' > ' > '> ' /> ' />
Рейтинг
Порталус

И.М.Мирошник. Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего (авторская редакция)

Дата публикации: 27 октября 2013
Автор(ы): Ирина Макаровна Мирошник
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Школы психологии →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1382877994


Ирина Макаровна Мирошник, (c)

И.М.Мирошник

Координационная парадигма развития и система психологической координации как теория и практика эволюции способностей человекаi

Рассматривается возможная альтернатива трансгуманизму, которая определит новые тенденции и пути эволюции способностей человека будущего. Раскрыты основные теоретические принципы и законы Координационной парадигмы развития, отличающиеся от диалектических законов развития. Представлена инновационная Система психологической координации, которая отвечает вызовам времени и позволяет создать оптимальные условия для раскрытия резервных возможностей мозга, эволюции способностей человека при сохранении его видовой идентичности и высокой адаптивной пластичности.

Ключевые слова: трансгуманизм, H+, координационная парадигма развития, универсальные координационные способности, нейропластичность, личность, рекреация, будущее.

"Самое главное, сильное и всепоглощающее впечатление, полученное при изучении высшей нервной деятельности... — это ее невероятная пластичность, ее колоссальные возможности: ничто не остается неизменным, незыблемым; и все всегда достижимо, все может быть изменено к лучшему, были бы только созданы соответствующие условия".

И.П.Павлов

 

1. Будущее в настоящем

По прогнозам будущего в стремительно изменяющемся мире вероятен чрезвычайно быстрый технологический прогресс (сингулярность), который потребует модернизации не только экономики, политики, образования, но и трансформации самого субъекта эволюции — человека. Технологическая революция ставит перед наукой принципиально новую задачу формирования человека будущего в настоящем. Но многие современные ученые, проектирующие будущее, видят решение этой задачи не столько в развитии человеческого потенциала тех, кто через 20-30 лет будет определять облик мира, сколько в постепенном выходе человека за пределы его видовой, человеческой сущности. Человек будущего, которого часто называют «постчеловеком», представляется этим ученым как существо, которое утратит видовую идентичность. Предназначенные для такой модификации технологии«High Hume» или «H+», основываются на теоретической модели «управляемой эволюции» [33] и рассматривают человека в качестве объекта субординирующего воздействия, то есть суггеренда, носителя психогенетических трансформаций. С позиций популярной идеологии трансгуманизма ближайшая цель развития — трансчеловек — переходное звено в эволюционном процессе от человека к постчеловеку, т.е. человек, модифицированный технологически с целью усиления старых способностей и обретения новых. Для достижения этой цели разрабатывается так называемая «разумная технология»: творческое применение науки и техники для превышения «естественных» пределов, налагаемых нашим биологическим наследием, культурой, и окружающей средой. Но и это только начало. С точки зрения инженеров будущего, изменения трансчеловека относительно современного человека будут ещё не столь велики, чтобы можно было говорить о новой эволюционной ступени; на последнюю должен взойти венец управляемой эволюции — постчеловек, окончательно утративший свою видовую идентичность, культурно-исторические, этнические, религиозные, нравственные устои. Следует заметить, что программа трансгуманистов в некоторых положениях весьма созвучна идеям гуманистической психологии А.Маслоу [15.С.245], которая в последние 20 лет во многом определяет методологию личностно-ориентированного направления в психологии, образовании и психотерапии на постсоветском пространстве (подробнее см.: [26] ). Не случайно, анализируя современную социальную ситуацию развития детей и подростков в РФ, академик Д.И.Фельдштейн отмечает, что «сегодня имеется и нарастает опасность деструкции всей системы культурно-исторического наследия» [32.С.199]. Действительно, в стремлении к трансчеловеку наблюдается выход за пределы выработанных на пути культурно-исторического развития общечеловеческих идеалов, ценностей, смыслов, что влечет за собой неминуемую утрату инвариантной сущности человека как личности в триединстве природного (биологического), социального и духовного бытия. А эта утрата, на наш взгляд, только усугубит тот глобальный кризис, который сейчас переживает человечество. Итак, сегодня перед науками о человеке и обществе стоит сложная задача поиска возможной идеологической альтернативы трансгуманизму, которая определит новые тенденции и пути эволюции, модернизации и потенциации способностей человека, но в то же время укрепит чувство культурно-исторической, этнической и общечеловеческой идентичности, а также будет формировать общественный лад, в котором возможна и достижима гармония человека с самим собой и с миром Природы-Социума-Духа. Без такой идеологии современные подростки уже сегодня под влиянием СМИ начинают делиться на сообщества сингуляристов, экстропианцев и пр., основываясь на некоторых различиях в идеале и образе трансчеловека, сформированном проектировщиками будущего. Но что ждет выходящих за пределы человеческой сущности в таком будущем? Ведь мы до конца не знаем, что станет с личностью человека, если, следуя «разумной технологии», перманентно провоцировать активацию мозга искусственным вмешательством. Широко пропагандируемые трансгуманитарные «High Hume» или «H+» технологии не могут решить задачу гармоничного будущего, ввиду отсутствия действительно высокой гуманитарной методологии, включающей философско-психологические, мировоззренческие, культурологические проблемы.

Новый этап эволюции, характеризующийся стремительным изменением образа жизни, возрастанием свободы выбора, трансформациями мира и человека, на наш взгляд, требует создания новой эволюционной методологии: качественного изменения традиционной диалектической (субординационной по сути) парадигмы и перехода к новой координационной парадигме развития, с позиций которой личность человека является не объектом, но субъектом гармоничной природной, социальной и духовной ко-эволюции [25;26;27]. Сегодня есть основания полагать, что Личностно-ориентированные высокие гуманитарные технологии (ВГТ), основанные на Координационной парадигме развития [27], принципиально отличающиеся от «H+» технологий, смогут обеспечить повышение качества и продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья, создать условия для роста физических, эмоциональных, интеллектуальных и креативных возможностей человека, при сохранении его видовой идентичности и высокой адаптивной пластичности. При таком решении задачи будущего в возможном гармоничном обществе постиндустриального демократического персонализма личность не будет лишь эпифеноменом экономического и технологического прогресса, но станет воплощением органичного единства необходимости и свободы общественно-исторического развития. Позитивные достижения индустриального общества, в том числе технологические, будут интегрироваться в культуре высшей, личностно-ориентированной общественной системы. Путь преодоления современного глобального экономического кризиса - «целенаправленный перевод антагонистических противоречий между природной, социальной и духовной сущностью человека в синергические отношения, когда социальное - есть способ оптимальной организации природного с целью развития духовного начала в человеке» [19;21].

В современных условиях технологической сингулярности, экспоненциально возрастающего потока общедоступной информации, альтернативой трансгуманизму может стать эволюция способностей человека не столько посредством его технологической модификации, но путем эволюции и потенциации сущностных способностей, в качестве главной из которых впервые рассматривается универсальная, базовая способность селективной динамической координации, которая эксплицируется в широком классе общих и специальных координационных способностей и проявляется в природном, социальном и духовном самодвижении [23;25;27]. С позиций новой координационной парадигмы развития универсальная способность селективной координации — фундаментальное свойство Мира и Человека, определяющее самоорганизацию и движение как гармоничное развитие: начиная от рождения вселенной и элементарных частиц, через физические, химические и биологические к социальным и духовным формам и способам динамической селективной координации. Универсальные координационные способности Человека — это совокупность природных, социальных и духовных координационных способностей, являющихся необходимым условием успешного осуществления различных видов деятельности. Сегодня есть основания полагать, что эволюция базовых координационных способностей, органично связанных с пластичностью мозга, позволит повысить человеческий потенциал, раскрыть незадействованные ресурсы мозга, организма, личности, которые и определят новый путь гармоничной эволюции человека, не разрушающей его инвариантной сущности. С позиций КПР базовые координационные способности человека рассматриваются как ранее не выделенный вид общих способностей, которые определяют формирование в различных видах деятельности всего многообразия специальных и профессиональных координационных способностей, (например, художественных, музыкальных, научных, технических и др.), очевидно далеко выходящих за рамки исследованных в психологии и физиологии способностей координации движений как ловкости [2]. Базовые селективные координационные способности связаны с пластичностью ВНД и определяют психические возможности саморегуляции, обучаемости, интеллекта, креативности и развития личности в различных видах деятельности. Важную роль в развитии универсальных кординационных способностей человека играет фундаментальная селективная координационная способность мозга, т. е. его способность к самоизменению и саморазвитию, которая проявляется в межполушарном взаимодействии, нейрональной и синаптической пластичности, нейрогенезе и позволяет посредством пластических перестроек устанавливать новые нейродинамические координационные связи. Динамическая селективная координация, органично связанная с универсальной пластичностью, является не только фундаментальным механизмом мозговой активности, но и психической деятельности. По сути речь идет о селективных координационных основах психических процессов, координационных законах селективной работы коры больших полушарий головного мозга.

Личностно-ориентированные технологии модернизации и потенцирования способностей человека, основанные на принципах и законах Координационной парадигмы развития и Системы психологической координации (КПР и СПК), стимулируют нейрональную пластичность и нейрогенез без грубого искусственного вмешательства в деятельность мозга и позволяют сформировать элитные национальные кадры, которые смогут сами проектировать оптимальное будущее, отвечающее интересам, ценностям, экспектациям и культурно-историческим особенностям нации. Отметим, что Координационная парадигма развития может рассматриваться как методологический базис не только в психологии, но и в философии, образовании, медицине, экономике, политике. Так, например, при организации экономического и политического взаимодействия в союзе нескольких стран как равноправных субъектов, координационная парадигма развития приходит на смену устаревшему диалектическому принципу субординации (подчинения) и позволяет реально организовать координацию и взаимопроникновение экономик и культур, обеспечивая гармоничное, взаимовыгодное развитие взаимодействующих субъектов.

 

2. Базовое исследование способности кроссмодальной селективной координации

Теоретико-экспериментальные исследования, которые легли в основу КПР и СПК с мотивационным эффектом обратной связи, проводились автором статьи, начиная с 1983 г. [16;17]. Интерпретация результатов этих исследований осуществляется с учетом новых тенденций в науках о мозге. В нашем диссертационном исследовании была впервые выявлена естественная возрастная динамика способности кроссмодальной координации и доказано, что синестетические способности, как личностные образования, могут быть развиты в онтогенезе. Автором статьи был разработан ряд экспериментальных и формирующих методик: звуко-цветовое симультанирование (ЗЦС), темброво-колористическая инструментовка, образ движения, аудио-визуальное симультанирование (АВС), модифицированная методика личностных конструктов Келли. В дальнейшем на основе этих методик был разработан метод координации, который оказался весьма эффективным для создания психотехнологий развития личности, психокоррекции и психотерапии [18;20;21;22;23;24;27;28;34]. В диссертационном исследовании была впервые экспериментально доказана возможность применения цветового ряда (например, цветовых карт Люшера) для оценки характера музыкальной композиции и установления статистически значимого соответствия между психоэмоциональными состояниями человека, цветом, и музыкой. Методика ЗЦС-координации, которая являлась основной экспериментальной методикой в нашем диссертационном исследовании, включает амфисенсорное воздействие и согласование музыкального и ряда цветовых стимулов, предъявленных симультанно [16;17].

Как показали наши дальнейшие исследования, кроссмодальная селективная координация комплементарных ощущений и представлений в процессе сенсорно-перцептивной деятельности развивает творческое воображение, интуицию, эмоциональную отзывчивость, продуктивное мышление, когнитивные и креативные координационные способности, создает условия для потенцирования позитивных психосоматических, психоэмоциональных состояний и психических свойств. Для этого субъект, используя одновременно не менее двух из пяти органов чувств, координирует интермодальные стимулы и приобретает новый сенсорный и эмоционально-когнитивный опыт. Так, по методу арома-звуко-цветовой визуальной координации (АЗЦК), в соответствии с законом хиазмы и ее обращения (И.М.Мирошник), осуществляется попарная перекрестно-модальная селективная координация комплементарных рядов разнохарактерных эстетических стимулов (ароматических, музыкальных, цветовых, изобразительных, тактильных, вкусовых) между собой и/или с актуальными и потенцируемыми психоэмоциональными состояниями, объективированными с помощью вербальных и невербальных психодиагностических методик с обратной связью, например, «Супос-8» О.Микшика, цветового теста Люшера и др. В результате происходит отчетливая стимуляция нейропластичности в ЦНС. Мозг производит нейротрофины (факторы роста нервной ткани) и создает новые нейрональные контуры, улучшающие память, когнитивную деятельность и креативное мышление, гармонизирующие психоэмоциональное состояние. Применение методик звуко-цветовой, аудио-визуальной симультанной координации (ЗЦС-координации), АЗЦК и др. стимулирует процессы динамической селективной рекомбинации нейронных сетей с целью восстановления утраченных синестетических способностей и первичной креативности [25;27]. Возникающие в сенсорно-перцептивной деятельности эмоциональное отражение и его обращение (по закону хиазмы и ее революции) порождают синестетические межчувственные явления на уровнях экстеро- интеро- и проприорецепции. Такое синестетическое эмоциональное обращение экстероцептивных, интероцептивных (органических) и проприоцептивных ощущений открывает новые возможности для немедикаментозных, системных психофизиологических воздействий в процессе медико-психологической реабилитации и раскрывает психофизиологические механизмы, обеспечивающие мощный терапевтический эффект описанных выше методик СПК.

Называя способность ЗЦС-координации имманентной, мы подчеркивали, что она не является результатом какого-либо вида научения [25]. В результате четырех занятий, проведенных по методике ЗЦС (без использования приемов обучения), во всех возрастных группах у детей наблюдалось улучшение показателей по ЗЦС относительно экспертных оценок, о которых участники эксперимента не информировались. Заметим, что испытуемые не имели опыта синестетической цвето-музыкальной координации, ибо в отличие от современного периода, во время постановки эксперимента в теории и практике музыкального воспитания детей не существовало методики использования цветовых карт (например, Люшера) для невербальной оценки эмоционального характера музыкальных произведений [3]. Принципиально важным как с теоретической, так и с практической точек зрения является вывод о том, что в отличие от условного рефлекса, способность ЗЦС-координации угасает не в отсутствии подкрепления, а в условиях репродуктивной, стереотипной деятельности, блокирующей творческую активность. Социальное блокирование креативности, жесткая однозначность знаний, получаемых учащимися, усвоение стереотипов, авторитарный (субординационный) стиль межличностных отношений приводят к угасанию творческих способностей личности, что, в свою очередь, в дальнейшем снижает нейрональную пластичность и становится пусковым механизмом формирования аддикций.

 

3. Координационная парадигма развития

Рассмотрим кратко основные теоретические принципы и законы, формирующие новую научную парадигму развития.

3.1. Закон эволюции способов и форм динамической селективной координации и самокоординации. С позиций новой Координационной парадигмы, развитие способов и форм селективной динамической координации и самокоординации определяет возникновение качественных изменений, новых системных свойств и, соответственно, более совершенных способов и форм природной, социальной и духовной жизнедеятельности. Переход в новое качество возникает в результате количественного накопления скоординированных комплементарных изменений. Чем более совершенны способы и формы селективной динамической самокоординации вида, общества, государства, тем выше скорость их эволюции [24;25;27]. В новой парадигме развития координация является динамической, а субординационные механизмы управления гармонично дополняют координационные, выполняя стабилизирующую и консервативную функции. В классической диалектической парадигме, наоборот, развитие выражается в принципе субординации, а координация рассматривается как метафизическая, функциональная, сепаратистская, механистическая. Эта субординационная, по сути, парадигма развития была использована, например, в классификации наук академика Б.М.Кедрова. Отметим также, что в истории науки сам термин «координация» традиционно не являлся семантически интегрирующим и динамическим. «Координация» была ограничена метафизическим и механистическим мировоззрением и традиционно противопоставлялась идее развития по диалектическому принципу субординации. А с позиций диалектической теории развития координационный тип связи никогда не являлся детерминантой сущностных изменений, поскольку полагалось, что он ограничен и характерен именно для метафизических, недиалектических систем. В системном анализе координация традиционно рассматривается как свойственная системам с более низким уровням организации; полагается, что с усложнением организации и самоорганизации, например, в органических системах, активность передается от частей к целому, то есть в развитии возрастает значение и роль субординационных связей в структуре целого. Принцип координации традиционно предполагал не развитие, а лишь механистическое движение, в котором связь и взаимопереходы между элементами не учитывались и представляли собой не более, чем процесс комбинирования. Так, например, основоположник позитивизма Огюст Конт, основываясь на принципе координации, рассматривал узкую специализацию наук с позиций функциональности и сепаратизма, и полностью исключил необходимость целостного представления о человеке и мире в системе философских наук. Как мы видим, в традиционной семантике принцип координации в корне противоречит идее развития. Не случайно Конт, Спенсер, неопозитивисты, эмпириокритицисты и др. были сторонниками механистической и антидиалектической теории равновесия, определяющей, в отличие от диалектики, равновесие естественным и «нормальным» состоянием, а движение, развитие - временным и преходящим. Поэтому важно подчеркнуть, что новая, Координационная парадигма развития принципиально отличается не только от диалектической (субординационной) парадигмы, но и попыток ее преодоления: эмпириомонизма А.А.Богданова, отождествляющего «физиологическое» и «психологическое», общественное бытие и сознание (метод подстановки); эмпириокритицизма Р.Авенариуса, Э.Маха, механистической теории А.Ф. Лазурского и др.

История показала, что диалектический путь развития, основанный на принципе субординации, закономерно ведет к разрушению гармонии мира и человека. Напротив, развитие по принципу динамической селективной координации комплементарных (взаимодополнительных) противоположностей — путь к гармонии. Мощным фактором этого гармоничного развития выступает мотив координации — стремление комплементарных противоположностей к согласованному взаимодействию. Этот амфотерный (двуединый) мотив координации — в сущности есть абсолютный мотив эволюции, определяющий гармонию развития. Мотив субординации как стремление противоречивых, антагонистических противоположностей к подчинению и соподчинению направлен на стабилизацию иерархической структуры. Таким образом в эволюционных процессах возникает единство двух факторов, характерное для устойчивого развития: координации (фактор изменчивости) и субординации (фактор устойчивости).

Сегодня есть основания полагать, что устойчивое гармоничное развитие, основанное на новом понимании принципа координации и самокоординации как источника развития, — есть возможное решение задачи гармоничного будущего, т.е. достижения синергии мира и человека, а так называемая «управляемая эволюция», основанная на субординационном принципе развития, — выход за пределы человека, ведущий к его самоуничтожению.

3.2. Методологический принцип гармонической комплементарности в координационной парадигме развития качественно отличается от общепринятого методологического принципа дополнительности Нильса Бора, в соответствии с которым для воспроизведения целостности явления необходимо применять в познании взаимоисключающие противоположности, то есть органически несовместимые, диахронные, «дополнительные» классы понятий (например, корпускула или волна). Напротив, методологический принцип гармонической комплементарности (от слова комплемент - дополнение, но не комплимент - «дежурная» похвала) отличается тем, что в реальности и ее познании органически совместимые, взаимодополнительные гармонические противоположности соответствуют друг другу, способны синхронизироваться, координироваться, симультанно и согласованно взаимодействовать [23-26]. На принципе гармонической комплементарности построены не только взаимодействие полушарий головного мозга, структура ДНК, Система психологической координации в Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии) [22;27], синергической интерактивной музыко-цвето-терапия (СИМ) [22], но, если смотреть предельно широко, - гармония развития в целом. Различные формы и способы координирующего межличностного взаимодействия по принципу гармонической комплементарности играют существенную роль в когнитивном развитии человека, в усвоении им культурно-исторического опыта. Формирование комплементарной психологии, то есть способности увидеть в другом не врага своего, а собственное дополнение до целого, - ключ к преодолению конфликтов, в том числе и политических [24;25;26]. Поэтому гармоническая комплементарность может стать универсальным принципом, определяющим синергизм постиндустриальной персоналистической культуры.

3.3. Закон единства и координации комплементарных противоположностей. В отличие от диалектической (субординационной) парадигмы, в соответствии с которой в качестве источника и движущей силы развития определяется единство и борьба антагонистических (взаимоисключающих) противоположностей, в новой парадигме законом развития является единство и координация комплементарных противоположностей [23-26]. Причем, координация не просто взаимосвязанных противоположностей, а взаимодополнительных, комплементарных, подходящих друг к другу, как ключ к замку и порождающих во взаимодействии новые, более совершенные образования на природном, социальном и духовном уровнях жизнедеятельности. Итак, динамическая селективная координация по принципу гармонической комплементарности рассматривается нами как сущность организации и самоорганизации эволюционирующих систем в условиях возрастания свободы выбора.

3.4. Методологический принцип амфотерной детерминации развития. Для описания продуктивной, гармонической двойственности автором статьи впервые был введен в психологию термин "амфотерность" (от греч. amphoteros – обоюдный, и тот и другой, двусторонний) [23;24;25]. Амфотерными свойствами обладают, например, аминокислоты и белки. Психологическая амфотерность - это способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды избирательно проявлять противоположные, комплементарные психические свойства. Методологический принцип амфотерной детерминации развития интегрирует принцип детерминизма С.Л.Рубинштейна («внешнее преломляется через внутреннее») и принцип детерминизма А.Н.Леонтьева («внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет»). Такой амфотерный монизм отличается от материалистического монизма, дуалистического параллелизма и антиномического монодуализма С.Франка. Амфотерность комплементарных противоположностей многогранна: левое и правое полушария головного мозга, анализ-синтез, внешнее-внутреннее, каузальное-телеономическое, психическое-физиологическое, объективное-субъективное и т. д. Координируясь во взаимодействии, комплементарные противоположности воссоздают синергичное целое. Так, в соответствии с принципом амфотерной детерминации развития, личность человека, как особенное, - есть субъект координации единичного и всеобщего, свободы и необходимости на природном (биологическом), социальном и духовном онтологических уровнях.

3.5. Методологический принцип координационного триединства. С позиций КПР троичность - одна из высших, наиболее совершенных форм селективной динамической координации. Троичное координационное отношение фундируется на гармонической комплементарности. Составляющие троичного координационного соединения не находятся в иерархическом, субординационном отношении, т. к. они равноправны; при этом ни один компонент этого триединства не является синтезом двух других. Каждая составляющая триединства опосредует координационные отношения двух других противоположностей, которые не антагонистичны и не антиномичны, но комплементарны. Тринитарное координационное мышление как транскультуральный феномен эволюции когнитивных координационных способностей человека, повышающих уровень его самоорганизации и самосознания, имеет предпосылки и воплощения в науке, религии, искусстве. Ярким примером реализации принципа координационного триединства в искусстве является «Троица» Андрея Рублева — эстетическое воплощение тринитарных координационных отношений, основанных на гармонической комплементарности трех ипостасей. Принцип координационного триединства реализован автором статьи в концепции триединства личности, архитектуре и контенте мультимедийной программы на CD «Интерактивный психологический театр» (Мирошник, Гаврилин, 1996), диагностико-коррекционных методиках ЛОК-терапии [19;21;24;25;26;27;34] и др. инновационных технологиях Системы психологической координации, основанных на принципах и законах Координационной парадигмы развития. В соответствии с КПР сущность личности (природная, социальная, духовная) триедина, а форма существования амфотерна. Амфитринитарное координационное соотношение «2:3» является квинтэссенцией гармонии.

3.6. Методологический принцип координации по закону хиазмы и ее обращения (революции). В отличие от дуалистического психофизического параллелизма В.Вундта и др., координирующее взаимодействие комплементарных противоположностей, в соответствии с новой парадигмой развития, осуществляется антипараллельно, то есть в скрещении и обращении [24;26]. Не случайно в христианстве именно в крещении и обращении происходит преображение личности, объединяющей земное и возвышенное, конечное и бесконечное. С точки зрения КПР пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, взаимодействуют антипараллельно - по закону хиазмы (перекреста) и ее обращения (переворота) [23-27]. Развитие осуществляется по двойной спирали. В результате синхронизации и координации комплементарных противоположностей путем скрещения и обращения рождается ковалентная третья субстанция, которая, обладая новыми системными качествами, наследует и сочетает свойства двух порождающих, но не является их синтезом, как таковым, образует с ними синергичное гармоническое триединство и может стать источником нового развития (принцип амфотерного «третьего»). По закону хиазмы и ее обращения работают координационные механизмы деятельности амфотерного мозга, перекрестно-обращенных движений верхних и нижних конечностей при ходьбе, рефлекторных и обменных процессов, взаимодействия и отражения, целеобразования, обратной связи и др. В продуктивном внешнем и внутреннем диалоге «Я-Ты», формирующем ковалентное «Мы», посредством координационных механизмов транскрипции, трансляции, репликации возникает отраженное «Я» (эффект зеркала – хиазма) и обращенное отображение как революционное (обращенное) «Я», рождающее самосознание и рефлексию личности. Фундаментальный системный механизм селективной динамической координации, позволяющий отобразить «одно через другое» и осуществить обращение отображенного, является источником преобразований – креативным механизмом деятельности мозга, организма, субъекта. Объективируя «внутреннее через внешнее» и субъективируя «внешнее через внутреннее», можно осуществлять качественные преобразования, формируя новые функциональные системы, психические свойства и способности личности [20;22;23;24;26].

4. Эволюция координационных способностей мозга

Отметим, что традиционно в нейронауках эволюция нервной системы определялась доминирующей ролью субординационных связей. Например, в известной работе «Человек как предмет познания» Б.Г.Ананьев всесторонне рассматривает процесс формирования головного мозга как единой субординационной системы [1]. Как мы неоднократно отмечали, субординационный подход, основанный на выявлении управляющих центров и управляемых исполнительных структур и механизмов, на вертикальной организации и управлении, безусловно, был плодотворным, однако он может быть дополнен комплементарным координационным подходом. Есть основания полагать, что сегодня происходит смена парадигмы в науках о мозге: от локализационизма и модулярности к интерактивности и координационной парадигме развития. Вместе с тем надо отметить, что вплоть до последнего времени механизмы координации в мозге человека мало изучались и теоретически не обосновывались. Исключение составляют механизмы сенсомоторной и психомоторной координации движений, которые, во многих случаях теоретически обосновывались на уровне рефлексов (например, реципрокная координация движений при ходьбе). Напротив, в наших работах координация рассматривалась не только как рефлекторная деятельность мозга и организма, но и как творческая селективная деятельность субъекта, его особая координационная способность осуществлять согласование комплементарных явлений. При этом и, собственно, рефлекторную деятельность (например, условные рефлексы) можно рассматривать как психофизиологическую форму селективной динамической координации по закону хиазмы и ее обращения. С позиций КПР ассоциативные механизмы деятельности мозга, психики впервые рассматривались нами как координационные по своей сути [23;24;25;27], а эволюция координационных («ассоциативных») систем мозга - как показатель филогенетического статуса вида и его адаптивных возможностей, во многом определяющих уровень развития аналитико-синтетических способностей мозга и способности к формированию поведенческих программ.

Напомним, что в системном анализе координация традиционно рассматривается как функциональная, статическая, свойственная системам с более низким уровням организации; при этом полагается, что с усложнением организации и самоорганизации возрастает роль субординационных связей. Аналогично, базовое положение гештальтпсихологии о том, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей, а имеет качественно более высокий уровень, по сути также основано на субординационном подходе. Поэтому вызывает удивление, тот факт, что «новоявленная» на международном форуме «Dynamic Coordination in the Brain: From Neurons to Mind» [35] идея динамической координации в мозге, которой (так же как в наших более ранних исследованиях [12;23;24;25]) придавался характер новой научной парадигмы, представляется с позиций гештальт-теории, основанной, как показано выше, на субординационном подходе. Это парадоксально потому, что сама идея координации в мозге подрывает и без того слабый, особенно в динамическом аспекте, методологический фундамент гештальтпсихологии, справедливо критикуя которую выдающиеся отечественные психологи Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец писали, что структурность восприятия не начальное его качество, а продукт развития [9.С.58,С.101]. Таким образом, на примере авторитетного международного форума [35] мы наблюдаем столь свойственное современной науке необоснованное отождествление и некритическое смешение традиционно противоположных методологических подходов, закономерно порождающее дискоординацию мировоззрения. По-видимому, попытка пересмотреть традиционную точку зрения, т. е. определить координационные связи как ведущие в мозге и психике, не может носить конвенционально-прагматический характер, но требует полного пересмотра, методологического обоснования и фундаментального изменения общенаучной, философско-мировоззренческой парадигмы.

 

5. Универсальные координационные способности человека

и координированность как ловкость

 

Отметим, что иногда встречающееся понимание координационных способностей человека как исключительно спортивных, двигательных, физических с позиций новой Координационной парадигмы развития является методологической ошибкой. В психологии спорта термин «координационные способности» вплоть до последнего времени не имел существенного значения и даже четкого определения [10;31]. Однако в последнее время заметен рост интернет-публикаций по спортивной психологии, в которых все чаще используется понятие «координационные способности», не являющееся общепринятым. В связи с чем важно подчеркнуть, что для избегания контаминации понятий следует четко дифференцировать спортивные координационные способности, как редко употреблявшийся синоним ловкости [2] или координированности [10], и ранее не выделенный в психолого-педагогической науке вид базовых (универсальных, общих) координационных способностей, фундирующийся на законах и принципах координационной парадигмы развития. Эволюция базовых селективных координационных способностей в сенсорно-перцептивной, когнитивной, коммуникативной, творческой и др. видах деятельности рассматривается автором статьи в качестве главного фактора культурно-исторического развития человека, как в онтогенезе, так и в антропогенезе. Поэтому, даже говоря о двигательной координационной способности, с позиций новой парадигмы развития мы далеко выходим за рамки предмета спортивной психологии. Например, в условиях активного действия субъекта координационная способность его реципирующей системы осуществлять двигательную динамическую селективную координацию со свойствами воздействующих предметов и явлений, играет ведущую роль в формировании адекватного психического образа и восприятии предметного мира в целом. Поэтому изучение универсальных координационных способностей мозга, организма, психики, личности человека должно стать предметом комплексных междисциплинарных научных исследований.

Говоря об изучении координации движений в спортивной психологии, с методологической точки зрения было бы более корректно указывать дескриптор «спортивные» координационные способности или использовать профессиональный термин «координированность» [10]. При этом важно понимать, что новый путь эволюции человека не может проходить только через развитие физических координационных способностей, ставших миллионы лет назад важной предпосылкой для превращения обезьяны в человека (бипедия - прямохождение гоминидов). Дальнейшая эволюция Homo sapiens прошла через развитие социальных форм и способов селективной динамической координации и привела к появлению орудий, знаков и, соответственно, образованию новых социально опосредованных координационных связей, таких, например, как «знак-объект-интерпретанта». На этой основе возникли новые координационные способности, обусловившие появление второй сигнальной системы, мышления, речи и других высших психических функций человека.

Примером формирования новых социально опосредованных координационных связей является появление в истории человеческой цивилизации особого типа селективной координации — товарообмена, денежного обращения, договоров (соглашений) и, соответственно, правовой, экономической и политической системы, основанной на договорных отношениях. Договор, по сути есть акт координации (согласования) и результат эволюции социальных форм и способов селективной динамической координации, возникших на уровне новых политических, правовых, социально-экономических координационных связей и соответствующих координационных способностей человека, например, дипломатических, юридических, экономических и др., которые составляют психологическую базу современной цивилизации. Поэтому мы полагаем, что будущее человека и сегодня детерминируется развитием в его деятельности новых форм и способов динамической селективной координации и соответствующих координационных способностей, которые позволяют осуществлять селекцию и согласование комплементарных противоположностей на природном, социальном и духовном онтологических уровнях по закону хиазмы и ее обращения (революции) [25;27]. Создавая в настоящем условия для их формирования, мы фактически детерминируем будущее. Это и есть инновационные технологии формирования будущего, не требующие, в отличие от трансгуманизма, выхода за пределы человеческой сущности к постчеловеку, равно как и возврата к эволюционным механизмам гоминидов.

 

6. Практика психологического сопровождения по Системе психологической координации в условиях рекреации

6.1 Перспективы рекреации. Санаторно-курортная отрасль становится сегодня одной из ведущих отраслей в новом мире и одновременно отраслью инновационной экономики VI технологического уклада. Поэтому разработка и внедрение высоких личностно-ориентированных технологий рекреации, оздоровления и развития помогает решить задачу модернизации экономики в период становления VI технологического уклада. Координационная парадигма развития и Система психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи (СПК) являются методологическим и методическим базисом инновационной Рекреативной психологической помощи, которая позволяет осуществлять оптимизацию психических процессов, состояний и свойств личности, потенцировать базовые координационные способности в целях повышения уровней психофизического, социального и духовного здоровья, гармонизации и развития личности. В свою очередь, развитие в условиях рекреации по законам красоты и гармонии универсальных координационных способностей политиков, менеджеров высшего звена, государственных служащих, бизнес-элиты, медиков, педагогов, работников культуры и др. является важным фактором, определяющим возможность и необходимость установления соответствия между реальным настоящим и идеальным будущим.

6.2. Каузально-телеономическая технология. Существенную роль в СПК играет новая теоретическая модель и технология формирования гармоничного образа будущего, которая базируется на принципе амфотерной, двойственной детерминации развития (каузальной и телеономической) [20;24;25;27;34;36]. По этой технологии с помощью психодиагностических методик субъект (клиент) производит самооценки: реального (каузального) «Я»; идеального (телеономического) «Я», которое он желает сформировать; результирующего (действительного) «Я». Степень согласованности (по сходству и различию) каузального, телеономическкого и действительного «Я» оценивается и предъявляется клиенту с помощью психометрической координационной обратной связи в процессе сеансов психологической помощи по СПК. В этом процессе направленной трансформации психических состояний и свойств субъекта, в поле напряжения необходимого (каузальная детерминация будущего) и возможного (телеономическая детерминация будущего) формируется мотив координации комплементарных противоположностей: актуального и потенциального, объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, каузального и телеономического. Для возникновения такой мотивации самодвижения субъект трансформации должен осознать необходимое и возможное, то есть выразить, объективировать во внешних образах каузальное и телеономическое состояния или свойства личности (образ-проект идеальной цели), например, с помощью художественных мультимедийных (аудио-визуальных) образов, а также художественных образов-персонажей (литературных, кинематографических, изобразительных, драматургических и др.), классифицированных с помощью психодиагностических методик. Опосредствованное объективированными образами психических состояний (свойств) личности, действие-осознание рассогласования необходимого и возможного выступает как мотив селективной координации, запускающий процесс направленной трансформации субъекта. В результате такого скоординированного самодвижения формируется амфотерное третье - новое «действительное» состояние, которое является гармоничным координационным соединением «каузального» и «телеономического». Для реализации этой технологии в СПК с мотивационным эффектом обратной связи создаются психометрические пространства типологизированных художественных образов (литературных, поэтических, музыкальных, изобразительных, пластических, графических, драматургических и др.), которые в совокупности задают гетеромодальные психоэстетические координаты развития личности [20;21;24;25;27].

6.3. Персоналистическая культура и психопрактика будущего. Возникающее в процессе творческого эстетического восприятия самодвижение личности путем селективной динамической координации с шедеврами отечественной и мировой персоналистической культуры, интегрированными в психометрических пространствах типологизированных художественных образов, обладает мощными развивающим, терапевтическим и рекреационным эффектами. Психопрактика объективации актуального и потенциального «Я» в комплементарные психометрические и художественные образы создает новые координационные связи, стимулирует нейропластичность, развивает эмоционально-образные и когнитивные координационные способности, повышает творческий потенциал личности и позволяет значительно снизить показатели депрессии, агрессии, тревоги. Таким образом, в отличие от идеологии и технологии трансгуманизма, ведущей к распаду личности и утрате ее самоидентичности, формирование по Системе психологической координации персоналистической духовной культуры, интегрирующей выдающиеся произведения литературы, поэзии, музыки, живописи, кинематографии и других видов искусства, вызывает общий подъем чувства Личности, ее собственного достоинства.

С помощью амфотерных, каузально-телеономических психотехнологий, включенных в СПК: «ЗЦС», «АВС», «АЗЦК», «Координирующая психологическая картинная галерея», «Цвето-арома-музыкальный психологический портрет», «Темп», «Баланс», «Я и другие», «Тонус», «Цвет сна» и др.), а также аудио-визуальных психотренингов осуществляется развитие базовых координационных способностей и соответствующих способов и форм селективной динамической координации: симпатического и парасимпатического отделов ВНС; полушарий головного мозга; произвольного внимания; сенсомоторой; кросс-модальной; мнестической; целеобразующей; поведенческой; коммуникативной; эмоционально-когнитивной; «Я-реального» и «Я-идеального»; актуальных и потенцируемых состояний и свойств; мотивационно-смысловой и др. [4;6;12;14;24;25;27]. В СПК комплементарные стимулы, символы, знаки, образы, понятия используются не для образования ассоциативных связей, психофизиологической основой которых является условный рефлекс, а с целью формирования творческого механизма динамической селективной координации, позволяющего потенцировать базовые координационные способности личности в природной (биологической), социальной и духовной жизнедеятельности. В целом СПК с мотивационным эффектом координационной обратной связи является высокоэффективным немедикаментозным средством, регулирующим состояние стресс-лимитирующих систем и нейрональную пластичность. Инновационные технологии Системы психологической координации успешно применяются для улучшения обучаемости, повышения творческого потенциала, модернизации способностей и гармонического развития личности. КПР и СПК И.М.Мирошник являются основополагающими в системе компьютерной музыко-цветодинамической терапии «Тоника» [18;21;28], реализующей «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» (Патент РФ на изобр. №2033818), Личностно-ориентированной компьютеризированной психотерапии (ЛОК-терапии) [21;34], Рекреативной эстетической психокоррекции [24;25], аудио-визуальной психотерапии и др. инновационных технологиях, разрабатываемых автором статьи совместно с к.т.н. Е.В.Гаврилиным. ЛОК-терапия по Системе психологической координации реализована в мультимедийных программах для персонального компьютера (CD “Интерактивный психологический театр»), которые моделируют профессиональные сеансы психологического консультирования и психотерапии в среде мультимедиа. «Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека» и Программно-методический комплекс ЛОК-терапии были удостоены бронзовой и серебряной медалей на международной выставке инноваций в Брюсселе («BRUSSELS EUREKA", 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology).

7. Заключение

Эффективность применения Системы психологической координации с мотивационным эффектом обратной связи для психологического сопровождения в условиях рекреации доказана опытом многолетней работы санаторно-оздоровительных учреждений Украины [4;5;6;7;8;11;14;25;28;29;37]. Особенно эффективна ЛОК-терапия по СПК для коррекции и профилактики психических нарушений в период кризиса подросткового возраста и поэтому может успешно применяться в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа [12;13;14;30]. Как показали многочисленные практические исследования: И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин,1993-2012; Н.В.Сакун, 2001 (санаторий для детей с родителями «Приморье»); В.А.Журавлев, 2003 (кардиологический санаторий «Роща»); Г.Д.Кулик, 2006 (детский оздоровительный санаторий «Смена»); И.Н.Соболь, 2007-2008 (детский санаторий им. Т.Г.Шевченко); Б.В.Михайлов, А.И.Сердюк, 2008-2012 (санаторий «Курорт Березовские минеральные воды»); А.И.Креслов 2009-2012 (детский клинический санаторий им. Н.К.Крупской); С.П. Запорожану, 2010-2012 (ЧАО Санаторий «Утес») и др., применение Системы психологической координации существенно, на 25-30% повышает эффективность комплексной медико-психологической реабилитации, содействует полноценному оздоровлению и гармоничному развитию личности взрослых и подростков в условиях рекреации. Проведенные многолетние практические исследования убедительно свидетельствуют в пользу того, что личностно-ориентированные ВГТ, включенные в Систему психологической координации, отвечают вызовам времени, могут обеспечить повышение качества жизни, улучшение состояния здоровья и позволяют создать оптимальные условия для раскрытия резервных возможностей мозга, эволюции способностей человека при сохранении его видовой идентичности и высокой адаптивной пластичности. Многое из того, что определит наше будущее в мировой экономической системе решается именно сегодня. Дальнейшая разработка и внедрение личностно-ориентированных высоких гуманитарных технологий, основанных на Координационной парадигме развития, могут задать реальную альтернативу трансгуманизму, способствовать модернизации экономики и успешному решению задачи эволюции базовых природных, социальных и духовных координационных способностей человека в период становления VI технологического уклада.

 

The coordinational paradigm of development and the system of psychological coordination as the theory and practice for the evolution of human's abilities

The possible alternative to transhumanism, which set new trends and ways of the evolution of human abilities is presented. The basic theoretical principles of the Coordinational paradigm of development, different from the dialectical laws of development, are opened. Presents innovative System of psychological coordination, which responsible the challenges of time and can provide a higher quality of a life, improved health; creating optimal conditions for the disclosure of reserve capabilities of the brain, the evolution human abilities, while maintaining human identity and high adaptive plasticity.

Keywords: transhumanism, H+, coordinational paradigm of development, universal coordinational abilities, neuroplasticity, future, recreation, personality

Л и т е р а т у р а

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания — СПб.: Питер, 2001. — 288 с.

  2. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / Н. А. Бернштейн. — М.. Физкультура и спорт, 1991. — 288 с.

  3. Ветлугина, Н.А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду/Н.А.Ветлугина, А.В.Кенеман М.: Просвещение, 1983.255 С.

  4. Гаврилин, Е.В. Методология и практика ЛОК-терапии по Системе психологической координации И.М.Мирошник в условиях санатория // И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин/ Вестник физиотерапии и курортологии. —2011. —№4. — С.195—198.

  5. Журавлев, В.А. Опыт апробации и внедрения личностно-ориентированной компьютерной психотерапии в кардиологическом санатории «Роща»/ В.А.Журавлев, Т.А.Приходько // Актуальные аспекты санаторно-курортной реабилитации: Матер. научно-практ. конф. — Харьков, 2003. — С.113—114.

  6. Запорожану, С.П. Медико-психологическая реабилитация в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник / С.П.Запорожану, Р.В.Светенко //Вестник физиотерапии и курортологии. — 2010. — №2. — С. 59 —61.

  7. Запорожану,С.П. Личностно-ориетированная медицинская реабилитация по Системе психологической координации И.М.Мирошник в санатории «Утес»/ С.П.Запорожану, Р.В.Светенко//Актуальные вопросы медицинской реабилитации, курортологии и физиотерапии взрослых и детей: матер. ХI межд. научно-практ. конф. (Приложение к журналу Вестник физиотерапии и курортологии). — 2011. — №3 —С.104.

  8. Запорожану, С.П. Высокие гуманитарные технологии персонализированной медицинской реабилитации по инновационной Системе психологической координации И.М.Мирошник в санатории «Утес» (Актуальные вопросы организации курортного дела, курортной политики и физиотерапии: Материалы XII конгресса физиотерапевтов и курортологов АРК) /С.П.Запорожану, И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин, Р.В.Светенко, Т.А.Зеникова// Вестник физиотерапии и курортологии. —2012. —№2. — С.146.

  9. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т./ А.В.Запорожец. — М.: Педагогика. — 1986. —Т. 1. — С.58.

  10. Ильин Е.П. Психология спорта.— СПб.: Питер, 2008. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

  11. Каладзе, Н.Н. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник и Е.Гаврилина – инновационный метод курортной и восстановительной медицины/ Н.Н.Каладзе // Физиотерапия, курортология, медицинская реабилитация: стратегия и перспективы дальнейшего развития: Матер. Х Межд. научно-практ. конф. (Приложение к журналу Вестник физиотерапии и курортологии) — 2010. — №3 —С.36—38.

  12. Креслов, А.И. Медико-психологическая реабилитация и развитие личности подростков в санаторно-курортных условиях с применением Системы психологической координации И.М.Мирошник /А.И.Креслов, И.В.Кольцова // Вестник физиотерапии и курортологии. —2009. —№4. — С. 54—60.

  13. Креслов, А. И. Психологическая помощь детям с ортопедической патологией по Системе психологической координации И.М.Мирошник на санаторно-курортном этапе реабилитации/ А. И. Креслов //Актуальные вопросы медицинской реабилитации, курортологии и физиотерапии взрослых и детей: Матер. ХI межд. научно-практ. конф. ВАФК (Приложение к журналу Вестник физиотерапии и курортологии). — 2011. — №3 —С.139—140.

  14. Креслов, А.И. Применение Системы психологической координации И.М.Мирошник для оптимизации санаторно-курортной реабилитации детей и подростков с ортопедической патологией/А.И.Креслов, И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин// Материалы научно-практической конференции с международным участием, посвященной 150-летию курорта "Березовские минеральные воды" и 50-летию каф. психотерапии ХМАПО. Т.2. —Х.: Клинич. Сан. "Курорт Берминводы" (10-12 окт. 2012 г). Приложение к журналу "Медичні Дослідження". — С.128 —130.

  15. Маслоу, А. Дальние пределы человеческой психики/ А.Маслоу. —Спб.: Евразия, 1997.

  16. Мирошник, И.М. Возрастная динамика феномена звукоцветового симультанирования /И.М.Мирошник // Новые исследования в психологии. — М.,1990. — № 2. — С. 29—33.

  17. Мирошник, И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися: Автореф. дисс. … канд. психол. наук./ И.М.Мирошник. — М., 1990.

  18. Мирошник, И.М. Опыт клинического применения компьютерной системы "Тоника" в лечебно-диагностической работе/ И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин //Психическое здоровье населения России: Матер. Всерос. научн.-практ. конф.М.; Ижевск, 1994. — С.267-269.

  19. Мирошник, И. Индивид, личность, постиндустриальное общество/И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин// Свободная мысль (теоретический и политический журнал). —1996. —№7. —С.102-116.

  20. Мирошник, И.М. Метод психологической реабилитации личности в условиях трансформации социальной системы. Аннотация дисс. … д-ра психол. наук. — Ин-т психологии РАН, рег. №14206/6215—1 (от 16.12.1999).

  21. Мирошник, И.М. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография/ И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин. — Харьков: Рубикон,1999. — 240 с.

  22. Мирошник, И.М. ЛОК-терапия и синергическая музыкоцветотерапия как базовые методы рекреативной психологической помощи/ И.М.Мирошник, Е.В.Гаврилин//Вестник физиотерапии и курортологии. —2008. —№3. — С.25—32.

  23. Мирошник, И.М. Метод психической координации и феномен синестезии/ И.М.Мирошник // Синестезия: содружество чувств и синтез искусств: Матер. междун. научно-практ. конф. — Казань: КГТУ им. А.Н.Туполева, 2008. — С.39—44.

  24. Мирошник,И.М. Рекреативная эстетическая психокоррекция/ И.М.Мирошник//Вестник физиотерапии и курортологии. — 2009. —№2. — С.46—47.

  25. Мирошник, И.М. Координационная парадигма развития как методологический базис рекреативной психологической помощи на курортном этапе медицинской реабилитации / И.М.Мирошник//Вестник физиотерапии и курортологии. —2010. —№4. — С.63—74.

  26. Мирошник, И.М. Координационная парадигма развития в аспекте нового мировоззрения и методологии психологической помощи. (Текст доклада на XI конгрессе физиотерапевтов и курортологов АРК. — Евпатория, 5-6 апр., 2011). — Электронный ресурс: http://library.by/portalus/modules/psychology/readme.php?subaction=showfull&id=1315213836&archive=&start_from=&ucat=22&category=22

  27. Мирошник, И.М. Координационная парадигма развития и высокие гуманитарные технологии/ И.М.Мирошник // Вестник физиотерапии и курортологии — 2012. — №1 —С.50-62.

  28. Михайлов, Б.В. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник, Е.Гаврилина: итоги и перспективы/ Б.В.Михайлов// Мир психологии. —2008. —№1 (53). —с.139—150.

  29. Сердюк, А.И. ЛОК-терапия Мирошник и Гаврилина как инновационный метод психотерапии в санатории «Березовские минеральные воды»/ Р.В.Будаев, А.И.Сердюк//Вестник физиотерапии и курортологии. — 2009. —№2. —С. 116.

  30. Соболь, И.Н. ЛОК-терапия И. Мирошник и Е. Гаврилина как метод психокоррекции и развития личности детей и подростков в период санаторно-курортной реабилитации/И.Н.Соболь//Мир психологии. —2008. —№3 (55). —с.186—197.

  31. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И. П. Волкова. — СПб.: Питер, 2002. — 384 с: ил. — (Серия «Хрестоматия по психологии»).

  32. Фельдштейн, Д.И. Психология развития человека как личности: Избр. тр.: В 2 т./ Д.И.Фельдштейн.— М., 2005.— Т.2.—С.199.

  33. High Hume (биовласть и биополитика в обществе риска)/В.Ф.Чешко, В.И.Глазко. — М., 2009.

  34. Особистісно-орієнтована комп'ютеризована психотерапія. Методичні рекомендаціі. Установа-розробник: Харьківська медична академія післядипломної освіти. Укладачі: І. М.Мірошник, Є.В.Гаврилін. Харьків —2001.

  35. Dynamic Coordination in the Brain: From Neurons to Mind//Strungmann Forum Report, vol 5. —Cambridge, MA: MIT Press, 2010.

  36. Miroshnik, Irina. The Amphoteric psychotechnology in POC-THERAPY/ I.Miroshnik, E.Gavrilin// Psychiatry: Uniqueness and Universality, July 12-16, 2006, World Psychiatric Association (WPA) International Congress, PP.432 (Poster session). — Istanbul, Turkey, 2006—P.354.

  37. Miroshnik, I. Application of POC-therapy in sanatorium conditions (13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster session: Interdisciplinary II, P-06-15) / I.Miroshnik, E.Gavrilin, B. Mykhaylov // European Psychiatry. —2005. — Vol. 20, Supplement 1. — P. 223—229.

 

Автор статьи: Мирошник Ирина Макаровна, кандидат психологических наук, г.Москва.

irinamiroshnik@rambler.ru

Miroshnik Irina Makarovna, Candidate of Psychology, Moscow.

iПолный текст статьи: Мирошник, И. М. Координационная парадигма развития и система психологической координации: пути эволюции способностей человека будущего / И. М. Мирошник // Мир психологии. - 2013. - № 2. - С. 145-161.

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2013 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): трансгуманизм,  H+, координационная парадигма развития, диалектика, универсальные координационные способности, принцип координационного триединства, тринитарная парадигма, нейропластичность, личность, рекреация, будущее, Журнал «Мир психологии», гармоническое развитие, эволюция способностей человека, идеал, будущее, диалектика, комплементарные противоположности, принцип комплементарности Мирошник, гармония, притяжение и отталкивание, координация и субординация, психология координации, универсальные координационные способности, альтернативная парадигма развития, обращенное отражение,философия координации, The journal "The World of psychology", coordinational paradigm, Philosophy of coordination, Psychology of Coordination, harmonic development, the evolution of human abilities, the ideal future, the dialectic, complementary opposites, Miroshnik's principle complementarity, harmony, attraction and repulsion, coordination and subordination, coordinational psychology, universal coordinational abilities, paradigm of development, transhumanism, H+, coordinational paradigm of development, universal coordinational abilities, neuroplasticity, future, recreation, personality, convercion reflection



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама