Рейтинг
Порталус

История Элизы Дулиттл как один из образцов самореализации молодежи

Дата публикации: 05 сентября 2010
Автор(ы): Ефименко Е.А.
Публикатор: princesa
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1283674495


Ефименко Е.А., (c)

УДК 456 38 43
Е.А. Ефименко,
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского,
Ул. Ялтинская 4, Симферополь, Украина, 95007,
eka7647@yandex.ru





История Элизы Дулиттл как один из образцов самореализации молодежи


Эта статья посвящена проблеме личности на примере образа Элизы Дулиттл из пьесы Дж.Бернарда Шоу «Пигмалион», ее самореализации и совершенства в обществе.

Ключевые слова: социокультурная идентичность, гуманизация, система «учитель-ученик», «преподаватель-студент»,онтогенез, принцип «игры», культурные детерминанты личности, принцип информационной гуманности, социализация, принцип мультимедийности, самооценка, инт-рапсихологические процессы, сознание индивида, саморегуляция, самореализация, рефлексия, эмпатийность, креативность, принцип единства сознания и деятельности.

This article is devoted to the problem of personality. As an example, it was chosen the image of Eliza Doolittle from the play of G.B.Shaw “Pygmalion”. It is concentrated on her self-realization and perfection in society.

Key words: socio-cultural identity, humanization, system of “teacher-pupil”, “teacher-student”, principle of game, ontogenesis, cultural determinantas of personality, principle of informative humanity, socialization, self-appraisal, consciousness of individual, self-regulation, self-realization, reflection, creativity, principle of unity of consciousness and activity, principle of multi-media, inter-psychological processes.


Решение проблем человека включает в круг своих интересов и проблемы культуры, поскольку сущность человека, и проблемы антропогенеза, и экзистенциальные проблемы человека-это не только и не столько проблемы «заброшенности человека в этот мир», это в первую очередь проблема нахождения человека в контексте культуры, его естественного стремления к самоутверждению и антропологической, и социокультурной идентификации, которая невозможна без обращения к культурным механизмам.
Данная проблематика не утрачивает своей актуальности и в наше время.
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно представителям молодежи, для которых данное утверждение является их жизненных кредом[3[.
Наше общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия[2].
Так, целью данного исследования является рассмотрение личности человека как самоцели развития, критерия оценки социального процесса в условиях гуманизации жизни общества.
Само понятие «гуманизация» представляет собой ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса[4].
Развитие личности становится предметом исследования в образовательном контексте многих культур, в частности, английской на примере пьесы «Пигмалион» Джорджа Бернарда Шоу.
Критерии к оценке самой личности педагога в условиях гуманизации жизни общества диктуют новые требования: если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу-способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Меняются отношения в системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент» для установления связи и успешного сотрудничества, что в свою очередь влечет за собой переориентацию изменений в выбранных педагогом методов и приемов для работы.
Джордж Бернард Шоу –блестящий драматург, классик английской литературы конца XIX-начала XX века, лауреат Нобелевской премии 1925 года, описал один из лучших примеров воздействия человека на другого человека посредством определенных методов, приемов, применяемые в произведении «Пигмалион» профессором Хиггинсом для превращения цветочницы Элизы Дулиттл в светскую даму[5].
Эта пьеса отражает два мира социального общества: мир Вест-Энда и Ист-Энда. Представителями двух слоев обществ движут определенные цели, задачи и побуждения. У всех свой собственный взгляд на жизнь и свои жизненные установки, которые можно потом наблюдать, читая эту пьесу. Несмотря на то, что они все разные, у них есть определенно одно общее качество-сила воли. Нельзя не отметить, что герои пьесы «Пигмалион» являются сильными личностями и благодаря этому каждый из них достигает своих высот, заключая за каждым из них те индивидуальные качества, которые делают их уникальными.
В данном произведении Дж.Бернард Шоу обращает свое внимание на те проблемы, такие как:
-влияние социальной среды
-особенности речевых характеристик языка
- значение правильного произношения человека
- положение женщины в обществе, среди которых особое внимание уделил проблеме значения образования в жизни.
Проблема личности в пьесе «Пигмалион» находится в центре внимания. Следает отметить, что проблема личности-комплексная проблема, которую изучают и философы, и социологи, и психологи, и педагоги.
Задачи выдвинутые на первый план освещают: во-первых, систему понятий, с помощью которых наука описывает поведение личности и ее взаимодействие с
другими людьми и обществом как целым; во-вторых, показать, что личность является не только продуктом, но и деятельным субъектом общественных отношений, что вызывает интерес к внутреннему миру личности, ее «Я»; в-третьих, выяснить рад неразработанных или спорных вопросов социологической теории личности, то есть стадии и механизмы формирования личности и ее самосознания в онтогенезе, проблему отчуждения и вопрос о всестороннем развитии личности в условиях труда.
Говоря о личности, я подразумеваю конкретно данный персонаж-Элизу Дулиттл. Как человек, индивид, она представляет в своем лице мир Ист-Энда: « Ее давно не мытые волосы приобрели какой-то неестественный мышиный цвет. Поношенное черное пальто, узкое в талии, едва доходит до колен. Черты ее лица не хуже, чем у них, но кожа оставляет желать лучшего. К тому же девушка нуждается в услугах зубного врача»[6, c.246].
Профессор Хиггинс заинтересован Элизой как личностью -субъектом деятельности, в единстве ее индивидуальных качеств и ее социальных ролей, одну из которых она представляет как цветочница на углу Тотенхем-Корт-Роуд.
Как опытный педагог-фонетист он ставит задачу перед собой- изучение процесса становления личности представительницы низшего слоя общества[1].
Данный опыт и результат от полученного процесса происходит после усвоение индивидом определенной системы социальных ролей и культуры.
В обыденном сознании ролью обычно называют такой аспект поведения, деятельности лица, который не является для него органичным, переживается как нечто внешнее, ненастоящее, отличное от его «подлинного Я». «Быть в роли»- значит, притворяться, играть, сознавая искусственность собственного поведения.
Так, по принципу «игры» построены взаимоотношения между Элизой Дулитл и профессором Хиггинсом: « О-о-о….ау. Полегче- вы мне пока что не отец!»[6,c.262]; « Что такое жизнь, как не ряд безрассудных поступков? Вот повод для них найти труднее»[6,c.263]; «Если уж я возьмусь вас учить, то буду пострашнее двух отцов» [6,c.262].
Их конкретное взаимодействие протекает в определенной социальной среде. Исторически сложившиеся формы общественного разделения труда, деление общества на классы, социальные институты и нормы поведения «даны» при этом в качестве внешней, объективной реальности, о которой люди должны, нравится им это или нет, сообразовать свои действия[1].
Конечно, социальное положение не предопределяет всех многообразных личных качеств занимающих его людей. Однако общество, класс, социальный институт обладают целой системой воздействий и фильтров, которые формируют и отбирают типы характеров, наиболее пригодных для той или иной деятельности.
Таким образом, в человеческом поведении всегда есть нечто «заданное», стандартизированное (обществом, ситуацией, предшествующим опытом), делающее человека как бы «актером»: « Стоит только женщине сблизиться со мной, как она становится ревнивой, требовательной, подозрительной и чертовски надоедливой»[6,c.269]; «Я научил десятки американских миллионерш правильно говорить по-английски, а это самые красивые женщины в мире. Я человек закаленный. На уроке женщина для меня все равно что полено, и сам я не мужчина»[6,c.270].
Раскрывая культурные детерминанты личности Элизы и ее самосознание, Шоу прибегает к такому принципу , как: принцип информационной гуманности, суть данного принципа предполагает, что все элементы процесса обучения ориентируются на индивидуальные информационные возможности и психологические особенности человека[7].
Разграничение нормативных канонов культуры, фиксирующих правила желаемого или должного поведения, и психологических черт и поступков эмпирических индивидов, отражаемых, легитимируемых и конституируемых этими канонами,- необходимое условие любого психологического и культурологического исследования[1]: «Простите, мисс Дулитл, я оговорился[6,c.282]; «Здравствуйте, мисс Дулитл»[6,c.290]; « …..заняв высокое положение, не следует забывать старых друзей. Мы это называем снобизмом»[6,c.282].
Элизе Дулитл, выросшей в другой среде, достаточно сложно стать членом того общества, к которому принадлежит Хиггинс. В условиях усложнения такой социальной жизни возникает проблема включения личности в социальную целостность, в социальную структуру общества, где основным фактором является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества[17,18]:
Под социализацией подразумевается становление личности, то есть процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему или ей успешно функционировать в данном обществе[8].
В процессе социализации индивид усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.
Следующий принцип, который Шоу применяет в данном произведении, это- принцип мультимедийности, под которым понимается комплексность по форме и содержанию представления информации[7]: «Мы водим ее на концерты классической музыки…; «Я работаю с ней уже несколько месяцев, но она уже сделала потрясающие успехи. У нее превосходный слух, она уже говорит по-английски, уже освоила произношение»[6,c.289,297].
Неоспорим тот факт, что с возрастом человек переживает необратимые психофизиологические сдвиги, которые сказываются и на его личностных качествах, и его взаимоотношениях с людьми: «Почему вы не оставили меня там, где нашли? Что со мной будет? Что со мной будет?»[6,c.302-303].
Любой возраст имеет свои особенности. Но понять эти особенности можно только в сопоставлении с другими возрастами. Особенности каждого возраста проявляются лишь во взаимоотношениях разных возрастных групп, причем характер этих взаимоотношений всецело зависит от социальных условий и сам влияет на многие социальные процессы.
По мере обучения Элизы Дулиттл, внешнее регулирование ее поведения все больше уступает место внутреннему. Если вначале она ориентировалась на оценку ее другими людьми, то впоследствии решающую роль приобретает самооценка.
Процесс формирования личности девушки является изначально социальным. В общении с профессором Хиггинсом и полковником Пикерингом, построенном на игровом принципе, Элиза усваивает целую систему ценностей и идеалов, типичных для данного общества и его специфической социальной среды[1].
Согласно Л.С. Выготскому и его последователям, инт-рапсихологические процессы, то есть внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе интерпсихологических, то есть межличностных, социальных процессов, в которых главным является развитие психики человека как усвоение социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Эти усвоенные формы деятельности, системы знаков преобразуются во внутренние процессы личности. Таким образом, «внешнее» и его «внутренняя» природа оказываются связанными как генетически, так и функционально.
Процесс приобщения индивида к социальному опыту выступает как двусторонний процесс: «либо человек овладевает готовым, заранее данным стандартом общественного сознания, либо те или иные идеи человека становятся общим достоянием, то есть в некотором смысле общественным стандартом. Так или иначе, сознание индивида противостоит общественному сознанию как чему-то внешнему»[1]: « ….я научилась хорошим манерам….раньше я не умела сдерживаться, кричала, ругалась по каждому поводу….Я забыла свой родной язык и могу говорить только на вашем…я буду не в состоянии жить с простым грубым человеком….[6,317,319,327].
Так, в процессе социализации, из простой цветочницы Элиза Дулиттл превращается в светскую даму: « Раз уж я не получу любви, то по крайней мере сохраню независимость….Если вы способны проповедовать, то и я способна преподавать. Я стану учительницей…..берусь сделать то же самое из любой уличной девчонки………….[6,c.328-329].
Рассматривая позицию профессора Хиггинса как педагога, системообразующим элементом его процесса обучения и воспитания является наличие у него творческого подхода к делу[8]. В общеметодологическом смысле творчество-это процесс создания нового вида деятельности, отличной от шаблонной, стереотипной.
В философских учениях под творчеством понимается условие и механизм продуктивного развития. Творчество в аспекте психологии является продуктом мыслительной деятельности, где саморегуляция и самореализация играют важную роль в деятельности педагога. Высший уровень саморегуляции характеризует личность как субъект деятельности, вырабатывающий определенную свою стратегию и тактику поведения. Центральным звеном этого явления выступает рефлексия как познание и самоанализ человеком собственной деятельности[9, 10, 11, 12]. Творческая деятельность контролируется различными видами рефлексии. При решении творческих задач проявляется интеллектуальная и личностная рефлексия. Переосмысление роли рефлексии в процессе обучения в процессе творческого мышления приводит к тому, что строится новый образ «Я» преподавателя.
Не менее важное место в творческом подходе в обучении занимает одна из характеристик творческой управленческой деятельности- эмпатийность. Эмпатия является необходимым условием творчества не только педагога и психолога, но и других руководящих лиц в образовании.
Например, в психологии эмпатия понимается как процесс моделирования «Я» личности другого человека путем формирования личной способности становиться на точку зрения этого другого «Я»: «…..берите пример с этой леди: думайте о чужом будущем, но никогда не размышляйте о своем собственном…..если вы будете слушаться и делать то, что вам скажут, вы будете спать в хорошей спальне, есть вволю, покупать конфеты и разъезжать в такси……….»[6,c.267-268].
Современный преподаватель, по определению Р.Х.Шакурова, обладает внутренней гармонией и целостностью, что обеспечивает эффективное управление в конкретных условиях[13, c.41].
Стоит отметить тот факт, что Бернард Шоу не испытывал большого уважения к тогдашней системе образования и данное произведение-«Пигмалион»-послужило напутствием для молодого поколения, в частности, для молодых педагогов[14].
Управленческо-педагогическая деятельность осуществляется в условиях субъект-субъектного взаимодействия людей в конкретных условиях и в ситуациях большой неопределенности, где креативность становится системообразующим свойством стиля управленческо-педагогической деятельности[12].
При этом применяется при управлении открытые системы, которые определены ориентацией на успех, свободу, жесткость, самоорганизация и склонность к действию.
Анализируя творческий процесс обучения Элизы Дулиттл, позиция профессора Хиггинса с точки зрения педагога следующая:
- он понимает, как педагог , что отличает его от Элизы Дулиттл, пытается вызвать интерес и желание учиться у Элизы, оптимизирует образование засчет своих умений, способностей, так как его цель: « Поймите же, мама, вы даже не представляете себе, как интересно взять человека, наделить его речью и с помощью этой речи сделать его совершенно иным. Ведь это значит уничтожить пропасть, разделяющую классы и души людей»[6,c.296-297]. Он ее добивается за достаточно короткий срок, что и показывает высокий профессиональный уровень его как педагога и психолога; « Я ушла с Уимпол-стрит, я навсегда покончила с Тотенхем-Корт-Роуд»[6,c.319];
- он создает доверие, условия для свободы, зная, что создание доверия требует риска;
- он не ожидает совершенства, но постоянно способствует лишь улучшению качества образованности: « Я ни на секунду не перестаю думать об этой дквушке и ее проклятых гласных и согласных. Я измучился, думая о ней, наблюдая за ней, за ее губами, языком, не говоря уже о ее душе…»[6,c.296];
- он понимает выгоду и том числе потерю от данного пари: « Пари я непременно выиграю. Она уже сделала потрясающие успехи»[6,c.286].
В современной психологии широко представлены теоретические и эмпирические исследования закономерностей развития субъекта в двух отдельно взятых парадигм- гуманистической и экзистенциональной. В теории отечественной психологии С.Л.Рубинштейном функционал субъекта определяется через выбор значимых для личности ситуаций. Он есть качественно определенный способ самоорганизации, саморегуляции, согласования внешних и внутренних условий активности, центр координации всех психических процессов, состояний, свойств. Способностей, возможностей личности соотносительно с объективными и субъективными ( целями, притязаниями, задачами) условиями деятельности общения[1].
Как способ самоорганизации функционал субъекта репрезентирует его в самом общем смысле, где слиты воедино представления о своих потенциальных возможностях, о «Я» настоящем, «Я» будущем, ценностное и этическое отношение к совершаемому[1].
Полученные знания обеспечивают проявление основного качества субъекта-самостоятельности Элизы за счет принципа единства сознания и деятельности. При этом деятельность является онтологической категорией, раскрывающей сущность бытия, способ бытия и бытие человека, а сознание выступает как идеальное, субъективное. Придав сознанию онтологический статус на основе положения детерминизма «внешнее через внутреннее», С.Л. Рубинштейн тем самым подчеркнул субъективный статус внутренней активности-сущности субъекта-самодеятельности в высшем смысле слова[1].
Деятельность субъекта развития обусловливает совершенствование личности, достижение ею той вершины, с которой открываются новые горизонты дальнейшего саморазвития субъекта.
А.В. Брушлинский считает, что личность всегда является субъектом, но надо быть личностью, чтобы стать субъектом[2[.
Исследуя личностные особенности социальных представлений главной героини пьесы «Пигмалион», К.А. Абульханова отмечает, что личность мыслит о внутреннем мире и социальной действительности в целом одновременно очеркивая своим сознанием ту сферу, в которой она осуществляет себя, проходит этапы своего становления на жизненном пути[2]. Ее сознание обеспечивает определенность представления о самоосуществлении в социальной действительности, выявляет связи и противоречия, имеющие всеобщее значение и смысл для данной личности и, таким образом, определяет способ проявления субъекта, его развития: « Как я низко пала после Тотенхем Корт-Роуд. Там я продавала цветы, но не себя. Теперь, когда вы сделали из меня леди, мне не остается ничего другого, как торговать собой. Лучше бы вы оставили меня на улице»[6,c.305].
Элиза Дулиттл нашла свое «Я» в среде того общества, к которому принадлежал профессор Хиггинс, но проблема «заброшенности ее в этот мир-Мир Вест-Энда» оставалась неразрешимой: « C профессором Хиггинсом я навсегда останусь цветочницей, потому что он вел себя и будет вести себя со мной, как с цветочницей»[6,c.318].
Проведенный экперимент с девушкой потребовал пересмотра теории и практики образования как за рубежом, так и в нашей стране.
Данное исследование показывает, что профессиональный педагог должен стремиться уяснить общую философию образования и сознательно подойти к новому поступающему миру. В такой философии должны сочетаться три основных подхода: (1) психологическая теория человеческой персоны, которой следует «давать образование; (2) социальная теория об обществе, которое пытается создать или сохранить распространяемые идеалы культуры; (3) мировоззрение, или космогония, теория о месте человека во вселенной, где он выступает как зритель и актер[1]
Образование является и должно являться непрерывным процессом от рождения и смерти, назначение которого состоит не столько в стяжании знания, сколько в расширении сознания. Знание само по себе мертво, если не влияет на взаимоотношения человека со своим окружением, социальную ответственность, исторические тенденции, частные и мировые условия, а главным образом на эволюцию сознания, вводя безграничные просторы неведомой вселенной в сферу ограниченного человеческого ума: « Ах вы наглая, бессовестная девчонка! Но все равно, это лучше, чем ныть, лучше, чем подавать туфли и находить очки, правда?»[6,c.329].
Образование должно удовлетворять нуждам человеческого духа. Оно должно помогать людям вырабатывать соответствующую личную философию и чувство ценностей; воспитывать вкус к литературе, музыке и искусства; взращивать способность анализировать проблемы и приходить к разумным выводам.
Обучение должно отталкиваться от методов прошлого и обеспечивать сферу для приложения усилий в настоящем, а также нести дальнейшее просвещение тем, кто преуспел или преуспевает в достижении указанных целей. Должно быть обозначено в каждом педагоге профессионального уровня духовное будущее, так как всякая активность, которая ведет человеческое существо вперед к каким-либо формам развития- физического, эмоционального, ментального, интуитивного или общественного указывает на жизнеспособность внутренней сущности человека[15].
Имя Дж.Бернарда Шоу бессмертно в силу того, что он создавал великолепные шедевры зарубежной классики, в которых отразил проблемы не только того времени, в котором он жил, но также и дух современности, в котором живем мы.
Его дух вечно пребывает, прогрессируя от точки к точки и от ступени к ступени по Пути Эволюции, раскрывая неуклонно и последовательно божественные атрибуты и аспекты нашей жизни, в которой образованию отведено, действительно, почетное место.
Таким образом, гуманность-это качество личности, представляющая собой совокупность нравственно-психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности[16].
Давая объективную оценку тому процессу обучения, в которое была погружена героиня пьесы, нельзя сказать, что профессор Хиггинс не добился поставленной цели. Он сделал из Элизы самостоятельную личность, которая впоследствии могла идти вперед сама.
Изменив ее мировоззрение, он изменился и сам, так как в системе «учитель-ученик», «преподаватель-студент», выбирая те или иные методы и приемы в работе, учитель или преподаватель отталкивается, прежде всего, от личности того или иного ученика или студента.
Если преподаватель не начинает «жить» жизнью своего ученика или студента, обучаемый процесс не может называться эффективным в силу одного из главных, пожалуй, факторов- непонимания, непринятия учителем своего ученика или преподавателем-студента.
Нельзя сказать, что профессор Хиггинс действовал неэффективно. Как он сам однажды сказал своему другу-полковнику Пикерингу: « Если я недостаточно вразумительно высказывался, то делал это лишь из боязни ранить ее или ваши чувства»[6,c.264]; « Вы должны понимать это, как человек военный. Ей надо приказывать- вот и все, что требуется»[6,c.268].
Шоу убедил нас очередной раз в профессионализме профессора Хиггинса.
Новизна проведенного исследовании заключается в изменении выбираемых средств воздействия одного человека на другого, в данном случае, подразумевается личность как преподавателя, так и ученицы.



Список литературы

1.Кон И. Социологическая психология.-М.:Московский психолого-социальный институт, Воронежское издательство НПО «МООД8И», 1999.-с.560
2.Зимняя И.А. Педагогическая психология.-М.: Логос, 1999
3.Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1987
4.www.en.wikipedia.org
5.Шоу Дж.Б.Пигмалион/ Shaw G.B.Pygmalion на английском языке Mp3
6.Шоу Б.Избранные произведения.-М.: Панорама, 1993.-с.560
7.www.liceum.uu.ru
8.Молодежь. Образование.Карьера: материалы Международной конференции.-Красноярск, 2008.-с.284
9.Вудкок, М.Раскрепощенный менеджер/М.Вудкок, Д.Френсис.-М.: Дело, 1992.-с.320
10.Кулюткин, Ю.М. Творческое мышление в профессиональной деятельности учителя// Вопросы психологии.-1986-№2-с.21-29
11.Никитин, М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография/М.В.Никитин.-М.: Издательский центр АПО, 2001.-с.221
12.Андреев, В.И.Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: тез.докладов/В.И.Андреев.-Казань, 1981.-с.107
13.Шакуров, РХ. Социально-педагогические основы управления: руководитель и пед.коллектив/РХ. Шакуров.-М.: Просвещение, 1990.-с.208
14.Толстой И. К 150-летию со дня рождения Бернарда Шоу, 2008
15.Бейли, Алиса А. Образование В Новом Веке.-Изд-во:Навна-3, 2001.-с.280
16.www.humanization-edu.narod.ru- Роль гуманизации
17.Карасев, А.М.Социализация молодежи: Методологические аспекты исследования.-2005,№3, с.124-128
18.Ковалева, А.И., Луков, В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы-М.: Социум, 1999.-с.325

Опубликовано на Порталусе 05 сентября 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): социокультурная идентичность, гуманизация, система «учитель-ученик», «преподаватель-студент»,онтогенез, принцип «игры», культурные детерминанты личности, принцип информационной гуманности, социализация, принцип мультимедийности, самооценка, инт-рапсихологические процессы, сознание индивида, саморегуляция, самореализация, рефлексия, эмпатийность, креативность, принцип единства сознания и деятельности.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама