Рейтинг
Порталус

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

Дата публикации: 04 февраля 2015
Автор(ы): С. Г. Екимова
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 3, 2010, C. 19-22
Номер публикации: №1423052665


С. Г. Екимова, (c)

С. Г. Екимова, старший преподаватель кафедры социальной педагогики Института психологии и управления Дальневосточного гуманитарного государственного университета

 

Тел.: 8 - 924 - 211 - 44 - 38; e-mail: ekimass@mail.ru

 

В статье рассматриваются вопросы подготовки будущих специалистов по социальной работе, проблемы их личностно-профессионалъного развития в образовательном пространстве гуманитарного вуза средствами волонтерской деятельности.

 

Ключевые слова: волонтерская деятельность, квазипрофессиональная деятельность, психологические механизмы, интериоризация, доминанта, рефлексия.

 

Подписание Боло некой декларации и принятие стандартов третьего поколения определили цель профессионального образования -подготовку компетентного, ответственного, конкурентоспособного специалиста, обладающего определенными личностными качествами, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности. Для будущего специалиста по социальной работе особенно важно наличие таких качеств, как милосердие, сострадание, толерантность, эмпатия, поскольку ему предстоит оказывать профессиональную помощь людям, находящимся в трудной жизненной ситуации, стимулировать их жизненные силы.

 

Социальная работа гуманна по своей природе и способствует проявлению высокого гуманизма и общественной нравственности тех людей, которые занимаются этим видом деятельности. В Дальневосточном государственном гуманитарном университете обучаются студенты по специальности "социальная работа", поэтому нами была организована волонтерская деятельность, социальная ценность которой неоценима как для людей, которым оказывается помощь, так и для ее участников. На наш взгляд, волонтерство как общественно-значимая деятельность, проводимая на основе осознанного, добровольного выбора человека, осуществляемая им безвозмездно, позволяет человеку проявить милосердие, сострадание, бескорыстное соучастие и гуманность, что, по сути, сближает социальную работу с этим видом деятельности.

 

Наши длительные наблюдения показывают, что студенты - участники волонтерской деятельности, проявляя к ней особый интерес, приобретают профессиональный опыт, у них меняются профессиональные установки и ценностные ориентации. Поэтому мы считаем, что волонтерская деятельность, безусловно, имеют огромную социальную значимость, но ее организация в учебных заведениях важна еще и как среда, влияющая на личностно-профессиональное развитие студента.

 

В связи с этим мы определяем волонтерскую деятельность в гуманитарном вузе как квазипрофессиональную, безвозмездную, добровольную, альтруистическую, общественно-полезную, которая способствует развитию наиболее значимых личностных качеств специалиста по социальной работе, таких как эмпатия, толерантность, рефлексивность.

 

Психологическими механизмами, способствующими этому процессу, на наш взгляд, являются: интериоризация, рефлексия, доминанта (А. А. Ухтомский). Остановимся подробнее на каждом из них.

 
стр. 19

 

По мнению А. Н. Леонтьева, интериоризация - это "процесс, при котором внутреннее действует через внешнее и этим само себя изменяет" [1, с. 139]. Автор рассматривает развитие личности как механизм взаимоперехода в системе совместной деятельности человека в общество, при котором внешнее изначальное взаимодействие переходит "вовнутрь" и определяет тем самым его индивидуальное психологическое своеобразие. Под воздействием определенных условий в образовательном пространстве вуза (организация волонтерской деятельности) при получении определенной социальной направленности у будущего специалиста по социальной работе происходит его внутреннее развитие. Следовательно, интериоризация способствует тому, что под воздействием внешних факторов (в нашем случае - волонтерской деятельности) процессы, протекающие в сознании, подвергаются специфической трансформации. Эта деятельность может наполнить новым смыслом и содержанием его жизнь за счет общения с преподавателями, руководителями учреждений, разными категориями населения, друг с другом, раздвигая горизонты и позволяя полнее и четче видеть социальные проблемы общества.

 

Студенты позитивно начинают относиться к человеку с ограниченными возможностями, пожилому, старому, ребенку-сироте. Через их рефлексию, высказывания и суждения, а иногда и невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, позы, взгляд) мы можем судить о происходящих внутренних изменениях: гуманистически ориентированном восприятии студентом человека, принятии его таким, каков он есть. Происходит осознанная и произвольная интериоризации эмоционального опыта, который приводит к лабильности эмоциональных личностных диспозиций студента, при которой затухают, сворачиваются эмоции. У студента появляется желание, потребность действовать на благо других людей, добровольно осуществляя безвозмездную целенаправленную помощь различным категориям населения.

 

Еще одним механизмом, запускающим процесс личностно-профессионального развития студентов, является рефлексия. Она задает человеку путь самоизменения, возможности перейти на новые уровни своего развития, при котором становится возможным критически проанализировать прежнюю деятельность и "выработать новые мыслительные стратегии, адекватные новым ценностям" (В .И. Слободчиков). Ее важнейшей функцией, по словам Ю. Н. Кулюткина, является обеспечение осознанного отношения субъекта к совершаемой деятельности. Поэтому студент, который занимается волонтерской деятельностью, активно включаясь в нее, принимая участие в различных акциях с социально незащищенными категориями граждан, учится сопереживать, осмысливать и анализировать свои поступки, соотносить себя и собственные действия с предметной ситуацией. После каждого проведенного мероприятия, акции, встречи с детьми или пожилыми людьми у него возникает необходимость провести анализ своей деятельности, высказать свои суждения, найти смыслы своих поступков и действий других, выразить отношение к происходящим событиям. Для студента рефлексия становится потребностью, она помогает ему по-иному переосмысливать жизнь, осознавать ее смысл и ценности. В этом случае рефлексия позволяет студенту "сделать всего себя - предметом практического преобразования" [2, с. 21].

 

Не менее важным психологическим механизмом, способствующим личностно-профессиональному развитию будущих специалистов по социальной работе, мы определяем доминанту, основываясь на принципе доминанты А. А. Ухтомского. Доминанта- "временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, при котором вновь приходящие в центр возбуждения сигналы усиливают очаг возбуждения, при этом вызывают явление тормо-

 
стр. 20

 

жения в прочей центральной нервной системе, становясь главенствующей в отношениях с окружением (средой)" [4, с. 37].

 

Доминанта, по А. А. Ухтомскому, является центром, вокруг которого группируется вся деятельность человека. Она придает психическим процессам и поведению человека определенную направленность на выполнение целенаправленной и системной деятельности, представляет собой мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации этой направленности. Для нас это положение является главенствующим, поскольку мы считаем, что волонтерская деятельность является мощным активатором процесса личностно-профессионального развития студента гуманитарного вуза. Рассматривая ее как очаг, способствующий процессу возбуждения, возникающий в коре головного мозга, и заставляющий студента реагировать на этот раздражитель. В результате рефлексии и сложной внутренней (духовной) работы личности над собой происходит выработка новых внутренних программ организма, которые стимулируют самостоятельность действий студентов.

 

Таким образом, возникшая доминанта определяет "стратегическое" направление деятельности студента, "вектор человеческого бытия", "поле душевной жизни" (А. А. Ухтомский). Для студента волонтерская деятельность - это возможность приобретения нового опыта, труд по преодолению себя, а следовательно, выход на новый уровень своего развития. Но для того чтобы это развитие происходило регулярно, поддерживался определенный вектор поведения или определенная деятельность на одной и той же высоте, "нужно все время воспитывать данную доминанту, тщательным образом обхаживать ее" [4, с. 148].

 

Ученый сопрягает активность с доминантой, считая, что любая активность уже несет в себе доминанту, возникает благодаря ей. Поэтому активная включенность студентов в волонтерскую деятельность есть добровольный внутренний выбор самого студента, основанный на возникновении новой позитивной доминанты. Согласно А. А. Ухтомскому, доминанта характеризуется своей инертностью, то есть склонностью поддерживаться и повторяться, даже если внешняя среда изменилась. Тогда можно предположить, что в условиях волонтерской деятельности у студента происходит переосмысление, осознание своих поступков, изменение мотива деятельности, поведения, направленного на личность и интересы ближнего, согласно закону "Заслуженного собеседника" (А. А. Ухтомский): главная цель в жизни человека - труд над собою ради другого, уход от себя в жизнь ближнего, встречного человека. Тогда происходит переворот в душе человека, "все в его жизни и он сам начинает преображаться" [3]. Для будущего специалиста по социальной работе это является актуальным и значимым, потому что возникновение и "взращивание" устойчивой доминанты, возникающей у него в ходе волонтерской деятельности, обеспечивает мотивацию, ориентацию, профессиональную установку студента.

 

Следовательно, сформированная доминанта позволяет поддерживать у студента стремление к самосовершенствованию, личностному и профессиональному развитию.

 

Подводя итог анализу психологических механизмов, способствующих изменениям, происходящим со студентами в ходе их занятия волонтерской деятельностью, мы обращаем внимание на то, что все они, с одной стороны, взаимосвязаны между собой и способствуют глубинным внутренним преобразованиям студента, позволяющим изменить их поведение, ценностные ориентации, развить личностные и профессиональные качества. С другой стороны, каждый из них по-разному влияет на студента, активизируя процесс его личностно-профессионального развития.

 

Таким образом, насколько успешно для личности будет происходить процесс инте-

 
стр. 21

 

риоризации, рефлексии, возникать, поддерживаться, "культивироваться" доминанта, настолько эффективно и качественно будет осуществляться личностно-профессиональное развитие студентов, участвующих в волонтерской деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и специальности "психология". - М: Смысл; Academia, 2004. - 345 с.

 

2. Слободчикое В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъектив. реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для студентов вузов / Под общ. ред. В. Г. Щур. -М: Шк. пресса, 2000. - 416 с.

 

3. Соловейчик С. Закон заслуженного собеседника//Первое сент. - 1995. - N 95 (октябрь).

 

4. Ухтомский А. А. Доминанта. - СПб.: Питер, 2002. - 448 с.

 

PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF SOCIAL WORK EXPERTS

 

S.G. Ekimova, senior teacher of Social Pedagogics Department of the Psychology and Management Institute of the Far East State University for Humanities

 

The article is devoted to problem of preparation of future social work experts, problems of their personal-professional development in educational space of a liberal arts college by means ofvolunteer activity.

 

Keywords: volunteer activity, professional activity, psychological mechanisms, interiorization, dominant, reflection.

Опубликовано на Порталусе 04 февраля 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама