Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПСИХОЛОГИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 18.08.17

"Чувствуешь себя проштрафившимся учеником"

Дата публикации: 19 февраля 2017
Автор: Мария Ганькина
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ
Источник: (c) Педагогическая техника, № 2, 2013, C. 53-55
Номер публикации: №1487500240 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Мария Ганькина, (c)

найти другие работы автора

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ КАК ЗЕРКАЛО ШКОЛЬНОЙ АТМОСФЕРЫ

 

Записала Мария Ганькина

 

Рассказ учительницы из Подмосковья заставляет задуматься. Родительское собрание - вещь, конечно, нужная и в жизни школы необходимая. Ведь ни в воспитании, ни в обучении без родителей школе не обойтись. Однако почему же столь редки случаи подлинного сотрудничества педагогов и родителей? Неужели это не очевидно: нотациями и попрёками ни от учеников, ни от их родителей ничего хорошего не добьёшься?

 

В гимназии, где учились мои дети, приходилось регулярно ходить на родительские собрания. Не придёшь - твоему ребёнку по шапке надают.

 

Со стороны классных руководительниц было такое отношение: я, мол, лучше вас знаю ваших детей. И я вас сейчас научу, как с ними заниматься и вообще иметь с ними дело.

 

Как врач с пациентами

 

Классная младшего сына говорила с нами в лучшем случае как терпеливая сиделка с беспокойными больными. У неё был большой педстаж, и мы в её глазах были "неразумные дитяти". Мы её побаивались, а некоторые родители даже вели себя чуть ли не заискивающе. Из-за этого оставался ужасно неприятный осадок после каждого собрания.

 

Тут нужна какая-то мера. Учителю всё-таки необходимо сотрудничать с родителями. Не то чтобы совсем на равных, но есть какие-то вещи, которые мы можем решить только вместе. Нужно родителям давать понять: я тоже не до конца знаю ваших детей, давайте друг дружке помогать, действовать сообща! То есть работать на содружество. А не так вот пренебрежительно: вы ничего не знаете, за детьми

 
стр. 53

 

не следите, все делаете неправильно, я вас сейчас научу... Чувствуешь себя проштрафившимся учеником.

 

Публичные разборки

 

А классная старшего сына всегда устраивала персональные разборки. Родители сидели и ждали: сейчас до моего дойдёт, интересно, что она скажет о моём. В алфавитном порядке шла по фамилиям и выдавала детальную характеристику ученика в присутствии всех.

 

"Ага, Петя Иванов... Ну, что вам сказать? Да, конечно, мальчик развитой, но..." И затем это "но" на глазах разрастается. На одно жалуется, на другое. И пошла-поехала. "Теперь переходим к следующему". А дойдя до какой-нибудь отличницы, говорит: "Такая молодец, что даже слов нет, говорить о ней не будем. Переходим к следующему".

 

Ну зачем это? Обсуждать надо всё-таки не каждого ученика, а какие-то общеклассные вещи: тенденции, дела, микроклимат в классе. Но не переходить на личности. А так получалось, что она персонально говорит про каждого, а до проблем класса дело так и не доходит.

 

Как метод, мне кажется, это недопустимо. Хочется сказать таким учителям: "Подобных вещей делать вообще никогда нельзя. Публично ни хвалить детей, ни ругать нельзя. Разве это работает на содружество? Претензии надо обсудить индивидуально. А не сталкивать детей и родителей между собой".

 

Своё пространство

 

Знаю один случай замечательный. Учительница написала дочке моей подруги в дневнике: "Не выполнила домашнее задание". Запись была сделана агрессивными красными чернилами. Мама девочки отправила дневник обратно с формулировкой (тоже красными чернилами): "Не выносит помойное ведро". И подпись - такая-то.

 

Действительно, но что за претензии могут быть у учителя к родителям в том, что касается учебного процесса? Это твои взаимоотношения в классе с конкретными детьми. Вот сам с ними и строй эти взаимоотношения. А я буду строить свои. Я же не вмешиваю учителей в свои домашние проблемы с ребёнком! У каждого своё пространство...

 

Нет, с родителями обсуждать и домашние задания, и поведение учеников, конечно, можно и даже нужно. Но с глазу на глаз! Например, по-хорошему расспросить, узнать: а вот что у вас в семье происходит, мне интересно. А не выговаривать: то не так да это не так, и за выполнением домашнего задания не следите, и со своим ребёнком не занимаетесь... Не наступать с бесконеч-

 
стр. 54

 

ными требованиями и обвинениями. "Ваш сын хамит учителям! Вы вообще мать или не мать?!" И вот сидишь и готова сквозь землю провалиться...

 

Цепная реакция

 

Но ведь вся штука в том, что этой классной руководительнице, которая накручивает хвост родителям, - ей, в свою очередь, накручивает хвост администрация. А почему? Да потому, что в школе царит атмосфера борьбы за отметку, за результаты, за престиж. Почему? А потому, что это часть борьбы за место школы в районе, района - в городе, города - в округе и так далее.

 

Вот откуда ноги растут. Кипит борьба за собственный имидж. И в конце концов напряжение и агрессия спускается на ребёнка: управленцы накручивают учителей, учителя - родителей, а родители приходят домой и накручивают детей...

 

Это же страшно. В этом участвовать совсем не хочется...

 

От редакции

 

Дорогие классные руководители, вот вам взгляд со стороны. Человек пришёл на родительское собрание, и ему показалось, что чуть ли не вся школьная жизнь - это сплошная эстафета давления. А вдруг мы, и правда, себя не видим, ослеплённые чувством своей непогрешимости, своего превосходства? Если так, то жаль. Во-первых, это исключает сотрудничество, а без сотрудничества (с самими детьми и их родителями) никакое подлинное воспитание невозможно. А во-вторых, чего же мы тогда ждём от родной администрации? Какого-такого понимания и сочувствия? Ведь и директор, и завуч зачастую тоже относятся к нам как к "проштрафившимся школьникам".

Опубликовано 19 февраля 2017 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?