Главная → ПСИХОЛОГИЯ → Открытый урок литературы в 6-ом классе
Дата публикации: 08 ноября 2010
Автор(ы): Ларченко Л.Н. →
Публикатор: lunila
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ →
Источник: (c) http://portalus.ru →
Номер публикации: №1289243127
Ларченко Л.Н., (c)
Учитель: Ларченко Л.Н.
Тема: А.П.Чехов. «Толстый и тонкий».
Анализ рассказа
Цели урока: Дать представление о личности А.П.Чехова ; продолжать
формировать умение анализа эпического произведения; на основе анализа
рассказа попытаться раскрыть природу смешного в рассказе
А.П.Чехова; учить видеть красоту, меткость чеховского слова; развивать
критическое мышление; творческие способности учащихся; воспитывать
нравственность и чувство уважения к классической литературе.
Эпиграфы: «Краткость-сестра таланта»
«Берегите в себе человека»
(А.П.Чехов)
Ход урока
1) Вступительное слово учителя и постановка цели урока.
Мы продолжаем работу над анализом рассказов Чехова. А.П.Чехов-
мастер, словом, деталью, репликой, штрихом может сказать многое. Он
заставляет нас смеяться, грустить и плакать. Смех Чехова, добрый и
весёлый, подчас становится ироничным и грустным. Анализируя рассказ
«Толстый и тонкий»,мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и
грустить Антон Павлович, выявим природу смешного в рассказе, будем
слушать слово писателя, учиться видеть красоту и меткость его. (Запись в
тетрадях темы урока, эпиграфов.)
2) Но прежде чем перейти к анализу рассказа, перелистаем только
несколько страниц его жизни, открывая для себя Антона Павловича, как
удивительного человека и писателя. В этом (2010) 17(29) января
исполнилось 150 лет со дня рождения А.П.Чехова, личность которого
может служить примером интеллигентности, ума, душевной мягкости,
тонкого юмора в сочетании с мужеством и силой воли. (Звучит
«Баркарола» П.И.Чайковского – любимого композитора Чехова.)
Страницы книги об А.П.Чехове, подготовленные ребятами:
• Детство писателя (слайд 1)
• Начало литературной деятельности (слайд 2)
• А.П.Чехов в воспоминаниях современников (слайд3)
• Антон Павлович-врач (слайд 4)
• Подмосковное имение Мелихово (слайд 5)
3) Знакомство с содержание произведения. Чтение рассказа «Толстый и
тонкий» по ролям или инсценировка (слайд 6)
4) Осмысление содержания.
-Итак, мы прослушали рассказ « Толстый и тонкий». Каким он вам показался-смешным, грустным или смешным и грустным одновременно? Над кем и над чем смеётся автор?
Познакомимся с определением юмора и сатиры (Запись понятий в тетрадь) (слайд 7)
Рассказ «Толстый и тонкий» юмористический, с элементами сатиры.
5) Особенности мастера Чехова-юмориста.
Антон Павлович – мастер короткого рассказа, особенностью мастерства
которого является умение писать кратко и то же время ёмко. Давайте
просмотрим, как достигается в рассказе юмористический эффект?
«Юмористические средства в рассказе» (слайд 8)
• Работа над заглавием.
- Какой приём комического обнаруживается в названии рассказа?
(Создание комической пары, антитеза)
• Чехова называют мастером художественной детали.
- Найдите определение этого термина.
Обратимся к началу рассказа.
- Какими выразительными деталями рисует Чехов облик главных героев?
В тетради заполняем таблицу «Толстый» и «Тонкий», где сопоставляем
выразительные детали, используемые автором.
(«Пахло хересом и флердоранжем»,«губы лоснились, как спелые вишни».Богатый, довольный жизнью,состоятельный. «Пахло ветчиной и кофейной гущей»,«навьючен». Бедный, неуверенный в себе,
суетливый.)
Антон Павлович рисует облик героев несколькими выразительными
деталями; сопоставлены запахи, исходящие от приятелей.
- О чём говорит такая деталь «навьючен» ?
• В юмористических рассказах Чехова характер персонажа раскрывается,
как правило, не через описание поступков, а через речь, которая
передаёт строй мыслей и чувств героя.
- Что лежит в основе построения рассказа?
В основе чеховского рассказа оказывается диалог, прямая речь
персонажа, индивидуализированная и полная разнообразных интонаций.
- Обратимся к диалогу, состоявшемуся при встрече двух друзей.
- Какие чувства испытывают герои при встрече?
- Что вы можете сказать о речи Тонкого?
- А что вы можете сказать о речи Толстого?
• Давайте посмотрим на следующий приём создания комического:
неожиданный поворот сюжета, который кардинально изменяет положение действующих лиц.
- Как ведёт себя Тонкий, узнав о служебном положении бывшего одноклассника? Почему он вдруг изменился? ( Работа с раздаточным материалом «Табель о рангах»)
- Какими деталями Чехов подчеркивает изменения, произошедшие с Тонким?
- Как ведёт себя Толстый, увидев реакцию своего одноклассника?
•Карикатурный показ какой-либо черты характера персонажа или
ситуации как способ создания комического.
-Какие чувства отразились на лице Тонкого и почему?
Перед Тонким уже не «друг детства», а «его превосходительство».
- Почему Толстый отвернулся от Тонкого и ушел?
6) Конкурс иллюстраций.
Рассматриваем и обсуждаем рисунки учащихся.
- Вспомните описание героев в рассказе. Всех ли героев вы узнаёте?
- Какие из иллюстраций вы считаете самыми удачными?
7) Обобщение.
- Что высмеивает Чехов в рассказе Толстый и Тонкий?
- Можете вы теперь сказать, почему эпиграфами к уроку я выбрала именно эти высказывания Чехова?
М. Горький так писал об Антоне Павловиче: «Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.»
Домашнее задание:
1) Продолжите сопоставительную таблицу « Толстый и Тонкий».
2) Написать сочинение-миниатюру: «О чем меня заставил задуматься
рассказ «Толстый и тонкий».
3) Подготовиться к уроку внеклассного чтения: « Лошадиная фамилия»,
«Смерть чиновника», «Пересолил».
Опубликовано на Порталусе 08 ноября 2010 года
Новинки на Порталусе:
Сегодня в трендах top-5
Ваше мнение ?
Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK