Полная версия публикации №1479503036

PORTALUS.RU РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ М. РОДЕНСОН. ИСЛАМ И КАПИТАЛИЗМ → Версия для печати

Постоянный адрес публикации (для научного и интернет-цитирования)

По общепринятым международным научным стандартам и по ГОСТу РФ 2003 г. (ГОСТ 7.1-2003, "Библиографическая запись")

Н. В. ПИГУЛЕВСКАЯ, М. РОДЕНСОН. ИСЛАМ И КАПИТАЛИЗМ [Электронный ресурс]: электрон. данные. - Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU, 19 ноября 2016. - Режим доступа: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1479503036&archive=&start_from=&ucat=& (свободный доступ). – Дата доступа: 28.03.2024.

По ГОСТу РФ 2008 г. (ГОСТ 7.0.5—2008, "Библиографическая ссылка")

Н. В. ПИГУЛЕВСКАЯ, М. РОДЕНСОН. ИСЛАМ И КАПИТАЛИЗМ // Москва: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU. Дата обновления: 19 ноября 2016. URL: https://portalus.ru/modules/religion/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1479503036&archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 28.03.2024).

Найденный поисковой машиной PORTALUS.RU оригинал публикации (предполагаемый источник):

Н. В. ПИГУЛЕВСКАЯ, М. РОДЕНСОН. ИСЛАМ И КАПИТАЛИЗМ / Вопросы истории, № 6, Июнь 1969, C. 206-208.



публикация №1479503036, версия для печати

М. РОДЕНСОН. ИСЛАМ И КАПИТАЛИЗМ


Дата публикации: 19 ноября 2016
Автор: Н. В. ПИГУЛЕВСКАЯ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 6, Июнь 1969, C. 206-208
Номер публикации: №1479503036 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


M. RODINSON. Islam et Capitalisme. P. "Edition du seuil". 1966. 304 p.

 

Книга известного французского прогрессивного историка и социолога Максима Роденсона "Ислам и капитализм" посвящена отношению ислама "к экономическому развитию, к социализму, капитализму, к нации", его роли в развитии стран Ближнего Востока. Автор - крупный знаток арабского и эфиопского языков, видный исследователь ислама. Много лет он провел на арабском Востоке, хорошо знает его жителей, их нравы, обычаи, глубоко изучил литературу вопроса.

 

Автор отмечает, что в настоящее время в литературе определились две точки зрения: мусульманские ученые утверждают, что в их религиозной традиции ничто не противоречит восприятию "методов новой и прогрессивной экономики" и что сама эта традиция "ориентирована на экономическую и социальную справедливость". Эту точку зрения разделяет также часть западноевропейских историков. Однако большинство западноевропейских ученых стремится доказать, что ислам запрещает своим последователям развивать экономическую инициативу (стр. 20) и в силу этого является одной из основных причин экономической отсталости мусульманских стран.

 

М. Роденсон рассматривает содержащиеся в Коране и мусульманских традициях установления, на основании которых можно судить об отношении ислама к торговому и ростовщическому капиталу. Автор показывает, что Коран ни в коей мере не выступает против частной собственности, торговли, денежных операций, благосклонно относится к "коммерческой активности". Мусульманство признает как "благоприобретение", так и торговлю и частную собственность на землю.

 

М. Роденсон считает, что, хотя в мусульманских странах капиталистическая формация ни в средние века, ни в новое время не сложилась, наличие "капиталистического сектора" в этих странах несомненно. К. нему автор относит развитую торговлю, крупные мастерские в текстильном производстве и наемный труд на шахтах (стр. 67). Уже средневековые источники отмечают оживленный обмен различными продуктами, специализацию отдельных областей мусульманского мира на производстве определенных товаров, описывают разные способы обогащения мусульман нередко в обход тех ограничений, которые содержались в Коране, призывавшем к абсолютной честности в торговых сделках. Более того, как показывает автор, этот сектор был настолько широко развит в мусульманских странах, что европейское производство смогло его превзойти только в XVI веке. Что же касается существовавших в средневековом мусульманском мировоззрении идеалов равенства, коренящихся в представлениях бедуинов эпохи племенной организации, а также в коранической идее равенства всех мусульман перед богом - всесильным деспотом, то эти идеи, в том числе и у исмаилитов, лишь в известной мере лимитировали накопление богатства и вообще имели только относительное влияние на повседневную жизнь (стр. 86 - 89).

 

Автор подвергает критике западноевропейских историков, пытающихся объяснить слабое развитие капитализма в мусульманских странах пренебрежением мусульман к экономическим вопросам, их мнимой непредприимчивостью и безынициативностью, связанной с фатализмом, присущим мусульманской идеологии, которой упомянутые историки вслед за Максом Вебером противопоставляют европейскую идеологию с ее рационалистическим характером, инициативностью, воплотившимися в рациональном строе европейских государств. Сопоставляя Коран с Ветхим и Новым Заветом, автор аргументировано показывает, что как для христианства и иудаизма, так и для мусульманства характерно переплетение иррациональных и рациональных начал, и с этой точки зрения кораническая идеология не менее рационалистична, чем христианство. В подтверждение этого Роденсон ссылается на то, что мусульманская религия стремится подкрепить "откровения" Корана доводами разума (стр. 92), показывает, какое влияние оказали рационалистические отцы церкви IV-V вв. на Коран, отмечает, что Мухаммед был противником идеи фатализма и противопоставлял ей волю

 
стр. 206

 

человека и стремление к действию (стр. 106 - 110).

 

Прослеживая дальнейшее развитие рационалистических начал в мусульманской послекоранической идеологии, автор показывает, что средневековая мусульманская культура носила ярко выраженный критически-рационалистический характер, ее базисом явился аристотелизм. Мусульманский фатализм, как показывает Роденсон, имел преходящий характер, был свойствен мусульманской идеологии самого раннего периода, отразившей примитивный характер земледелия и трудные условия хозяйственной жизни.

 

Следует подчеркнуть, что Роденсон рассматривает развитие идеологии с материалистических позиций, показывая, что как докораническая, так и послекораническая идеологии развивались под влиянием социальной жизни общества и только в такой связи могут быть поняты и осмыслены.

 

Подвергая критике воззрения Макса Вебера, который преувеличивал влияние римского права и "юридического догматизма" на формирование капитализма в Европе и неправильно объяснял замедление капиталистического развития у мусульман отсутствием такого влияния, М. Роденсон подчеркивает, что идеологические положения ислама отнюдь не были помехой развитию капитализма, поскольку социально-экономическая специфика мусульманских стран связана с особенностями их исторического развития, во многом сходными с особенностями восточного общества в целом (стр. 115- 129).

 

Рассматривая дальнейшее развитие капитализма в мусульманских странах, автор отмечает, что, несмотря на возрастание роли "капиталистического сектора", "индустриальный капитализм" начал там развиваться лишь недавно. С точки зрения автора, правомерен вопрос, является ли индустриальное развитие стран ислама результатом внутренних тенденций, или оно вызвано внешним воздействием. В этой связи автор, проведя анализ индустриального развития Египта, Турции, Сирии, Ливана и Ирана, приходит к выводу, что капиталистическое развитие этих стран в значительной степени связано с проникновением иностранных капиталов, по сравнению с которыми местные капиталы занимали подчиненное положение. Это автор связывает с тем, что Восток не был еще подготовлен собственным развитием к капиталистической формации, когда Запад превратил его в свои колонии и полуколонии. Европейский капитализм представлял тогда высшую ступень развития капиталистической формации, "которой Востоку предстояло подчиниться или к которой ему следовало приспособиться". Третья возможность социально-экономического развития открылась для стран Востока лишь с возникновением социалистического пути развития (стр. 145 - 148).

 

Исследование истории мусульманских стран приводит автора к выводу, что "фундаментальная оппозиция ислама капитализму - миф" (стр. 166). Идеология ислама не враждебна ни капиталистическому способу производства, ни всякого рода нововведениям, в том числе техническим. Как христианство не могло ни помешать развитию европейского капитализма, ни изменить его, так и мусульманство не могло достигнуть этого влиянием своих религиозных предписаний, ибо предписания и традиции ислама не могли помешать "концентрации в руках привилегированных слоев ни максимума власти, ни максимума богатств" (стр. 176 - 191).

 

Говоря о специфике экономического развития мусульманских стран, автор показывает, что ограничения Корана, например, взимать проценты, могли затруднять банковскую и предпринимательскую деятельность, но религиозные запреты в конечном счете легко обходились, когда речь шла о наживе. Местный капитал в этих странах был более заинтересован во вложениях в земельную собственность, которая по традиции считалась реальным богатством и давала владельцам социальные преимущества. Предпринимательская деятельность в сфере индустрии долго вызывала недоверие, и государство, особенно на первых порах, брало инициативу на себя. Индустриализация осуществлялась под руководством мусульманских правительств. На вопрос, существует ли специфически мусульманский путь развития капитализма, автор отвечает отрицательно, отмечая, однако, особенности культурной традиции отдельных стран и этнических групп, по-разному окрашивающие процессы исторического развития (стр. 170). Мусульманский мир имеет в своем составе различные "национальные типы", отличные от европейских, пишет автор. Национальный тип развития, с его точки зрения, обусловливается различными историко-культурными факторами, что отнюдь не означает отрицания общих экономических закономерностей.

 
стр. 207

 

Роденсон пишет, что революция в России создала государство без привилегированных классов и тем обеспечила свободу, счастье и независимость народам. Построение такого общества связано с научной теорией. Оно не может быть создано с помощью религиозных предписаний (стр. 192 - 193).

 

Автор указывает, что в настоящее время религия ислама как идеология должна рассматриваться лишь в контексте классовой борьбы, в связи с политической жизнью общества (стр. 235 - 236). Марксистская научная социология дает возможность оценивать истинное положение вещей, марксизм является идеологией, которая способна "изменить вселенную" (стр. 237, 239, 242, 243).

 

Показав, что ислам не был главным фактором, тормозившим общественный прогресс, автор, однако, не дал еще исчерпывающего ответа на вопрос о различиях форм общественных отношений на Западе и Востоке. Однако мы полагаем, что ознакомление с его работой будет способствовать осмыслению современной жизни и истории народов Востока.

 

Член-корреспондент АН СССР Н. В. Пигулевская

Опубликовано 19 ноября 2016 года

Картинка к публикации:



Полная версия публикации №1479503036

© Portalus.ru

Главная РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ М. РОДЕНСОН. ИСЛАМ И КАПИТАЛИЗМ

При перепечатке индексируемая активная ссылка на PORTALUS.RU обязательна!



Проект для детей старше 12 лет International Library Network Реклама на Portalus.RU