Рейтинг
Порталус

развитие коммуникативной функции речи посредством эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.

Дата публикации: 08 марта 2013
Автор(ы): Жура Людмила Ивановна
Публикатор: ludzhur-68
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Детская психология →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1362754949


Жура Людмила Ивановна, (c)

Развитие коммуникативной функции речи посредством эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира.


Программа для занятий с детьми 5-6 лет.























Актуальность: Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Поведение ребёнка часто повторяет увиденное на экране. При этом у него не хватает запасов физического, психического здоровья, чтобы справляться с такими нагрузками. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувства других людей. А без этого невозможно становление гармонично развитой личности.
В настоящее время увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема эмоциональных нарушений и своевременная её коррекция является весьма актуальной.

Цель: формирование и коррекция эмоционально – волевой сферы и личностных особенностей детей.

Задачи:
• Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
• Научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
• Развивать навыки совместной деятельности, общения;
• Научить выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
• Способствовать творческой самореализации;
• Обогащать репертуар социальных навыков;
• Учить доверять себе и другим людям;
• Развивать воображение и творческую активность.

Предполагаемый результат
• Расширение у детей круга понимаемых эмоций;
• Формирование в детях эмпатии по отношению к окружающим;
• Повышение самооценки;
• Повышение уровня самоконтроля;
• Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.














Занятие 1. Разноцветный мир

Цель: Помочь осознать собственные цветовые пристрастия, развивать воображения, воспитывать чувство прекрасного.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро!»
Ребята сегодня мы с вами посетим страну Цвета.
Педагог: Какие цвета вы знаете? Как вы думаете, зачем нужны разные цвета?
Какое настроение вызывает черно-белый мир?
Оказывается много веков назад других цветов и не знали. Послушайте сказку о том, как появился разноцветный мир.
Сказка «Как появился разноцветный мир»
Давным-давно, когда весь мир был черным и белым, жили на Земле две могущественные феи – Темноты и Света.
Фея Света озаряла всё вокруг чудесным искрящимся светом. Когда же наступала ночь, то приходила другая фея – Тьмы и укрывала Землю черным покрывалом. Все предметы становились черными – пречерными.
Так они сменяли друг друга каждый день. Но вот однажды фея Света решила подарить Земле краски. Взмахнула своим волшебным лучом, и предстали перед ней все цветные феи, словно сотканные из разноцветных сверкающих искорок. Одна фея была голубой, другая - розовой, третья - фиолетовой, четвёртая – оранжевой….
- Дорогие феи, - сказала могущественная фея Света, - вам предстоит нелегкая работа: осветить своими цветными лучами Землю. И сделать её разноцветной.
Каждая из них стала освещать своими цветными лучами землю. Вот заголубели васильки и незабудки, вода и небо. Вот порозовели розы в садах, щечки у детей, рассвет осветил облака в утреннем небе. Все феи славно потрудились….
И стала земля разноцветная, нарядная и радостная.
Понравилась вам сказка? Что интересного вы узнали?
Игра «Волшебная палочка»
Назовите свой любимый цвет и выберите соответствующий кружок. Теперь это ваша волшебная палочка, а вы – фея этого цвета. Представьте, что вы, сотканные из сверкающих искорок, тоже были в той сказке и осветили своим цветным лучом Землю. Какую работу вы совершили и что еще хотели бы окрасить в данный цвет.
Упражнение «Цветик – семицветик»
Помните сказку про Цветик – семицветик?
Это непростой цветок. Он имеет волшебные свойства – исполнять желания. Каждый человек о чем-то мечтает. Расскажите, о чем вы мечтаете, чтобы вы пожелали себе, своей семье другу.
Упражнение «Мою руки»
Графическое задание «Фея».
Наши ручки размялись и теперь готовы поработать. На память о нашем путешествии давайте нарисуем фей, которые сделали мир разноцветным!
Молодцы, как хорошо у вас получилось!
Итог занятия
Наше занятие закончено, спасибо, до свидания.





Занятие №2 « Волшебный мир эмоций»

Цель: Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги с нарисованными кругами, пиктограммы эмоций, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро»
Игра «Хороводы сказочных героев». Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя с определённым настроением. Закончить хоровод нужно на положительной эмоции.
Ребята, сегодня у нас необычный день. Вы спросите почему? Да потому, что мы сегодня с вами отправимся в сказочной мир эмоций. Посмотрите вот он ( показывают стенд, где изображены различные эмоции). В каждом домике живет своя эмоция. И у каждой эмоции своё настроение. Вот посмотрите у эмоции в красном домике весёлое, у эмоции в черном грустное…
Ребята, а как вы думаете, что можно сделать, чтобы настроение было хорошим? (дети отвечают). А я хочу вам предложить улучшить настроение с помощью ласкового солнышка:
Этюд «Ласковое солнышко».
Графическое задание «Заколдованные кружочки».
Ребята, мы с вами отдохнули, расслабились. Какое сейчас у вас настроение? (хорошее). А сейчас посмотрите на столы, там лежат листочки с нарисованными кружочками, они заколдованные. Давайте расколдуем их. Для этого возьмём цветные карандаши и нарисуем лицо человека, у которого сейчас такое же хорошее настроение, как у вас сейчас. Молодцы, как хорошо у вас получилось!

Итог занятия: Упражнение «Мои впечатления»
Все сидят на ковре. Педагог просит детей сказать, понравилось ли им занятие? Что запомнилось больше всего? Что не понравилось? Хотят ли они еще путешествовать в волшебный мир эмоций?
Наше занятие закончено, спасибо, до свидания.

Занятие №3 «Удивление»

Цель: Знакомство с эмоцией удивление. Развитие умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, обучение элементарным приемам регулирования поведения, развитие чувства эмпатии, снятие психомышечного напряжения.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. «Подари хорошее настроение»
Ребята мы сегодня с вами продолжим знакомиться с эмоциями. К нам в гости сегодня пришел гость из сказочной страны эмоций. Зовут его Петя Васечкин, и он принёс с собой интересную историю, которую мы сейчас послушаем.
Петя Васечкин: Я вам сейчас такое расскажу. Гуляю я однажды на улице, как вдруг вижу, шляпа бегает. Она была живая! У неё даже были ножки, и бегала она очень быстро! Я как начал бегать за ней, чтобы схватить её, а когда я её схватил, то увидел котёнка. Знаете, как я удивился?! Вот так (показывают на кукле).
Ребята, а у вас какое лицо, когда вы удивляетесь?
Этюд «Удивление» (Предлагают детям изобразить удивление)

Графическое задание « Удивление».
«Сегодня мы с вами будем рисовать облачко удивления. Ребята, а как вы думаете, какого цвета может быть удивление? Пока вы рисуете, послушайте отрывок из стихотворения
По небу плыли облака, Вот маленькое облачко
А я на них смотрел. Над озером плывет,
Я долго всматривался ввысь И удивленно облачко
И даже щурил глаз, Приоткрывает рот:
А что увидел я, то вам -Ой, кто там в глади озера
Все расскажу сейчас. Пушистенький такой?
Такой мохнатый и мягенький?
Летим, летим, со мной!

Сейчас мы с вами немножко отдохнём и поиграем.
Игра «Солнышко и тучка». Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло и за тучки, стало жарко – расслабиться, потому, что разморило на солнце. (Повторить 2-3 раза)
Итог занятия
Прощание:А теперь давайте встанем в один общий круг и поблагодарим друг друга за отличную работу.


Занятие №4 «Злость»

Цель: Знакомство с чувством злости. Развивать правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики. Снятие психомышечного напряжения.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций, игрушка Короля –Боровика, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Здравствуйте ребята. Я рада вас видеть! Давайте сейчас все вместе возьмёмся за руки и громко скажем друг другу: «Доброе утро!»
Игра «Единство круга». Наше единство наполнено силой круга, и он может помочь нам совершить сегодня небольшое путешествие. Давайте отправимся на планету Чувствляндия. И вот как совершим полет: каждый по очереди перешагнет через круг, при этом мы все должны держаться за круг обеими руками и ни в коем случае не отпускать, если вы отпустите, то вы попадете в открытый космос. Когда космонавты выходят в открытый космос, то какое они испытывают состояние? ( невесомость). Это трудное задание, но мы справимся, если будем помогать друг другу.
Ребята сегодня к нам в гости пришёл еще один гость из сказочного мира эмоций. А кто же это, мы сейчас с вами узнаем. Ребята смотрите кто это? (дети отвечают гриб).
Так это же Король Боровик. Но почему то он очень сердитый и возмущённый. Что же с ним случилось, что произошло?
Ребята а как вы думаете какое у Короля Боровика настроение? Какое чувство он испытывает? (Дети отвечают – плохое настроение, он злится)
Ребята, а вы хотите узнать, что случилось с Боровиком? А вот, что:
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был Король Боровик не в духе
Короля покусали мухи.
Ребята а с вами бывает, что вы злитесь. В каких ситуациях это бывает. А как вы себя ведёте , когда злитесь? Покажите.

А теперь давайте позлимся так же как король Боровик. ( Ещё раз читают стихотворение, дети повторяют движения0
Ребята, а вы знаете как можно помочь Королю, чтобы он перестал злиться?
А кто вам помогает успокоиться? ( Педагог предлагает, как можно успокоиться : посчитать шаги, сосчитать до десяти)
Графическое задание «Гнев»
Ребята давайте кляксами изобразим свой гнев.
Рассмотреть с детьми рисунки. Обратить внимание на цветовую передачу гнева, отметить схожесть и отличия в изображениях гнева детьми.
Упражнение «Доброе животное».
«Возьмемся за руки и представим, что мы одно животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох –выдох (3р.) Очень хорошо. Послушаем, как бьется его сердце. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад и еще раз».
Итог занятия (Дети садятся на ковёр, каждый ребёнок рассказывает свои впечатления о занятии)
Прощание

Занятие №5 «Грусть»

Цель: Знакомство с эмоцией грусти. Развитие правильно выражать свои эмоции. Снятие психомышечного напряжения.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть! Давайте все возьмёмся за руки и скажем «Доброе утро».
Упр. Подари хорошее настроение.
Ребята я сегодня получила очень странное письмо. Давайте мы вместе сейчас его откроем и прочитаем.
Содержание письма:
Меня зовут Молчок
Я очень, очень одинок
Плачу вовсе без причины
И от слёз совсем промок
Помогите мне ребята
Грусть мою разоблачить
И письмо мне напишите, в мир эмоций отошлите
Педагог: Ребята поможем Молчку справиться с грустью (дети отвечают)
Педагог: А когда вам грустно, что вы делаете, чтобы развеселиться? Или, когда грустно кому-то из ваших близких, что вы делаете, чтобы их развеселить? ( Педагог вместе с детьми придумывают, как можно избавиться от грусти и печали)
Ребята! А мы же не знаем как выглядит молчок! Ведь в мире эмоций очень много жителей и как нам его там отыскать? ( Педагог показывает на панно) Наверно он очень, очень грустный. А как выглядит грустный человек?
Этюд «Грустный человек»
Упражнение «Закончи предложение».
«Грусть –это, когда…»
«Я грущу, когда…»
«Маме грустно, когда…»
«Воспитателю грустно, когда…»
«Ребята, а у кого, где живет грусть на теле? А кого она цвета может быть».
А сейчас давайте попробуем нарисовать Молчка, и тогда нам будет легче отыскать его (на столах листы бумаги с нарисованным кругом) А рядом с Молчком нарисуйте , то чем можно развеселить Молчка)
(После того, как дети нарисовали, педагог вместе с детьми еще раз повторяют как можно поднять настроение, затем складывает все рисунки в конверт и бросает в почтовый ящик)
Упр. на релаксацию «Лицо загорает»
Итог занятия (Дети садятся на ковёр, каждый ребёнок рассказывает свои впечатления о занятии)
Прощание

Занятие №6 «Радость»

Цель: знакомство с эмоцией радости. Снятие психомышечного напряжения. Учить адекватно выражать своё эмоциональное состояние. Формирование способности понимать эмоциональное состояние человека.
Материал и оборудование: карандаши, краски, ватман, пиктограммы эмоций, разрезанная пиктограмма радости, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Упражнение «Я рада тебя видеть…»
Дети передавая мяч по кругу проговаривают: «Я рада тебя видеть…»
Упр. Хороводы сказочных героев.
Педагог: Ребята у меня сегодня произошла неприятность. Я всю ночь готовилась к нашей встрече, и уснула, а когда проснулась, то обнаружила, что картинки, которую я хотела вам показать, кто-то порезал. А на ней изображено лицо человека и я ни как не могу вспомнить, какая у него была эмоция. Ребята помогите мне собрать эти картинки. И мы тогда сможем посмотреть, что это за эмоция. ( Дети собирают пазл)
Ребята как вы думаете какой это человек, что он чувствует? ( дети отвечают: радостный, счастливый , весёлый)
Педагог: Ребята, а как вы умеете радоваться ? ( дети показывают)



Упражнение «Закончи предложение».
Радость-это когда…
Я радуюсь, когда…
Мама радуется, когда…
Воспитатель радуется, когда…
Рисование радостной куклы.
«Ребята сейчас мы с вами будем рисовать куклу радостного человека, такого же роста, как кто-то из вас. Рисовать будем на полу, Пока я раскатываю бумагу, подумайте, кто из вас хочет, чтобы кукла была похожа на него. Чтобы это получилось, нужно будет лечь на лист и разрешите мне обвести контур тела от головы до пяток. Прежде чем соглашаться, подумайте хорошенько».
Согласившегося ребенка укладывают на бумагу и обводят контур.
«Сейчас мы будем делать настоящее волшебство. Если кто-то будет нам мешать, чудо не получиться и кукла может, не получится. Все готовы? Начинаем! Сначала обводим голову, теперь правое плечо, пр.руку…/Проговариваем все действия, для комфорта ребенка./
А теперь, когда у нас получился контур куклы, ребята, как вы думаете, чего не хватает?
Правильно, надо нарисовать ей глаза, нос, рот…
Давайте сделаем нашу куклу радостной. Для этого мы с вами будем приклеивать ей глаза, рот, нос, а все остальное волосы и одежду мы с вами нарисуем».
После окончания работы рассматриваем, какая кукла у нас получилась
Итог занятия (Дети садятся на ковёр, каждый ребёнок рассказывает свои впечатления о занятии)
Прощание

Занятие №7 « Стыд»

Цель: Знакомство с эмоцией стыда. Снятие психомышечного напряжения. Учить адекватно выражать своё эмоциональное состояние.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.

Ход занятия:
Приветствие. Упр. Здравствуй друг»
Ребята мы с вами продолжаем путешествовать по стране эмоций. Сегодня мы познакомимся с эмоцией, которая называется стыд. Покажите пожалуйста на нашей картине домик где живёт стыд.
Ребята а вам когда нибудь было стыдно?
А сейчас я хочу рассказать вам одну историю: Один мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался , что мама его накажет, и сказал, что переключатель сломал его маленький брат. Брата наказали . Старшему брату стало очень стыдно.
Ребята покажите как было стыдно старшему брату:
Этюд «Стыдно» ( голова наклонена вперёд и вытянута, ноги прямые, руки висят, уголки губ опущены, брови идут вверх и сдвигаются)
А теперь давайте попробуем нарисовать человека которому стыдно.
( дети садятся за столы и начинают рисовать, педагог ещё раз напоминает , что у человека которому стыдно уголки губ опущены, руки висят, голова опущена)



Упр. на релаксацию «Волшебный сон»

Итог занятия.

Прощание


Занятие №8 «Страх»

Цель: Знакомство с чувством страха, изучение выражения эмоциональных состояний в мимике.
Материал и оборудование: карандаши, краски, кисточки, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
1. Приветствие. Упр. «Здравствуй друг»
2. Ребята давайте с вами вспомним о каких эмоциях мы уже говорили (радость, гнев, удивление, стыд, грусть). Что нам помогло определить чувство радости, печали, гнева?
А теперь посмотрите на эту картинку. Какое чувство испытывает человек с таким выражением лица? Обратите внимание, у него широко открыты глаза, рот, он вот-вот закричит. Какое же это может быть чувство. Правильно, это чувство страха. Попытайтесь изобразить его на своём лице. Молодцы!
Упражнение « Закончи предложение…»
«Страх – это, когда…» «Мама боится, когда…»
«Воспитатель боится, когда…» «Я боюсь, когда…»

Этюд «Лисёнок боится»: Лисёнок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок встряхнуть, потом вернуть ногу на место. Повторить движения несколько раз.
Молодцы!
Работа с контурами.
«Перед вами стоят стаканы с водой и краски, давайте окрасим воду краской страха. А теперь , я вам дам контуры человека и различные предметы, найдите тот предмет , на который похож ваш страх и приложите к тому месту на контуре, где живет ваш страх, где вы почувствовали холод.
Потом раскрашиваем это место, где живет страх, краской страха и прикладываем предмет, прикрепляя его скотчем. Теперь этот страх перейдет этому предмету и он уже не ваш. Он больше не может пугать. Скажите ему, что вы его больше не боитесь».
Упражнение « Мусорное ведро».
Педагог предлагает рисунки страхов разорвать на мелкие кусочки и выбросить в мусорное ведро, тем самым, избавляясь от своих страхов.

Итог занятия

Прощание


Занятие №9 «Эмоция внимания»

Цель: Развитие выразительной моторики, способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выражать своё. Снятие психического напряжения. Совершенствование внимания, развитие быстроты реакции.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Упр. «Здравствуй друг»
Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть.
А сейчас мы с вами немножко поиграем, а игра называется «Лисичка подслушивает»: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает о чём они говорят.
Выразительная поза: голова наклонена в сторону (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперёд, корпус слегка направлен вперёд. (каждый ребёнок , как лисичка подслушивает)
Ребята скажите пожалуйста, для того , чтобы хорошо услышать разговор петушка и котика, как надо слушать. ( внимательно)
Вот мы с вами сегодня и будем говорить о внимательности.
Давайте подумаем, как же выглядит человек, который внимательно слушает. (шея вытянута, взгляд пристальный, рот полуоткрыт)
А сейчас мы с вами нарисуем внимательного человека.
Молодцы! Хорошо у вас получилось.
Ребята скажите, а внимательным быть хорошо или плохо?
Почему, как вы думаете?
Я хочу вам показать, как можно тренировать внимания, чтобы всегда быть внимательным.
Игра «Карлики и великаны»
По команде «карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают.
Упр. «Лимончики»


Итог занятия

Прощание


Занятие №10 «Загадочный мир внутри меня»

Цель: Учить описывать свои желания, чувства, осознавать свои физические и эмоциональные ощущения. Развивать внимание к себе, своим переживанием. Воспитывать положительный образ собственного «Я».
Материал и оборудование: карандаши, краски, заготовки домиков на каждого ребёнка, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. «Поздороваемся коленками»
Педагог. Я рада снова встрече с вами! Посмотрите на нашу комнату. Что нас окружает? Ничего не изменилось? ( дети отвечают)
Это наш маленький окружающий внешний мир. А сегодня попробуем познакомиться с тем миром, который находится внутри каждого из нас.
Упр. «Слушаем себя»
Педагог. Как вы думаете, что находится внутри нас? (дети отвечают)
Правильно, ваши переживания, настроения, желания – все это составляет ваш внутренний мир. Его нельзя увидеть глазами, но можно ощутить, почувствовать. Представьте, что это дом, в котором есть как открытые места, так и тайные уголки, огромные подвалы - ваши будущие знания и опыт.
Закройте глаза. Попробуйте посмотреть на своё внутреннее «я». Почувствуйте себя. Вслушайтесь в себя. Загляните в свой внутренний мир, пройдитесь по его уголкам. Что происходит там, что вы ощущаете сейчас? Какие чувства испытываете? Поделитесь своими впечатлениями друг с другом.
Игра «Домик настроений»
Педагог. Когда незнакомые люди встречаются и начинают общаться, они познают друг друга, постепенно открывают свой внутренний мир. Представьте, что ваш внутренний мир – дом с закрытой дверцей. Например, вот такой.
Педагог показывает домики, с открывающими дверцами.
А теперь каждый из вас пусть немного приоткроет дверцу своего внутреннего мира и нарисует своё настроение, то, что вы чувствуете, когда приходите в детский сад, в гости, когда находитесь дома и т.д.
Графическое задание «Мой внутренний мир»
Игра «Ветер дует на ….)
Педагог. Вы чувствуете, кажется , начинается слабый ветерок. На кого же он подует? Давайте с ним поиграем.
Ветер дует на тех, кто …любит рисовать.
Выходят вперёд дети, любящие рисовать.
Затем: ветер дует на тех, кто любит учиться, кто любит гулять и т.д)

Итог занятия.

Прощание

Занятие № 11 «Мы все такие разные»

Цель: Учить различать индивидуальные особенности в группе; развивать умение определять свои вкусы и предпочтения по отношению к играм, занятиям, животным и сравнивать их со вкусами других детей; воспитывать уважение к особенностям других людей.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Упр. «Здравствуй друг»
Здравствуйте, жители планеты Земля. Всегда ли вам хочется быть похожими друг на друга? Не кажется ли вам, что было бы скучно, если бы все были совершенно одинаковые (дети отвечают).
Тогда давайте сегодня поговорим о том, чем же мы отличаемся друг от друга.
Возьмите по пять картинок с изображением различных игрушек, и разложите их в форме башенки: вверху – самая любимая игрушка, внизу – не очень любимая.
В конце игры педагог помогает детям сделать вывод, что у каждого получилась своя башенка, отличная от других.
Игра «Все мы разные»
Педагог: Встаньте в круг. Я буду задавать вопросы, а тот, о ком идет речь, должен делать шаг вперёд.
Например: «У кого..»
• …….есть бантик?
• ……..самые длинные волосы?
• ……самые светлые волосы?
• …….нет карманов?
В конце игры педагог обращает внимание детей на то, что снова нашлись отличия между ними.
Игра «Спинной друг к другу»
Педагог: Я думаю, вы уже достаточно познакомились друг с другом, рассмотрели особенности внешности, одежды. Тогда попробуем поиграть в одну интересную игру. Для этого встаньте в пары, внимательно рассмотрите партнёра, запомните, как он выглядит. Теперь повернитесь спиной друг к другу и по очереди опишите своего партнёра: какие у него волосы, глаза, нос, одежда и т.д.
Графическое задание «Волшебное ателье».
Сейчас мы ёще больше убедимся, как не похожи друг на друга. Закройте глаза и представьте, что попали в волшебное ателье. Здесь всё возможно – любое сочетание цветов, любые формы и длина. Что бы вы хотели себе заказать?
Открывайте глаза, берите карандаши. Нарисуйте себя в каком-нибудь необычном наряде, чтобы вас невозможно было узнать.

Итог занятия

Прощание

Занятие № 12 «Интерес»

Цель: расширять представление об эмоции «интерес», учить понимать чувства свои и других людей, учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие.
Доброе утро. Вновь встречаясь с вами, я вижу, что вы каждый раз занимаетесь все с большим интересом.
А что такое интерес?
Вот посмотрите на этого мальчика. Как вы думаете, ему интересно( Педагог показывает картинку, на которой изображён мальчик, увидевший что-то интересное)
Сегодня мы попробуем получше узнать интересы и предпочтения друг друга.
«Что меня интересует»
У меня в руках карточки-помощники: книга поможет вам рассказать, что вы любите читать, игрушка напомнит, какая игра у вас самая любимая и т.д.
Игра «Море волнуется»
Встаньте свободно. Начинаем игру.
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три –
Фигура интереса на месте замри.
Игра – Ассоциация «Интерес»
Сядьте на ковёр, закройте глаза и попробуйте представить, на что похож интерес, какой цвет ему соответствует, какого он запаха, какие звуки ему подходят.
Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.
Этюд «Что там происходит»
Дети стояли в тесном кружке и что-то делали, наклонив головы вниз. В нескольких шагах от них остановилась ещё одна девочка. «что там происходит 72 – думала она, но ближе подойти не решалась.
Графическое задание «Любимое занятие».
Педагог: Каждому из вас что - нибудь интересно делать больше всего на свете. Нарисуйте как вы занимаетесь своим любимым делом.


Итог занятия

Прощание

Занятие № 13 «Обида»

Цель: Расширять представление об эмоции «обида» , учить понимать чувства свои и других людей, учить передавать своё эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, учить преодолевать негативные настроения.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Упр. «Здравствуй друг»
Доброе утро, ребята. Сегодня я вошла в кабинет, увидела, что две куклы отвернулись друг от друга. Как вы думаете, что между ними произошло?
(дети отвечают)
Давайте послушаем их разговор.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня.
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили…
- Я дружил.
- И я дружил.
- Что же вы не поделили?
- Я забыл.
- И я забыл.
После чтения стихотворения педагог задаёт вопросы .
• Из-за чего поссорились куклы?
• Почему они обиделись друг на друга?
• Почему друзья забыли причину ссоры?
Сегодня мы поговорим об обиде. Скажите, пожалуйста, что такое обида? Из-за чего она возникает? Что хочется сделать с обидчиком в момент ссоры?
Педагог показывает картинки, на которых изображён обиженный мальчик, злой удивлённый.
Вот здесь несколько пиктограмм. Выберите ту, которая отражает выражение лица обиженного человека. Опишите её.
(дети описывают мимику мальчика, изображённого на рисунке)
А теперь сами изобразите обиду.
Игра – ассоциация «Обида»
Педагог. Сядьте поудобнее, закройте глаза и попробуйте представить, на что похожа обида, какой цвет ей соответствует, какого она запаха, какие звуки ей подходят.
Откройте глаза. Что вы представляли? Расскажите об этом.
(дети под руководством педагога описывают свои ассоциации)
Этюд «Обиженный обидчик»
Педагог. Распределитесь по парам и с помощью мимики и пантомимики попробуйте разыграть роли обидчика и обиженного. Затем поменяйтесь ролями в парах.
По окончании этюда педагог задаёт вопросы.
• Что вы чувствовали, когда были в роли обиженного? Что хотелось сделать?
• Что вы чувствовали, когда были в роли обидчика? Что хотелось сделать?
• Какая роль понравилась больше?
Графическое задание «Обида»
Теперь с помощью красок, мы сделаем несколько клякс. Так попробуем выразить в рисунке свою обиду.
Итог занятия.
• Обиженный человек чувствует себя несчастным, раздражённым.
• Обида опасна, потому что может вызвать гнев, ненависть и поссорить близких людей.
• Добрый человек не будет обижать другого, причиняя ему боль.

Занятие № 14 «Хорошо или плохо»

Цель: Формировать моральные представления; развивать умение регулировать собственное поведение; воспитывать положительные черты характера.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие: Упражнение «Дневник моего сердца»
Детям предлагается вспомнить все то, что вспоминается им как хорошее. Это могут быть хорошие фильмы, запахи, фразы, предметы. Затем ведущий просит детей подумать, что из своего списка они могли бы подарить окружающим. После этого дети по очереди делают «подарки» группе: рассказывают о чем – то своем хорошем, стараясь, чтобы и у остальных это хорошее вызвало добрые чувства.
Ребята мне не терпится поделиться с вами впечатлением от одного разговора, произошедшего на улице.
Что с тобой?
Ты надутый весь такой,
Словно шарик надувной.
У тебя сердитый вид –
Он о многом говорит:
Тебя кто-то обижал?
Тебе кто-то угрожал?
Ты не получил конфет?
Или настроенья нет?
Что с тобой? Что с тобой?
Ты, как шарик надувной!
Педагог. Что вы можете сказать о герое этого стихотворения? Почему его сравнивают с надувным шариком? Хорошо или плохо все время на кого-то дуться, обижаться?
(дети отвечают)
Вот посмотрите, я надуваю воздушный шарик. Представьте, что внутри него находятся неприятные чувства.
Педагог прокалывает шарик, который с шумом лопается.
Если так выпускать своё раздражение, можно напугать и рассердить окружающих.
Педагог надувает ещё один шарик.
Как же надо вести себя, если ты раздражён и рассержен?
(дети высказывают своё мнение)
Надо постепенно выпускать раздражение.
Педагог постепенно выпускает воздух из воздушного шарика.
Тогда вы не причините никому вреда.
Этюды «отрицательные и положительные черты характера»
Педагог. Перед вами картинки, на которых изображены различные поступки людей. Посмотрите, что нарисовано на каждой из них. А теперь разложите картинки на две группы хорошие и плохие поступки.
Дети выполняют задание.
Теперь пусть каждый из вас выберет по одной любой картинке из каждой группы и попробует сначала изобразить того, кто поступает неправильно, а затем показать положительного героя.
Графическое задание «Добро и зло».
Вы уже отлично различаете хорошее и плохое, умеете правильно реагировать на различные действия людей. Давайте и маленьких детей научим различать хорошие и плохие поступки – сделаем для них книжку, которую назовём «Добро и Зло».
Возьмите листы бумаги, сложите их пополам. На другой – то, что вы понимаете под словом «зло», на другой – то, что можно подписать словом «Добро».

Итог занятия

Прощание


Занятие № 15 «Каким я себя вижу ?»

Цель: Помочь осознать собственную индивидуальность; развивать умение познавать собственное тело; учить быть внимательным по отношению к другим детям.
Материал и оборудование: карандаши, краски, листы белой бумаги, пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие. Упр. «Здравствуй друг»
Педагог: Здравствуйте ребята! Рада всех видеть.
Ребята посмотрите на столы, на них лежат зеркала. Как вы думаете, зачем нам сегодня зеркала? (дети высказывают своё мнение)
С помощью зеркал мы попробуем взглянуть на себя со стороны.
Упражнение «Посмотри на себя со стороны»
Педагог. Для этого аккуратно возьмите зеркальце, внимательно рассмотрите своё отражение и ответьте на следующие вопросы:
• Какого цвета твои глаза?
• Какой формы твоё лицо?
• Какие у тебя волосы?
• Тебе нравится твоя прическа?
• Улыбнись? Ты нравишься себе?
• Какого ты роста?
• Во что ты одет(а)?
Игра «Радио»
Педагог. Я надеюсь, вы лучше узнали себя. Поэтому давайте поиграем. Представьте, что у нас включено радио. Диктор разыскивает детей нашей группы. По его описанию мы постараемся угадать, кто же потерялся. Сначала диктором буду я:
«Внимание! Внимание! Потерялся мальчик . Одет в синие штаны, рубашку белого цвета. Волосы короткие, светлые. Кто знает этого мальчика?»
После игры надо отдохнуть. Садитесь на ковёр, закройте глаза и представьте, что мы с вами оказались на выставке известных художников, которые нарисовали свои автопортреты. Давайте посмотрим, как они себя изобразили. Ответьте на вопросы:
• В каком настроении изображен художник?
• В какой позе?
• Какие цвета в основном использовал?
• Что нарисовано вокруг?

Графическое задание «Автопортрет».
Теперь я предлагаю вам самим нарисовать свои автопортреты. Для начала нарисуйте круг – это будет солнце, внутри него изобразите себя. Постарайтесь, как можно точнее передать свои особенности внешности, одежды. Когда портрет будет готов, не забудьте нарисовать солнечные лучики: каждый их них – все то хорошее, что вы сами можете сказать о себе. Чем больше солнечных лучиков, тем больше хорошего в каждом из вас.


Итог занятия.

Прощание



Занятие № 16 « Меня зовут…»

Цель: Способствовать нахождению ребёнком смысла своего имени; Развивать умение выражать эмоциональное отношение к своему имени; Воспитывать навыки этикетного поведения.
Материал и оборудование: карандаши, краски, белый картон, магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие.
Здравствуйте ребята. Сегодня у нас «именное» приветствие: пусть каждый из вас поздоровается с соседом справа и произнесёт его имя. Тот должен в свою очередь ответить на приветствие и обратиться к своему соседу справа. И так далее по кругу.
Сколько разных имён вы произнесли!
А вы знаете, кто и почему вас так назвал? Нравится ли вам ваше имя? Хотелось ли вам его изменить и называться другим именем? Если да то каким?
Сейчас я прочитаю вам стихотворения, в которых рассказывается, как давным давно на Руси наши предки относились к выбору имени для своих детей.
Был в старину такой обычай:
Несли младенца в церковь. Там,
В страницы святцов пальцем тыча,
Поп имена давал по дням,
Коль ты родился в день Ефима,
То назван именем таким.
Но если в день Иеронима,
То хошь не хошь – Иероним!
• Как в старину выбирали имя ребёнку?
• Какие имена кажутся сейчас «Странными»
Игра «Маленькое имя»
Педагог. Ребята мы с вами путешествуем по волшебной стране. А значит, с нами могут произойти разные волшебные истории и превращения. Вот и сейчас – вдруг – мы все стали маленькими, какими были раньше. Нам нужно вспомнить, как нас тогда называли – тогда колдовство исчезнет. Мы будем бросать друг другу мяч, называя имя того, кто должен его поймать. А тот в ответ пусть скажет имя, каким его называли, когда он был совсем маленьким.
Но ведь имя есть не только у человека. И сказочные герои имеют свои имена, и у животных есть клички. Они помогают нам угадать характер персонажа, что он умеет делать и как выглядит. Давайте попробуем расшифровать имена сказочных персонажей.
Белоснежка (белая, как снег)
Незнайка (ничего не знает)
Снегурочка (сделана из снега)
Упражнение «Цветок – имя»
«Дети давайте закроем глаза и представим себе летний день в саду или на лесной поляне.
Почувствуем запахи летнего дня. Может быть, кто-то сможет что-нибудь услышать, например, пение птиц или что-нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
После выполнения упражнения нужно предложить детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.
Сегодня мы много говорили про имена. Какие чувства вы испытывали, когда другие называли ваше имя?
А сейчас каждый из вас оформит свою личную визитную карточку. Визитная карточка - небольшой листок картона, на котором написано ваше имя , фамилия, а также сообщается что-нибудь самое важное и интересное о вас. Вы можете раскрасить свою карточку разными цветными линиями, геометрическими фигурами, нарисовать картинки, чтобы сразу стало понятно, кто вы и чем отличаетесь от других.


Занятие 17 « Закрепление знаний о чувствах»

Цель: закрепление умения различать чувства.
Материал и оборудование: карандаши, краски, ватман , пиктограммы эмоций ,магнитофон.
Ход занятия:
Приветствие.
Упражнение «Цветок – имя».
«Дети закройте свои глаза и представьте летний день в саду или на лесной поляне. Почувствуйте запахи летнего дня. Может быть, кто – то сможет что –нибудь услышать,
например, пение птиц или что –нибудь еще. Рассмотрите цветы вокруг себя. А теперь попробуем увидеть цветок, который вы могли бы назвать своим именем. Какой он? Рассмотрите его, ощутите его запах, возьмите его в руки. Попробуйте запомнить, что чувствуют ваши руки. Можно сделать глубокий вдох и открыть глаза».
После выполнения упражнения, нужно предложить детям рассказать друг другу о цветах, которые носят их имена, поделиться своими чувствами.
Беседа.
«А теперь вспомним, с какими чувствами мы с вами познакомились».
Показываем пиктограммы, дети угадывают.
Упражнение «Превращение».
«Сейчас каждый из вас превратиться в любое животное, кто в какое хочет. И каждый выберет любое чувство, и от имени этого животного будет заканчивать фразу: «Я мышка. Я боюсь, когда…»
Коллективное рисование «Русские горки».
Педагог предлагает детям на большом ватмане заготовку. Простым карандашом нарисованы вагончики с непрорисованными лицами детей. Дети обводят все линии красками и каждый рисует на лице свою эмоцию.
Обсуждение рисунка.

Итог занятия

Прощание.












































Использованная литература


1. «В мире детских эмоций» пособие для практических работников ДОУ/ Данилина Т.А,, Зедгинидзе В.Я,, Степина Н.М. – М.: Айрис-пресс, 2004 г.,
2. «Коррекционно-развивающие занятия и мероприятия» занятия по снижению детской агрессии/ сост. Лесина С.В., Попова Г.П, Снисаренко Т.Л. – Волгоград: Учитель,2008 г.,
3. «Цветной мир» групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Мардер Л.Д. – М.: Генезис, 2007г.,
4. «Практика сказкотерапии»/Под.ред. Н.А.Сакович – СПб: Речь, 2005г.,

5. «Формирование эмоционально – волевой сферы у школьников с проблемами в развитии средствами арттерапии»/Вальдес Одрисосола М.С. – М.: ООО Издательство «Гном и Д», 2004г.,
6. «Психологическая поддержка младших школьников» программы, конспекты занятия / авт.- сост. Рудякова О.Н..- Волгоград: Учитель, 2008 г., «Психологическая помощь дошкольнику» / Яковлева Н.Г.- СПб.: Валери СПД; М.: ТЦ Сфера, 2002 г.,
7. «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» методические рекомендации / под. Ред. Можейко А.В. – М.: ТЦ Сфера, 2009
8. Руководство по детско –подростковой и семейной арттерапии/ Копытин А.И., Свистовская Е.Е. – СПб.:Речь, 2010 г.
9. Профиактика нарушений в поведении дошкольников. Материалы для диагностической и коррекционной работы в ДОУ./ Авт. –сост.: Наревская И.Н., Сабирова Н.Г., 2009.
10. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Практическое пособие/Крюкова С.В. , Слободяник Н.П.. – М.: Генезис, 2000.
11. Развитие эмоционального мира детей. / Кряжева Н.Л Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
12. Психогимнастика. / Чистякова М.И, под ред.М.М. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.

Опубликовано на Порталусе 08 марта 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама