АРХИВВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!
ЦИФРА 37 ИЛИ КРИЗИС СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА.
Публикация №1107848918 08 февраля 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Помните такую песенку Высоцкого про цифру 37? Смысл ее сводится к тому, что Владимир Семенович обнаружил некоторую магическую закономерность, касающуюся периода человеческой жизни между 30 и 40 годами. Как известно, попытки его приоткрыть завесу таинственной смерти людей этого возраста успехом не увенчались. Я, конечно, тоже не претендую на роль провидца, но, думаю, одну из сторон этой загадки - психологическую, осветить в состоянии.
Случайные факторы, воздействующие на организацию
Публикация №1105963092 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Необходимо рассмотреть отношения между структурными компонентами организаций, рассмотренными выше и природой работы, выполняемой организацией и внешней средой самой организации.
24 совета руководителю-оратору
Публикация №1105963065 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. Овладение ораторским искусством - прямой путь к всестороннему развитию личности (выступать всегда, когда можно обратить на себя внимание).
2. Все мысли облачить в действенную словесную форму (пополнять словарный запас, освежать правила грамматики).
3. Отдавать предпочтение коротким предложениям.
Далее...
Характер связей и отношений в организации
Публикация №1105963035 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Малая группа прежде всего обладает теми признаками, которые определяются ее существованием в определенной системе общественных отношений, характером конкретного вида социальной деятельности. В группу объединяются люди, имеющие свои индивидуально-психологические особенности. Психолог Г.М.Андреева приводит достаточно лаконичную формулировку, подчеркивающую этот момент: “Малая группа —это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов”. Причем не просто любые контакты между людьми (ибо контакты есть всегда и в произвольном, случайном собрании людей) , но контакты, в которых реализуются определенные общественные связи и отношения, которые опосредованы совместной деятельностью.
Публикация №1105963009 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Актуальность исследования ролевого конфликта работающей женщины обусловлена рядом причин, теоретического и практического характера. Профессиональная деятельность, способствуя реализации творческого личностного потенциала, развитию ощущения личной независимости и самоценности, одновременно сокращает время самореализации женщины в семейной сфере, что может приводить к ролевой перегрузке, напряжению и конфликту.
Публикация №1105962980 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. Ничего не делайте, продолжайте делать то, что и раньше.
2. Переоцените своего босса. Некоторые боссы в действительности не являются трудными, а вопрос возможно в несовместимости индивидуальностей.
3. Усовершенствуйте свой стиль, иногда самый лучший подход - забыть об изменении вашего босса и усовершенствовать самого себя.
далее...
Публикация №1105962948 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Мы рассмотрели два важнейших элемента организационного окружения: структурные характеристики и характеристики целеполагания. Рассмотрим третью важнейшую составляющую организационного окружения - социальный аспект. Работать в организации означает работать с людьми, и люди, с которыми мы работаем, могут значительно воздействовать на наше поведение.
Публикация №1105954659 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Управление включает в себя координацию человеческих и материальных ресурсов для достижения формальных целей организации. Ответственность за координирование, регулирование, объединение различных видов деятельности для эффективного и своевременного достижения поставленных целей падает на людей, называемых управляющими. Среди многих проблем, с которыми приходится сталкиваться управляющим, рассмотрим некоторые.
Прием реагирования на реплики, если вам мешают при выступлении
Публикация №1105954629 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Не следует позволять выводить себя из равновесия. Речь идет о нелицемерных замечаниях, цель которых - затруднить выступление. Не следует отвечать агрессивно, отвечать на каждое замечание из зала, однако следует реагировать, если их много, использовать следующие приемы: - ответить так, чтобы поставить спрашивающего в тупик; - повторить вопрос или замечание, преподнося его слушателям для оценки.
Характерные черты слухов на предприятии, борьба с ними
Публикация №1105954599 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Черты слухов: - слухи касаются событий, происходящих в соответствующий период; - цель слухов - уверить людей в достоверности того или иного события; - слухи не контролируются; - слухи не обязательно являются ложными, что и заставляет проявлять к ним особое внимание.
Организация беседы при приеме на работу
Публикация №1105954572 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Беседа представляет собой метод получения психологической информации на основе вербальной коммуникации. Беседа является одним из основных методов изучения работника при приеме на работу, правильное проведение обеспечивает эффективность прогнозирования использования работника на тех или иных должностях.
Макет беседы с поступающими на работу по Дж. Уинклиру
Публикация №1105954541 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. При подготовке к беседе важно быть уверенным, что любой человек, причастный к принятию решения, включен в состав собеседников. Следует составить список пунктов и вопросов, которые нужно проработать с кандидатом. После вопросов должно быть оставлено достаточно места, чтобы делать заметки.
2. Все собеседования должны быть откровенными и дружелюбными по отношению к кандидату, которого следует пригласить в офис и сделать собеседование более комфортабельным.
Далее...
Природа конфликта в организации
Публикация №1105954507 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое : конфликт- это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами лиц. Каждая сторона делает все, чтобы была принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое.
Структурные характеристики организаций
Публикация №1105954480 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Организационная структура - это общая сумма методов, которыми организация разделяет свой трудовой процесс на отдельные задания и, затем, добивается координации между этими заданиями. Ни одна пара организаций не имеет одинаковой структуры, но каждая организация имеет какую-то свою структуру. Рассмотрим элементы этой структуры.
Публикация №1105954449 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Очевидно, что для понимания функционирования организации нам необходимо знать основные характеристики производимой работы.
В дополнение к структурным характеристикам, целевые характеристики должны быть рассмотрены как второй важнейший элемент организационного окружения.
Публикация №1105954423 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В большинстве случаев, люди объединяют усилия и организуются для достижения каких-либо физических, личных или экономических преимуществ. Люди организуются под влиянием убеждения, что это есть наилучший путь для достижения их целей. Организация - это система скоординированного поведения. Но можно возразить, что организация - это есть само поведение.
Какие моменты следует избегать при увольнении работника (по С.А. Джессеферу)
Публикация №1105954396 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
10 важных моментов:
1. Не уведомляйте служащих об увольнении из-за отсутствия работы или ликвидации должностей в четверг, пятницу или за день до праздника, когда у них будет время для размышления над этим. Это не касается увольнений, требующих немедленного действия. Избегайте увольнения на праздники, если она беременна или находится в стадии критического заболевания.
Далее...
Практика проведения собеседования с персоналом
Публикация №1105954359 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Необходимо при приеме на работу и в процессе повседневной деятельности. Для проведения составить график.
Общий макет практики менеджмента с высокой долей вовлечения сотрудников:
1. Проведение ежегодных оценок выполнения работ для всех сотрудников.
Далее...
Три способа психологического воздействия при публичном общении
Публикация №1105954325 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. Заражение. Представляет собой бессознательную психологическую подверженность людей определенным состояниям (паника).
2. Внушение. Представляет собой эмоциональное неаргументированное воздействие одного человека на другого или группу. При внушении осуществляется передача информации, основанная на ее некритическом восприятии. Решающим условием внушения является авторитет.
Далее...
Проблема взаимоотношений между мужчиной-начальником и женщиной-подчиненной
Публикация №1105954292 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Согласно исследования, женщины имеют более ясное представление о том, чего они хотят от своей работы: чтобы их рассматривали как индивидуумов; поддержки от своих боссов.
Стадии подготовки к беседе при приеме на работу
Публикация №1105954265 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. Планирование времени для предстоящей встречи (ознакомление с анкетными данными, время для разговора, время для обдумывания и принятия решения) - 1 - 1,5 ч.
2. В каких условиях будет проходить беседа. При этом следует учесть: - обеспечение конфиденциальности, чтобы человек мог говорить свободно и откровенно; - исключение всех факторов, отвлекающих от беседы (тел. Звонки, появление сотрудников и т.д.).
Далее...
Характерные ошибки в беседе при приеме на работу
Публикация №1105954225 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1) "Проекция", в процессе которой оцениваемому присваиваются чувства и мысли оценивающего;
2) "Эхо" - перенесение успеха работника в какой-либо области на другую сферу деятельности, успехов в которой он не достигает;
3) "Атрибуция" - подсознательное присваивание работнику способностей и черт, которые руководитель подметил у другого человека, напоминающего ему этого сотрудника;
Тактика деловых взаимоотношений с заместителями
Публикация №1105954195 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Варианты взаимоотношений между руководителем и заместителем:
1. Нач. и зам. руководящей организации подразделяются в рамках отдела.
Далее...
Автобиографический метод в исследовании личности работника
Публикация №1105954160 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Этот метод является одним из распространенных методов науки о человеке и обществе, стержнем которого является изучение индивидуального жизненного пути. В социологии и психологии данный метод используется при изучении личных документов (переписка, дневники) , которые представляют один из главных источников понимания и реконструкции жизненного мира личности. В практике кадровой работы к личным документам относятся: листки по учету кадров, автобиографии, характеристики, объяснительные и докладные записки.
Тактика деловых взаимоотношений с рабочими
Публикация №1105954127 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Результаты управленческой деятельности во многом зависят от установления оптимальных взаимоотношений между управляющими и подчиненными. Разногласия в процессе общения приводят к снижению производительности труда минимум на 30%. Основная причина ухудшения взаимоотношений между работниками и управленцами - циничное отношение к жизни и работе - 43%. Наиболее общим источником является:
А. Низкая з/п.
Б. Недоверие к управлению.
В. Компания думает только о бизнесе.
Далее...
Тактика деловых взаимоотношений с инженерным персоналом
Публикация №1105954092 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Рекомендации по улучшению взаимоотношений: - обеспечение безопасности людей; - соблюдение этики при выработке стратегии маркетинга; - доверие к высокому профессионализму персонала и учет конструктивных предложений.
Обобщенные оценки коллективной душевной жизни
Публикация №1105954051 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Для правильного суждения о нравственности масс следует принять во внимание , что при совместном пребывании индивидов массы у них отпадают все индивидуальные тормозящие моменты и просыпаются для свободного удовлетворения первичных позывов все жестокие , грубые , разрушительные инстинкты , дремлющие в отдельной особи , как , пережитки первобытных времен. Но под влиянием внушения массы способны на большое самоотречение , бескорыстие и преданность идеалу.
Публикация №1105954021 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Первые же попытки применения демократических начал народного самоуправления показали , что политическая демократия представляет собой формулу , которая может быть заполнена различным содержимым. По мере включения масс в активную политическую жизнь стали один за другим возникать вопросы о демократизации экономической структуры общества , народного образования , о правах национальностей на родной язык и национальную культуру , об освобождении колониальных народов , о неприкосновенности для политической власти прав граждан на политические свободы. Но исторический опыт показывает , что отсталые в политико-экономическом и культурном отношениях страны не могут разрешить свои исторические задачи путем простого заимствования политических форм стран передовых ; что вообще каждая страна имеет свой путь политико-национально-исторического развития.
Публикация №1105953992 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Ле Бон считает , что как только живые существа собраны воедино в определенном числе , все равно будь то стадо животных или человеческая толпа , они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса - послушное стадо , которое не в силах жить без господина. У нее такая жажда подчинения , что она инстинктивно подчиняется каждому , кто назовет себя ее властелином.
Публикация №1105953963 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Склонную ко всем крайностям массу и возбуждает лишь чрезмерное раздражение. Тот , кто хочет на нее влиять , не нуждается в логической проверке своей аргументации , ему подобает живописать ярчайшими красками , преувеличивать и всегда повторять то же самое.
Публикация №1105953938 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Существует предположение Чарльза Дарвина , что первобытной формой человеческого общества была орда , в которой неограниченно господствовал сильный самец.
Конечно , это только гипотеза , как и столь многие другие , с помощью которых исследователи доисторического периода пытаются осветить тьму первобытных времен.
Человек-масса. Анатомический срез
Публикация №1105953910 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Уровень сознания современного человека , конечно , неизмеримо выше , чем у дикаря , и процесс индивидуации (становления личности) проходит исключительно через сознание. Юнг с грустью замечает , что , несмотря на повышенный уровень сознания , нынешние люди пользуются им не для индивидуации , а совсем для других целей. Сам по себе возросший уровень сознательности еще отнюдь не гарантирует , что психическую жизнь человека нельзя свести к коллективным ее формам.
Публикация №1105953882 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Парламентские собрания являют собой толпу неоднородную и анонимную. Несмотря на свой различный в разные эпохи и у разных народов состав , они обнаруживают многочисленные сходные черты. Парламентские собрания в очень непохожих друг на друга странах , например , в Греции , Италии , Португалии , Испании , Франции , весьма сходны по характеру прений и голосований и причиняют одинаковые трудности правительствам.
Мятежи толпы и другие формы коллективного действия
Публикация №1105953853 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Массовые действия происходят в ходе революций и при многих других обстоятельствах менее драматичных социальных перемен - например , во время городских погромов. Действия толп погромщиков в целом могут казаться деструктивными и случайными , но часто служат определенным целям , ради которых они были предприняты.
Публикация №1105953823 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Если считать, что мы знаем о том, как люди себя ведут, каково их отношение к различным вещам, что их мотивирует и как они реагируют на стрессовые ситуации, то может показаться, что управлять ими очень легко.
Публикация №1105953792 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Статус относится к индивидуальному рангу, ценности или престижу в группе, организации или обществе. Статус отражает иерархическую структуру группы и создает вертикальную дифференциацию, так же как роли разделяют разные занятия. Это еще один путь уменьшить неопределенность и прояснить, что же от нас ожидается.
Социально-психологическая структура группы
Публикация №1105953763 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководителя. Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся.
Понятие и структура малых групп в психологии
Публикация №1105953732 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Малая группа - это немногочисленные по составу объединения людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах. Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность её членов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи- тельную социально-психологическую автономию, отличает данную группу от остальных.
Личность и группа. Проблема взаимоотношений
Публикация №1105953702 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 1. Фаза становления личности.. Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности.
Публикация №1105953675 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Группы бывают формальными и неформальными. Формальные группы создаются организацией со специфическими задачами по достижению каких-либо конкретных целей. Неформальные группы, напротив не создаются организацией. Напротив, они возникают практически спонтанно, без какой-либо помощи (а иногда и вопреки желанию) организации. Но независимо от формальности или неформальности, люди хотят вступать в группы. В связи с этим возникает вопрос, какие выгоды несет человеку принадлежность к той или иной группе. Можно выделить несколько таких выгод.
Развитие группы. Общие качества группы
Публикация №1105953646 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
Далее...
Публикация №1105953607 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Мы договорились называть ролью набор ожидаемых поведенческих установок для данного положения. Эти ожидания зависят только от положения, занимаемого индивидом, а не от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов, занимающих эту позицию. При этом каждый человек может играть (и, как правило, играет) несколько ролей одновременно. Роли на работе, в семье, в обществе друзей, все они отличны одна от другой. Мы будем концентрировать наше внимание на рабочих ролях, то есть на ролях, напрямую связанных с нашим поведением на работе. Для этих ролей необходимо выделить несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли неличностны.
Группы: их виды, размеры, структура
Публикация №1105953580 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Группы бывают: большими и малыми, от двух человек и более, условными и реальными. Реальные группы делят на малые и большие, официальные и не официальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные. Стихийные - К.К.Платонов назвал «неорганизованными группами».
История исследования малых групп
Публикация №1105953553 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Исследование американским психологом Н.Триплетом (1887 г.) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.
Понятия малой группы и коллектива
Публикация №1105953523 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами . Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти группы опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.
Ситуационные факторы, оказывающие влияние на группу
Публикация №1105953491 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Существует большое количество факторов, влияющих на "выпуск" группы. Среди них территориальные факторы, характеристики задания, и контрольные системы организации.
Территориальные факторы. Важное место в групповой структуре занимают территориальность (territoriality) и физическое место.
Публикация №1105953463 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Развитый детский коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей. Наиболее развитые формы взаимоотношений детей создаются в процессе целенаправленной организации их социально-одобряемой деятельности: учебной, организационно-общественной, трудовой, художественной, спортивной и др.
Публикация №1105953434 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Малая группа может быть определена как набор из двух или более индивидуумов, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние и сам подвергается влиянию каждого другого.
Публикация №1105953405 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Изложение психологии межличностных отношений представляет определенные методические трудности, вызванные тем что теоретико-психологические представления о человеческих сообществах находятся в определенной зависимости от идеологических, мировоззренческих и философско-социологических установок и положений, которых придерживаются исследователи. Советская психология ориентировалась на марксистско-ленинское учение об обществе и личности и выполняла, по сути, идеологический заказ на обоснование преимуществ социальных объединений людей (коллективов) при социализме.
Публикация №1105953380 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В любой группе, даже работающей в течение короткого промежутка времени, можно легко заметить некоторые закономерности поведения ее членов. Эти закономерности получили название общественных норм. Нормы отражают разделяемые всеми члена- ми группы представления об ожидаемом от них приемлемом поведении. Отличие норм от ролей заключается в том, что роли разделяют людей, заставляют их действовать отлично одного от другого, тогда как нормы, наоборот, объединяют членов группы, показывая, как члены группы поступают одинаково.
Психология национальной идентичности
Публикация №1105953353 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Во второй половине нашего столетия усилились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности – принадлежности к определённому этносу, "этнической общности". Значение термина "этнос" до сих пор остаётся неоднозначным. Российские этнологи и психологи рассматривают этнос как реальную социальную группу, сложившуюся в ходе исторического развития общества. За рубежом другой подход к изучению этнической общности, они рассматриваются как социальные конструкции, возникающие и существующие в результате целенаправленных усилий политиков и творческой интеллигенции для достижения коллективных.
Публикация №1105953323 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Смена работы. Способ избавиться от неопределенности, конфликтов и перезагрузки через структурные изменения. Эта техника особенно успешно может быть применена против неопределенности и конфликтов.
Публикация №1105953296 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В главе "Понимание людей" мы ввели ту идею, что наше поведение в организациях является в большой степени выученным. Мы усваиваем специализированные технические навыки, которые нам могут пригодиться в работе.
Проблема общности в социальной психологии
Публикация №1105953265 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.е. через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы. Можно сказать, что "граница" группы воспринимается как граница этой психической общности. Главной чисто психологической характеристикой группы является наличие так называемого "мы-чувства". Это означает, что универсальным принципом психического оформления общности является различение для индивидов, входящих в группу, некоторого образования "мы", в отличие от другого образования "они".
Публикация №1105953236 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В дополнение к ситуационным переменным, поведение людей в группах может в большой степени зависеть от личных характеристик членов группы. Мы рассмотрим, как на функционировании группы отражается воздействие некоторых таких характеристик, а также размера и сплоченности группы.
Публикация №1105953207 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Один очевидный вопрос, на который не- обходимо ответить состоит в том, почему вообще люди в организациях объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе? С теоретической точки зрения этот вопрос касается того, как работа групп отличается от работы индивидуумов, с практической - является ли работа в группах более эффективной, чем индивидуальная? В основном, как показали исследования, решение вопроса о том, какая форма работы, групповая или индивидуальная является более эффективной, зависит как от самой выполняемой работы, так и от ряда личностных и ситуационных факторов.
Психологический климат коллектива
Публикация №1105953176 17 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Коллектив - группа людей с межличностными отношениями и занимающаяся совместной деятельностью.
Интеграция - психологическое единство данной общности. Коллективистическое самоопределение - это первый феномен коллектива, обеспечивающий эту интеграцию. Это преобладающий способ реакции личности на групповое давление, выступает как особое качество межличностных отношений.
Классификация социальных объединений в психологии
Публикация №1105897406 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Предварительно отметим, что психология имеет дело с социальными объединениями, существующими реально, т.е. исследует психологические особенности, закономерности реально существующих групп, в которых люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, совместной деятельностью, помещены в идентичные условия и определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. При этом подавляющее число исследований в социальной психологии выполнено на материале так называемых малых групп.
Публикация №1105897379 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Одно из частых возражений против ненасилия как исторической программы состоит в том, что оно исходит из слишком благостного представления о человеке, в то время как он на самом деле является, пользуясь словами Канта, безнадежно кривой тесиной. Это возражение при всем внешнем правдоподобии бьет мимо цели. Теория и практика ненасилия действительно акцентирует внимание на присущем человеку стремлении к добру.
Публикация №1105897354 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Во время работы со всеми членами семьи одновременно, становится заметно как разнообразно и несогласованно проявляется их активность. Она выражается во всевозможных движениях и жестах, в двусмысленных фразах и недоговоренности. Больше всего эта картина напоминала банку с червями. Трудно определить, где кончается один червь и начинается другой. Все это хаотичное движение оставляло впечатление живости и целесообразности. Но это бесцельное движение. Это сравнение показалось настолько удачным, что назвали совокупность внутрисемейных отношений «банкой с червями».
Публикация №1105897328 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Существует бесчисленное множество возможных вариантов функционирования организаций : они могут быть сильно бюрократизированы, с формализованными отношениями или же они могут существовать в неформальной среде, централизованы и децентрализованы, сильно структурированы, так что каждый работник имеет узкий круг обязанностей или деструктурированы, так что работники обладают широким кругом обязанностей. Но общее во всех организациях то, что разные подходы к созданию и управлению организациями основаны на разных представлениях о человеческой природе.
Источники социального прогресса
Публикация №1105897302 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Источником социального развития является борьба противоположностей: социального прогресса и социального регресса, нарождающегося и умирающего в общественной жизни.
Работа психолога-консультанта в ситуации родительско - подростковых конфликтов
Публикация №1105897272 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт - это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное.
Публикация №1105897247 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Ненасилие впервые было проповедовано при раннем христианстве. Идеал ненасилия, сформулированный в Нагорной проповеди Иисуса Христа в качестве средоточия духовных усилий человека, обозначил резкий поворот в истории европейской культуры. Заповеди непротивления злу насилием, любви к врагам были настолько же ясными, насколько и парадоксальными; они до такой степени противоречили здравому смыслу, природным инстинктам и социальным мотивам человека, что сохраняли с действительностью лишь отрицательную связь.
Публикация №1105897220 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Существует устойчивый общественный стереотип, рассматривающий ненасилие как социальную пассивность и психологическую трусость, отсутствие мужества. Это обвинение, если бы оно было верным, следовало бы считать окончательным и справедливым приговором. Мужество фиксирует важную ступень в духовно-нравственном развитии человека и человечества. Оно входило в состав четырех кардинальных добродетелей античности, имело устойчиво высокий статус во все последующие эпохи, а в ряде культур (например, рыцарской) занимало центральное место. Общественному движению, подрывающему мужество или даже нейтральному по отношению к нему, было бы невозможно получить моральную санкцию. Поэтому следует тщательно проанализировать ненасилие под углом зрения его отношения к мужеству как социальной позиции и личностной добродетели.
Публикация №1105897183 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Социальное развитие общества, тем более его структурных элементов (государства, институтов, организаций) осуществляется не прямой линии от низшего к высшему, а по восходящей спирали. Это означает, что не всегда и не во всем в “борьбе” прогресса и регресса “победу” одерживает прогресс. Возможны и “поражения”. Например, деятельность отдельных организаций государства может быть реакционной, возможен откат назад и общества в целом. История знает немало подобных примеров. Однако, в целом общественное развитие идет по восходящей, тенденция его развития —это движение к более высокой организации общественной жизни.
Теория взаимоотношения личность- коллектив
Публикация №1105897154 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно без- различными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относится друг к другу) , затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки.
Проблемы социальной психологии
Публикация №1105897124 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Социальная психология пользуется определением личности, которое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность. Отличие такого подхода от социологического заключается в том, что она выявляет, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в од- них условиях формирования личности они проявились в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определённой социальной группе.
Как уберечься от психической инфекции и не стать психом
Публикация №1105897093 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Не отвечать агрессивностью на агрессивность (агрессивность - своего рода психический кашель, способствующий распространению инфекции; кашляя сами - вы подталкиваете кашлять других)
Если собеседник ведет себя неадекватно - загляните ему в глаза, и возможно его сознание, настоящее "Я" выйдет из подполья
Учитесь управлять своим воображением, ибо в противном случае вы станете легкой добычей психических вирусов
Не вступайте в случайные: нет не связи, а эмоциональные отношения (например в общественном транспорте не вздыхайте со случайным собеседником о проблемах бытия)
Публикация №1105897039 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Этика ненасилия открывает другую перспективу, обеспечивая взаимоусиливающее соединение этики и политики, целей и средств. Понятие "ненасилие" двояко. Оно связано с политической эффективностью, но оно же является носителем смысла. Оно пытается объединить мораль и политику как идеальное сочетание морали на службе у действия Единство целей и средств является одной из основных сознательно формулируемых установок движений ненасилия.
Публикация №1105897013 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Насилие и ненасилие представляют собой разные перспективы в борьбе за справедливые отношения между людьми в обществе. Возможные линии поведения человека перед лицом насильственно поддерживаемой социальной несправедливости можно свести к трем основным.
Понятие единства развития личности и психики человека
Публикация №1105896976 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного представителя человеческой общности его личность и психика представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психикой, но в то же время индивид выступает как личность, являясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе отношений. Детерминантой развития личности является деятельностно - опосредствованный тип взаимоотношений, которые складываются у человека с наиболее значимой для него группой(группами) в этот период.
Социальная динамика, социальные изменения, социальное развитие и их соотношение, содержание и направленность социального развития
Публикация №1105896948 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Все в мире находится в постоянном движении, в том числе и социальная материя. Однако характер, направленность, интенсивность движения могут быть различными. Для обозначения этих различий движения социальной материи в социологии и существуют такие понятия как “социальная динамика”, ”социальные изменения”, ”социальное развитие”, ”социальный прогресс”, ”социальный регресс” и т. д.
Теория Ч. Кули - теория общественного зеркала
Публикация №1105896920 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Суть теории : сравнивая себя с другими , у человека появляется собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке могут получить дальнейшее развитие.
Психология масс и анализ человеческого Я по Фрейду. Ле Бон и его характеристика массовой души
Публикация №1105896893 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Массовая психология рассматривает отдельного человека как члена племени , народа , касты , сословия или как составную часть человеческой толпы , в известное время и для определенной цели организующейся в массу. Явления , обнаруживающиеся в этих особых условиях - выражение особого , глубже не обоснованного первичного позыва , который в других ситуациях не проявляется.
Публикация №1105896865 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации
Публикация №1105896839 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Общие рекомендации по решению конфликтной ситуации могут быть сведены к следующему.
1. Признать существование конфликта, т.е. признать наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить самих этих участников. Практически эти вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться и заявить вслух, что ты находишься в состоянии конфликта с сотрудником по какому-то вопросу. Иногда конфликт существует уже давно, люди страдают, а открытого признания его нет, каждый выбирает свою форму поведения и воздействия на другого, однако совместного обсуждения и выхода из создавшейся ситуации не происходит.
Далее...
Управление конфликтной ситуацией
Публикация №1105891389 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Существует несколько эффективных способов управления конфликтной ситуацией. Их можно разделить на две категории : структурные и межличностные.
Подготовка к началу переговоров
Публикация №1105891358 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют.
Межличностные стили разрешения конфликтов
Публикация №1105891327 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Уклонение.
Этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.
Далее...
Публикация №1105891290 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Возможно несколько функциональных последствий конфликта. Одно из них заключается в том, что проблема может быть решена таким путём, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Это, в свою очередь, сводит к минимуму или совсем устраняет трудности в осуществлении решений - враждебность, несправедливость и вынужденность поступать против воли. Другое функциональное последствие состоит в том, что стороны будут больше расположены к сотрудничеству, а не к антагонизму в будущих ситуациях, возможно, чреватых конфликтом.
Публикация №1105891265 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п.
Публикация №1105891234 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Ниже приведены четыре основных типа конфликта. Нередко встречаются конфликты смешанного типа.
Внутриличностный конфликт.
Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его возможные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы, и из них наиболее распространена форма ролевого конфликта, когда одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы или, например, когда производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Исследования показывают, что такой конфликт может возникнуть при низкой удовлетворённости работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.
Далее...
Типы конфликтов и их характеристика
Публикация №1105891202 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
По направленности конфликты делятся на "горизонтальные", "вертикальные" и "смешанные". К "горизонтальным" относятся такие конфликты, в которых не задействованы лица, находящиеся в подчинении друг другу. К "вертикальным" конфликтам от- носятся те из них, в которых участвуют лица, находящиеся в подчинении один у другого. В смешанных конфликтах представлены и "вертикальные" и "горизонтальные" составляющие.
Публикация №1105891175 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
По отношению к конфликтам, развитие которых побуждается потребностями и интересами, ценностный конфликт имеет более определенно выраженный идеологический характер. Здесь сталкиваются различные, а точнее говоря, противоположные интерпретации целей общественного развития.
Публикация №1105891144 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы - это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.
Публикация №1105891117 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Как известно, имеются различные оценки состояния экономических и демографических ресурсов как применительно к миру в целом, так и применительно к его отдельным регионам, странам и народам. Эти оценки распадаются, как правило, на две крайние группы - алармистские и оптимистические.
Публикация №1105891091 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Конфликты исключительно многообразны по способам своего существования и развертывания, по источникам своего происхождения, по движущим силам, которые в известной степени определяют способ их действия, и, наконец, по мотивации, по той жизненной энергии, которая вовлекается в динамику конфликтов и оказывается для них своего рода питательным материалом.
Природа человека и социальный конфликт
Публикация №1105891064 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Вопрос о том, какова природа конфликта, кажется на первый взгляд очень ясным и простым. Но, как это часто случается, он содержит в себе несколько иных вопросов. Это, во-первых, вопрос о причинах конфликтов, во-вторых, о их роли в жизни общества и в жизни отдельного человека и, в-третьих, о возможностях регулирования конфликтов.
Основные этапы (фазы) конфликта
Публикация №1105891037 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Основные этапы или фазы конфликта могут быть обозначены следующим образом :
1. Исходное положение дел; интересы сторон ,участвующих в конфликте ; степень их взаимопонимания.
2. Инициирующая сторона - причины и характер ее действий.
Далее...
Публикация №1105891004 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В современной литературе по истории социологии сложившиеся социологические направления подразделяются на две большие группы в зависимости от того какое место в теоретических построениях занимает проблема социального конфликта. Такое подразделение мы находим прежде всего у весьма авторитетного историка социологии Джеффри Александера.
Особенности изучения конфликтов
Публикация №1105890978 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Сложность ответа на этот вопрос заключается в том, что на первый взгляд здесь вообще нет предмета для какого-либо особого изучения. Всем известно, что есть конфликты и есть согласие между людьми, что жизнь в согласии лучше, чем бесконечные споры, препирательства, и тем более, чем враждебность людей друг к другу.
Публикация №1105890947 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Каждый человек на протяжении своей жизни неоднократно сталкивается с конфликтами разного рода. Мы хотим чего-то достичь, но цель оказывается трудно достигаемой. Мы переживаем неудачу и готовы обвинить окружающих нас людей в том, что мы не смогли достичь желаемой цели. А окружающие - будь то родственники или те, с кем вы вместе работаете, полагают, что вы сами виноваты в собственной неудаче. Либо цель была вами неверно сформулирована, либо средства ее достижения выбраны неудачно, либо вы не смогли оценить верно сложившуюся ситуацию и обстоятельства вам помешали. Возникает взаимное непонимание, которое постепенно перерастает в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения и конфликта.
Неуставное поведение военнослужащих
Публикация №1105890921 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Целью диагностики неуставного поведения является профилактика, ограничения, предупреждения моральных и физических оскорблений личности военнослужащего, в интересах создания здоровой нравственной атмосферы в воинских коллективах.
Публикация №1105890896 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Термин “опасения” означает озабоченность, тревогу личности при невозможности реализовать какую-то из своих потребностей. В данном случае не следует обсуждать с участниками конфликта, насколько обоснованны их страхи и опасения, пока они не внесены в карту. Например, у одного из участников конфликта возникло опасение по поводу чего-то, что при составлении карты кажется маловероятным.
Конфликты и пути их разрешения
Публикация №1105890868 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Публикация №1105890840 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Существует множество определений и толкований конфликта. Классики теоретической конфликтологии не давали четкого определения понятию конфликта. Лишь по их общим высказываниям можно представить некоторые подходы к тому, что же такое конфликт.
Конфликтный функционализм Льюиса Козера
Публикация №1105890812 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтам остроту конфликтам длительность конфликтам функции конфликта.
Публикация №1105890784 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. Чем более члены подгрупп в организации могут осознать свои интересы и образовать конфликтную группу, тем с большей вероятностью произойдет конфликт.
2.Чем больше распределение авторитета связано с распределением других вознаграждений, тем острее конфликт.
3. Чем меньше мобильность между подчиненными и господствующими группами, тем острее конфликт.
Далее...
Диалектическая теория конфликта Ральфа Дарендорфа
Публикация №1105890752 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Дарендорф анализирует социальную организацию любого уровням начиная от индивидам небольшой группы или учреждениям до общества в целом, которую он называет "императивно координированной ассоциацией". Для этой организации характерно четкое разделение ролей и статусов ее членов, а основными ролевыми позициями, согласно Дарендорфу, являются позиции, обусловленные дифференциацией властных отношений. То есть в любой организации индивиды и группы выполняют определенные роли согласно своей принадлежности властным стратам.
Ключевые тезисы Маркса по теории социального конфликта
Публикация №1105890724 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1.Чем более неравномерно распределены в системе дефицитные ресурсы тем глубже конфликт интересов между господствующими и подчиненными сегментами (социальными группами) системы.
2.Чем глубже подчиненные группы начинают осознавать свои интересы тем более вероятное что они будут сомневаться в законности и справедливости существующей в настоящее время формы распределения дефицитных ресурсов.
Далее...
Диалектическое учение о противоречии и конфликте Карла Маркса
Публикация №1105890694 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс разработав учение о противоречии и развив модель конфликта революционного класса и социального изменения.
Урегулирование конфликтов в личностно-эмоциональной сфере
Публикация №1105890667 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Однако руководителю приходится разрешать конфликты не только в деловой форме, но и в личностно-эмоциональной сфере. При их разрешении применяются другие методы, поскольку в них, как правило, трудно выделить объект разногласий, отсутствует столкновение интересов. Как же себя вести руководителю с "конфликтной личностью"? Существует единственное средство - "подобрать ключик". Для этого попытайтесь увидеть в нем друга и лучшие черты (качества) его личности, поскольку вы уже не сможете изменить ни систему его взглядов и ценностей, ни его психологические особенности и особенности нервной системы. Если же не смогли "подобрать к нему ключ", то остается одно-единственное средство - перевести такого человека в разряд стихийного действия.
Публикация №1105890636 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Для более успешного разрешения конфликта желательно не только выбрать стиль, но и составить карту конфликта, разработанную Х.Корнелиусом и Ш.Фэйром. Суть ее в следующем:
· определите проблему конфликта в общих чертах. Например, при конфликте из-за объема выполняемых работ составьте диаграмму распределения нагрузки;
Далее...
Публикация №1105890604 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Стиль приспособления означат, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Томас и Килменн считают, что этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существен для вас или кода вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Публикация №1105890567 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Стиль уклонения реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на ее решение. Этот стиль рекомендуется также в тех случаях, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов.
Публикация №1105890540 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Суть его заключается в том, что стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. В этом плане он несколько напоминает стиль сотрудничества, однако осуществляется на более поверхностном уровне, так как стороны в чем-то уступают друг другу. Этот стиль наиболее эффективен, обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Например, стремление занять одну и ту же должность или одно и то же помещение для работы.
Методы урегулирования конфликтов
Публикация №1105890513 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации.
Специалистами разработано немало рекомендаций, касающихся различных аспектов поведения людей в конфликтных ситуациях, выбора соответствующих стратегий поведения и средств разрешения конфликта, а также управления им.
Публикация №1105890485 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Кроме того, каждый конфликт имеет также более или менее четко выраженную структуру. В любом конфликте присутствует объект конфликтной ситуации, связанный либо с технологическими и организационными трудностями, особенностями оплаты труда, либо со спецификой деловых и личных отношений конфликтующих сторон.
Основные стадии протекания конфликта
Публикация №1105890456 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют в целом общие стадии протекания:
стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;
стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию осознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;
далее...
Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Публикация №1105890213 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя) , межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками) ; между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.
Основные виды конфликтов. Их причины и ошибки
Публикация №1105890180 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи - разработка социально-психологической типологии конфликтов. Такая типология предлагается на основе исследования на различных предприятиях. В основе этой типологии лежат взаимосвязи людей в рамках их отношений в первичном производственном коллективе.
Публикация №1105890149 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Понятие "конфликт" характеризуется исключительной широтой содержания и употребляется в разнообразных значениях.
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Психологи также подчеркивают, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Публикация №1105890121 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Общение - совокупность связей и взаимовлияния людей складывающихся в их совместной деятельности. Оно предполагает некоторый результат - изменение поведения и деятельности других людей. Каждый человек выполняет определенную роль в обществе. Множественность ролевых позиций нередко порождает их столкновение - ролевые конфликты. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается межличностным конфликтом.
Эмоциональнная напряженность. Стресс. Аффекты
Публикация №1105890094 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменением в функциях внутренних органов. Отличительная черта аффекта ослабление сознательного контроля.
Преодоление конфликтов посредством общения
Публикация №1105890065 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Любое нарушение общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно., и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения. Часто возникает непонимание в отношении того, что подразумевается. Препятствием могут стать скрытые предположения. А иногда в результате непонимания, враждебности или обиды общение вообще прекращается.
Преодоление страха в конфликтной ситуации
Публикация №1105890035 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае. .Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает.
Публикация №1105877727 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Когда человек “обуреваем” эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справится с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств.
Применение стратегий и методов для выработки модели поведения в конфликтной ситуации
Публикация №1105877698 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей а каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы: - адекватность отражения конфликта; - открытость и эффективность общения конфликтующих сторон; - создание климата взаимного доверия и сотрудничества; - определение существа конфликта.
Описание методик и стратегических средств разрешения конфликтных ситуаций
Публикация №1105877672 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений. . Возможность возникновения конфликтов существует во всех сферах. Конфликты рождаются на почве ежедневных расхождений во взглядах, разногласий и противоборства разных мнений, нужд, побуждений, желаний, стилей жизни, надежд, интересов и личностных особенностей. Они представляют собой эскалацию каждодневного соперничества и противостояния в сфере принципиальных или эмоционально обусловленных столкновений, которые нарушают личностное или межличностное спокойствие.
Советы психолога по поддержке атмосферы в семье
Публикация №1105877616 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. Готовьте еду, учитывая вкусы мужа (жены).
2. Подстраивайтесь под супруга: если он обещал вас, к примеру, сводить в ресторан, но в последний момент сказал, что устал и останется дома - приготовьте праздничный ужин дома.
3. Если супруг начал проявлять холодность, спросите себя: не виноват или не виновата ли я сам (сама).
4. Например, Вы договорились с друзьями куда-то пойти - но супруг вдруг передумал - не идите без супруга, останьтесь дома с ним.
5. Если супруг пришел с работы не в настроении - не сердитесь на него за то, что и дома он думает о работе, попытайтесь разобраться - может чем-либо ему сможете помочь.
Далее...
Что такое манипулирование и как защититься от манипулятора
Публикация №1105877581 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Кто такой манипулятор? Это и уважаемый бизнесмен, стремящийся к успеху (своему собственному, разумеется) с помощью служащих, представляющих для него единицы времени и таланта, купленные за месячную плату. Это и рабочий, которого интересует лишь заработная плата, а не выполняемая работа, и здоровый человек, предпочитающий получать пособие по безработице, а не работать. Это и муж, скрывающий размеры своего дохода от супруги с тем, чтобы иметь возможность припрятать что-то про запас для личных нужд. Это депутат, тем больше выступающий с длинными банальностями, чем меньше он может предложить своим избирателям, и стареющий родитель, цепляющийся за болезнь, чтобы привлечь внимание своих детей, и политик, который обещает все, кроме новых налогов.
Детектор лжи, придуманный природой
Публикация №1105877510 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Говорит ли правду твой собеседник, а если и говорит - то всю ли? Как научиться налаживать хорошие отношения с человеком, вызывать его на искренность, а не лезть в бутылку, заметив признаки лжи в его поведении?
Шаг к успеху, или как стать общительным
Публикация №1105877473 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
«Никакая другая способность, — говорил Чонси М. Депью, — которой может обладать человек, не даст ему возможность с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания, как способность хорошо говорить». А если при одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем бросает в дрожь, пересыхает во рту, вы краснеете или бледнеете, руки становятся предательски липкими и от страха хочется бежать куда глаза глядят? Вы не такой? Вы бесстрашный оратор и любая аудитория, даже плохо знакомая, вам нипочем? Вы в этом уверены?
Публикация №1105877446 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Практически во всех трудовых соглашениях есть пункт об испытательном сроке. Продолжительность его в разных странах отличается. Многие европейские работодатели считают, что новый сотрудник может по-настоящему войти в курс дела и полностью соответствовать требованиям, предъявляемым фирмой к его деловым качествам, лишь по истечении шести месяцев. Поэтому, например, в Германии, как правило, устанавливают полугодичный испытательный срок. В России, которая в отличие от основательной Германии «и жить торопится, и чувствовать спешит», работодатели находят вполне достаточным срок от одного до трех месяцев. Они полагают, что за это время обе стороны вполне смогут оценить друг друга и понять, кто чего стоит.
Публикация №1105877417 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.
1. По содержанию оно может быть:
1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
1.2 Когнитивное (обмен знаниями)
1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)
1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
Далее...
Публикация №1105877385 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будет охарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Процесс общения (коммуникации)
Публикация №1105877351 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения, коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся . Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением , т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять "считывать" со своих лиц определенное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается). В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи.
Публикация №1105877321 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.
Публикация №1105877286 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие (акция) , направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.
Публикация №1105877257 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Люди Древнего мира, а в особенности мира античного, не верили в абстрактные идеалы, далекие от жизни и невыполнимые. Они боялись фанатизма. Не доверяли излишней сентиментальности. И поэтому так высоко ставили дружбу. Ибо в дружбе расстояние между идеалом и реальностью предельно короткое. В дружбе нельзя провозглашать одно, а делать другое.
Публикация №1105877229 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Психоаналитики считают, что в основе всех межличностных отношений лежит эротика. Любая межличностная связь - будь то любовь или дружба, достигает своей сущности, становится подлинной, только раскрыв свою эротическую природу. Такова концепция некоторых психоаналитических школ (таких, как школа Вильгельма Райха). Все, что не находит своего выражения в чисто эротической форме, является, по мнению психоаналитиков, результатом либо самоустранения, либо сублимации.
Модель цикла личного отношения Левинджера
Публикация №1105877197 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Левинджер предложил формальную модель цикла личного отношения, состоящего из пяти фаз:
1. Аттракция, предшествующая зарождению отношения.
2. Период формирования отношения.
3. Продолжение отношения, означающее либо: а) его рост и укрепление, б) поддержание достигнутого уровня, в) снижение уровня неустойчивости.
4. Ослабление или ухудшение отношения.
Далее...
Морально-этические стороны дружбы
Публикация №1105877165 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
неписаные правила дружбы
Обмен
Делиться новостями о своих успехах
Выказывать эмоциональную поддержку
Добровольно помогать в случае нужды
Стараться, чтобы другу было приятно в твоем обществе
Возвращать долги и оказанные услуги
Далее...
Публикация №1105877129 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В разговорном языке слово "друг" имеет множество значений. Оно означает знакомого, человека, к которому мы относимся с симпатией, соседа, коллегу, словом, всех, кто нам близок. Однако теперь, как и в самом далеком прошлом, существует еще одно значение: интимный друг , которого мы любим и который любит нас. Этот последний тип дружбы относится к более узкому разряду межличностных отношений - к отношениям, построенным на любви. Когда мы думаем о наших близких друзьях, о настоящей дружбе, мы имеем в виду определенную форму любви, существующей между людьми.
Публикация №1105877102 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
У нас могут быть в течение всей жизни прекрасные отношения с соседями или с коллегами по работе, но никто из них не станет нашим другом. И в то же время мы можем считать другом или подругой человека, с которым мы виделись всего один-два раза и который живёт далеко от нас. Выясняется, однако, что только с ним нам хорошо и хочется проявить то лучшее, что в нас есть.
Публикация №1105877062 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Духовная дружба - взаимное обогащение и дополнение друг друга. Каждый восхищён и очарован превосходством другого. Тем самым он дает своему другу возможность получить столь желанное признание: что может быть прекраснее, если тебя ценит и понимает тот, за кем ты признаешь это право. Самое удивительное заключается в том, что каждый чувствует себя совершенно непохожим на другого и восхищается именно теми качествами, которых нет у него самого.
Публикация №1105877035 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Дружбу можно разделить на три типа по возрастным категориям: детская, юношеская и взрослая. Здесь рассмотрим только юношескую и взрослую.
Юношеская дружба.
Юность - период наиболее интенсивного и эмоционального общения со сверстниками, групповой жизни и т.д.
Публикация №1105877004 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Прежде всего слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. И не только в наше время. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель, который как раз и пытался дать определение различным типам дружбы, чтобы выделить среди них истинную дружбу. Он различает главным образом дружбу, основанную на интересе, и дружбу благородную, которая одна только и заслуживает права считаться настоящей. Поэтому даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.
Публикация №1105876974 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
В современной психологии эмпатию принято трактовать либо как способность понимать мир переживаний другого человека, либо как способность приобщаться к эмоциональной жизни другого , разделяя его переживания. Анализируя существующие определения эмпатии, можно выделить четыре наиболее часто встречающиеся:
1) понимание чувств, потребностей другого;
2) вчуствование в событие, объект искусства, природу;
3) аффективная связь с другим, разделение состояния другого или группы;
4) свойство психотерапевта.
Публикация №1105876944 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Психология дружбы, была связана с социально-психологическими исследованиями межличностной аттракции . Слово "аттракция" обозначает буквально притяжение, влечение. В социальной психологии понятие "межличностной аттракции" определяют как когнитивный (познавательный) компонент эмоционального отношения к другому человеку, или как некоторую социальную установку, или, наконец, как эмоциональный компонент межличностного восприятия.
Публикация №1105876917 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Каждому человеку в жизни приходится общаться с людьми. Общение занимает одно из важнейших мест среди потребностей человека.
Общение - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого проявляются и формируются межличностные взаимоотношения(МО).
Публикация №1105876884 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Язон Малер (Jason Mahler) отвечал за новую программу сельскохозяйственной помощи в Тайланде. Целью программы являлось помочь тайским фермерам внедрить новые семена и новые технологии выращивания и сбора урожая. При надлежащем использовании технологии и ударной работе урожаи, по предположению Малера, могли быть удвоены.
Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного
Публикация №1105876847 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Становление и реализация агрессивного поведения у человека и животного различны.
При этом речь идет о следующем:
1.Животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазией, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы. Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизуется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.
Далее...
Публикация №1105876813 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия "доброкачественная"(настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, храбрость, отвага, воля, амбиции) , агрессия "злокачественная"(насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии(по Фромму).
Препятствия для эффективного взаимодействия
Публикация №1105876781 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Теперь, когда мы лучше понимаем элементы взаимодействия между людьми, нам осталось ответить на еще один вопрос: что препятствует передаче сообщения от индивидуума А к индивидууму Б и нахождению ими обоими общего мнения о его значении и важности.
Публикация №1105876690 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Коммуникационная сеть организации определяет, кто и с кем взаимодействует.
Формальная структура организации, с другой стороны, определяет разделение ответственности и уровни власти. Таким образом, формальная структура организации предоставляет только часть информации о том, как происходят процессы взаимодействия в организации и, в частности, не объясняет внутриуровневое взаимодействие. Поэтому необходимы дополнительные исследования.
Публикация №1105861596 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Люди общаются друг с другом в организациях по разным причинам. Мы можем быть заинтересованы в приобретении какой-то технической информации или же мы можем хотеть знать, разделяют ли окружающие наше мнение по какому-либо вопросу. Иногда мы просто хотим с кем-то поделиться своим опытом. Различные мотивы такого взаимодействия с окружающими могут быть рассмотрены с разных точек зрения: организационной, групповой и индивидуальной.
Эмпатия как способность к межличностным контактам
Публикация №1105861565 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Способность к межличностным контактам требует прежде всего эмпатии.
Эмпатия есть понятие обозначающее способность к аналоговой, опосредованной функцией лимбической системы обработке информации исходящей извне ее расщепления и путем установления обратной связи прогноза последующих событии и выработка стратегии и тактики поведения для получения наибольшей выгоды.
Публикация №1105861535 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Одним из видов проявления агрессивности и деструктивного поведения является жестокость.
Жестокость(в юридическом смысле) это особо брутальные способы совершения преступлений, для обозначения определенных свойств характера преступления. Жестокость может быть преднамеренной и непроизвольной, реализующейся в определенных действиях, вербальном поведении( причинение мучений словами) или в воображении - фантазировании, оперирующим образами истязаний, мучений людей или животных.
Значение структуры характера в формировании садизма (по Фромму)
Публикация №1105861507 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Фромм пишет о значении структуры характера в формировании садизма. У человека, который еще в меньшей степени чем шимпанзе, детерминирован инстинктами, развились компенсаторные способности, выполняющие функцию инстинктов. Такую компенсаторную роль у человека играет характер, являющийся специфической структурой, организующей человеческую энергию, направленную на достижение цели, а также определяет паттерн поведения.
Приемы эффективного общения по телефону
Публикация №1105861476 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. При выполнении срочной работы не снимать вообще трубку или попросить перезвонить.
2. Если у нескольких сотрудников общий телефон, его следует ставить на каждый стол поочередно. Таким образом распределить время общения с телефоном.
3. При плохой слышимости нужно попросить абонента говорить громче и узнайте как он слышит вас.
Далее...
8 советов по рациональному использованию телефона
Публикация №1105861436 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
1. Телефон как средство рационализации.
2. Отгораживания.
3. Разговор без откладываний. Осуществляются в исключительных случаях, когда прорываются важные звонки.
4. Обратный звонок. Исходными звонками легче манипулировать, чем входящими. Рациональный метод - сводить их в телефонные блоки.
Далее...
Публикация №1105860967 16 января 2005 / Научная библиотека Порталус Социальная психология
Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства передачи мысли.
Добавить публикацию • Разместить рекламу • О Порталусе • Рейтинг • Каталог • Авторам • Поиск
Главный редактор: Смогоржевский B.B.
Порталус в VK