Рейтинг
Порталус

Неизвестные беды тревожат больше -Проблема идентичности.

Дата публикации: 12 декабря 2010
Автор(ы): Крылов А. Н.
Публикатор: Kniga2011
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Социальная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1292150160


Крылов А. Н., (c)

Сайт автора: www.krylov.eu

Неизвестные беды тревожат больше :
Введение в проблему

Предисловие к книге: Крылов А. Н. Эволюция идентичностей: кризис индустриального общества и новое самосознание индивида. – М.: Издательство НИБ, 2010. – 272 С.

«Человек без «Я», «Неудобства с идентичностью», «Какая идентичность мне сегодня к лицу?», – это лишь некоторые заголовки многочисленных публикаций по проблемам идентичности. Об идентичности пишут и популярные издания, и теоретические научные журналы, ей посвящены научные и деловые конференции, диссертации и монографии. В 2009–2010 гг. по данным немецкой национальной библиотеки только в Германии издано 273 работы , обращенные к проблемам идентичности. В ряде научных публикаций критически отмечается то, что как тема, так и понятие идентичности рассматриваются слишком широко и многим публикациям не хватает глубины и аналитичности. Вместе с тем, приведенные примеры показывают, что проблема идентичности стала действительно актуальной, что на простой и вечный вопрос «Кто Я?» у современного человека нет такого же простого и более-менее константного ответа. Каждое новое обращение к поднятой теме открывает перед интересующимся, пусть это обыватель или именитый исследователь, новый комплекс вопросов, отвечать на которые необходимо социологам, психологам, историкам, антропологам, философам, а в конечном счете, сознательно или неосознанно, – каждому человеку.

Важная тема, которая в контексте рассматриваемых проблем поднимается снова и снова, – это кризис идентичности. По Э. Эриксону, кризисы идентичности представляют собой ключевые моменты жизни человека, складывающиеся в ситуации, когда старая идентификация становится непригодной. А как быть с обществом? Существует ли у общества идентичность, движение к целостному пониманию самого себя? Что происходит с идентичностью человека, когда кризисные явления затрагивают весь социум? Эти вопросы в разной степени и время от времени обращают на себя внимание исследователей. Целый ряд серьезных работ о кризисе социальной идентичности был опубликован в России в девяностые годы ХХ века, что, несомненно, было вызвано происходящими в стране значительными социально-политическими изменениями. В основе аналогичных публикаций европейских исследователей – изучение социальных процессов, связанных с кризисом индустриального (по некоторым оценкам – постиндустриального) общества. Кризис социальной идентичности определяется часто как некое изначально присущее для современности явление. Можно ли в этой связи развивать тезис о кризисе идентичности в другие исторические периоды, например, в период Великого переселения народа, крушения Византийской империи или реформации? Дискуссионность вопроса лежит в разных измерениях. Согласно некоторым исследователям, об идентичности можно говорить начиная лишь с момента формирования индивидуального мышления, с периода ренессанса. Тем не менее, постановка проблемы интересна как для анализа отдельных исторических событий, так и для понимания современных явлений, имеющих социально-психологические детерминанты.

Изучение проблем идентичности осуществляется, как правило, в соответствии с определенными научными парадигмами, а специфика научных школ и традиций обусловливает специфику постановки вопросов и подходы к исследованиям. Психология делит идентичность на социальную и индивидуальную, социологию особенно интересуют вопросы групповой принадлежности, философия, в числе других, обращается к проблеме самотождественности. В данной работе не ставилось задачи дать целостное представление о существующих школах и направлениях исследования идентичности. Решению этой задачи были посвящены многочисленные диссертационные исследования, сборные академические издания и работы целых исследовательских коллективов. В книге, в свою очередь, выделены основные и наиболее интересные, в рамках рассматриваемой темы, концептуальные походы классического психоанализа, неофрейдизма, эго-психологии, социальной психологии. Отдельно представлены избранные направления современных исследований. Наряду с известными в России позициями американских авторов, особое внимание уделено идеям и положениям немецких ученых, оказывающих большое влияние на европейскую науку.
В отдельную главу выделены теоретические аспекты изучения идентичности, в числе которых рассматриваются проблемы ее классификации и видов, ее структуры и содержания, соотношения индивидуальной и социальной идентичностей. В числе избранных дискуссий внимание уделено идеи самокатегоризации, частичным и доминирующим идентичностям, механизмам идентификации. Вычленить и рассмотреть в отдельности тот или иной аспект достаточно не просто. Структура идентичности находится в непосредственной взаимосвязи с ее содержанием, и то и другое значимо по отношению к социальным и индивидуальным компонентам. Тем не менее, последовательность и логика выделения отдельных аспектов совпадают с концептуальной идеей работы и призваны сопровождать обсуждение поставленных в монографии проблем.
Вынесенное в заголовок книги положение о кризисе индустриального общества подчеркивает тезис о тесной взаимосвязи идентичности человека и социума. Обращение к дискуссиям об этапах общественного развития и отличительных признаках традиционного, индустриального, постиндустриального, глобального и прочих видов общества важно для понимания контекста эволюции идентичности. Третья глава книги посвящена теме влияния исторического процесса и социально-экономических условий на самосознание индивида. Показано, что такие традиционные институты как семья, религия, государство, профессия в современном обществе не являются теми стабильными элементами, которые могли бы обеспечить константное представление индивида о самом себе. Исторический экскурс обращает внимание на возможности самоидентификации человека в разные исторические эпохи. Ставится вопрос о том, какие социальные институты современности останутся и в дальнейшем основой для формирования социальной идентичности человека.

Современное общество предлагает человеку альтернативные возможности для собственной идентификации. Речь идет о таких новых видах идентичностей как виртуальная, корпоративная, потребительская, идентичность по стилю жизни и др. Для рассмотрения проблем идентификации со знаменитостями в монографии ведено понятие «селебрити-идентичность». Перечисленные виды являются по своей сути субидентичностями; ни один из них не может обеспечить целостную идентичность, но, в зависимости от ситуации, тот или иной вид способен оказывать значительное влияние на психику и самосознание человека. Большая часть из названных новых идентичностей изучена еще недостаточно. Если по вопросам виртуальной идентичности уже опубликован ряд исследовательских работ, то другим видам еще предстоит стать предметом новых дискуссий и исследований. Обращение к теме корпоративной идентичности в практике российского менеджмента и маркетинга осуществляется с позиций фирменного стиля. В европейской традиции в рамках корпоративной идентичности рассматриваются также корпоративная философия, корпоративное поведение и корпоративная культура. В данной работе осуществлена попытка посмотреть на корпоративную идентичность с другой стороны: как на своего рода институт, дающий человеку новые возможности для дефинирования собственного «Я». Представленные в четвертой части виды новых идентичностей не исчерпывают варианты альтернативных и характерных для современного общества возможностей идентификации. Многомерность общества предоставляет человеку возможность вариативного конструирования своей многомерной идентичности.

Важная роль в данном издании отводится главе «Исследователи идентичности». В ней представлены биографии философов, социологов, психологов и экономистов, внесших заметный вклад в изучение идентичности и взаимосвязанных с нею проблем. Наряду со сведениями о классиках философии, социологии и психологии в книге приведены биографии современных исследователей идентичности. Имена одних хорошо известны, имена других знакомы лишь по публикациям. Конечно, шестьдесят биографий не дают полного представления о значительном количестве коллег, с большей или меньшей интенсивностью посвящающих себя проблемам идентичности. Здесь представлены в первую очередь биографии тех, чьи работы нашли свое отражение в предлагаемой монографии. Особенно ярко в книге представлены немецкие ученые, что с одой стороны отражает условия научной деятельности автора, а с другой восполняет определенный пробел в современной российской литературе – сегодня в России больше известны американские исследователи. Если в рамках различных научных школ и направлений существуют биографические словари и справочники, то в отношении исследователей идентичностей работа по формированию биографической базы данных проделана впервые. Публикация биографий исследователей идентичности призвана не только преодолеть обезличенность в обращении к научным источникам, она могла бы стать своего рода путеводителем, помочь ориентироваться в проблемах и персоналиях особенно тем, кто только начинает знакомиться с разными аспектами рассматриваемой в этой публикации темы.

Общепризнанно, что глобализация оказывает значительное влияние не только на экономику, социальные институты и общество в целом, но изменяет каждого человека, его окружение, его идентичность, условия его жизни и деятельности. Данная книга написана в Берлине, конечно, под влиянием немецких источников, а также длительных и содержательных обсуждений с немецкими коллегами. Глобализация стирает географические границы, что подтверждается и процессом работы над этой публикацией, и поставленными в ней проблемами. Автор выражает благодарность друзьям и коллегам из Германии и России, которые помогали работе и дискуссиями, и советами, и интересом к проблеме. Особая благодарность тем, чьи имена указаны в разделе «Исследователи идентичности» и в библиографическом указателе. Многие из них незнакомы автору лично, но хорошо известны по их научным школам и публикациям.

В предлагаемой работе, не только в тексте введения, не раз встречается слово дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование). Положение об эволюции идентичностей и неоднозначной роли новых субидентичностей в формировании некой единой, но лоскутной идентичности (Patchwork Identity) современного человека в этой работе подкреплено многочисленными источниками, эмпирическими данными и ссылками на соответствующие исследования. Между тем, данная работа изначально и в соответствии с проблемным подходом к исследованиям, ориентирована больше на постановку вопросов, чем на формулирование готовых ответов. «Неизвестные беды тревожат больше», – писал Сенека. Возможно поэтому те процессы, которым подвержена сегодня идентичность современного человека, вызывают такой большой интерес и исследований, и читателей. Возможно, именно постановка новых вопросов поможет нам лучше понять изменяющееся общество, изменяющиеся условия и свое изменяющееся «Я».

Оглавление книги «Эволюция идентичностей»
Неизвестные беды тревожат больше: Введение в проблему
1. Изучение идентичности в контексте научных парадигм
Проблема идентичности в психоанализе и в эго-психологии
Концептуальные аспекты изучения социальной идентичности
Современные направления исследований идентичности
2. Теоретические аспекты изучения идентичности
Содержание, структура и виды идентичностей
Индивидуальная и социальная идентичность
Процесс идентификации: возрастные и социальные аспекты
3. Условия и факторы эволюции идентичности
Развитие общества: от одномерного к многомерному
Исторический процесс и адаптация идентичностей
Традиционные идентичности: характеристики и кризис
4. Новые идентичности
Виртуальная идентичность
Корпоративная идентичность
Потребительская идентичность
Идентичность по стилю жизни
Селебрити-идентичность
5. Поиск смысла и обретение идентичности
6. Персонализация теорий: исследователи идентичности
Заключение
Библиография
Zusammenfassung in deutscher Sprache

Опубликовано на Порталусе 12 декабря 2010 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): идентичность социальная, индивидуальная, корпоративная, виртуальная идентичность, селебрити-идентичность, стиль жизни, шопомания,зависимость от интернета



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама