественными произведениями-пьесами, в которых писатель имел целью- заставить человека по-новому и беспристрасно взглянуть на традиционные ценности, освободить его от власти устаревших стереотипов[5].
Довольно странно, что именно Джордж Бернард Шоу раскрыл данную проблематику в своих произведениях, ведь, как известно, многие его считали «женоненавистником». Однако существует один фактор, имевший большое значение для формирования его мировоззрения и эстетики по отношению к «женскому вопросу»: Шоу был ирландцем по национальности, а не англичанином. Он принадлежит к группе так называемых англо-ирландских писателей. Почти все они были смелыми новаторами в околице искусства слова. Здесь следует вспомнить хотя бы такие имена, как О.Уайльд, У.Б.Итс, Д.Джойс, без которых просто невозможно вообразить историю мирового модернизма ХХ столетия. Кажется, что сложное положение этих художников внутри британской культуры предопределяло их своеобразное художественное мировоззрение. Им было тесно в провинциальном Дублине и не очень уютно в Лондоне, где они всегда оставались чужеземцами и имели своеобразный комплекс «изгнанников». Это отчуждения ирландских деятелей культуры в Лондоне ощущалось в особенности остро на фоне той отчаянной борьбы, которая развернулась в конце XIX-начала XX столетий вокруг «ирландского вопроса»-борьбы Ирландии за свою независимость, которая была неотрывна от религиозных расхождений между этими частями Большой Британии. По этим причинам именно англо-ирландские писатели одними из первых в ХХ столетии на собственной судьбе ощутили те коллизии, которые определяют самочувствие современного человека, и сумели найти адекватный художественный язык, чтобы раскрыть в своих произведениях всю масштабность этой трагедии [ 5 ].
Целью данного исследования является определение роли и значимости феминизма. На примерах героинь из пьес Шоу показать их женскую самобытность.
Иногда Джорджа Бернарда Шоу называют «феминистом»[5], так как он посвятил всю свою жизнь изучению проблемы женщины в обществе. Он показал найлучшие образцы женщин-феминисток в своих пьесах, а также доказал правоту каждой из них, используя свои излюбленные средства, приемы и принципы.
Само слово "feminisme" (от латинского feminina-женщина) придумал французский теоретик социализма Шарль Фурье в начале ХIX века. Он писал о "феминистке", о "новой женщине", которая изменит общественную жизнь и, в то же время сама изменится в обществе, основанном на ассоциации и взаимности. Фурье был убежден, что "расширение прав женщин- это главный источник социального прогресса"[ 6 ].
Синонимом слова "feminisme"можно назвать термин "эмансипация женщин". Эмансипация (от латинского "emancipatio)-у римлян означало освобождение из-под отцовской власти. Отсюда произошло общее значение-освобождение от зависимости и ограничения[1].
Изначально мужчины видели женское предназначение, "женскую природу" в единственном занятии-обслуживании мужчин, женщинам буквально навязывалось теплично-кухонное воспитание, на благо и удовольствие их повелителей.Совершенно с другой стороны подошел к "женскому вопросу" Джон Стюарт Милль. В "Порабощении женщин" он писал:"Все женщины с детских лет воспитываются в вере, будто в идеале характер женщины резко отличается от характера мужчины: женскому характеру присуще не своеволие, не умение управлять собой, а покладистость, уступчивость давлению со стороны.Мораль твердила им, будто эмоциональной внутренней сущности женщины соответствует предназначение жить для других, умение целиком отвлечься от себя и не иметь иной жизни, кроме растворения в нуждах близких"[ 7]
] Обратившись к истории Франции, Джордж Бернард Шоу подчеркнул проблему женского бесправия и зависимость от мужчин в условиях того времени, в котором жила одна из его героинь-Жанна Д'арк.Согласно установленному регламенту взаимоотношений, социальный характер неравенства полов утверждался под мощным давлением морально-этических норм, создавшихся во французском менталитете двух стереотипов-«сильный» и «слабый» пол, -а также на основе многочисленных фактов притеснений женщин[7].
Новую концепцию феминистической мысли принесла Жанна Д’арк, заявившая о себе во французском обществе как «эксцентричная, благочестивая католичка; вдохновительница крестового похода против гуситов»[3, c.345].
В обрисовке характера Жанны Шоу впервые художественно применил принцип всестороннего реалистического обобщения, представляющего органично как типическое, так и индивидуальное в целом; овладев методом реалистической типизации не в узких рамках, а в широкой вместительной раме драмы, охватывающей всю жизнь героини[8].
В новом реалистическом качестве образ Жанны предстает уже с первых глав. Характер героини дан здесь не только в настоящем, -в своем сложившемся виде, но показан и в истории его развития, в динамике становления, формирования. По дальнейшему ходу, в фабульном развертывании драмы, этот, уже сложившийся характер, «дорисовывается», выступает все отчетливее и яснее. В разнообразной житейской обстановке « с приятным голосом, уверенная; «Доброе утро, капитан.Не беспокойтесь, капитан ,тут все в порядке. Мой господин-это Царь Небесный»[3,c.405] , в различных фабульных положениях, например, в разговоре с Робертом: «По-твоему, снять осаду с города, так же легко, как загнать корову с пастбища? Ты думаешь, воевать-это так, пустяки, всякий может? – Я думаю, это не так уж трудно, если Бог на твоей стороне и ты готов предать свою жизнь в его руки» [3,c.412], где образ Жанны раскрывается всеми своими сторонами, отсвечивает всеми гранями. Наконец, в последнем акте на этот образ накладываются некоторые новые черты, открывающие перспективы его дальнейшего развития, определяющего его возможную будущую судьбу, которая остается за пределами актов драмы. Основной художественный прием, с помощью которого особенно рельефно вырисовывается характер Жанны – прием контраста. На контрасте-сопоставлении противоположностей- строятся не только отношения «главного лица» со своей классовой средой
[8]. Контраст между Жанной и Бодрикуром прямо и резко обозначен Шоу: « Дева? Какая еще дева? Что ты говоришь?- Та самая, сир. Из Лотарингии. Из Домреми.-Тридцать тысяч громов! Пятьдесят тысяч чертей ! Значит, она еще здесь-эта девчонка, которая два дня назад имела нахальство требовать свидания со мной и которую я велел тебе отправить к отцу с приказанием от моего имени задать ей хорошую трепку?»[3,c.403]; или же «Я не дитя, я взрослый мужчина и отец семейства, и не желаю, чтобы меня еще чему-то учили»[3,c.421].
Для наибольшего прояснения характера Жанны, Шоу пользуется приемом своебразного «историзма», который был применен им в отношении главной героини драмы: ставит вопрос о «причине» возникновения детской наивности и простоты , и сразу же отвечает на него, показывает среду, в которой эта черта развилась. Ее беспечность «Капитан! У вас вокруг головы сияние, как у святого!»[3,c.414].-результат совершенной оторванности от реальной действительности. Носительница передового общественного сознания, передовых освободительных идей, была далека от народа- в этом трагизм всего периода революционного движения, лидером которого была Жанна. В этом причина катастрофы- сожжение на костре- поставившей перед всеми мыслящими людьми «великий вопрос» о прояснении гибели.
В «Святой Жанне» не только нет ответа на вопрос «А почему они так поступили?», но нет и прямой постановки его. Драма Шоу о современной французской действительности, почти что о текущих днях, вся пронизана дыханием современности. В трагическом исходе индивидуальной судьбы Жанны- представительницы французской молодежи XVII века, оторванной, далекой от народа, явственно сквозит общая проблематика эпохи.
Одним из основных творческих принципов, лежащих в основе его реалистического метода, было отсутствие произвольного авторского вмешательства в действия и поступки своих героев, которые должны были вести в соответствии с их характером и условиями окружающей действительности.
Наличие у Жанны передового сознания- несомненно. Столь же несомненно и ее критическое отношение к окружающему. Свидетельство этому- уже ее уход из «света». Таким образом, участие Жанны в революционном перевороте не противоречило исторической действительности. Но не противоречило ли бы оно ее образу, логике ее характера?
Одно из основных свойств и качеств реализма Шоу-верность героев своим характерам, но вместе с тем сами их характеры -не нечто раз навсегда данное, остановившееся, застывшее; наоборот, как и в самой жизни, они находятся в состоянии постоянного движения, развития.
Новаторство Шоу особенно рельефно проявляется в приемах обрисовки характеров героев. Образ Жанны выступает перед нами из ее речей, размышлений, приобретающих подчас характер внутреннего монолога, разговоров, реплик: « Я вдохну в тебя мужество. Нельзя, Чарли. Ты должен выполнить свое дело, которое возложил на тебя Господь»[3,c.429]; « Ты еще не король, дружочек. Ты только дофин. И пусть тебе не морочат голову»[3,c.429].
Благодаря Жанне Франция была освобождена от англичан; открыто заявив о своих правах, она смело бросила вызов обществу, ущемляющего права женщин. Недаром в 1792 году, в написанной «Декларацией прав женщин и гражданки», писательница Олимпия де Гуж заявляла о причине национального несчастья и нравственного разложения общества, которую видела в игнорировании и забвении женских прав, «тирании сильного пола»[ 7 ].
Недаром Бернард Шоу, посвятивший всю свою жизнь проблеме положения женщины в обществе, выдвигал свою теорию, направленную на созидание женщины в обществе.
Иначе подошел к проблеме положения женщины в обществе А.Бебель. Он пишет: «Женский пол в своей массе страдает в двойном отношении: во-первых, он страдает вследствие социальной и общественной зависимости от мужчин- эта зависимость может быть ослаблена, но не устранена формальным уравнением женщин перед законом и в правах. Во-вторых, он страдает и от экономической зависимости, в которой находятся женщины»[7]. А.Бебель бы уверен, что освобождение человечества невозможно без социальной независимости и равноправного положения полов[7].
В пьесе «Пигмалион» Бернарда Шоу нашел один из главных источников социальной независимости и равноправия положения женщин в обществе наряду с мужчинами. И данным источником стало образование.
Роль образования в жизни общества стала возрастать во второй половине ХIХ века, когда на первый план стала выдвигаться такая проблема, как проблема неграмотности. Свыше миллиарда мужчин и женщин совершенно или частично не способны были пользоваться письменным словом[12].Продвижение вперед невозможно было без крупного прорыва в областях ликвидации неграмотности среди широких масс населения.
Такой прорыв обществу могло обеспечить образование. Образование давало и дает устойчивую позицию женщины в обществе.
Именно в устойчивом обществе мужчина и женщина, в частности, имеет больше шансов занять лидерские позиции[9]. Равноправное положение женщины в обществе существенно изменяет конкретный выбор ее жизненного пути[9].Как и показал эпизод из пьесы Шоу «Пигмалион», где Элиза сообщает профессору Хиггинсу о своем желании уйти: «Вам придется обходиться без меня. Не воображайте, что уже наступили мне на горло, что надо мной теперь можно издеваться. Я умею вежливо и любезно разговаривать с людьми. Я дам объявление в газете, что ваша герцогиня- простая цветочница, которую вы обучили, берется сделать то же самое из любой уличной девчонки»[3, c.323, 328,329].
Уже в настоящее время, в 21 веке, в эпоху «Великих Дам», С.Алексеев отмечает, что спрос на качество современной женщины в обществе возрастает. И в такой женщине заложена гармония не только с ее внутренним миром, но и с окружающим ее пространством, ее стремление созидать[13].
Скрывая многие тысячелетия замысел Адама, создавшего Женщину, для того, чтобы она была ему «проводником высшего качества» к космической информации и космической энергии, мужчины сами помогут Женщинам стать Лидерами и реализовывать их высшее предназначение[13].
В следующей пьесе «Цезарь и Клеопатра» Шоу нарисовал другой пример женщины, женщины сильной и властной.
Впервые движение по особождению женщины в египетском обществе были предприняты тогда, когда Саад Загълюль призвал всех женщин, пришедших на его выступление, снять с лица вуаль[2].
Не все мужчины в те времена способны были постичь, в чем истинное предназначение женщины[7].
Но прогрессивные здравомыслящие мужчины понимали, что принцип, регулирующий отношения между двумя полами, а именно узаконенное подчинение одного пола другим, несправедлив в своей основе и является одним из препятствий на пути человечества к совершенству. И этот принцип следовало заменить принципом равенства, не допускающим никакой власти или привилегий ни для одной из сторон, равно как и признания несостоятельности какой-либо из них[7].
На принципе равенства и построил свою пьесу Бернард Шоу, где Цезарь делает попытку возвести Клеопатру в ранг царицы: «Как бы сердце твое ни трепетало от ужаса, как бы ни был для тебя страшен Цезарь, ты должна встретить его как мужественная женщина и великая царица»[14,c.401]; или же « Птолемей и Клеопатра будут царствовать в Египте вместе»[14,c.411].
Данный пример показал насколько важно было вовлечение женщин в политическую систему страны. Оно отражало и качество, и могло способствовать нахождению и установлению более эффективных организационных моделей в политике, а также достижению женщин паритета с мужчинами в сфере политики[7].
Как и в пьесе «Цезарь и Клеопатра», так и в «Майор Барбара», Шоу выдвигает проблему достижения женщинами паритета с мужчинами не только в сфере политики, но и в социально-общественное среде. Его героиня- Барбара –руководитель общественной организации «Армия Спасения» .В лице Барбары представлен образ женщины-суфражистки, заявляющей о себе как самостоятельной личности: «Чем мы будем их кормить?», «Не могу же я говорить о вере человеку с голодными глазами?»[15,c.43]; « Нет. Армию нельзя купить. Нам нужна ваша душа, Билл» [15,c.45]; «Я не продаюсь, и Армия не продается. Вы не будете знать ни минуты покоя, пока не придете к нам. Вы не можете бороться против собственного спасения» [15,c.45].
Суфражизм сыграл немаловажную роль в развитии идей феминизма и предоставил женщинам право к открытой как политической, так и общественной деятельности, обеспечивая тем самым их социальное равенство с мужчинами. Здесь также Шоу применяет принцип равенства, подчеркивая социальную значимость женщины в обществе, ее желание работать и помогать людям.
Идеи современного немецкого философа Ф.Тенбрук и российского ученого Л.Г.Ионина позволили представить репрезентативную культуру, выделяющую духовные и социокультурные основания феминизма[4].
На примере пьесы « Профессия Миссис Уоррен», использовав принцип всестороннего реалистического обобщения, Шоу представляет образы героинь – Миссис Уоррен и ее дочери Виви- в совершенно разных ипостасях их культурной жизнедеятельности. Несмотря на свой юный возраст, Виви уже начинает предьявлять новые требования обществу: «вся светская мораль- сплошное притворство»[14,c.130]. Виви, равнодушно воспринимает всю ту пустую светскую жизнь, к которой привыкла ее мать: «……мне нужна работа, нужно зарабатывать больше….мне лучше выбрать свою дорогу и идти по ней до конца»[14,c.130, 132]. В то время как Миссис Уоррен диктует ей свои условия: «…..со своим образом жизни; скажите пожалуйста! Еще чего! Образ жизни у тебя будет такой, какой мне вздумается, вот и все»[14,c.98]. Главный конфликт в пьесе происходит оттого, что каждая из женщин не может уступить друг другу: одну интересует настоящее, а другую- будущее.
Сегодня с понятием «западное общество» связываются такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство, массовая культура и феминизм[10]. С изменением роли женщины в обществе, изменились жизненные устремления, существенно преобразовавшие духовные ориентиры общества. Одной из главных жизненных установок стала борьба во всех ее проявлениях как неотъемлемый элемент жизни[10]. Одних она определила быть богами, других- людьми, одних сделала рабами, других- свободными. Такая установка постепенно привела к разрыву тесных связей, в частности, семейных.
«Мама, вам никогда не приходило в голову, что у меня тоже есть свой образ жизни, как у других людей?»[14,c.98],-говорит Виви Миссис Уоррен, пытаясь признать свое право, свободу, самостоятельность.
Таким образом, так называемый «принцип западного общества», который нашел свое отражение в упомянутых мною пьесах Бернарда Шоу, в основе которого предполагался индивидуализм, признававший права личности, ее свободы, самостоятельность и независимость от государства определил новизну проведенного мною исследования. Он поднял на вершину материальное благополучие и общественное признание, к которому стремились героини благодаря своему упорному труду, вере в свои силы. В этой «великой американской мечте», которой вдохновлялось не одно молодое поколение, проявились такие важные духовные ценности западной цивилизации, как высокая ценность достижений и успеха[10]. Это и определило весь ход феминистического движения –желание «преодолеть, суметь, добиться».
« Я хочу быть продавщицей в цветочном магазине, а не торговать фиалками на углу Тотенхэм-Корт-Роуд»,-говорит Элиза их пьесы «Пигмалион», а через несколько месяцев она становится владелицей собственного магазина;
«Теперь, когда Цезарь дал мне мудрость, мне нет дела до того, нравится мне что-то или не нравится: я делаю то, что должно делать, мне некогда думать о себе. Это не счастье, но это величие»[14,c.448]; « Если бы я была на вашем месте, я, может быть, делала бы то же, что и вы; только не стала бы жить одной жизнью, а верить в другую» [14,c.132].
Несмотря на то, что конфликт во французском обществе привел к сожжению на костре Жанны, она утвердилась в истории Франции как святая воительница. Обращение к Жанне не случайно, в связи с тем, что она стала Спасительницей, вызывающей желание, поклонение. Она утвердила жизнь как ум и была тем недосягаемым превосходством, которое превратило ее в достоверный исторический и человеческий феномен[3,c.366].


















Список литературы

1.www.online-Энциклопедия «Кругосвет»
2.www.crimean.org/forum
3.Шоу Б. Избранные произведения. -М.:Панорама,1993.С.558
4.Яновский Р.Г.Женщина и общество: социально-политический аспект//Социс.-1992,-Хэ5.-с.33
5. letter.com.ua/sel.php?lit=Афоризмы, крылатые выражения, цитаты, поговорки, высказывания
6. Фурье Ш. Теория четырех движений и всеобщих судеб.-М., 1938.С.174
7. Успенская В.И.Суфражизм в истории феминизма // Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997.С.70-80
8. www.rvb.ru/pushkin/03articles/04_1eo.htm-
9. www.women.far.ru/main.php?p=women/carier&pp=work4- Энциклопедия настоящей женщины
10.Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Иванова Л.Ф. Человек и Общество, часть 2.
11.www.revolution.allbest.ru/sociology/00036321_0.html Социальное значение образования и факторы его эффективности в современном обществе.
12. www.yaroslavova.ru/main.mhtml?Part=17&PubID=16 Женщина XXI века: Великий алхимик Великих мужчин или проводник в личный «Золотой век»
13.Шоу, Бернард. Избранные произведения в двух томах.-Т.1.: Гос.изд.худ.лит.,1956.С.733
14.Шоу, Бернард Избранные произведения в двух томах.-Т.2.: Гос.изд.худ.лит., 1956.С.665

Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): принцип всестороннего реалистического обощения, феминизм, «эмансипация женщины», социокультурная реальность, прием контраста, отсутствие произвольного авторского вмешательства в действия и поступки героев, прием обрисовки характеров героев, принцип равенства.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама