Рейтинг
Порталус

Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества.

Дата публикации: 16 ноября 2011
Автор(ы): Крылов А. Н.
Публикатор: Consult
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Социальная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1321455540


Крылов А. Н., (c)

Опубликовано? Крылов А. Н. Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества / Ценности и смыслы, 2011, № 4 (13), С. 54-62


В то время как в условиях постиндустриального и информационного общества традиционные формы идентификации постепенно утрачивают свою доминирующую роль, появляться новые виды идентичности и новые формы личностной самоидентификации. Эти новые виды и формы особенно ярко проявляются в молодежной среде. Одним из факторов данного тезиса является то обстоятельство, что молодежная среда сама по себе более открыта изменениям. Поиск собственной идентичности осуществляется, в данном случае, с одной стороны, на основе выделения себя из общей массы, противопоставления себя авторитетам в лице родителей и взрослого поколения в целом, а с другой стороны – на основе нахождения объединяющих факторов с лидерами и законодателями мод из собственной молодежной среды. Конечно, новые виды и формы идентичности выбираются молодым поколением бессознательно. Никто из представителей молодежи не ставит себе сознательной задачи найти объект для подражания и формирования на этом фоне собственной идентичности. Другое дело, что вопросы, особенно остро формируемые человеком в период юношества, вопросы о том, «Кто Я?», «С кем Я?» и «Что есть мое Я?» являются не только вопросами внутренней экзистенциальной потребности о ценностях и смыслах, но и стимулируют к поиску ответов на языке и в стиле наиболее адекватных своему времени. Процесс изменения форм и видов идентификации, в котором традиционные идентичности не исчезают, но теряют свое значение, в то время как у человека появляются новые, не существовавшие ранее виды идентичности, был определен в одноименной монографии [4] как «эволюция идентичностей».

В рамках вынесенной в заголовок проблемы рассматривается один из видов новых идентичностей – селебрити-идентичность,. На фоне других видов новых идентичностей (корпоративная, потребительская и проч.), селебрити-идентичность имеет наиболее ярко выраженные возрастные характеристики и специфична большей частью для моложенной среды. Селебрити-идентичность является по своей сути - субидентичностью, потому и степень отождествления находится в зависимости от социальных и психологических условий, в которых находится конкретный индивид. Под селебрити-идентичностью (от англ. celebrity - известная личность) понимается отождествление себя индивидом как поклонника избранной им знаменитости (известной персоны или группы) и/или чувство принадлежности к группе поклонников, с принятием или формированием соответствующих представлений и норм поведения. В контексте селебрити-идентичности часто используются такие понятия как «звезда», «кумир», «знаменитость», «фэн» («фан», «фанат»), «поклонник».

Формирование феномена селебрити-идентичность происходит с XIX века, с развития массовой культуры и массовых коммуникаций [2; 60, 133]. Конечно, и в далеком прошлом человеку было присуще идентифицировать себя с какими-либо героями, «знаменитостями» своего времени. В средневековье это проявлялось как подражание святым, в эпоху просвещения и нового времени объектами подражания стали герои романов. Педагоги разных времен стремились создать для подрастающего поколения образцы для подражания и использовали потребность в подражании для воспитательной работы. Между подражанием и идентификаций, конечно, существуют значительные различия. В подражании субъект стремится брать пример относительно отдельных элементов. Это может быть работа, черты характера, отношения. В случае идентификации объект воспринимается целостно, всё должно ему соответствовать.

Насколько можно говорить о селебрити-идентичности как новом социальном явлении? Чем отличается идентификация современного человека с «героями нашего времени» от идентификации человека прошлых исторических периодов с героями своего времени? Какую роль в этом процессе играет состояние общества и как это отражается на психике отдельно взятого человека? В каких условиях селебрити-идентичность становится актуальной, почему одни люди формируют свою идентичность, используя образы знаменитостей, а другие нет. Эти вопросы, представляющие существенный интерес для социологии, психологии и философии, порождают собой новые другие.

Селебрити-идентичность классифицируется как одна из форм субидентичностей и играет в становлении Я-идентичности человека большей частью вспомогательную роль. Ее развитие непосредственно связано с социальными и психологическими условиями экзистенции личности в постиндустриальном обществе и объясняется новыми и альтернативными вариантами поиска современной молодежью собственных ответов на извечные человеческие проблемы, связанные с определением ценностей и смыслов.

Внимание! Это только выдержки из статьи. Полный текст статьи опубликован: Крылов А. Н. Селебрити-идентичность как элемент самоидентификации молодежи в условиях постиндустриального общества / Ценности и смыслы, 2011, № 4 (13), С. 54-62

Опубликовано на Порталусе 16 ноября 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): селебрити-идентичность, эволюция идентичностей, подражание знаменитостям, идентичность молодежи, субидентичность, синдром поклонения знаменитостям, идеализация, конструктивная педагогика, фэн-группы, фэн-объекты, постиндустриальное общество, СМИ, информационное общество.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама