Григорий Рахутин

СЕМЬ ШАГОВ К ГОЛГОФЕ.

Близ городских стен Иерусалима на невысокой черепообразной горе Голгофа возвышается три креста. Руки пригвожденных к ним людей пробиты в области запястья (а не ладоней, как обычно изображается на картинах и скульптурах). Любое движение вызывает боль. Жаркий день, прохладные ночи, безжалостные птицы, выклёвывающие глаза и печень. И так, пока не придёт желанная смерть, а она обычно задерживалась до долгих предолгих двух дней. (Иисуса сняли с креста через шесть часов).

Так в римской империи расправлялись с разбойниками, рабами, совершившими тяжкий проступок, и нарушителями закона Октавиана Августа от 8 г.н.э. «Об оскорблении Величества» (то есть теми, кто объявлял себя  Царем без разрешения римского кесаря).

На двух крестах  распяты разбойники, на третьем – странствующий проповедник и целитель Иисус из Назарета Галилейского.

По обычным человеческим меркам трудно представить, чтобы человек сам, по собственной воле заставил себя казнить распятием на кресте. Но так оно и было.

Унижение, бичевание, мучительное распятие. И всё по собственному желанию. Ради чего всё это?

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную … Душа Моя возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12,  24- 27).

На какой же час пришел Иисус из Галилеи в Иерусалим? Что способствовало рождению христианства в среде евреев, а затем и язычников?

Это всенародная слава целителя и чудотворца, мудрость и учение Иисуса из Назарета; это целительская и проповедническая деятельность апостолов, и Его казнь.

 Не было бы казни – не было бы и христианства.

Именно великий подвиг самопожертвования и воскресение Иисуса Назорея окончательно убедили апостолов, что он и есть долгожданный Мессия (по др. евр. Машиах, по гречески - Христос). Позже Его стали называть «Иисус Христос».

Ещё до входа в Иерусалим Иисус неоднократно говорил ученикам Своим, что будет убит язычниками и в третий день воскреснет: «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его и в третий день воскреснет» [Лк 18 31-34].

Мог ли Он не пойти в Иерусалим?  Конечно, мог

Но Он пошёл, и вынудил себя казнить.

Каким образом?

Шаг первый: объявление себя Иудейским Царём.

 Въезжал Иисус в Иерусалим на молодом ослёнке во главе длинной процессии из Его учеников, женщин из Галилеи и нищих. Сам он не кричал «Я царь», но за него это делали Его ученики: «И, когда он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне!» [Лк 19 36-38].

И Иисус одобрял провозглашение Его царём: «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! Запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» [Лк 19 39-40].

Почему одобрял? Почему не отрицал, что Он Христос и  царь? Чтобы по закону Октавиана Августа от 8 г.н.э. «Об оскорблении Величества» Его распяли как преступника, объявившего себя Иудейским Царем без разрешения римского кесаря:

«И была надпись вины Его: Царь Иудейский» [Мк 15 26]. «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было Иисус Назорей, Царь Иудейский …. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: что я написал, то написал» [Ин 19, 19, 21-22].

Шаг второй: изгнание торговцев из храма и ответ на требование дать знамение

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим. И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех. Также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, и столы опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает меня». На это Иудеи сказали Ему в ответ: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им: разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А он говорил о храме тела Своего» [Ин 2 13-21].

(За подобный дебош обычного, не столь популярного, человека заключили бы в темницу, и судили бы в Синедрионе.  Представим, что в наше время, пришел в Московский храм «Христа Спасителя» новоявленный пророк из глубинки, разбросал продающиеся в храмовой лавке книги, иконки и другие предметы,  и упрекнул, что храм превратили в дом торговли, «вертеп разбойников» [Мк 11 15-18])

Самое обидное для первосвященников и храмовых начальников было то, что они понимали правоту Иисуса. (Через четырнадцать лет торговля   была выведена за пределы храма).

Естественно, ответ Иисуса на требование дать знамение возмутил первосвященников: вместо того, чтобы дать знамение, он поставил перед ними невыполнимое условие (почему Ему бы не превратить на их глазах  воду в вино, или не воскресить только что умершего в Иерусалиме?).

Недоброжелатели  ответ исказили: будто Иисус собирался разрушить храм, а затем в три дня воздвигнуть (а, может, действительно им так послышалось, ибо слышат то, что хотят услышать).

 Намерение разрушить храм вменялось первосвященниками в вину Иисусу и учеников Его.

 Этот ответ припоминали даже тогда, когда Иисус был распят на кресте: «Проходившие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий. Спаси себя самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с  книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а себя не может спасти! Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и  уверуем» [Мк 15 29-32].

Шаг третий:  обличение  фарисеев,   первосвященников и богачей, проповеди в храме рядом с воскресшим Лазарем, договор Иуды с первосвященниками.

Иисус обличал в лицемерии ревнителей веры фарисеев, пользовавшихся авторитетом у народа. Первосвященникам грозил: «Отнимется у вас Царство Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его» [Мф 21 43], «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».

 Богачам Иисус предрекал ад, нищим рай (притча о нищем Лазаре, попавшем в рай, и богаче, мучающемся в аду,  «легче верблюду пройти через игольные уши, чем богачу в Царство Небесное», «Блаженны нищие духом*  (*- слово «духом» - поздняя вставка), ибо ваше есть Царствие Божье. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо восмеётесь….Напротив, горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» [Лк 6 20-21…24-25].

Иисус утверждал, что близится Царство Небесное, призывал покаяться и спасаться: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» [Лк 9 27]

  Многие не верили в скорый конец света и не собирались каяться и спасаться. Но основная масса народа, некоторые члены синедриона и начальники иудейские (Иосиф из Аримафеи, Никодим) считали Иисуса пророком.

Иисус держал события под контролем: днем к первосвященникам приходил Иуда Искариот, и обещал им указать место ночевки Иисуса (о договоре Иуды с первосвященниками пишут все четыре Евангелиста).

В ночь ареста Иисуса воины Пилата не спали. По сговору между первосвященником и Пилатом, они готовились  к заключению Иисуса под стражу. Они знали, что к ним придет Иуда Искариот, чтобы показать местонахождение Иисуса.

Шаг четвертый: приказ Иуде Искариоту и переход в Гефсиманский сад.

Иисусу Назорею необходимо предстать перед судом синедриона. Но как это сделать?        

Каждый день предпасхальной недели Иисус Назорей проповедовал в храме.

Рядом с Иисусом в храме сидел воскрешенный им «трехдневный» Лазарь как живое свидетельство сотворённого Иисусом чуда, благодаря которому многие уверовали, что Иисус из Назарета  и есть ожидаемый в то время Христос. Число верующих в мессианство Иисуса непрерывно растёт.

 Власти бездействовали и Его не брали из страха перед народом. Посланные за Иисусом слуги не привели Его к первосвященникам, пораженные высказываниями Иисуса.

 В четверг прибыл из Кесарии в Иерусалим римский наместник Понтий Пилат.

И несомненно у Пилата с первосвященником состоялось совещание: как решить проблему с новоявленным Христом из провинциальной Галилеи. (Об этом совещании в христианской литературе замалчивается. В ней подчеркивается нежелание Пилата казнить Иисуса Назорея. Но есть два свидетельства  сговора Пилата и первосвященника, и главное из них: участие воинов и тысяченачальника Пилата в ночном аресте Иисуса («Воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли и связали Его» [Ин 18 12])).

 Час казни приближался.

В этот же четверг Иисус решил попрощаться со своими учениками и устроил пасхальный ужин. Он знал: ночью в Гефсиманском саду должны Его арестовать.

Точность предвидения Иисусом предстоящих событий поражает,  чему в Евангелиях есть ряд свидетельств. Достаточно вспомнить его пророчество Петру, заверявшего Иисуса в своей верности: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе Пётр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» [Лк 22 33-34]. 

«Пред праздником пасхи Иисус, зная, что  пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что полюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» [Ин 13 1].

«И когда настал час, Он возлёг и двенадцать апостолов с Ним. И сказал им, очень  желал Я есть с вами сию пасху прежде моего страдания» [Лк 22 14-15].  

«…Истинно, истинно говорю вам* (*- Иисус обращается к своим ученикам): принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает пославшего Меня.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?

 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее!».

Как подмечает Вильям Классен в своей книге «Иуда: предатель или друг Иисуса» греческое слово paradidomi,  употребленное для описания поступка Иуды в Новом Завете, не переводится буквально как «предавать». Это, скорее, «передавать», «уступать», «отказываться от чего-либо или кого-либо». Другими словами, оно лишено моральной оценки, присутствующей в слове «предать».

По Словарю русского языка С.И. Ожегова (М. Издательство «Русский язык». 1986 год) «ПРЕДАТЬ, ам, ашь, аст, адим, адите, адут, 1) чему. Подвергнуть действию чего-нибудь, отдать (высок.). П.суду (отдать под суд). П.Полному забвению (забыть), П. Земле (похоронить), П. огню (сжечь). 2) кому. Изменнически выдать. П. Друга врагам. 3) Изменить, нарушить верность.  П.родину, п. Общее дело».

В Евангелиях используется высокопарный стиль  и первая дефиниция слова «предать», например, «Отче! В руки твои предаю дух мой» [Лк. 23 46]).

Предательство в моральном смысле слова – это неожиданная подножка; нож в спину, неприятный для предаваемого поступок человека, от которого это не ожидаешь.

Был ли поступок Иуды Искариота неожиданным и нежелательным для Иисуса? Нет. Значит Иуда не предатель, а верный ученик, способствовавший достижению Иисусом поставленной цели.

Обратим внимание: Иоанн заметил изменение в Иуде: «после сего куска вошел в него сатана». После сего куска.

(Воздействие Иисуса на Апостолов было потрясающим: по одному Его слову «Следуй за мной» за ним сразу, бросив все, пошли и Андрей и Петр и другие Апостолы (один из призванных Им Апостолов попросил повзолить сперва похоронить отца, на что Иисус ответил «Предоставь мертвым хоронить мертвого», и тот повиновался). Скорее всего, Иуда действовал в состоянии гипноза. А когда он вышел из этого состояния, и увидел, что вместо блага для Иисуса он подверг Его опасности,  Иуда, верующий иудей, совершил запрещенный иудаизмом поступок – он повесился).

 Читаем Евангелие дальше: «Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём» [Ин 13 28-31].

Любопытно: опять, Иоанн подчеркнул, что Иуда вышел в ночь после  принятия куска.

Мог ли Иисус передать кусок другому Апостолу и  приказать «Что делаешь, делай скорее»? И был бы выполнен этот приказ, или нет? Неужели, если бы Иуды  не было бы на прощальной пасхальной вечере, то казнь не состоялась бы,  и не было бы христианства?

Итак, Иуда, «приняв кусок, тотчас вышел, а была ночь».

А Иисус, несмотря на несомненную усталость после долгого дня и  ужина с вином, отправился в Гефсиманский сад, ибо в помещении могли арестовать не только его, но и Апостолов.

Шаг пятый: ожидание ареста в Гефсиманском саду.

«Пришли в селение, называемое  Гефсимания; и Он (Иисус) сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и  тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; И говорил: Авва Отче! Всё возможно Тебе! Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается, и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И опять отошел, молился, сказав то же слово. И возвратившись, опять нашел их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все ещё спите и почиваете? Кончено! Пришел час; вот предается Сын человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий меня» [Мк 14 32-42].

Итак, Иисус молился и ждал ареста. Не ушел из сада.  И, преодолев минутную слабость, все же пошел навстречу издевательствам и казни. Действительно, высочайший нравственный подвиг! Многие ли на подобное способны?

Шаг шестой: молчание в синедрионе на обвинения в Свой адрес, и положительный ответ на вопрос первосвященника: «Ты ли Христос сын Благословенного?»

«Первосвященники и старейшины, и весь синедрион искали лжесвидетельства на него, чтобы предать Его  смерти. И не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». И встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал ему: Заклинаю тебя Богом живым: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» [Мк 26 59-62].

 Иисус не отвечал на обвинения. Мог ли Он ответить так, чтобы избежать смертного приговора? Несомненно. Он находил мудрейшие ответы на самые каверзные вопросы «Подобает ли платить подать кесарю?», и «Побить ли камнями женщину, застигнутую в прелюбодеянии?». Но цель Иисуса – быть распятым язычниками.

Ответ Иисуса «Нет» и уход Его из Иерусалима был бы очень желателен для первосвященников по двум причинам: во-первых, они доказали бы римскому наместнику в Иудее, что способны решать сложные вопросы (власти боялись восстания против римлян во главе с Иисусом), и во-вторых, им не  очень хотелось крови популярного человека.

Но религиозное отступничество не состоялось:

 «Иисус говорит Ему: ты сказал* (*- восточная форма положительного ответа); даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои* (* - знак скорби) и сказал: Он богохульствует! На что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» [Мф 26 59-66].

«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» [Мф 27 1-2].  

Шаг седьмой:   молчание на обвинения первосвященников в Свой адрес и  положительный ответ на вопрос Понтия Пилата: «Ты царь?»

 «Иисус же стал пред правителем. И спросил его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь* (*- восточная форма утвердительного ответа). И когда обвиняли его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» [Мф 27 11-14].

(По Евангелию от Иоанна Иисус на вопрос «Ты Царь Иудейский?»  ответил «Царство мое не от мира сего» [Ин 18 36]. Этот ответ равносилен самоубийству, ибо в представлении римлянина только римский кесарь владел царством не от мира сего).

«И узнав, что Он (Иисус) из области Иродовой (Галилеи), (Пилат) послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но он ничего не отвечал ему.  Первосвященники и книжники стояли и  усиленно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над ним, одел Его в светлую одежду (знак невиновности) и отослал обратно к Пилату» [Лк 23 7-11].

В соответствии с процедурой римского судопроизводства, Пилат повторил обвинение: «итак, ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь…» [Ин 18 37].

Последний шаг к Голгофе сделан. Выбора у Пилата не было.  Отпускать на свободу популярного человека, считающего себя Царем,   нельзя было и по римскому законодательству и по взрывоопасной ситуации в Иерусалиме, беременном восстанием против римлян.

 Но как сделать так, чтобы решение принял не Пилат, а «народ», т.е. толпа на площади дворца? Об этом было придумано  заранее: Пилат принимал решение не во дворце, а на дворцовой площади, и предложил толпе помиловать либо Иисуса, либо Варавву, «личность известную», «произведшего в городе со своими сообщниками мятеж и убийство». А первосвященники постарались, чтобы в то утро перед Пилатом оказалось большинство сторонников Вараввы. «И превозмог крик их и первосвященников» [Лк 23  23].

И когда повели Иисуса на казнь «шло за ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» [Лк 23 27].

 

          На сей час Он и пришел. Зерно, павшее в землю Голгофы, принесло плоды по всему миру.

' >       Григорий Рахутин

СЕМЬ ШАГОВ К ГОЛГОФЕ.

Близ городских стен Иерусалима на невысокой черепообразной горе Голгофа возвышается три креста. Руки пригвожденных к ним людей пробиты в области запястья (а не ладоней, как обычно изображается на картинах и скульптурах). Любое движение вызывает боль. Жаркий день, прохладные ночи, безжалостные птицы, выклёвывающие глаза и печень. И так, пока не придёт желанная смерть, а она обычно задерживалась до долгих предолгих двух дней. (Иисуса сняли с креста через шесть часов).

Так в римской империи расправлялись с разбойниками, рабами, совершившими тяжкий проступок, и нарушителями закона Октавиана Августа от 8 г.н.э. «Об оскорблении Величества» (то есть теми, кто объявлял себя  Царем без разрешения римского кесаря).

На двух крестах  распяты разбойники, на третьем – странствующий проповедник и целитель Иисус из Назарета Галилейского.

По обычным человеческим меркам трудно представить, чтобы человек сам, по собственной воле заставил себя казнить распятием на кресте. Но так оно и было.

Унижение, бичевание, мучительное распятие. И всё по собственному желанию. Ради чего всё это?

«Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит её; а ненавидящий душу свою в мире сём сохранит её в жизнь вечную … Душа Моя возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Ин. 12,  24- 27).

На какой же час пришел Иисус из Галилеи в Иерусалим? Что способствовало рождению христианства в среде евреев, а затем и язычников?

Это всенародная слава целителя и чудотворца, мудрость и учение Иисуса из Назарета; это целительская и проповедническая деятельность апостолов, и Его казнь.

 Не было бы казни – не было бы и христианства.

Именно великий подвиг самопожертвования и воскресение Иисуса Назорея окончательно убедили апостолов, что он и есть долгожданный Мессия (по др. евр. Машиах, по гречески - Христос). Позже Его стали называть «Иисус Христос».

Ещё до входа в Иерусалим Иисус неоднократно говорил ученикам Своим, что будет убит язычниками и в третий день воскреснет: «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот, мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом, ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его и в третий день воскреснет» [Лк 18 31-34].

Мог ли Он не пойти в Иерусалим?  Конечно, мог

Но Он пошёл, и вынудил себя казнить.

Каким образом?

Шаг первый: объявление себя Иудейским Царём.

 Въезжал Иисус в Иерусалим на молодом ослёнке во главе длинной процессии из Его учеников, женщин из Галилеи и нищих. Сам он не кричал «Я царь», но за него это делали Его ученики: «И, когда он ехал, постилали одежды свои по дороге. А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, всё множество учеников начало в радости славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне!» [Лк 19 36-38].

И Иисус одобрял провозглашение Его царём: «И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! Запрети ученикам Твоим. Но Он сказал им в ответ: сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» [Лк 19 39-40].

Почему одобрял? Почему не отрицал, что Он Христос и  царь? Чтобы по закону Октавиана Августа от 8 г.н.э. «Об оскорблении Величества» Его распяли как преступника, объявившего себя Иудейским Царем без разрешения римского кесаря:

«И была надпись вины Его: Царь Иудейский» [Мк 15 26]. «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было Иисус Назорей, Царь Иудейский …. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: «Царь Иудейский», но что Он говорил: «Я Царь Иудейский». Пилат отвечал: что я написал, то написал» [Ин 19, 19, 21-22].

Шаг второй: изгнание торговцев из храма и ответ на требование дать знамение

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим. И нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей и сидели меновщики денег. И сделав бич из веревок, выгнал из храма всех. Также и овец и волов, и деньги у меновщиков рассыпал, и столы опрокинул; и сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает меня». На это Иудеи сказали Ему в ответ: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? Иисус сказал им: разрушьте храм сей, и я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А он говорил о храме тела Своего» [Ин 2 13-21].

(За подобный дебош обычного, не столь популярного, человека заключили бы в темницу, и судили бы в Синедрионе.  Представим, что в наше время, пришел в Московский храм «Христа Спасителя» новоявленный пророк из глубинки, разбросал продающиеся в храмовой лавке книги, иконки и другие предметы,  и упрекнул, что храм превратили в дом торговли, «вертеп разбойников» [Мк 11 15-18])

Самое обидное для первосвященников и храмовых начальников было то, что они понимали правоту Иисуса. (Через четырнадцать лет торговля   была выведена за пределы храма).

Естественно, ответ Иисуса на требование дать знамение возмутил первосвященников: вместо того, чтобы дать знамение, он поставил перед ними невыполнимое условие (почему Ему бы не превратить на их глазах  воду в вино, или не воскресить только что умершего в Иерусалиме?).

Недоброжелатели  ответ исказили: будто Иисус собирался разрушить храм, а затем в три дня воздвигнуть (а, может, действительно им так послышалось, ибо слышат то, что хотят услышать).

 Намерение разрушить храм вменялось первосвященниками в вину Иисусу и учеников Его.

 Этот ответ припоминали даже тогда, когда Иисус был распят на кресте: «Проходившие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм и в три дня созидающий. Спаси себя самого и сойди со креста. Подобно и первосвященники с  книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а себя не может спасти! Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и  уверуем» [Мк 15 29-32].

Шаг третий:  обличение  фарисеев,   первосвященников и богачей, проповеди в храме рядом с воскресшим Лазарем, договор Иуды с первосвященниками.

Иисус обличал в лицемерии ревнителей веры фарисеев, пользовавшихся авторитетом у народа. Первосвященникам грозил: «Отнимется у вас Царство Божие, и дано будет народу, приносящему плоды его» [Мф 21 43], «мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие».

 Богачам Иисус предрекал ад, нищим рай (притча о нищем Лазаре, попавшем в рай, и богаче, мучающемся в аду,  «легче верблюду пройти через игольные уши, чем богачу в Царство Небесное», «Блаженны нищие духом*  (*- слово «духом» - поздняя вставка), ибо ваше есть Царствие Божье. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо восмеётесь….Напротив, горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете» [Лк 6 20-21…24-25].

Иисус утверждал, что близится Царство Небесное, призывал покаяться и спасаться: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» [Лк 9 27]

  Многие не верили в скорый конец света и не собирались каяться и спасаться. Но основная масса народа, некоторые члены синедриона и начальники иудейские (Иосиф из Аримафеи, Никодим) считали Иисуса пророком.

Иисус держал события под контролем: днем к первосвященникам приходил Иуда Искариот, и обещал им указать место ночевки Иисуса (о договоре Иуды с первосвященниками пишут все четыре Евангелиста).

В ночь ареста Иисуса воины Пилата не спали. По сговору между первосвященником и Пилатом, они готовились  к заключению Иисуса под стражу. Они знали, что к ним придет Иуда Искариот, чтобы показать местонахождение Иисуса.

Шаг четвертый: приказ Иуде Искариоту и переход в Гефсиманский сад.

Иисусу Назорею необходимо предстать перед судом синедриона. Но как это сделать?        

Каждый день предпасхальной недели Иисус Назорей проповедовал в храме.

Рядом с Иисусом в храме сидел воскрешенный им «трехдневный» Лазарь как живое свидетельство сотворённого Иисусом чуда, благодаря которому многие уверовали, что Иисус из Назарета  и есть ожидаемый в то время Христос. Число верующих в мессианство Иисуса непрерывно растёт.

 Власти бездействовали и Его не брали из страха перед народом. Посланные за Иисусом слуги не привели Его к первосвященникам, пораженные высказываниями Иисуса.

 В четверг прибыл из Кесарии в Иерусалим римский наместник Понтий Пилат.

И несомненно у Пилата с первосвященником состоялось совещание: как решить проблему с новоявленным Христом из провинциальной Галилеи. (Об этом совещании в христианской литературе замалчивается. В ней подчеркивается нежелание Пилата казнить Иисуса Назорея. Но есть два свидетельства  сговора Пилата и первосвященника, и главное из них: участие воинов и тысяченачальника Пилата в ночном аресте Иисуса («Воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли и связали Его» [Ин 18 12])).

 Час казни приближался.

В этот же четверг Иисус решил попрощаться со своими учениками и устроил пасхальный ужин. Он знал: ночью в Гефсиманском саду должны Его арестовать.

Точность предвидения Иисусом предстоящих событий поражает,  чему в Евангелиях есть ряд свидетельств. Достаточно вспомнить его пророчество Петру, заверявшего Иисуса в своей верности: «Господи! С Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе Пётр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» [Лк 22 33-34]. 

«Пред праздником пасхи Иисус, зная, что  пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что полюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» [Ин 13 1].

«И когда настал час, Он возлёг и двенадцать апостолов с Ним. И сказал им, очень  желал Я есть с вами сию пасху прежде моего страдания» [Лк 22 14-15].  

«…Истинно, истинно говорю вам* (*- Иисус обращается к своим ученикам): принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает пославшего Меня.

Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса. Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?

 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее!».

Как подмечает Вильям Классен в своей книге «Иуда: предатель или друг Иисуса» греческое слово paradidomi,  употребленное для описания поступка Иуды в Новом Завете, не переводится буквально как «предавать». Это, скорее, «передавать», «уступать», «отказываться от чего-либо или кого-либо». Другими словами, оно лишено моральной оценки, присутствующей в слове «предать».

По Словарю русского языка С.И. Ожегова (М. Издательство «Русский язык». 1986 год) «ПРЕДАТЬ, ам, ашь, аст, адим, адите, адут, 1) чему. Подвергнуть действию чего-нибудь, отдать (высок.). П.суду (отдать под суд). П.Полному забвению (забыть), П. Земле (похоронить), П. огню (сжечь). 2) кому. Изменнически выдать. П. Друга врагам. 3) Изменить, нарушить верность.  П.родину, п. Общее дело».

В Евангелиях используется высокопарный стиль  и первая дефиниция слова «предать», например, «Отче! В руки твои предаю дух мой» [Лк. 23 46]).

Предательство в моральном смысле слова – это неожиданная подножка; нож в спину, неприятный для предаваемого поступок человека, от которого это не ожидаешь.

Был ли поступок Иуды Искариота неожиданным и нежелательным для Иисуса? Нет. Значит Иуда не предатель, а верный ученик, способствовавший достижению Иисусом поставленной цели.

Обратим внимание: Иоанн заметил изменение в Иуде: «после сего куска вошел в него сатана». После сего куска.

(Воздействие Иисуса на Апостолов было потрясающим: по одному Его слову «Следуй за мной» за ним сразу, бросив все, пошли и Андрей и Петр и другие Апостолы (один из призванных Им Апостолов попросил повзолить сперва похоронить отца, на что Иисус ответил «Предоставь мертвым хоронить мертвого», и тот повиновался). Скорее всего, Иуда действовал в состоянии гипноза. А когда он вышел из этого состояния, и увидел, что вместо блага для Иисуса он подверг Его опасности,  Иуда, верующий иудей, совершил запрещенный иудаизмом поступок – он повесился).

 Читаем Евангелие дальше: «Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему. А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нём» [Ин 13 28-31].

Любопытно: опять, Иоанн подчеркнул, что Иуда вышел в ночь после  принятия куска.

Мог ли Иисус передать кусок другому Апостолу и  приказать «Что делаешь, делай скорее»? И был бы выполнен этот приказ, или нет? Неужели, если бы Иуды  не было бы на прощальной пасхальной вечере, то казнь не состоялась бы,  и не было бы христианства?

Итак, Иуда, «приняв кусок, тотчас вышел, а была ночь».

А Иисус, несмотря на несомненную усталость после долгого дня и  ужина с вином, отправился в Гефсиманский сад, ибо в помещении могли арестовать не только его, но и Апостолов.

Шаг пятый: ожидание ареста в Гефсиманском саду.

«Пришли в селение, называемое  Гефсимания; и Он (Иисус) сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и  тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отошед немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; И говорил: Авва Отче! Всё возможно Тебе! Пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается, и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! Ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И опять отошел, молился, сказав то же слово. И возвратившись, опять нашел их спящими: ибо глаза у них отяжелели; и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы все ещё спите и почиваете? Кончено! Пришел час; вот предается Сын человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем: вот приблизился предающий меня» [Мк 14 32-42].

Итак, Иисус молился и ждал ареста. Не ушел из сада.  И, преодолев минутную слабость, все же пошел навстречу издевательствам и казни. Действительно, высочайший нравственный подвиг! Многие ли на подобное способны?

Шаг шестой: молчание в синедрионе на обвинения в Свой адрес, и положительный ответ на вопрос первосвященника: «Ты ли Христос сын Благословенного?»

«Первосвященники и старейшины, и весь синедрион искали лжесвидетельства на него, чтобы предать Его  смерти. И не находили; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли. Но наконец пришли два лжесвидетеля и сказали: Он говорил «могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». И встав первосвященник сказал Ему: что же ничего не отвечаешь? Что они против тебя свидетельствуют? Иисус молчал. И первосвященник сказал ему: Заклинаю тебя Богом живым: скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?» [Мк 26 59-62].

 Иисус не отвечал на обвинения. Мог ли Он ответить так, чтобы избежать смертного приговора? Несомненно. Он находил мудрейшие ответы на самые каверзные вопросы «Подобает ли платить подать кесарю?», и «Побить ли камнями женщину, застигнутую в прелюбодеянии?». Но цель Иисуса – быть распятым язычниками.

Ответ Иисуса «Нет» и уход Его из Иерусалима был бы очень желателен для первосвященников по двум причинам: во-первых, они доказали бы римскому наместнику в Иудее, что способны решать сложные вопросы (власти боялись восстания против римлян во главе с Иисусом), и во-вторых, им не  очень хотелось крови популярного человека.

Но религиозное отступничество не состоялось:

 «Иисус говорит Ему: ты сказал* (*- восточная форма положительного ответа); даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник разодрал одежды свои* (* - знак скорби) и сказал: Он богохульствует! На что ещё нам свидетелей? вот, теперь вы слышали богохульство Его! Как вам кажется? Они же сказали в ответ: повинен смерти» [Мф 26 59-66].

«Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; и, связавши Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю» [Мф 27 1-2].  

Шаг седьмой:   молчание на обвинения первосвященников в Свой адрес и  положительный ответ на вопрос Понтия Пилата: «Ты царь?»

 «Иисус же стал пред правителем. И спросил его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь* (*- восточная форма утвердительного ответа). И когда обвиняли его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился» [Мф 27 11-14].

(По Евангелию от Иоанна Иисус на вопрос «Ты Царь Иудейский?»  ответил «Царство мое не от мира сего» [Ин 18 36]. Этот ответ равносилен самоубийству, ибо в представлении римлянина только римский кесарь владел царством не от мира сего).

«И узнав, что Он (Иисус) из области Иродовой (Галилеи), (Пилат) послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о нем, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но он ничего не отвечал ему.  Первосвященники и книжники стояли и  усиленно обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над ним, одел Его в светлую одежду (знак невиновности) и отослал обратно к Пилату» [Лк 23 7-11].

В соответствии с процедурой римского судопроизводства, Пилат повторил обвинение: «итак, ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь…» [Ин 18 37].

Последний шаг к Голгофе сделан. Выбора у Пилата не было.  Отпускать на свободу популярного человека, считающего себя Царем,   нельзя было и по римскому законодательству и по взрывоопасной ситуации в Иерусалиме, беременном восстанием против римлян.

 Но как сделать так, чтобы решение принял не Пилат, а «народ», т.е. толпа на площади дворца? Об этом было придумано  заранее: Пилат принимал решение не во дворце, а на дворцовой площади, и предложил толпе помиловать либо Иисуса, либо Варавву, «личность известную», «произведшего в городе со своими сообщниками мятеж и убийство». А первосвященники постарались, чтобы в то утро перед Пилатом оказалось большинство сторонников Вараввы. «И превозмог крик их и первосвященников» [Лк 23  23].

И когда повели Иисуса на казнь «шло за ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем» [Лк 23 27].

 

          На сей час Он и пришел. Зерно, павшее в землю Голгофы, принесло плоды по всему миру.

' >
Полная версия публикации №1420714255

PORTALUS.RU РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Семь шагов к Голгофе → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Григорий Рахитин, Семь шагов к Голгофе [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 08 января 2015. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1420714255&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 29.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Григорий Рахитин, Семь шагов к Голгофе // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 08 января 2015. URL: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1420714255&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 29.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Григорий Рахитин, Семь шагов к Голгофе / http://portalus.ru.



публикация №1420714255, версия для печати

Семь шагов к Голгофе


Дата публикации: 08 января 2015
Автор: Григорий Рахитин
Публикатор: uhbifhf[
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1420714255 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Опубликовано 08 января 2015 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1420714255

© Portalus.ru

Главная РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Семь шагов к Голгофе

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU