Рейтинг
Порталус


АРХИВ

Архив рубрики: спецстатьиВ Архиве хранятся материалы, которые нельзя найти в обычных разделах. В Архив попадают публикации большого размера. Также здесь находятся старые материалы. Наши администраторы периодически просматривают все материалы Библиотеки и периодически направляют в спецархивы все новые и новые материалы. Возможно, здесь находятся и Ваши публикации, которые Вы опубликовали в Библиотеке.

ВЫБЕРИТЕ АРХИВ ПО ДАТЕ!


Танатотерапия: система и метод На фото: Танатотерапия: система и метод , автор: admin

Публикация №1106759308 26 января 2005

Танатотерапия - метод ориентированной на тело психотерапии, разработанный российским психологом В.Баскаковым. Название происходит от греч. Thanatos - смерть и therapia - лечение, уход, забота (акцент делается на двух последних значениях).

Полная версия публикации

Киппер Дж., Кроулин Р. Психодрама На фото: Киппер Дж., Кроулин Р. Психодрама, автор: admin

Публикация №1106759236 26 января 2005

Базовые техники: специальная группа. Техника ролевых игр. Существует множество классификаций игр. Фундаментальное: на базовые и ситуационные. Критерии деления: степень связанности техники со специфическим содержанием темы, изображаемой в действии. Базовая – широкий круг применения, универсальное психологическое значение, не связана с содержанием проблемы. Эти техники в основном имеют психодраматическую направленность. Ситуационная – представлена в случаях моделирования поведения, ограниченная психологическая основа, сильно привязана к одержанию проблемы.

Полная версия публикации

Лоренс Стивенс. Существует ли душевная болезнь? На фото: Лоренс Стивенс. Существует ли душевная болезнь?, автор: admin

Публикация №1106759206 26 января 2005

Диагностика и лечение в психиатрии, особенно биологической, предполагают существование некоторого явления, называемого душевной болезнью, душевным нездоровьем или душевным расстройством.
Что имеется в виду под «нездоровьем», «болезнью» или «расстройством»? В семантическом смысле нездоровье означает просто не– здоровье, противоположность здоровью. Но под нездоровьем не имеют в виду ничего такого, что служит причиной безработицы, войны или экономического кризиса, разве что метафорически…

Полная версия публикации

Дэннис Браун, Джонатан Педдер. Принципы психодинамики На фото: Дэннис Браун, Джонатан Педдер. Принципы психодинамики, автор: admin

Публикация №1106759178 26 января 2005

В психодинамике центральной является идея конфликта, вызванного неприятием тех или иных сторон собственной личности. Само выражение "динамика" заимствовано Фрейдом из физики XIX века для передачи представления о конфликте двух сил, результирующей которых является третья сила, направленная в другую сторону.

Полная версия публикации

Мэй Р. Искусство психологического консультирования На фото: Мэй Р. Искусство психологического консультирования, автор: admin

Публикация №1106759151 26 января 2005

I. Отличительной чертой консультанта является его особая чувствительность по отношению к людям, которая позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, одежда, случайные движения тела. Предположительный вывод о личностной модели следует делать только на основании совокупности всех доступных и разнообразных факторов.

Полная версия публикации

Этические стандарты психолога. Общие принципы На фото: Этические стандарты психолога. Общие принципы, автор: admin

Публикация №1106759121 26 января 2005

Деятельность психолога направлена к достижению таких гуманитарных и социальных целей, как благополучие, здоровье, высокое качество жизни, полное развитие индивидов и групп в различных формациях индивидуальной и социальной жизни. Поскольку психолог является не единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

Полная версия публикации

Е. Селезнева. Опыт выявления типичного социально-психологического портрета женщин, обращающихся в краевую поликлинику неврозов На фото: Е. Селезнева. Опыт выявления типичного социально-психологического портрета женщин, обращающихся в краевую поликлинику неврозов, автор: admin

Публикация №1106759098 26 января 2005

Великий русский физиолог И.П. Павлов как-то сказал: "В сущности нас интересует в жизни только одно наше психическое содержание". Жаль, конечно, но приходится констатировать, что это наше "психическое содержание" постоянно подвергается различным испытаниям. Надо ли в который раз говорить о нашем трудном времени, сумасшедшем мире скоростей, глобальной информатизации и компьютеризации, об уходящем веке с его множеством стрессогенных факторов, ухудшением экологической обстановки и т.д.

Полная версия публикации

К. Роджерс. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности На фото: К. Роджерс. Несколько гипотез, касающихся помощи в росте личности, автор: admin

Публикация №1106759071 26 января 2005

Изменения, которые произошли во мне, коротко говоря, выражаются в том, что в начале моей профессиональной деятельности я задавал себе вопрос: "Как я смогу вылечить или изменить этого человека?" Теперь я бы перефразировал этот вопрос так: "Как создать отношения, которые этот человек может использовать для своего собственного личностного развития?"

Полная версия публикации

Ф. Перлз. Внутри и вне помойного ведра На фото: Ф. Перлз. Внутри и вне помойного ведра, автор: admin

Публикация №1106759044 26 января 2005

Центральное понятие – понятие о целостности организма и о его взаимодействия со средой в рамках единого поля деятельности. Нет принципиальной разницы между ментальной и физической деятельностью. Ментальная деятельность – деятельность целостного организма, осуществляемая на более низком энергетическом уровне по сравнению с физической. Любой аспект поведения человека может рассматриваться как проявление целого – его бытия.

Полная версия публикации

В. Лаутербах. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки На фото: В. Лаутербах. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки, автор: admin

Публикация №1106759004 26 января 2005

Университет им. Гете (Франкфурт-на-Майне, Германия)
[Психотерапия: От теории к практике. Материалы I съезда Российской Психотерапевтической Ассоциации. - СПб., изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1995. С. 28-41.]
Представим следующую ситуацию: в большой стране есть намерение властей создать новую систему организации психотерапии во всех тех областях здравоохранения, где психотерапия и психологическая помощь необходимы. Возникает ряд вопросов: 1) какие проблемы разрешает психологическая работа, и кто это определяет? 2) какими психологическими методиками решаются эти проблемы, какими теоретическими основами и методами должны владеть психотерапевты, и кто это определяет?

Полная версия публикации

Е. Сандомирский. "Возврат в детство" как универсальный механизм психотерапии. Введение в метод Ретри На фото: Е. Сандомирский.

Публикация №1106758972 26 января 2005

В чем заключаются основополагающие, фундаментальные причины тех многочисленных проблем, которые мешают человеку быть удовлетворенным собственной жизнью и которые заставляют его искать помощи у психологов и психотерапевтов?

Полная версия публикации

Владимир Карпов. Психотерапия с позиции системной психодинамики На фото: Владимир Карпов. Психотерапия с позиции системной психодинамики , автор: admin

Публикация №1106758941 26 января 2005

Прежде, чем попытаться взглянуть на процесс психотерапии с точки зрения системной психодинамики, необходимо разобраться, что собой представляет системная психодинамика как таковая.

Системная психодинамика изучает закономерности взаимодействия всех составляющих психосистемы в процессе ее функционирования.

Полная версия публикации

Рационально-эмотивная терапия (РЭТ) На фото: Рационально-эмотивная терапия (РЭТ), автор: admin

Публикация №1106758916 26 января 2005

Рационально-эмотивная терапия является формой когнитивного реконструирования, впервые выдвинутой Альбертом Эллисом. Эллис подчеркивал, что у нас нет прямых реакций на большинство ситуаций, но что наши эмоциональные реакции зависят от того, как мы воспринимаем события. Так, это не события волнуют, огорчают, раздражают или злят нас, но способ, с помощью которого мы интерпретируем и осмысляем их.

Полная версия публикации

Когнитивная терапия Бека На фото: Когнитивная терапия Бека , автор: admin

Публикация №1106758894 26 января 2005

Когнитивная теория А.Т.Бека наиболее широко применялась в области проблем депрессивных больных. Как и Эллис, Бек считает, что настроение и поведение индивидуума в значительной степени определяется присущим ему способом толкования и объяснения мира. Бек описывает эти конструкты как отрицательные когнитивные модели или "схемы". Эти схемы подобны фильтрам, "концептуальным очкам", сквозь которые мы видим мир, отбираем определенные аспекты переживаемых событий и так или иначе их интерпретируем.

Полная версия публикации

Прививочно-стрессовый тренинг навыков преодоления На фото: Прививочно-стрессовый тренинг навыков преодоления , автор: admin

Публикация №1106758874 26 января 2005

Прививочно-стрессовый тренинг навыков преодоления связан с именем Дональда Мейхенбаума. Он много писал о когнитивной модификации поведения. Основной упор у Мейхенбаума делается на идее о том, что разговор человека с самим собой может помочь в развитии и регулировании подходящего поведения.

Полная версия публикации

Группы тренинга умений вкратце На фото: Группы тренинга умений вкратце , автор: admin

Публикация №1106758852 26 января 2005

Поведенческая модель обучения была создана в лабораторных условиях и ведет свое происхождение от метода условных рефлексов Павлова и оперантного обусловливания Скиннера. В прошлом поведенческие группы больше полагались на использование индивидуальных методов в условиях группы. За последнее время поведенческие практики создали методы, использующие потенциальные возможности группы для достижения поведенческих изменений индивидуума.

Полная версия публикации

Танцевальная терапия вкратце На фото: Танцевальная терапия вкратце , автор: admin

Публикация №1106758830 26 января 2005

Танцевальная терапия ведет начало от творческого танца. Танец в терапии - в отличие от танца-представления - использует относительно неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Танцевальная терапия стала популярна после второй мировой войны, чему способствовали такие ее первые практики, как Мэриан Чейс.

Полная версия публикации

Телесная терапия вкратце На фото: Телесная терапия вкратце , автор: admin

Публикация №1106758808 26 января 2005

К телесной терапии относятся биоэнергетический метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная pеинтеграция, первичная терапия и другие групповые подходы, подчеркивающие значение физических характер тик. Все виды телесной терапии восходят к Вильгельму Райху, который описал, как защитное поведение вы жается в напряжении мышц (телесной броне) и стесненном дыхании.

Полная версия публикации

Гештальттерапия вкратце На фото: Гештальттерапия вкратце , автор: admin

Публикация №1106758788 26 января 2005

Гештальттерапия была разработана Фрицем Перлзом на основе его раннего опыта в психоанализе и последующего изучения экзистенциальной философии, гештальтпсихологии и теории Вильгельма Райха о физиологических корнях сопротивления психологическому изменению. В настоящее время гештальтгруп-пы известны своими сильными руководителями и ориентацией на развитие автономности и ответственности среди участников.

Полная версия публикации

Групповая психотерапия вкратце На фото: Групповая психотерапия вкратце , автор: admin

Публикация №1106758767 26 января 2005

История групповой психотерапии в США включает "репрессивно-вдохновляющий" подход Джозефа Пратта, психодраматические методы Якоба Морено, психоаналитические принципы Зигмунда Фрейда и гуманистическую ориентацию в психологии Карла Роджерса. На этой основе, дополненной экспериментальными исследованиями групповой динамики, возникли современные психокоррекционные группы.

Полная версия публикации

Группы встреч вкратце На фото: Группы встреч вкратце , автор: admin

Публикация №1106758738 26 января 2005

Эксперимент в Национальной лаборатории тренинга привел к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия, многие из которых получили название групп встреч. Можно выделить группы, ориентированные на определенную задачу (группы Восточного побережья), и группы, ориентированные на чувство общности (группы Западного побережья).

Полная версия публикации

Психодрама вкратце На фото: Психодрама вкратце , автор: admin

Публикация №1106758710 26 января 2005

Психодрама была основана Якобом Леви Mорено, одним из создателей движения групповой психоте) пии, впервые использовавшим драматические методик: качестве способа изучения личностных проблем, меч ний, страхов и фантазий. Психодрама появилась в результате театрального эксперимента, начатого Морено в Вене и получившего название "спонтанный театр".

Полная версия публикации

Т-группы вкратце На фото: Т-группы вкратце , автор: admin

Публикация №1106758684 26 января 2005

Первые группы тренинга (Т-группы) были основаны в 1946 г. Куртом Левином и его коллегами, заметившими, что участники групп получают пользу от анализа собственных групповых переживаний. Лабораторный тренинг предлагает широкий спектр методов обучения, направленных на развитие межличностных умений и исследование процессов, происходящих в малых группах. Некоторые Т-группы, получившие название групп сензитивности, могут иметь целью всестороннее развитие личности отдельных участников.

Полная версия публикации

Основные процедуры тренинга умений На фото: Основные процедуры тренинга умений , автор: admin

Публикация №1106758659 26 января 2005

Из различных видов групп тренинга умений группы тренинга уверенности в себе лучше всего иллюстрируют обучение важному жизненному умению с помощью методов поведенческой терапии, так как методы, которые используют группы тренинга уверенности в себе, отражают бихевирральные (поведенческие) методы в целом.

Полная версия публикации

Проблемы групп тренинга умений На фото: Проблемы групп тренинга умений , автор: admin

Публикация №1106758636 26 января 2005

Структурированные группы тренинга умений, по-видимому, находятся на подъеме. В свое время бихе-виористы не выявили все возможности групповой формы психологического воздействия, которая позволяет изучить межличностное поведение гораздо шире и более тщательно, чем индивидуальные встречи психолога и клиента. В индивидуальной терапии клиенты могут признаться в существовании проблем и конфликтов, например в том, что другие жалуются на их склонность быть критичными, и в то же время не понять причины своего поведения.

Полная версия публикации

Релаксационный тренинг На фото: Релаксационный тренинг , автор: admin

Публикация №1106758613 26 января 2005

Очень неуверенные в себе люди часто испытывают значительную тревогу в межличностных ситуациях. В группе тренинга уверенности в себе руководитель часто учит приемам релаксации для торможения тревожной реакции. Многие поведенческие группы для преодоления общей тревоги или особых страхов полагаются почти исключительно на релаксационный тренинг.

Полная версия публикации

Группы тренинга умений На фото: Группы тренинга умений , автор: admin

Публикация №1106758591 26 января 2005

Целью групповых подходов является реализация человеческого потенциала. Группы тренинга умений, называемые также группами жизненных умений, основываются в большей степени на бихевиоризме и бихевиоральной (поведенческой) терапии. Их целью является обучение приспособительным умениям, полезным при столкновениях со сложными жизненными ситуациями.

Полная версия публикации

Измерение и оценка в тренинге умений На фото:  Измерение и оценка в тренинге умений , автор: admin

Публикация №1106748989 26 января 2005

Понятиями, релевантными группам тренинга умений, так же как и всем поведенчески ориентированным группам, являются понятия измерение и оценка. Со времени, когда экспериментальные психологи начали измерять простые связи стимула и реакции в контролируемых лабораторных условиях, поведенческая модель придерживается исследовательской ориентации.

Полная версия публикации

Домашняя работа в тренинге умений На фото: Домашняя работа в тренинге умений , автор: admin

Публикация №1106748965 26 января 2005

Поведенческих терапевтов беспокоит проблема переноса полученного в группах тренинга уверенности в себе опыта в реальную группу. Одним из способов поощрения переноса поведенческих изменений во внешний мир является домашняя работа. Участников просят собирать примеры случаев, в которых они испытывали сложности проявления уверенности в себе, для репетиций поведения в группе и участия в этой процедуре других членов группы.

Полная версия публикации

Дополнительные методики в тренингах умений На фото: Дополнительные методики в тренингах умений , автор: admin

Публикация №1106748940 26 января 2005

Описывал, какую активную роль играет руководитель группы уверенности в себе в ориентации участников на тему, определении проблем, осуществлении специальных процедур изменения и в оценке их эффективности. Руководитель опирается на моделирование, десенсибилизацию, когнитивное переструктурирование и репетицию поведения, а также облегчает групповое поведение путем предоставления участникам открытой и честной обратной связи и подкрепления поведения участников в направлении достижения их целей.

Полная версия публикации

Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе На фото: Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе , автор: admin

Публикация №1106748917 26 января 2005

Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе обычно производится на ранних ста диях развития группы. Существует по меньшей мер (17 опросников оценки видов проблем уверенности и себе (Kelley, 1979). Одним из примеров является опрос ник описания уверенности в себе Рейзаса (Rathus, 1973). Быть уверенным в себе означает умение определить и выразить свои желания, потребности. любовь, нелюбовь и ожидания.

Полная версия публикации

Основные понятия тренинга умений На фото: Основные понятия тренинга умений , автор: admin

Публикация №1106748896 26 января 2005

В центре поведенческого подхода находится наблюдаемое поведение. Такие фрейдистские понятия, как "подавление", "бессознательное" и "проекция", или отрицаются, или переводятся на менее мистический язык. Поведенческие терапевты имеют дело непосредственно с поведенческими проблемами и не занимаются историческими корнями имеющихся затруднений и лежащими в их основе причинами.

Полная версия публикации

Репетиция поведения в тренингах умений На фото: Репетиция поведения в тренингах умений , автор: admin

Публикация №1106748874 26 января 2005

Репетиция поведения - основная методика в группе тренинга уверенности в себе, состоящая из ролевого проигрывания сложных ситуаций, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности для члена группы. Во взаимодействии с участниками члены группы и руководитель инструктируют его или проигрывают роли значимых других.

Полная версия публикации

Психодинамические подходы в танцевальной терапии На фото: Психодинамические подходы в танцевальной терапии , автор: admin

Публикация №1106748853 26 января 2005

Большинство танцевальных терапевтов рассматривает действия участников групп в русле психоаналитической теории. Техника "тело-эго" Джерри Сэлкина (Salkin, 1973) является примером попытки соединения системы форм усилий с психоаналитической теорией. Элементы пространства, силы, времени и течения используются в специальных целенаправленных физических движениях для усиления самоидентичности путем повторного переживания последовательных этапов развития, через которые человек проходит в первые годы жизни. Движения, выражающие мысли и чувства, инстинкты и влечения поощряются и стимулируются.

Полная версия публикации

Основные процедуры танцевальной терапии Роль терапевта На фото: Основные процедуры танцевальной терапии Роль терапевта , автор: admin

Публикация №1106748828 26 января 2005

Танцевальный терапевт выступает партнером по танцу в групповом занятии, режиссером событий, катализатором, облегчающим развитие участников через движение (Schmais, 1974). Важной функцией танцевал'ь. ного терапевта является создание безопасной окружающей среды для того, чтобы участники могли свободно вступать в контакт, исследовать и понимать себя и свое взаимодействие с другими.

Полная версия публикации

Основные понятия танцевальной терапии Общие цели На фото: Основные понятия танцевальной терапии Общие цели , автор: admin

Публикация №1106748805 26 января 2005

Танцевальные терапевты выделяют по крайней мере пять целей занятий с группой. Одной из них является расширение сферы осознания членами группы собственного тела, его использования и возможностей, что не только повышает физическое и эмоциональное здоровье, но и для большинства хорошо функционирующих людей служит также развлечением.

Полная версия публикации

Группы танцевальной терапии История и развитие На фото: Группы танцевальной терапии История и развитие , автор: admin

Публикация №1106748783 26 января 2005

Психодрама является адаптацией сцен' драмы, танцевальная терапия ведет свое npоисхождение от творческого танца. На раннем этапе танец стал средством выражения мыслей и чуг торые нелегко было перевести в слова. Спонтанные движения и жесты служили для человеческой коммуникации задолго до появления формального языка 1953).

Полная версия публикации

Проблемы танцевальной терапии На фото: Проблемы танцевальной терапии , автор: admin

Публикация №1106748760 26 января 2005

Наиболее "изощренная" танцевальная терапия проводилась для индивидумов с тяжелыми нарушениями, когда особенно необходимы и уместны диагностика двигательных отклонений от нормы и создание систематической программы развития координации и плавности движений. В меньшей степени акцентировалась танцевальная терапия в психокоррекционных группах студентов колледжей и хорошо функционирующих взрослых.

Полная версия публикации

Анализ движения в танцевальной терапии На фото: Анализ движения в танцевальной терапии , автор: admin

Публикация №1106748738 26 января 2005

Танцевальная терапия - вид психотерапии, в котором психотерапевт использует движение как основное вмешательство для достижения терапевтических целей. Частью задачи терапевта является обращение к спонтанному, или естественному, репертуару движений членов группы с целью его усовершенствования и расширения.

Полная версия публикации

Проблемы телесной терапии На фото: Проблемы телесной терапии , автор: admin

Публикация №1106748715 26 января 2005

Большинство из нас стесняется своего физического "Я", относительно не сознавая, как наше тело функционирует и как физическое функционирование пересекается с нашими личностными особенностями. Прикосновение, в частности, чуждо многим людям, выросшим в условиях западных культур. Телесная терапия включает физический параметр в групповой опыт и помогает восстановить равновесие подходам, делающим акцент на первой половине формулы "разум - тело". Она используется как оригинальный метод или как метод, дополняющий вербально ориентированные групповые подходы.

Полная версия публикации

Основные процедуры телесной психотерапии На фото: Основные процедуры телесной психотерапии , автор: admin

Публикация №1106748693 26 января 2005

В дополнение к методическим приемам традиционной индивидуальной психотерапии и групп встреч биоэнергетические практики используют свои специфические приемы, такие, как напряженные позы тела, активные упражнения и вербальные процедуры высвобождения эмоций для мобилизации потока энергии. Эти методики заставляют участников осознавать мышечное напряжение, энергетические блокировки и ограничения в дыхательном цикле, помогают им ослабить "мышечную броню" (Brown, 1973).

Полная версия публикации

Группы телесной терапии На фото: Группы телесной терапии , автор: admin

Публикация №1106748671 26 января 2005

Некоторые психокоррекционные группы - такие, например, как группы встреч, гештальтгруппы - направляют свое внимание как на физические процессы участников, так и на их вербальные коммуникации. Вместе с тем ряд групповых методов подчеркивает важность физических привычек как ключей к диагностике и может быть назван "телесной, или ориентированной на тело, терапией".

Полная версия публикации

Другие подходы телесной терапии Метод Фельденкрайса На фото: Другие подходы телесной терапии Метод Фельденкрайса , автор: admin

Публикация №1106748650 26 января 2005

Метод Фельденкрайса является одним из подходов телесной терапии и имеет целью формирование лучших телесных привычек, восстановление естественной грации и свободы движений, утверждение образа "Я", расширение самосознания и развитие возможностей человека (Feldenkrais, 1972).

Полная версия публикации

Структурная интеграция в телесной психотерапии На фото: Структурная интеграция в телесной психотерапии , автор: admin

Публикация №1106748627 26 января 2005

Физическому контакту наибольшее внимание уделяется в спорном методе телесной терапии - структурной интеграции,- называемом иначе "рольфинг" (по имени его основателя Иды Рольф). В основном рольфинг является физическим вмешательством, используемым для психологической модификации личности. В отличие от биоэнергетических подходов рольфинг гипотетически предполагает скорее физические причины напряжения, а не психологические стрессоры.

Полная версия публикации

Основные понятия телесной психотерапии Энергия На фото: Основные понятия телесной психотерапии Энергия , автор: admin

Публикация №1106748597 26 января 2005

Понятие энергии имеет решающее значение для телесной терапии. В биоэнергетике тело изучается через его энергетические процессы и описывается как "биоэлектрический океан" химического и электрического энергетического обмена (Keleman, 1975). Для участников группы оптимальное отношение к телу означает развитие спонтанного течения энергии, охватывающего весь организм от кожной периферии до процессов метаболизма (Brown, 1973).

Полная версия публикации

Первичная терапия в телесной психотерапии На фото: Первичная терапия в телесной психотерапии , автор: admin

Публикация №1106748572 26 января 2005

Методы высвобождения негативных эмоций, используемые в биоэнергетических группах, во многом аналогичны методам первичной терапии. Первичная терапия, создание которой приписывается лос-анджелесскому психологу Артуру Янову, является, возможно, одним из самых известных и наиболее спорных видов телесной терапии. Своей популярностью первичная терапия отчасти обязана тому, что Джон Леннон и многие другие известные люди подвергались именно этому виду терапии.

Полная версия публикации

История и развитие телесно-ориентированной психотерапии На фото: История и развитие телесно-ориентированной психотерапии , автор: admin

Публикация №1106748551 26 января 2005

До недавнего времени психологи не признавали вклад Вильгельма Райха в психотерапию. Вначале карьера Райха была удачной, он пользовался хорошей репутацией, входил в окружение Зигмунда Фрейда, но к концу жизни у него начали проявляться эмоциональные нарушения, он был арестован за нарушение судебных предписаний и в дальнейшем полностью дискредитировал себя, обратившись к мистицизму.

Полная версия публикации

Основные понятия Т-групп Обучающая лаборатория На фото: Основные понятия Т-групп Обучающая лаборатория , автор: admin

Публикация №1106748525 26 января 2005

Прежде всего Т-группа является обучающей лабораторией. Это не обычная лаборатория, которую мы привыкли видеть: ученые в белых халатах, ставящие сложные эксперименты. Скорее такую лабораторию можно определить как "временно размещенное в одном месте сообщество, созданное для удовлетворения потребности всех его членов в обучении" (Bradford et al., 1964, Р. 2-3).

Полная версия публикации

Проблемы Т-групп На фото: Проблемы Т-групп , автор: admin

Публикация №1106748500 26 января 2005

Леонард Бланк (Blank, 1969) описал содержание одной понравившейся ему карикатуры: две женщины, сидя под феном, сравнивают свои впечатления о групповом опыте. Одна говорит другой: "Я не знаю, что мне дала моя группа, но я выслушала многое о многих людях". Применительно к некоторым Т-группам это замечание довольно точно отражает уровень обучения.

Полная версия публикации

Основные процедуры Т-групп Поведение руководителя На фото: Основные процедуры Т-групп Поведение руководителя , автор: admin

Публикация №1106748477 26 января 2005

Идеальный тренер Т-группы представляет собой сочетание "иудейской праматери, примерного отца, святого пророка и Мефистофеля" (Bogart, 1966, р. 360). В действительности поведение руководителя зависит от его индивидуальных качеств и стиля руководства, а также от специфических целей и структуры группы. Джек Гибб пишет: "Первоначально методологические принципы руководства связаны со стремлением тренера объяснить, какими он видит групповые нормы" (Gibb, 1964, р. 305).

Полная версия публикации

Коммуникативные умения На фото: Коммуникативные умения , автор: admin

Публикация №1106748454 26 января 2005

Целью всех Т-групп является рост личности через расширения сферы осознания себя и других, а также процессов, происходящих в группе. Т-группы используются как лаборатории для развития и отработки умений межличностного общения. Участники группы могут исследовать свои межличностные стили и эксг риментировать с ними, устанавливая взаимоотг ния с другими членами группы, которые дают обр связь.

Полная версия публикации

Т-группы История и развитие На фото: Т-группы История и развитие , автор: admin

Публикация №1106748432 26 января 2005

Для тех, кто сам не участвовал в Т-группах (группах тренинга), волнения и споры, вызываемые групповым движением, могут показаться чем-то загадочным. Члены группы на вопрос о своих ощущениях обычно отвечают примерно так: "Группа действительно дает результат, но какой - точно объяснить не могу. Каждый должен выяснить это для себя сам". Чтобы понять, почему Т-группы пользуются популярностью, полезно обратиться к их истории.

Полная версия публикации

Исследование Т-групп На фото: Исследование Т-групп , автор: admin

Публикация №1106748412 26 января 2005

Каким образом Т-группы вызывают эти изменения - не вполне ясно. Хампден-Тернер (Hampden-Turner, 1966) предложил экзистенциальную модель научения и личностного роста, которая, как он считает, адекватно описывает изменения, происходящие в Т-группе. Уровень знаний членов группы, ощущение самоидентичности и степень самоуважения совместно формируют меру общей компетентности. Компетентность влияет на утверждение образа собственного "Я" в ходе общения с другими участниками группы и получение от них обратной связи. Уже из ранних исследований было ясно, что Т-группы оказывают положительное влияние по этим переменным.

Полная версия публикации

Практические упражнения в Т-группах Кто я? На фото: Практические упражнения в Т-группах Кто я? , автор: admin

Публикация №1106748390 26 января 2005

Цель: Упражнение особенно подходит для первого занятия и является хорошим способом "сломать лед" и быстро познакомить участников друг с другом. Необходимое время: 30 минут. Материалы: Бумага, карандаши, ручки. Подготовка: Специальной подготовки не требуется. Процедура: Каждому члену группы даются карандаш и бумага. Участники получают следующую инструкцию.

Полная версия публикации

Практические упражнения для групп танцевальной терапии Отображение На фото: Практические упражнения для групп танцевальной терапии Отображение , автор: admin

Публикация №1106748366 26 января 2005

Цель: Упражнение поощряет осознание тела, творческое движение и межличностную эмпатию. Оно дает опыт и руководства, и следования за кем-то.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: Нет.

Полная версия публикации

Практические упражнения в группах встреч Микролаборатория На фото: Практические упражнения в группах встреч Микролаборатория , автор: admin

Публикация №1106748345 26 января 2005

Цель: Микролабораторный подход (Schutz, 1971) дает возможность познакомиться с большим разнообразием понятий и методов групп встреч на практическом уровне. Упражнения достаточно всесторонни и могут служить адекватным введением в группы встреч. Необходимое время: 2-2,5 часа. Материалы: Нет.

Полная версия публикации

Практические упражнения в группах тренинга умений (тренинг уверенности в себе) Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы На фото: Практические упражнения в группах тренинга умений (тренинг уверенности в себе) Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы , автор: admin

Публикация №1106748324 26 января 2005

Цель: Прежде чем развивать навык уверенности в себе, необходимо получить концептуальное понимание проблемы уверенности. Упражнение помогает членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответов.

Необходимое время: 1 час.

Материалы: Нет.

Полная версия публикации

Практические упражнения для гештальтгрупп Зоны осознания На фото: Практические упражнения для гештальтгрупп Зоны осознания , автор: admin

Публикация №1106748292 26 января 2005

Цель: Упражнение является базовым тренингом осознания. Оно эффективно на раннем этапе развития гештальтгруппы.

Необходимое время: 45 минут.

Материалы: Нет.

Полная версия публикации

Практические упражнения в группах телесной терапии Разминка На фото: Практические упражнения в группах телесной терапии Разминка , автор: admin

Публикация №1106748269 26 января 2005

Цель: Дыхательные упражнения являются замечательной разминкой для занятий биоэнергетической группы. Они полезны на ранней стадии развития группы для увеличения энергии участников и расширения сферы осознания тела.

Полная версия публикации

Практические упражнения На фото: Практические упражнения , автор: admin

Публикация №1106748245 26 января 2005

Структурированные упражнения важны в двух отношениях: они помогают групповому развитию и достижению искомого научения; активно способствуют реализации групповых и индивидуальных целей. Стимулированное упражнениями научение находится в зависимости от того, какие из них, когда и как использовались.

Полная версия публикации

Практические упражнения в психодраме Ролевая игра На фото: Практические упражнения в психодраме Ролевая игра , автор: admin

Публикация №1106748221 26 января 2005

Цель: Это упражнение используется для отработки умений ролевой игры. Им хорошо начинать групповое изучение психодрамы.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы: Нет.

Подготовка: Специальной подготовки не требуется.

Полная версия публикации

Практические упражнения в группах терапии искусством (арттерапии) Индивидуальное рисование На фото: Практические упражнения в группах терапии искусством (арттерапии) Индивидуальное рисование , автор: admin

Публикация №1106748196 26 января 2005

Цель: Этим упражнением превосходно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Полная версия публикации

Групповой процесс На фото: Групповой процесс , автор: admin

Публикация №1106748173 26 января 2005

Причины положительной динамики индивидуально-психологических характеристик членов группы со всей определенностью сегодня еще не поняты. Выше уже отмечались показатели обеспечения эффективности группового процесса, зависящие от состава групп, типов руководства и многообразных личностных аспектов участников. В групповом процессе существуют определенные факторы, помогающие достижению целей терапии.

Полная версия публикации

С чего начиналась групповая психотерапия На фото: С чего начиналась групповая психотерапия , автор: admin

Публикация №1106748152 26 января 2005

На самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, которые способствовали выживанию и развитию. У первобытных племен и молитва, и веселье выражались в соответствующих тому времени ритуалах и танцах; многие греческие философы использовали групповую форму для поиска истины; средневековые монахи объединялись в религиозные ордена для очищения души и постижения божественной сущности человеком.

Полная версия публикации

Преимущества групповой формы психокоррекции На фото: Преимущества групповой формы психокоррекции , автор: admin

Публикация №1106748128 26 января 2005

Хотя очевидно, что любому отдельно взятому участнику уделяется в группе внимания меньше, чем при индивидуальной терапии, существует ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь - это прежде всего социальное явление. В сфере межличностных отношений, во время игры, в интимные моменты человек испытывает потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком.

Полная версия публикации

Роли и нормы в группах психокоррекции На фото: Роли и нормы в группах психокоррекции, автор: admin

Публикация №1106748106 26 января 2005

Изучение социального поведения Гордон Олпорт определил как "попытку понять влияние на мысли, чувства и поведение индивидуума действительного, воображаемого или подразумеваемого присутствия других" (Allport, 1968, р. 5). Мы являемся социальными существами в значительной степени в результате осуществляемой деятельности и взаимодействий с родственниками, друзьями, знакомыми и посторонними людьми.

Полная версия публикации

Лидерство в групповой психотерапии На фото: Лидерство в групповой психотерапии , автор: admin

Публикация №1106748083 26 января 2005

Термины "лидер", "руководитель" обозначают человека, руководящего группой и обладающего авторитетом для влияния на нее (Johnson & Johnson, 1975). В частности, в терапевтических группах предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя выше, чем других участников. В группе назначенный руководитель имеет большое влияние.

Полная версия публикации

Участники: состав групп психокоррекции На фото: Участники: состав групп психокоррекции , автор: admin

Публикация №1106748062 26 января 2005

В зависимости от ориентации и функции групп их участниками могут быть как люди относительно хорошо приспособленные, эмоционально стабильные, например студенты колледжей, стремящиеся к лучшему познанию себя и к личностному росту, так и люди, нуждающиеся в психокоррекции эмоциональных и поведенческих нарушений.

Полная версия публикации

Что такое "психокоррекционная группа" На фото: Что такое

Публикация №1106748038 26 января 2005

Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, обычно имеющие назначенного руководителя, общую цель межличностного исследования, личностного научения, роста и самораскрытия (Barrett-Lennard, 1975). Однако многие ученые вкладывают разный психологический смысл в определение психокоррекционной группы.

Полная версия публикации

Применение групповой психокоррекции в организациях На фото: Применение групповой психокоррекции в организациях , автор: admin

Публикация №1106748013 26 января 2005

На протяжении многих лет Т-группы развивались в основном из неструктурированных групп тренинга базовых умений. В конце 60-х и начале 70-х годов Т-группы и группы сензитивности широко использовались в условиях организаций. Для улаживания конфликтных ситуаций в рабочих группах, совершенствования межличностных отношений рабочих и служащих практиковалось вмешательство внешних консультантов.

Полная версия публикации

Цели групп психокоррекции На фото: Цели групп психокоррекции , автор: admin

Публикация №1106747989 26 января 2005

В психологии понятие "малые группы" обычно относится к немногочисленной общности людей, находящихся между собой в непосредственном личном общении и имеющих определенную цель, как, например, попытка улучшить самочувствие или хорошо провести время (Phillips & Erickson, 1970). У каждого члена группы имеется возможность развивать межличностные контакты, избирать поведение, либо помогающее, либо мешающее достижению групповых целей. В зависимости от типа группы для получения группового опыта участники обычно ставят собственные специфические цели.

Полная версия публикации

Этика психокоррекционных групп На фото: Этика психокоррекционных групп , автор: admin

Публикация №1106747965 26 января 2005

Введение в теорию психокоррекционных групп не может быть полным без рассмотрения вопросов этики. На руководителя возлагается главная и основная ответственность за происходящее в группе. Принимая эту ответственность, руководители не могут полагаться на одну интуицию: в основе групповой практики лежит их подготовка и опыт. Минимальные требования к руководителю могут быть суммированы в двух видах указаний: по обучению и подготовке и по внутригрупповой этике.

Полная версия публикации

Катарсис в психодраме На фото: Катарсис в психодраме , автор: admin

Публикация №1106747944 26 января 2005

Понятие катарсис восходит к античным трагедиям. Древнегреческие драматурги верили, что инсценированные трагедии освобождают зрителей от чрезмерно сильных эмоциональных переживаний. Возникающий групповой катарсис рассматривался ими как способ, помогающий зрителям лучше понять некоторые аспекты своих личностей.

Полная версия публикации

Основные понятия психодрамы Ролевая игра На фото: Основные понятия психодрамы Ролевая игра , автор: admin

Публикация №1106747922 26 января 2005

Ролевая игра - широко применяемый в психодраме прием - состоит в исполнении какой-либо роли в любительском представлении. Кроме того, ролевая игра используется как терапевтический прием в различных терапевтических подходах, особенно интенсивно в гештальттерапии и поведенческой терапии для разучивания и совершенствования желательного и адаптивного поведения.

Полная версия публикации

Проблемы психодрамы На фото: Проблемы психодрамы , автор: admin

Публикация №1106747901 26 января 2005

Как и руководители большинства групповых подходов, руководитель психодраматической группы должен выстраивать с участниками теплые, человеческие взаимоотношения. Так же как и гештальттерапевт, режиссер психодрамы является одним из наиболее активных руководителей психокоррекционных групп. Однако в отличие от гештальттерапевта режиссер психодрамы выступает в роли катализатора, статус которого в большей или меньшей степени аналогичен статусу члена группы.

Полная версия публикации

Основные процедуры психодрамы Роли в психодраме На фото: Основные процедуры психодрамы Роли в психодраме , автор: admin

Публикация №1106747878 26 января 2005

Многие используемые в психодраме термины связаны с театром. Руководитель группы называется режиссером. Режиссер помогает создать необходимую атмосферу для групповой работы - атмосферу безусловного доверия - и побуждает членов группы к исследованию их личностных проблем. Режиссер психодрамы, по-видимому, является одним из наиболее активных руководителей групп.

Полная версия публикации

Фазы развития психодрамы На фото: Фазы развития психодрамы , автор: admin

Публикация №1106747853 26 января 2005

Первой фазой развития классической психодрамы является психическая разминка. Разминка состоит из трех стадий: постепенное раскрепощение двигательной активности участников; стимуляция спонтанных поведенческих реакций; фокусировка внимания членов группы на конкретном задании или теме (Blatner, 1973). Разминка позволяет членам группы преодолеть страх показаться наивным или беспокойство по поводу собственных актерских способностей.

Полная версия публикации

Психодрама На фото: Психодрама, автор: admin

Публикация №1106747828 26 января 2005

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента. Психодрама, по существу является таким видом драматического искусства, который отражает актуальные проблемы клиента, а не создает воображаемые сценические образы. В психодраме искусственный характер традиционного театра заменяется спонтанным поведением ее участников.

Полная версия публикации

Инсайт в психодраме На фото: Инсайт в психодраме , автор: admin

Публикация №1106747804 26 января 2005

Конечным результатом психодраматического процесса является изменение в структуре организации перцептивного поля участников, получившее название инсайт. Инсайт - это вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию имеющейся проблемы (Greenberg, 1974).

Полная версия публикации

Основные процедуры групп встреч На фото: Основные процедуры групп встреч , автор: admin

Публикация №1106747780 26 января 2005

Существует много общего в характеристиках группового процесса разных видов групп встреч. И хотя есть различия, обязанные своим происхождением индивидуальным особенностям руководителей групп, основные принципы организации групп встреч, расмотренные выше, служат основой для деятельности руководителей. Руководители групп пытаются помочь членам группы "сотворить" значимый эмоциональный опыт, используя целый комплекс различных методик и упражнений.

Полная версия публикации

Проблемы групп встреч На фото: Проблемы групп встреч , автор: admin

Публикация №1106747760 26 января 2005

Хотя группы встреч имеют последователей и число их растет, у них есть и противники. Курт Бак (Back, 1972), один из наиболее последовательных критиков этого группового движения, предупреждает, что выявленная в группах встреч сильная тенденция группового процесса возбуждать интенсивные эмоциональные переживания не всегда есть благо.

Полная версия публикации

Сочувствие и поддержка в группах встреч На фото: Сочувствие и поддержка в группах встреч , автор: admin

Публикация №1106747738 26 января 2005

Некоторые методики в группах встреч направлены на создание атмосферы сочувствия и поддержки. На более поздних стадиях группового процесса больше пользы может принести упор на аффективную сферу (Schutz, 1958). Участники все больше эмоционально заинтересовывают друг друга, и проблемы привлекательности, доверия, близких отношений становятся актуальными.

Полная версия публикации

Группы встреч На фото: Группы встреч , автор: admin

Публикация №1106747716 26 января 2005

То, что когда-то начиналось как рискованный эксперимент в Национальной лаборатории тренинга в г. Бетеле, штат Мэн, в скором времени привело к появлению огромного числа групповых форм психологического воздействия. В настоящее время во всем мире существует множество разновидностей психокоррекцион-ных групп. Многие из них получили название группы встреч, и этот удачный термин вызывает нечто похожее на любовь среди сторонников и враждебность среди критиков.

Полная версия публикации

Основные понятия теории групп встреч На фото: Основные понятия теории групп встреч , автор: admin

Публикация №1106747694 26 января 2005

Определение группы встреч Шутцем выделяет такие признаки этого понятия, как открытость и честность, осознание самого себя и своего физического "Я", ответственность, внимание к чувствам и принцип "здесь и теперь".

Полная версия публикации

Изучение сопротивления в группах встреч На фото: Изучение сопротивления в группах встреч , автор: admin

Публикация №1106747671 26 января 2005

Иногда в группах встреч участники сопротивляются дальнейшему групповому процессу и защищают самих себя привычными ограничительными способами. В этом случае руководитель группы может использовать методики изучения сопротивления, приглашая клиента рискнуть продвинуться дальше по пути более глубокого осознания самого себя.

Полная версия публикации

Разнообразие видов групп встреч На фото: Разнообразие видов групп встреч , автор: admin

Публикация №1106747647 26 января 2005

Группы встреч могут отличаться по своим основным характеристикам. Например, наряду с группами, которые собираются регулярно, существуют группы "марафона", которые собираются один раз, но на длительный, от 12 до 48 часов, период с небольшими перерывами на отдых или сон. Этот вид групп был разработан Фредом Столлером (Stoller, 1972) и Джорджем Бахом (Bach, 1966), психоаналитически ориентированными психотерапевтами, которые экспериментировали с альтернативами традиционной терапевтической парадигме.

Полная версия публикации

Построение доверительных отношений в группах встреч На фото: Построение доверительных отношений в группах встреч , автор: admin

Публикация №1106747622 26 января 2005

Возникновение чувства одиночества, покинутости группой - вполне обычное явление для тех уч. ников, которым трудно доверять другим или которые чувствуют тревогу, связанную с риском раскрыть са себя.

Полная версия публикации

Установление контакта в группах встреч На фото: Установление контакта в группах встреч , автор: admin

Публикация №1106675074 25 января 2005

На ранних этапах группового процесса усилия членов группы в наибольшей степени направлены на Установление доверительных межличностных контактов, Уменьшение напряженности и неопределенности. Поведение участников характеризуется их стремлением (названным Шутцем (Schutz, 1958), стремлением к включению в ситуацию) ощутить свою принадлежность к группе и установить удовлетворительные отношения с другими участниками. Во время первого занятия членов группы могут попросить представиться при помощи псевдонимов, которые по сравнению с реальными именами позволяют им говорить о себе более откровенно. Некоторые упражнения, также используемые в начале процесса группового взаимодействия, поощряют участников к общению в парах или мини-группах, для того чтобы они обменялись своими первыми чувствами и ощущениями.

Полная версия публикации

Изучение конфликтов в группах встреч На фото: Изучение конфликтов в группах встреч , автор: admin

Публикация №1106675049 25 января 2005

Очень часто конфликт в группе возникает тогда, когда участники открывают свои чувства, делятся впечатлениями. Один из видов конфликтной ситуации, связанный с лидерством или доминированием над окружающими, получил название "величина контрсу (Schutz, 1958). На этой стадии группового процесса первый план выходят соревнование и соперничество. В том случае, когда конфликты изучаются вербаль лидер может вмешаться в групповое взаимодейств поощряя участников внимательно выслушивать друг друга или прямо и открыто высказываться.

Полная версия публикации

Противоположности в гештальттерапии На фото: Противоположности в гештальттерапии , автор: admin

Публикация №1106675025 25 января 2005

Противоположность - это единичная оценка или же континуум этих оценок. Например, "плохо" и "хорошо" представляют собой два полюса такого континуума. Согласно гештальттеории мы организуем свое восприятие окружающего мира через подобные противоположности. Перлз считает, что личность организована по тем же принципам.

Полная версия публикации

Проблемы гештальттерапии На фото: Проблемы гештальттерапии , автор: admin

Публикация №1106675002 25 января 2005

Гештальттерапия была разработана Ф. Перлзом и является оригинальным методом психотерапии и роста личности. Перлз был терапевтом с уникальной интуицией и чувствительностью, его яркая, незаурядная личность, а также вызывающий стиль в глазах многих людей носили отпечаток большой самонадеянности.

Полная версия публикации

Зрелость в гештальттерапии На фото: Зрелость в гештальттерапии , автор: admin

Публикация №1106674977 25 января 2005

В гештальттеории состояние оптимального здоровья называется зрелостью. Для того чтобы достичь зрелости, индивидуум должен преодолеть свое стремление получить поддержку из окружающего мира и найти новые источники поддержки в самом себе. Это можно сравнить с ситуацией, когда молодой человек, покинув родительский дом и оставшись без финансовой поддержки родителей, сам находит способы заработать себе на жизнь.

Полная версия публикации


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама