Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

ПСИХОЛОГИЯ есть новые публикации за сегодня \\ 16.10.17

МЕТОД ПСИХИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ И ФЕНОМЕН СИНЕСТЕЗИИ

Дата публикации: 15 июля 2017
Автор: Мирошник Ирина Макаровна
Публикатор: КООРДИНАТОР
Рубрика: ПСИХОЛОГИЯ Школы психологии →
Номер публикации: №1500107741 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Мирошник Ирина Макаровна, (c)

найти другие работы автора

Сайт автора: http://coordination.my1.ru/

На фото: МЕТОД ПСИХИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ И ФЕНОМЕН СИНЕСТЕЗИИ, автор: Психолог-музыкотерапевт
На фото: МЕТОД ПСИХИЧЕСКОЙ КООРДИНАЦИИ И ФЕНОМЕН СИНЕСТЕЗИИ. Добавлено: Психолог-музыкотерапевт, http://portalus.ru

Мирошник И.М. Метод психической координации и феномен синестезии // Синестезия: Содружество чувств и синтез искусств. Материалы международной научно-практической конференции, 3-8 ноября 2008 . – Казань: КГТУ им. А.Н.Туполева, 2008. - С.39-44. 

Miroshnik I.M. Method of Psychical Coordination and Synesthesia Phenomenon //THE INTERNATIONAL CONFERENCE “Synesthesia: Commonwealth of Senses and Synthesis of Arts”. Kazan, 3-8 November 2008.

The new scientific approach unlike from traditional and associative approaches to understanding Synesthesia is presented. Based on the Coordinational Theory of Synesthesia by Irina M. Miroshnik the Synaesthetic Abilities are determined as Abilities of the Personality during creative selection, consciously or involuntarily, to carry out cross-modal coordination between the complementary phenomena in human senses or perceptual modes. Synaesthetic Abilities of the personality may be advanced with the help of a of psychical coordination’s method by Miroshnik. The method of coordination allows establishing statistically significant conformity between the complementary amphi-sensory stimuli showing simultaneously. The Method of Psychical Coordination is effective for the creative technologies of the personality’s development, psycho-correction and psychotherapy.

АННОТАЦИЯ

В аннотируемой статье и других работах И.М.Мирошник представлен новый подход, отличающийся от традиционных клинического, ассоциативного (Б.М.Галеев, И.Л.Ванечкина) и других подходов к пониманию синестезии. На основе координационной теории синестезии И.М.Мирошник вводятся понятия координационная синестетическая деятельность и координационные синестетические способности, которые определяются как способности субъекта в процессе селективной координационной деятельности осуществлять эмоционально опосредованную координацию стимула одной модальности и ряда разнохарактерных стимулов другой модальности, предъявляемых симультанно, (например, осуществлять селективную координацию музыкального стимула и ряда разнохарактерных цветовых стимулов,  цветового стимула и ряда ароматических или поэтических стимулов или осуществлять координацию вербальных и/или невербальных стимулов  во всех возможных  вариантах  синестетической стимуляции).  Такое согласование разномодальных  или интра-модальных  стимулов (например, цвет  и ряд графических форм или зрительно предъявляемое слово и цветовой ряд) осуществляется как предметная деятельность, имеющая внешний и внутренний план. Синестетические способности личности могут быть развиты в синестетической координационной деятельности с помощью метода и системы психической координации, предложенных И.М.Мирошник. Метод синестетической координации И.М.Мирошник принципиально отличается от других известных методов исследования синестезии (анкетного опроса Б.М.Галеева, метода семантического дифференциала (СД) Ч.Осгуда и основанных на нем психосемантических исследований  Е.Ю Артемьевой, В.Ф.Петренко и др.). Метод синестетической координации И.М.Мирошник позволяет  без применения психосемантических методик выявлять в условиях неопределенности, то есть отсутствия известных соответствий между различными стимулами, синестетические комплементарные пары стимулов, в том числе имеющие интерсубъектное значение. Причем, в отличие от психосемантики метод синестетической координации И.М.Мирошник позволяет не только выявлять, но и развивать имманентно свойственные человеку синестетические способности уже на раннем этапе онтогенеза. Новый метод исследования позволил И.М.Мирошник в 1983-1986 годах разработать и внедрить в практику  авторские методики развития синестетических способностей, эмоционально-эстетической активности и творческого воображения у детей младшего (начиная с 3-4 лет), среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста и других возрастных групп.  И.М.Мирошник была так же разработана синестетическая координационная терапия, в рамках которой впервые сформулировано и экспериментально подтверждено фундаментальное теоретическое положение о том, что сам процесс эмоционально опосредованной координации комплементарных разномодальных эстетических стимулов обладает мощным терапевтическим и развивающим эффектами. Применение метода синестетической координации стимулирует нейропластичность и нейрогенез, улучшает межполушарное взаимодействие,  развивает селективные координационные способности, активизирует когнитивные функции мозга, гармонизирует деятельность организма и психики, развивает художественно-творческие способности личности и обогащает ее духовную культуру. Метод психической координации эффективен для создания креативных кросс-технологий гармонизации и развития личности в игровой, учебной и трудовой деятельности, в процессе психокоррекции и психотерапии, а также в условиях рекреации.

В современной научной литературе широко распространилось мнение о том, что синестезия "по психологической своей природе это есть ассоциация". Напомним, что в психологии ассоциацией называется связь между двумя или более психическими явлениями, при которой возникновение одного из них обусловливает актуализацию другого. При этом в качестве психофизиологической основы ассоциации определяется условный рефлекс [1]. Между тем, через понятие «ассоциация» часто пытаются описать психологические явления, которые с научной точки зрения принципиально не могут быть объяснены с помощью категориального аппарата ассоцианизма, например, творческое воображение и продуктивное мышление. Убедительная критика подобных научных взглядов, восходящих к работам Т. Рибо, В. Вундта и др., как известно, дана в трудах Л.С.Выготского. То есть, если быть последовательным в применении ассоциативного подхода к объяснению феномена синестезии, то синестетические творческие решения художника суть условно-рефлекторные акты.

В своих работах мы развиваем, предложенный С. Л. Рубинштейном, К.А.Абульхановой, А.В.Брушлинским и др., личностный (субъектно-деятельностный) подход к пониманию механизмов регуляции психических процессов состояний и свойств, в соответствии с которым высшие уровни личностной организации (сознание, способности, направленность) выступают как ведущие по отношению к системе психических процессов, состояний и свойств. Поэтому в отличие от ассоцианистского подхода к пониманию синестезии, мы полагаем, что синестетические способности являются субъектно-личностным феноменом, то есть формируются и осуществляются как целостный, личностный творческий акт. При этом мы различаем понятия «синестезия» и «синестетические способности». Если синестезия – суть частный сенсорный или мнемический процесс, то синестетические способности – феномен целостной личности. Здесь мы придерживаемся принятого в отечественной психологии определения синестезии как явления, «состоящего в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств» [1, с. 393].

Напротив, синестетические способности, определяются нами как способности субъекта осознанно или неосознанно осуществлять координацию комплементарных межчувственных психических явлений. Эти способности, как личностные образования, могут быть развиты в онтогенезе с помощью предложенного нами метода координации комплементарных противоположностей, на основе которого в нашем диссертационном исследовании (И.М.Мирошник, 1983-1990, [2;3]) был разработан ряд авторских методик: Звуко-цветовое симультанирование (ЗЦС), Темброво-колористическая инструментовка, Образ движения, Аудио-визуальное симультанирование (АВС), модифицированная методика личностных конструктов Келли для вербальной оценки сходства и различия слуховых и зрительных художественных образов. Результаты экспериментальных исследований личностного фактора в координации музыкально-перцептивной деятельности с применением этих методик были впервые доложены на расширенных заседаниях лаборатории психологии личности НИИ ОПП АПН СССР в 1986 г.

Метод координации[1] позволяет устанавливать статистически значимые соответствия между комплементарными стимулами: разнохарактерными художественными образами, цветом, тембрами музыкальных инструментов, вербальными характеристиками (дескрипторами), выражающими многообразие состояний и свойств человека. Этот метод базируется на предложенном нами новом методологическом принципе амфотерной детерминации развития (от греч. amphoteros – двойственный, и тот и другой) [4].

Психологическая амфотерность определяется как способность субъекта в зависимости от внешних и/или внутренних условий природной, социальной и духовной среды проявлять противоположные, но взаимодополнительные, т.е. комплементарные психические свойства. В отличие от амбивалентности и антагонизма противоположные свойства амфотерных соединений не находятся в конфликте. Комплементарные структуры подходят друг к другу как ключ к замку: одна ищет и находит в другой то, что ей самой не достает до целого. Таким образом, комплементарными являются противоположности, которые, координируясь во взаимодействии, воссоздают целое. Исходя из этого определения анализаторы различных модальностей являются комлементарными. Амфотерная детерминация развития создает мотив самодвижения, самоосуществления как стремление к единству и координации (согласию) комплементарных противоположностей, порождающих новые амфотерные образования. Этот амфотерный мотив координации суть симультанное побуждение к взаимодействию и согласию обеих сторон. Комплементарность – универсальный принцип гармонии природного, социального и духовного мира. Амфотерность комплементарных противоположностей многогранна: каузальное-телеономическое, внешнее-внутреннее; зрение-слух, объективное-субъективное, актуальное-потенциальное и т.д. Пары комплементарных противоположностей, каждая из которых амфотерна, (например, объективное-субъективное, внешнее-внутреннее) координируются по закону хиазмы (перекрещивания)[2], что позволяет объективировать субъективное через внешнее и субъективировать объективное через внутреннее, формируя новые психические образования, например, синестетические способности по методике звуко-цветового симультанирования.

Методика ЗЦС включает амфисенсорное воздействие, основанное на эмоционально-личностной координации музыкального и ряда цветовых стимулов, предъявленных симультанно. Симультанное воздействие комлементарных стимулов позволяет субъекту перцептивной деятельности (ребенку или взрослому), проявляя избирательную активность, осуществить согласование, координацию элементов цветового ряда с возникшим в процессе музыкального восприятия эмоциональным состоянием [2;3]. Таким образом, в отличие от традиционного понимания зрительно-слуховых синестезий как «межчувственных ассоциаций», в методике ЗЦС координация разномодальных стимулов осуществляется как творческая, избирательная активность личности - субъекта психической координации.

В нашем диссертационном исследовании экспериментально доказано, что: «в дошкольном и младшем школьном возрасте проявляется феномен звуко-цветового симультанирования, определяемый как имманентная способность ребенка осуществлять в процессе музы­кального восприятия при одновременном предъявлении музыкально-звукового и ряда цветовых стимулов согласование элементов цве­тового ряда с возникшим эмоциональным состоянием» [3]. Эта творческая селекция включает: отбор и согласование амфисенсорных стимулов, формирование комплементарных пар зрительных и слуховых ощущений и представлений, последующая координация их по закону хиазмы (кроссинговер зрительных и слуховых ощущений и представлений). Механизм межчувстенной координации, который на субъективном уровне позволяет нам выразить «одно через другое», является фундаментальным креативным механизмом деятельности и мозга и субъекта. В субъективном выборе цвета на музыку по методике ЗЦС выявляется объективная закономерность психической (в том числе межчувственной) координации. Таким образом, нами впервые была экспериментально доказана объективная возможность применения цветового ряда (цетовые карты Люшера или другие цветовые стимулы) для экспертной оценки эмоционального характера музыкальных композиций и установления соответствий между состояниями человека, цветом и музыкой [3].

На изложенных выше принципах в 1990 году (совместно с к.т.н. Е.В.Гаврилиным) была начата разработка первой системы компьютерной цветомузыкальной психотерапии "Тоника", реализованной на стандартном персональном компьютере класса IBM PC/AT, DOS [5], опытный образец которой был создан к концу 1991 года. На основе психодиагностики клиента по цветовому тесту Люшера (или вербальному тесту «Супос-8») система «Тоника» автоматически формировала (по методике ЗЦС Мирошник) и воспроизводила индивидуальную музыко-цветотерапевтическую программу, обеспечивающую направленную регуляцию психоэмоционального состояния клиента с помощью художественных образов его исходного и желаемого состояний, а также мотивационного эффекта психометрической обратной связи (Патент РФ №2033818, 1993). Для создания базы цветомузыкальных терапевтических композиций были запрограммированы на синтезаторе короткие разнохарактерные видеомузыкальные композиции в 24 тональностях (на темы ХТК И.С.Баха в обработке И.М.Мирошник), которые воспроизводились с помощью персонального компьютера. Для генерации видеоряда использовались цвето-динамические фрактальные образы, симультанно изменяющиеся вместе со звукорядом в реальном масштабе времени (аналогично, но на восемь-десять лет позже сделали визуализацию в мультимедийных проигрывателях WINAMP, CREATIVE, MICROSOFT и др.).

Процедура направленной регуляции психоэмоционального состояния включала принципиально новый способ классификации и отбора психокоррекционных музыкальных композиций, основанный на методе психической координации. На его основе нами также были разработаны метод и DVD Синергической Интерактивной Музыкоцветотерапии [6]. По менению ведущих специалистов метод координации оказался весьма эффективным для создания психотехнологий развития личности, психокоррекции и психотерапии [7].

 

Литература

  1. Психология. Словарь/ Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.- М, 1990.

  2. Мирошник И.М. Цвет как стимул формирования непосредственно-эмоционального отношения к музыке у детей.//Новые исследования в психологии, 1987, №1, с.55-58.

  3. Мирошник И.М. Личность педагога как фактор развития эмоционально-образного восприятия музыки учащимися. Автореферат дисс… канд. психол. наук. М.: НИИ ОПП АПН СССР, 1990.

  4. Мирошник И.М. Метод психологической реабилитации личности в условиях трансформации социальной системы. Аннотация дисс… д-ра психол. наук. – Ин-т психологии РАН, рег. №14206/6215-1 (от 16.12.1999).

  5. Мирошник И. М., Гаврилин Е.В. Основы личностно-ориентированной компьютеризованной психотерапии: монография.- Харьков: "Рубикон", 1999.

  6. Miroshnik I. Method of a Synergic Interactive Musictherapy (SIM) // 13th AEP Congress, Munich, Germany. Poster session: Interdisciplinary II, P-06-15. In Journal: European Psychiatry, Volume 20, Suppl. 1, March, 2005. P. 223-229.

  7. Михайлов Б.В. Личностно-ориентированная компьютеризированная психотерапия И.Мирошник, Е.Гаврилина: итоги и перспективы //МИР ПСИХОЛОГИИ (Научно-методич. журнал), №1 (53), 2008.- С.139-150.

__________________________________________________________________________

(1) КООРДИНАЦИЯ (от лат. co - совместно и ordinatio - упорядочение) - согласование, приведение в соответствие. Отметим, что этот метод принципиально отличается от анкетного выявления цвето-музыкальных ассоциаций, традиционного в исследованиях по синестезии.

(2) Например, зрительная хиазма и координация движений при ходьбе (верхнее-нижнее; правое-левое).

 

 

 

 

Опубликовано 15 июля 2017 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): координационная теория синестезии, психическая координация, синестетические способности, психологическая амфотерность, комплементарные противоположности, закон хиазмы, мотивационный эффект психометрической обратной связи, методика ЗЦС, творческая селекция, цветомузыкальная психотерапия



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?