Рейтинг
Порталус

О формировании культуры деятельности младших школьников

Дата публикации: 26 января 2012
Автор(ы): Ушницкая А.Е.
Публикатор: 170464
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Возрастная психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1327575590


Ушницкая А.Е., (c)

О формировании культуры деятельности младших школьников

Начало обучения в школе — один из наиболее сложных и от-ветственных моментов в жизни детей, как в социально-психоло¬гическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека — это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. С поступлением в школу изменяется весь строй жизни ребенка, меняется режим, складываются определенные отношения с окружающими людьми, пре¬жде всего с учителем.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Большинство детей в основном готовы к обучению в школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «Я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учители, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиняться новому режиму дня, распорядку занятий и т.д.
Но требование соблюдения правил и норм поведения вовсе не означает, что разговор о них должен обернуться перечнем запрещений и обязанностей. Дети сами стараются разобраться в необ¬ходимости каждого правила, выделить наиболее важные, наибо¬лее значимые. Нужно не только дать детям знания о нормах по¬ведения уже в первые дни обучения в школе, но и построй!* весь процесс обучения и воспитания так, чтобы он способствовал развитию и возникновению у ребенка определенных нравствен¬но-этических выводов. «Дети активные существа... А если это так, то следует создать им организованную среду, только не та¬кую, которая грозит пальцем, напоминает о последствиях, читает морали, а такую, которая организовывает и направляет их деятельность» (Ш.А. Амонашвили).
Деятельность каждого человека взаимосвязана с общением, но как и в любой другой сфере, полноценное общение требует спе-циального обучения. Дети обычно учатся культуре общения, взаимодействия самостоятельно, интуитивно. Без роли учителя этот процесс может замедляться, искажаться и повлиять на ста¬новление культуры деятельности. Уже в младшем школьном воз¬расте дети могут владеть основами культуры деятельности: зна¬нием ценностей и норм коммуникации, умением воспринимать и понимать другого человека, умением участвовать в совместной деятельности.
Младшие школьники, особенно учащиеся 1-2 классов отли-чаются значительной импульсивностью и несдержанностью. Они постоянно бегают, прыгают, возятся друг с другом, им трудно целый урок неподвижно высидеть за партой. Такое поведение является результатом повышенной потребности ребенка в движе¬нии, сочетающийся с еще недостаточным умением управлять своим поведением. Но при правильно поставленном педагогиче¬ском процессе эта импульсивность и несдержанность постепенно преодолевается. Чтобы добиться этого, необходимо, не подавляя потребности ребенка в движении, удовлетворять ее, вводя в рам¬ки осмысленных, педагогически оправданных форм.
Конкретные методические приемы должны быть направлены на то, чтобы учить детей контролировать и управлять своим по¬ведением. Учащиеся младших классов еще не умеют преодоле¬вать даже незначительные трудности, которые встречаются им в обучении. Поэтому чтобы научить культуре деятельности нужно учить детей правильному взаимоотношению, взаимодействию с другими детьми и умению самостоятельно ставить цели своей деятельности, настойчиво добиваться их достижения и контроли¬ровать себя в этом процессе.
Сам характер процесса учения требует от ребенка умения по-стоянно действовать по сознательно принятому намерению и умения самостоятельно организовывать свою деятельность. Если невозможно представить выпускника школы без знания букв, таблицы умножения, стихов Пушкина, умений читать и писать, то должно быть, по идеалу, невозможно представить че¬ловека-специалиста без культуры деятельности. Формирование культуры деятельности в младшем школьном возрасте способст¬вует успешности обучения и жизнедеятельности в более старшем возрасте. Каким образом вырабатывается культура деятельности?
Появление новых форм поведения самым непосредственным образом связано с учебной деятельностью, которая, становясь для ребенка обязательной, определяет необходимость соблюде¬ния целого ряда норм и правил, требуя быть организованным и дисциплинированным и т.д. Однако поступление ребенка в шко¬лу само по себе не обеспечивает появления этих качеств, объек¬тивно необходимых для учащихся и настойчиво требуемых учи¬телями и родителями. Они нуждаются в специальной организа¬ции. И здесь возникает противоречие: с порога школы от ребен¬ка требуют того, что еще должно быть сформировано в условиях новой социальной ситуации развития. Эту ситуацию очень уникально отметила Божович Л.И.: «Ни один учитель никогда не т« требует от школьника решения таких арифметических задач, решению которых он предварительно их не научил. Но многие требуют от учащихся организованности, прилежании, ответственности, аккуратности и пр. и в то же время не заботят о том, чтобы предварительно дать детям соответствующие умения и навыки и воспитать у них соответствующие привычки».
Способность действовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшего школьного возраста. Как 4 все высшие формы психической деятельности, произвольное нем ведение подчиняется основному закону их формирования: но1Ю#; поведение возникает сначала в совместной деятельности с# взрослым, который дает ребенку средства организации поводе* ния, и только потом становится собственным индивидуальны!! способом действия ребенка.
Чтобы овладеть культурой деятельности ученик должен умет! слушать и слышать учителя, уметь подчиняться словесным ук*« ; заниям учителя, уметь учитывать в своей работе заданную систв* му требований, уметь выслушать мнения одноклассников, вклю¬читься в дискуссию, анализировать мнения других, делать выво¬ды, сформулировать и высказать свою точку зрения. С другой стороны это все тесно взаимосвязано с формированием психоло» гаческих новообразований младшего школьного возраста: внут¬реннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интел лектуальном плане без опоры и реального манипулирования объ¬ектами; произвольности в управлении не только двигательными, но главным образом интеллектуальными процессами, т.е. школь ник должен научиться произвольно управлять своим восприяти¬ем, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслитель¬ную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умении осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки.
Современная школа находится в поиске моделей обучения, способствующих развитию личности с учетом их индивидуаль но-психологических особенностей. В Якутской городской нацио
нальной гимназии по инициативе педагога-психолога Чиряе-вой А.Г. со дня открытия были введены уроки психологии, ко¬торые в начальных классах рассматриваются как элемент разви¬вающей среды школьного образования. Как известно, начальной школе отводится исключительно важная роль в психическом раз¬витии школьников. Она призвана не только вооружить их на¬чальными учебными умениями и навыками, но и в значительной мере развить у них познавательные учебные способности.
Занятия психологического развития в начальных классах су¬щественно отличаются от обычных уроков. Отличия связаны как с задачей этих занятий, так и с содержанием и направленностью. Основная задача этих занятий — способствовать развитии лично¬сти младших школьников через самопознание и на формирова¬ние целостной психологической основы обучения — через куль¬туру деятельности и индивидуальности.
Общая атмосфера на занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Большое внимание уделяется на развитие психических процессов, творческих способностей и формирование культуры деятельности через взаимодействие, об¬щение и отношение учащихся.
В качестве основного необходимого условия актуализации культуры деятельности младших школьников мы выделили орга¬низацию совместной деятельности учащихся в учебном процессе. На уроках часто используются групповые методы работы, по¬скольку именно коллективная работа является важным фактором развития у детей гуманистических качеств личности, освоения ими нравственного опыта поведения. Работая в составе группы, дети на собственном опыте убеждаются в пользе совместного планирования, распределения обязанностей, взаимодействия. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной и взаимной ответственности за результат совместной деятельности. Совместная учебно-познавательная деятельность характеризуется обязательным взаимодействием всех участников в процессе обу¬чения, в котором происходит смена функций, позиций, взаимо обусловленность деятельности, формирование и усвоение норм деятельности и взаимоотношений. Умение работать в грулпг предполагает сформированное^ следующих коммуникативны» умений: умение планировать, организовывать, осуществлять со вместную деятельность, умение вырабатывать формы и нормы совместных действий; умение разрешать проблемы в общении Следовательно, организация совместной деятельности являете* необходимым условием формирования культуры деятельности.
Приведем фрагмент урока, проведенного в 3 «а» классе ЯГН1, иллюстрирующий процесс взаимодействия учащихся, перед которым ставилась цель определения структуры деловых отношений и взаимодействия. В начале урока класс делится на дне группы. Учитель предлагает всем следующую ситуацию: пред¬ставьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать с каждой группы по три кандидатуры, которые смогли бы организовать «съемки» фильма о жизни коллектива класса Детям дается время на групповое обсуждение и после того как все назовут по три кандидатуры «режиссера». Группа называет своих кандидатов и дает каждому характеристику деловых ка¬честв, т.е. объясняет почему именно его предлагают. Таким обра¬зом, внимательно выслушивают всех и делают записи в своих тетрадях. Далее проходит этап выбора. Набравший больше всех голосов становится режиссером для своей группы, а двое оставшиеся помощниками. На это уходит целый урок. Режиссерам и его помощникам дается домашнее задание — подготовить при мерный план своей постановки и распределить роли.
На следующем уроке режиссеры в своей «киностудии» расска¬зывают сценарии, совместно обсуждают, выслушивают мнении других ребят, дополняют, приходят к единому мнению и распре¬деляют роли. Каждая «киностудия» начинает репетировать. По том начинается просмотр «фильма». После проведения этот коллективного творческого дела учитель просит сделать анали* всей работы «киностудий».
Какими качествами нужно владеть, чтобы быть режиссером «киностудии»? Ответы: способность организовать и управлять, знать, что ты хочешь, понимание реальности этих целей, найти
выход, творческий подход, умение влиять на других, умение учи-тывать мнения других, терпеливость, умение выслушать других, доброжелательность, тактичность и т.д. Таким образом, нужно научиться обладать культурой управления и культурой деятельно¬сти. Понравились ли «актерам» свои роли, выступление перед зрителями и т.д.?
Режиссер - это лидер. Легко ли быть лидером? Чему нужно научиться? Какие черты характера нужно себе выработать? Могу ли я стать лидером? Для чего нужно научиться культуре деятель¬ности? Отвечая на эти вопросы, учащиеся дома составляют со¬чинение-рассуждение .
Фрагмент урока показывает, что дети имеют навыки коллек¬тивной работы. Реплики детей говорят о том, что настрой в группе доброжелательный, об этом свидетельствуют мимика и жесты детей, положительный эмоциональный настрой, умение выслушать мнение других, отсутствие резкой критики мнений, несовпадающих с собственным и спокойный доброжелательный тон совместной деятельности.
Организации групповой работы предшествовала длительная подготовка. Сначала это были дискуссии-споры, где обсуждались проблемные задачи. В ходе этих дискуссий вырабатывались пра¬вила общего обсуждения: не спорить зря, а доказывать, объяс¬нять; стараться выслушать и понять друг друга. На втором этапе детям показывали, что кооперация людей нужна с целью дости¬жения лучшего результата. Класс делился на две части: одни уче¬ники работали индивидуально, а вторые — парами. Всем предла¬галось одинаковое задание: составить лабиринт, а в другой раз разгадать кроссворд. Пары справились с этим заданием быстрее, чем дети, работающие индивидуально.
Затем переходили к организации парной работы. Одновре¬менно с правилами поведения во время парной работы на уроке вводили жест общения: руки двух учеников, сидящих рядом, сцепляются и поднимаются вверх. Детям понравился этот прием и они старались как можно скорее помочь друг другу выполнять задание. Благодаря парной работе вырабатывались доброжела¬тельные отношения между мальчиками и девочками, что способ¬ствует формированию культуры совместной деятельности.
По мере овладения учащимися умениями совместной работь: в парах вовлекали их в работу группами. Такие формы занятий: способствуют формированию культуры общения, взаимодейст¬вия, сотрудничества, т.е. культуры деятельности. В группе совме¬стно работающих детей развивается самостоятельность суждении умение выслушать других, спорить, отстаивать свое мнение, за¬давать вопросы, инициативность и уверенность в себе. Собесед¬ник учится формулировать свое мнение, анализировать точку зрения своих товарищей, разрешать разногласия с помощью логических аргументов, не переводя их на личные отношения.
Разработанная нами программа носит преимущественно прак¬тический характер. В ходе апробирования программы занятю-для младших школьников мы выявили ее достаточную эффек¬тивность и актуальность для педагогической практики. Об этом свидетельствуют не только положительные результаты психоди¬агностического обследования школьников на протяжении экспе¬риментального исследования, но и отзывы родителей, учителей самих детей. И с каждым годом еще больше проявляется интерес к занятиям психологии со стороны учителей начальных классов.
Мы надеемся, что широкое внедрение данной программы г практику начального школьного обучения повлияет не только т повышение уровня психологического развития учащихся и ус¬воение школьной программы, но и для их саморазвития, самосовершенствования в будущем.

Опубликовано на Порталусе 26 января 2012 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): младший школьный возраст, деятельность, культура, взаимодействие



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама