Рейтинг
Порталус

НОВЫЙ МЕТОД САМОКОНТРОЛЯ И АКТИВАЦИИ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Дата публикации: 25 ноября 2010
Публикатор: Чаусовский Григорий Александрович
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Коррекционная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1290666793


НОВЫЙ МЕТОД САМОКОНТРОЛЯ И АКТИВАЦИИ УРОВНЯ БОДРСТВОВАНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Чаусовский Григорий Александрович, доцент Запорожского национального университета

По данным экспертов ВОЗ, ежегодно в мире в автомобильных авариях погибает более 1,3 млн. человек и к 2030-му году дорожные аварии станут главной причиной смерти, превысив смертность от эпидемий самых опасных болезней. Характерно, что согласно статистическим данным, более 4% всех дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с летальным исходом связано со сном водителя за рулем. Известные методы контроля уровня бодрствования водителя транспортного средства по частоте моргания и кожно-гальванической реакции характеризуются сложным и дорогостоящим аппаратурным оформлением (более 100 у.е.), и позволяют получать сигнальную информацию на завершающих стадиях формирования предсонного состояния. Для минимизации же вероятности возникновения ДТП из-за низкого уровня бодрствования водителя требуется получение сигнальной информации о формировании самых начальных стадий предсонного состояния.
Новизной разработанного метода является комплексный инструментальный мониторинг уровня бодрствования водителя транспортного средства по частоте его зевания (симптоматике начальных стадий усталости) и «кивков» головы (симптоматике засыпания), и автоматической комплексной активации уровня бодрствования приемами арома, цвето, вибро, температурной стимуляции и звукового напоминания о трагических последствиях засыпания за рулем ( с целью самокоррекции поведенческой деятельности водителя на сознательно-подсознательном уровне).
Конструктивно разработка выполнена (см. фото ) в виде оправы для очков, на которой закреплен электронный сенсор угла наклона головы водителя и микротактильный сенсор напряжения челюстных мышц при зевании. Сенсоры (при формировании начальных стадий засыпания - зевании и «кивках» головы) включают комплекс миниатюрных средств активации уровня бодрствования водителя. Этот активирующий комплекс «антисон», закрепленный на оправе очков, состоит из микровибратора, микровентилятора с механически зафиксированным на его лопастях ароматическим аппликатором, светодиодных излучателей голубого цвета и звуковоспроизводящего устройства с функцией предварительной звукозаписи.
Выбор голубого цвета светодиодных излучателей (цветовых стимуляторов системы «антисон») обусловлен тем, что под действием голубой части видимого спектра специализированные световые рецепторы глаз формируют физиологические отклики в виде активации уровня бодрствования, мыслительных процессов и улучшения настроения.
Закрепленный на оправе очков, на уровне лба водителя, микровентилятор с ароматическим аппликатором (пористой подложкой, пропитанной эфирным маслом) включается при появлении симптоматики начальных стадий снижения уровня уровня бодрствования. При этом микровентилятор выполняет функцию как охлаждения кожных покровов лба водителя, так и целенаправленной ароматизации воздушной среды салона автомобиля. Активация воздушным потоком микровентилятора холодовых рецепторов кожных покровов лба способствует формированию ответных реакций в виде повышения уровня бодрствования и работоспособности. Пропитка пористого аппликатора лопастей микровентилятора эфирным маслом – стимулятором уровня бодрствования (например, эфирным маслом лимона) вносит дополнительную ароматическую компоненту в систему «антисон». Миниатюрный вибратор – сигнализатор системы «антисон» также относится к эффективным тактильным средствам активации уровня бодрствования.
Входящее также в систему «антисон» миниатюрное звуковоспроизводящее устройство, автоматически включаемое сенсорами контроля уровня бодрствования , позволяет на сознательно-подсознательном уровне активировать «антиаварийный стиль поведенческой деятельности» водителя путем голосового «напоминания»» о потенциальных трагических последствиях засыпания за рулем. Ранее, для самокоррекции поведенческой деятельности водителя транспортного средства, автором (Чаусовский Г., 2004) было предложено в качестве предупредительной звуковой информации в системах «антисон» использовать, с целью внесения дополнительной эмоциональной компоненты в звуковое напоминание, звукозапись голоса ребенка или другого близкого человека. Например: «Папа! Не засыпай за рулем! Мы тебя любим и ждем!».
Техническое решение разработки позволяет осуществлять самоконтроль за появлением симптоматики формирования начальных стадий предсонного состояния у водителя в виде дыхательных актов - зевоты (как уже отмечалось, для этого используется специальный микротактильный сенсор напряжения мышц челюстей).
Известно, что рефлекторный акт зевания позволяет поддерживать активность «засыпающего мозга» (Бенинджер Р.,2006) и он характерен для состояния утомления, в том числе и обусловленного длительным пребыванием за рулем управления транспортным средством. Зевание является непроизвольным актом дыхания, возникающим при охранительном торможении (Провайн Р., 2008), для которого типично снижение контролирующей функции головного мозга (Адерсон Дж., 2008), а также формирование кратковременного переходного состояния сознания (Гузов И., 2009).
Таким образом, техническое решение разработанного метода позволяет использовать дыхательные акты – зевоту не только самоконтроля формирования начальных стадий предсонного состояния, но и для повышения эффективности влияния на подсознательном уровне на поведенческую деятельность водителя предупредительной звуковой сигнальной информации. Это достигается воспроизведением голосового предупреждения об опасности засыпания за рулем именно на акте зевания, для которого характерно кратковременное «отключение» контролирующей функции мозга.
Стоимость конструктивного оформления предложенного метода не превышает 8 у.е., что наряду с присущим ему расширенным спектром функциональных возможностей создает предпосылки для профилактики общедоступными приемами потенциальной опасности возникновения ДТП из-за снижения уровня бодрствования водителя транспортного средства.
Внешний вид конструктивного оформления разработки (см.фото):
1-оправа для очков; 2-сенсор напряжения мышц челюстей (регистратор актов зевания);
3-сенсор «кивков» головы водителя; 4- светодиодные излучатели; 5 –микровибратор; 6-микровентилятор; 7- пористый аппликатор эфирного масла на лопастях микровентилятора; 8- звуковоспроизводящее устройство.





Опубликовано на Порталусе 25 ноября 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама