Рейтинг
Порталус

Место человеческого разума в череде вселенских разумов.

Дата публикации: 27 января 2011
Автор(ы): Вейник Виктор Альбертович
Публикатор: Вейник Виктор Альбертович
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1296120014


Вейник Виктор Альбертович, (c)

Место человеческого разума в череде вселенских разумов.

Вейник В.А.

Рукопись, 19 января 2011 г.

Мой стакан невелик, но я пью из своего стакана*.
А. Мюссе, 1832.

Разговор о разуме должен начаться с определения жизни.

Жизнь (др.-слав. жити - жить, кормиться, обитать < индоевроп. корень gei, guei в значении жить; иначе живот < др.-слав. животъ - жизнь, животное, имущество) - "форма существования материи, в некотором смысле высшая по сравнению с её физической и химической формами существования. Нет единого мнения о том, какие именно отличия являются необходимыми и достаточными для отнесения объекта к живому или неживому. Например, неясно, можно ли считать живыми организмами вирусы. Основной атрибут живой материи - генетическая информация, используемая для репликации. Развитие живой природы привело к появлению человечества" [Википедия].
"Таким образом, ответ на вопрос "что такое жизнь?" может выглядеть по гамбургскому счету примерно так: жизнь - это существование специальных ("живых") организмов, поддерживающих разумную деятельность материи во Вселенной, на любом количественном уровне мироздания. Естественно, такие организмы должны "жить" в широчайшем диапазоне физических параметров, т.к. иначе рано или поздно законы Вселенной где-нибудь, да выйдут из-под контроля. Предотвращение хаоса и есть ответ на второй пресловутый вопрос о смысле жизни (разумной жизни)" [ВВА-ВЖ].
До сих пор никто не знает, какой должна быть оптимальная "живая" система - из статистического множества особей или из одной единственной, находящейся на космическом объекте (планете, астероиде, звезде и т.п.)!

Как понимали разум бывшие русские.

Что такое разум, вопрос очень непростой. Вокруг него поломано немало копий. Советский языковед Павел Яковлевич Черных (1896-1970) дает следующую этимологию этого слова [ЧПЯ]:
Разум (др.-рус. и ст.-слав. разумъ) – рассудительность, разумение, способность мыслить. Для сравнения: ст.-слав. розумъ – указание, знак; разумный – одаренный разумом, познающий.
Раз- (роз-, рос-, разо-), приставка, в сочетании с глаголами и прилагательными выражающая разъединение, уничтожение, распространение, полноту проявления признака.
Ум (ст.-слав. умъ - душа, мысль, понимание < общ.-слав. umъ (< oumos) < индоевроп. корень au- в значении воспринимать органами чувств, ощущать, понимать) - способность человека познавать, мыслить, высокое развитие интеллекта. Тот же корень в словах явление, явь, наяву.
Разум, какой бы он ни был, пусть даже Высший, без знаний (информации) пустой звук, "гроша ломаного не стоит". Не зря в Библии дано довольно подробное описание так называемой "Премудрости". Например, "Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания" (Прит.8:12); "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны" (Прит.8:22-24); "Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны" (Прит.8:27-28).
"Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых" (Иов.28:12-13).
"Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. Аваддон и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом" (Иов.28:20-24).
"Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла - разум" (Иов.28:27-28).
Премудрость - глубокая, высшая мудрость; глубокие, обширные познания, учёность. На церковно-славянском и старославянском языках "премудрость" означает внимание, сосредоточение. "Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом" (Прит.3:19).
Пре- приставка, означающая, в нашем случае, высокую степень качества (близка по значению к слову "очень"); указывающая на действие, достигающее предельной степени.
Мудрость (от др.-слав. моудръ < индоевроп. основа mendh-, mondh- в значении быть бодрым, деятельным, проявлять любознательность). Считается родственным словам "мнить, поминать, память".
"Мудрость - это способность грамотного, точного и истинного применения знаний, являющимися истинными по положению. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. Способность находить решение различных [трудных задач], в том числе жизненных, опираясь на свой и чужой опыт, избегая порой непосредственных логических операций и понимание [смысла] происходящего.
Распространено мнение о том, что в основе мудрости лежат семь черт характера: сочувствие, любовь, сострадание, альтруизм, понимание себя, эмоциональная стабильность и уровень социализации.
В таких жанрах устного и литературного творчества как афоризм, поговорка, пословица, притча отражается "народная мудрость", или бытовая.
Мудрость в индоевроп. языках звучит различно, по-гречески (sophia), по-английски wisdom, по-немецки Weisheit, по-французски sagesse, по-итальянски saggezza, senno, по-испански sabidura, по-латински divinitas, на санскрите mantra (в латинской транслитерации).
Русское слово "мудрость" родственно мантра в санкрите и родственно старославянскому мдръ, где - носовой гласный. Считается родственным словам мнить поминать, память. Восходит к корню men, к которому восходит слово муж (немецкое Mann и английское man). На церковно-славянском¬ и старославянском языках "премудрость" означает внимание, сосредоточение.
Но стоит также вспомнить, что слово мударис (мудрас) из семитских языков переводится как ученый (учитель). В этом случае мударисть (мудрость) означает понятие близкое к понятию ученость. Примечание: Слово "мударрис" (с двойным "р") не является родственным слову мудрость, поскольку согласно правилам арабского языка образовано от "ДаРаСа" ("учить") с добавлением приставки (а не части корня) "му" и изменением внутренней структуры корня на причастный, соответственно, "мударрис" - тот, кто учит, т.е. преподаватель, учитель. Аналогично слово "мадраса" (руссифиц. от персидского заимствования - "медресе") означает "там, где учат", т.е. школа. "ДаРаСа" однокоренным "мудрости" или "mantra" не является. Восприятие слов "мударрис" и "мудрость" как однокоренных является т.н. народной этимологией" [ИА]**.
Любопытно толкует премудрость Валентин Владимирович Карелин (1937-2005): "Премудрость состоит из трех основных разделов: мысль, предвидение и нерушимость. Мысль - это знания, присылаемые нам ежедневно, ежечасно на уровне интуитивных подсказок, когда мы делаем выбор на сложном жизненном перекрестке, принимаем судьбоносные решения, то есть принимаем информацию в виде мысли-подсказки. Предвидение - раздел знаний о будущем человека, страны, Вселенной. Обладая навыком получения информации из этого раздела, можно с уверенностью принимать сложнейшие решения на уровне государства, зная о последующих событиях и следствиях. Нерушимость - раздел знаний, с помощью которых человек владычествует над "обстоятельствами", стихийными бедствиями, "случайностями" и так далее; то есть - как Премудрость уготовила, спроектировала, предсказала, так и будет, независимо ни от чего" [КВВ].

Частные толкования человеческого разума.

Как уже упоминалось, Библия утверждает, что разум есть "удаление от зла".
Среди тех, кого принято называть "древними", вокруг разума устроен шаманский хоровод с бубнами, приседаниями и подскоками. Среди танцоров наиболее кратким оказался английский философ Локк Джон (1632-1704), который в 1690 году написал так: "Сила мышления называется разумом, а сила желания называется волею; обе эти силы именуются способностями" ["Опыт о человеческом разуме", кн.2, гл.6].
Собиратель русского фольклора Владимир Иванович Даль (1801-1872) в своем "Толковом словаре" (1-е издание, 1861-1868) нашел такое определение: "Разум - духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), сулить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу. Разум, смысл, intellectus, Verstand; ум, ratio, Nernunft".
Один из преобразователей русского языка профессор Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942) перед Великой отечественной войной дал следующую формулировку: "Разум - "1. только ед. Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. Человек наделен разумом. Животные лишены разума" [УДН]. Заметьте, по Ушакову разум имеет только единственное число, значит его нет ни у кого, кроме человека.
После Великой отечественной войны Сергей Иванович Ожегов (1900-1964) объяснил: Разум - "Способность человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум, интеллект".
После бандитского переворота 1991 года кандидат филологических наук Татьяна Фёдоровна Ефремова определения предшественников чуть подправила: "Разум, а) Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания. б) Продукт деятельности мозга, выражающийся в речи. в) Ум, интеллект (противоп.: чувство)".
Кардиохирург доктор медицинских наук Николай Михайлович Амосов (1913-2002) в 2001 году подошел к проблеме разума по-медицински, лихо сострив по поводу мозга у правительства государств:
"Разум - это аппарат управления объектами через действия с моделями, по критериям оптимальности, отражающими Целевые Функции (ЦФ) субъекта Разума.
В разуме нет никакой мистики, он воспроизводим техническими средствами. Вопрос лишь в доступной сложности.
Эволюция разума соответствует биологической: происходит наращивание ЦФ и потребностей, то есть критериев, появляются новые "слои" структур и функций, новые коды моделей (гены, нейроны, слова, техника) и усложняются программы управления. Простейший разум есть уже в клетке в виде набора генов. Следующим уровнем стал мозг животных, потом мозг человека, а еще дальше - правительства государств. В перспективе - Искусственный Интеллект техногенных сообществ.
Атрибутами разума служат - а) "Мозг" - вместилище моделей в памяти и программ. б) Рецепторы - органы восприятия. в) Эффекторы - органы воздействия (например, мышцы). г) "Тело" - как источник энергии. д) "Критерии" в виде ЦФ, выраженных моделями потребностей и мотивов, заложенных в особых "центрах" мозга связанных с телом и внешним миром" [АНМ].
Доктор геолого-минералогических наук Отто Вильгельмович Эстерле (1940-2002) даже в 2000 году снова задал извечный вопрос: "Откуда же взялся разум? Возник ли он внезапно, как озарение или развился из какой-то более примитивной формы отражения внешнего мира?" Как ни странно, геолог под словом разум автоматически подразумевает именно человеческий разум.
"Рискну навлечь на себя обвинения в примитивизации человека, но смею утверждать, что цель разума у человека та же: чтобы выжить, чтобы стабилизировать свое существование".
"Таким образом, разум можно схематически изобразить как верхний этаж четырехэтажного здания, нижним этажом которого является механическая инерция, вторым – принцип Лешателье-Брауна, а третьим – гомеостаз животных.
Можно представить себе это здание более детально в виде матрешки. В сердцевине матрешки находится самое ценное: наследственное вещество ДНК, которое защищено от вредных воздействий изменчивого окружающего мира большим числом химических и термодинамических стабилизаторов: мембранами клеток, многоклеточностью (дублированием генетической информации), кожей, волосяным покровом, теплокровностью, одеждой, жилищем, кондиционером, противоракетной системой и т.д." [ЭОВ].
Химик Эрих Генрихович Гаузер (1965 г.р.): "Говоря о разумности, необходимо дать какие-то критерии этого понятия, т.е. какими качествами должен обладать разум и его носитель. Обобщив современные представления об этом вопросе, можно сказать, что разум должен обладать следующими качествами:
1) наличием языка, т.е. способа кодирования информации и умения ее расшифровывать, передатчика и приемника этой информации;
2) осознанием своего "я", т.е. умением отличать себя самого от других подобных разумов, сохранить и защитить свой суверенитет;
3) внутренней потребностью общаться с себе подобными, т.е. поддерживать обмен информацией между носителями разума;
4) наличием абстрактного мышления, т.е. способностью оперировать отвлеченными понятиями и отклоняться от прямой логики в случае необходимости;
5) (активным изменением среды обитания).
Последний пункт взят в скобки, т.к. разум не обязан менять среду, да и не всегда может это сделать. Но наличие резкого изменения среды может быть признаком разума. Что касается логического мышления, то оно не требует наличия разума как такового и может быть представлено просто системой жестких связей, передающихся по наследству. Во всяком случае, логикой обладают примитивные организмы и даже созданные человеком машины, которые не могут быть отнесены к разумным существам" [ГЭГ].
"Возникает вопрос: а если бы не было изготовления орудий труда, если бы тот далекий предок остался на дереве - были бы сейчас люди на Земле? И еще вопрос: может ли существовать разум другого вида, например, пауки, осьминоги - могут ли они дойти до тех же пределов, что и человек? У них есть конечности и даже много, что, естественно, расширяет их возможности в сфере труда. Но ни пауки, ни осьминоги не пошли по этому пути, по пути производственной деятельности. Однако означает ли это, что они не могли бы подняться к вершинам разума?" [ГЭГ].
"В результате, поглощенный производством, человек запустил духовное развитие, которое стало сильно отставать от технического, стал портить природу, губить и травить ее, стал воевать сам с собой за право владеть лучшими техническими средствами, за богатство" [ГЭГ].
"Главный вывод, который пока можно сделать, очень важен: разум в живой природе есть, и человек не является полным монополистом в этой области. Вопрос только в том, что же все-таки считать разумом? Представляется наиболее верной такая точка зрения: психическая деятельность, т.е. отражение объектом окружающего мира, появляется у живых организмов только с появлением нервных клеток. Главное отличие нервных клеток от всех остальных состоит в том, что все клетки источником своей деятельности имеют физические и химические законы и разнообразные химические реакции, сопровождающиеся образованием тех или иных веществ и также электромагнитными явлениями; результатом деятельности этих клеток также являются химические вещества и электромагнитные поля. Нервные клетки совершают качественный скачок. Помимо всего перечисленного они используют и выделяют в результате своей деятельности информацию" [ГЭГ].
"Другой важный вывод, который можно сделать из представленной информации, состоит в том, что для развития разума до высоких уровней требуются не только внутренние возможности и ресурсы нервной системы, но и какой-то стимул, толчок. В развитии человека роль такого толчка сыграло начало трудовой деятельности" [ГЭГ].
Интернет рекламирует книгу химика Ивана Илларионовича Гециу (1953 г.р.), который в 2010 году предложил рассматривать разум, как свойство не особи, а социума: разум человека - это его способность как биологического вида живого организма существовать в качестве социального организма. Обязательным условием возникновения, существования и развития разума является непрерывная коллективная (совместная) производительная деятельность человека по обеспечению своих материальных потребностей. Разум присущ сообществу человеческих индивидов. Ум, сознание, мышление - это определения, относящиеся к отдельному индивиду сообщества. Они показывают, насколько данный конкретный индивид соотносится с уровнем развития разума сообщества, которому он принадлежит [ГИИ].
Энциклопедия "Кругосвет" от имени 300 профессоров и 1500 докторов наук России на 9-и страницах во всех подробностях разъясняет: "Разум, или сознание. В обыденном представлении разумное существо – это существо воспринимающее, мыслящее, обучающееся, обладающее желаниями и эмоциями, делающее свободный выбор и демонстрирующее целесообразное поведение. Философские и научные теории разума пытаются понять природу этой психической (или ментальной) деятельности и ее характеристики, а также природу Я или обладающего сознанием субъекта, который осуществляет эту деятельность".
Википедия анонимно поучает: "Разум - это:
а) способность духовной системы (души) осознавать своё существование в окружающей среде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; это способность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем, определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности, действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своими потребностями;
б) основа синтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие за пределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать (способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания);
в) высшая, существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще, способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок.
Разум, сознание, мышление, ум, помимо своих значений в лексике, имеют одно значение - определение. И они в этом значении являются синонимами.
Для образования мышления необходимо присутствие одновременно четырёх факторов:
а) мозг;
б) органы чувств (глаза - для зрения, нос - для определения запаха, уши - для слуха, кожа - для осязания, язык - для определения вкуса);
в) внешняя действительность (объект, с которым взаимодействуют индивиды способом, определённым обществом, стоящим на определённой ступени развития).
г) общество, находящееся на определённом уровне развития. Этот уровень и будет в среднем определять уровень мышления каждого индивида этого общества.
Перечисленные факторы создают модель разума (сознания). Без участия хотя бы одного из перечисленных факторов, мышление (разум, сознание…) не образуется.

Моя трактовка человеческого разума.

Отличительная особенность разумной системы (греч. systema - целое, составленное из частей) от неразумной есть умение (способность) превращать полученную информацию в действие с несомненной пользой (др.-слав. польга - облегчение), естественно, в нужный момент времени.
Американский математик Норберт Винер в 1948 году дал такое определение тому, что теперь принято называть информацией: "Информация – это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспосабливания к нему наших чувств. Процесс получения и использования информации является процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде" [ВН].
"Как сообщит любой нормальный "Словарь иностранных слов", информация [нем. Information, фр. information < лат. īnfōrmātio - осведомление, просвещение] суть сообщение, осведомляющее о положении дел, о состоянии чего-нибудь.
Но это с точки зрения общения между людьми. А с физической точки зрения? Информация – это упорядоченное движение материи. Следовательно, почти всё вокруг (кроме явного хаоса) есть так или иначе информация.
Однако понятие информации не имеет совершенно никакого смысла без присутствия разума. Только разум способен использовать обычные физические процессы с некой дополнительной конкретной целью.
В конечном счете, любая информация представляет собой лишь упрощенную модель природного явления, ибо абсолютно полная модель – это уже дублирование явления, что далеко не всегда нужно и безопасно" [ВВА-ВЦ1].
Приблизительный перечень "узких" операций (технологических переходов), выполняемых разумной системой в рамках достижения поставленной цели:
а) прием информации из внешней или внутренней среды;
б) анализ и интерпретация;
в) хранение;
г) передача указаний исполнительным органам (каковыми могут быть и разумные системы, находящиеся на более низком уровне развития);
д) целенаправленное действие исполнительных органов.
Наиглавнейшим свойством всех перечисленных процессов является скорость их протекания, в противном случае из-за сбоя в любом из перечисленных процессов разумная система рискует разрушиться.
"Любой вид живой материи на Земле имеет свой специфический разум, позволяющий активно проникать (захватывать) и осваивать необходимую для ее выживания экологическую нишу. В обычном "крейсерском" режиме разум никогда не работает с полной нагрузкой. Его избыточные возможности предназначены для подключения в критических ситуациях. Чем сложнее структура живого материи на Земле, тем больше эта избыточность. Сложность организма и избыточность разума всегда соразмерны. Можно ли утверждать, что указанная закономерность в отношении человечества когда-то по неведомой причине была нарушена, т.е. мы как бы получили добавочный потенциал разумности?" [ВВА-ТД]. До сих пор это вопрос вопросов!
Второстепенный процесс, но позволяющий заметно ускорить обработку информации, - составление "поведенческих шаблонов".
Фактически то, что мы называем человеческим мышлением – это процесс построения одной или нескольких "логических цепочек", приводящих к ускоренному переходу от вводных данных к ожидаемому результату проблемы, либо процесс выбора оптимального поведенческого шаблона (логической цепочки) из множества имеющихся в памяти, позволяющего решить возникшую задачу.
В статистическом множестве особей (например, в человеческом обществе) наличие "мелкокалиберных" индивидуальных разумов позволяет подключить способность моделирования окружающей действительности на основании неполных данных, в конечном счете предполагающую отобрать что-нибудь толковое и создать новый работоспособный поведенческий шаблон.
"Человек заметным образом отличается от животного только количеством шаблонов, данных ему от предков и при обучении. "Творческие" же мысли у человека, т.е. нужные не только ему, а в первую очередь окружающим, даже человечеству, появляются очень редко. В лучшем случае одна за всю жизнь. Почти все люди эти мысли так или иначе теряют. Тот, кто свои мысли не растерял и "внедрил", остается в истории, а его мысли продолжают жить в памяти других (Поневоле поверишь, что эти "творческие" мысли, вложены из вне, а человек вовсе не создан "по образу Божию". Слишком уж он примитивен по сравнению с "образом").
Когда речь идет о коллективном разуме, то подсознательно подразумевается техника сохранения и переработки информации, а вовсе не какие-то иные сверхинтеллектуальные возможности человечества, как социальной единицы. Новые идеи рождаются все равно отдельными личностями, а коллектив их может либо активизировать, либо подавлять, в зависимости от идеологической обстановки в обществе" [ВВА-ТД].

Будущее человеческого разума.

Историк, доктор химических наук Ярослав Аркадьевич Кеслер (1946 г.р.) предсказывает: "Сокращение же интервалов цивилизационных событий в настоящее время почти до нуля свидетельствует о приближающемся конце нашей цивилизации, который, однако, не следует понимать как апокалипсис. Просто человечество ожидает следующий гиперцивилизационный скачок. После этого скачка высшее разумное существо будет отличаться от человека качественно примерно так же, как человек от неандертальца. Это сверхцивилизационное событие уже "вызревает" в недрах нашей цивилизации" [КРЦ, стр.399].
В настоящее время господствует гипотеза, искренне кажущаяся всем неоспоримой, о начале развития на Земле "настоящего" коллективного (общечеловеческого) разума. Прогнозы строятся самые радужные. Однако "антропное" самомнение и реальность – принципиально разные вещи...
В 2002 году SETI-шник физик Александр Дмитриевич Панов выдвинул и, как смог, обосновал новый принцип "космологического оптимизма": "...последует ли за разумом некоторая структура, в чем-то качественно отличная от него и превосходящая в каких-то аспектах, подобно тому, как живая материя отличается от неживой или разумная жизнь отличается от просто жизни? Нет никаких логических оснований утверждать, что это произойдет. Однако противоположное утверждение, согласно которому разум непременно является "венцом творения", по сути является одной из форм антропоцентризма, который всегда оказывался контрпродуктивным. Поэтому представляет интерес взгляд на феномен разума как на возможное промежуточное, но не завершающее звено в процессе самоорганизации Вселенной" [ПАД].
Встречаются авторы, разрабатывающие идею симбиоза компьютеров и людей. Сначала французский писатель Филипп Вилье (Philippe-Auguste Villiers, 1838-1889) в своём романе "Будущая Ева" ("L'Ève future", 1886) для обозначения человекоподобного робота использовал термин "андроид" (греч. andros - человек + eidos - вид). В 1960 году американцы инженер Манфред Клайнс и психиатр Натан Клин, разрабатывая концепцию расширения возможностей человека для выживания вне Земли, придумали специальный термин "киборг" (сокращение от "кибернетический организм").
Американский специалист, работавшего в области информационных технологий, Джозеф Ликлайдер (Joseph Carl Robnett Licklider, 1915-1990) в своей статье "Симбиоз человека и машины" ("Man - Machine Symbiosis", 1960) рассматривал вычислительные машины не как заменителей или слуг, а как товарищей человеческого разума: "Надеюсь, что уже не за горами время, когда человеческий мозг и ЭВМ будут крепко связаны друг с другом, так что образовавшееся товарищество обретет силу мысли, недоступную прежде никому из людей, и возможность обрабатывать данные, недоступную нынешним машинам".
Возникает вопрос: способно ли человечество перешагнуть через некоторый рубеж и приобрести свойства следующего уровня разумности? Думаю, что нам это не "грозит", т.к. мы связаны по рукам и ногам своим биологическим обличием, сущностью.
"До А.Д. Панова только одни теологи издревле проповедовали существование второго уровня разума, более высокого чем человеческий. При этом утверждалось, что он предельно возможный, как бы идеальный, т.е. недостижимый и непознаваемый.
Разрабатывая количественную классификацию ФДМ, теплофизик А.И. Вейник предложил и экспериментально доказывал гипотезу о наличии трех иных уровней разума, условно обозначив их как "сверхтонкие миры" или "невидимый параллельный мир", включающий в себя пико-, фемто- и аттомир (самый тонкий). Именно трех! И для этого у него были основания – весь религиозный опыт человечества.
Интересно, что из этой конструкции в неявной форме вытекает следствие: чем "тоньше" мир, тем "умнее", всесильнее и всеобъятнее присущий ему разум. Более того, разум сверхтонких миров смело можно назвать коллективным, т.е. как бы единым, ибо, как минимум, способен управлять временем и пространством (становиться "внехрональным" и "внеметрическим").
Необходимо также обратить внимание на первое предложение об экспериментальной проверке тезиса о возможности существования в микромире разумной жизни. С таким предложением выступил физик Р.С. Нахмансон на семинаре в Институте физики полупроводников Сибирского отделения АН СССР в 1977 году (его доклад издан в Новосибирске в виде препринта в 1979 и повторно в 1980 году)" [ВВА-ТД].

Антропоцентризм.

Человечество обладает редкостным себялюбием (иначе говоря, нарциссизмом), обладающим ярко выраженным сходством с естественным эгоцентризмом нормального ребенка.
Эгоцентризм (от лат. ego - я + centrum - центр круга) - неспособность или неумение индивида встать на чужую точку зрения. Восприятие своей точки зрения как единственной существующей. Термин ввел швейцарский психолог Жан Пиаже (Jean Piaget, 1896-1980) в 1921 году (книга "Речь и мышление ребенка", русский перевод в 1932) для описания особенностей мышления, характерного для детей в возрасте до 8-10 лет. По различным причинам такая особенность мышления в разной степени выраженности может сохраняться и в более зрелом возрасте.
Себялюбие человечества имеет разные названия с претензиями на "научное" обоснование, например:
Антропоцентризм (от греч. anthropos - человек + kentron - центр) - философское учение, согласно которому человек есть центр Вселенной и цель всех совершающихся в мире событий, включая конечную цель мироздания (как будто бы это кто-нибудь может знать!).
Углеродный шовинизм (франц. chauvinisme < фамилия французского солдата Chauvin Nicolas - ярого сторонника завоевательной политики Наполеона) - теория об универсальности водно-углеродной жизни, к которой склоняется большинство специалистов научного мира. Термин "углеродный шовинизм" ввел американский астроном Карл Саган (Sagan Carl, 1934-1996) в книге "Космические связи" ("The Cosmic Connection", 1973).
Молекулярный шовинизм - в 1999 году в печати промелькнуло сообщение о том, что американский физик Виктор Стенджер (Victor Stenger, 1935 г.р.) высказал следующее предположение: жизнь может строиться на основе каких угодно химических элементов - углерода, кремния или др., но в любом случае для её формирования абсолютно необходимы молекулы значительной сложности.
Корни себялюбия лежат в Библии. Именно она описывает (Бытие, книги 1-3) создание Богом двух основополагающих частей - вселенной и человека. Правда непонятно, кто из них "главней", кто для кого создан - вселенная для человека или наоборот, человек для вселенной.
Здесь на нашей планете умники-разумники единогласно постановили (возразить-то некому), что сокровенный вопрос решается однозначно - мы есть "пуп" Земли, умнее нас только Бог, следовательно, окружающий мир (природа) создан для нас, он наш дом (планета), кладовка с припасами (Солнечная система) и шикарный расширяющийся приусадебный участок (вселенная). Слово пуп происходит от др.-слав. пупъ - почка < индоевроп. корень pamp в значении набухать, пухнуть.
Первым за онаучивание "пупизма" взялся советский (сказать, русский, язык не поворачивается) историк науки Григорий Моисеевич Идлис (1928-2010). В 1958 году он сказал так: "все соответствующие свойства непосредственно наблюдаемой нами Метагалактики являются, вообще говоря, как раз такими необходимыми и достаточными условиями для естественного возникновения и развития жизни вплоть до подобных человеку высших разумных форм материи, осознающей, наконец, самое себя".
В 1970 году математический космолог Абрам Леонидович Зельманов (1913-1987) весьма ехидно отметил: "Мы являемся свидетелями процессов определенного типа потому, что процессы другого типа протекают без свидетелей" [ЗАЛ].
В западном мире приоритет выдвижения антропного принципа признается за Брэндоном Картером (1973) и отчасти за Робертом Дикке (1961). Первым его озвучил американский астрофизик Роберт Дик (Robert H. Dicke, 1916-1997), а окончательно сформулировал в 1973 году на съезде учёных, посвящённом пятисотлетию со дня рождения Николая Коперника, американец Брэндон Картер (Brandon Carter, 1942 г.р.), усмотревший в антропном принципе расширение задолго до него сформулированного принципа Коперника. Согласно Картеру мы имеем два формально раздельных космологических вселенских антропных принципа - слабый и сильный.
Слабый антропный принцип: устройство Вселенной допускает зарождение в ней биологической жизни. Фактически он является не более, чем обычным упражнением в логике (кто-то, возможно, даже сочтет его тавтологией: "мы живы, потому что живы и сознаем этот факт").
Сильный антропный принцип: Вселенная обязана быть устроена так, чтобы в ней могла зародиться разумная жизнь. Он выходит за рамки слабого антропного принципа и утверждает, что зарождение жизни во Вселенной не только возможно (слабый принцип), но и фактически неизбежно. Сильный антропный принцип широкого признания так и не получил по причине практической невозможности его проверки.
Конечная суть антропного (или антропоцентристского) принципа проста как гвоздь: "Все во имя человека, все для блага человека" (см. 3-ю программу КПСС, 31.10.1961), даже Вселенная со всеми её "чуднЫми" свойствами. А тут рукой подать до мысли, что и Вселенная подогнана под нас, как костюмчик…
Мудрено ли носиться по Земле, беззастенчиво обгаживать её, походя уничтожать любую живность и голосить: я чудо природы, я венец творения! Наше общество алчных тварей с вожделением смотрит в космос, клацая зубами и злобно приговаривая: Раз Вселенная создана для меня, то имею право употреблять всё и всех! Обратите внимание, уже есть общества, продающие участки на Луне и др. планетах солнечной системы. А сколько радости и наград тем астрономам, которые находят в космосе землеподобную планетку…
Расчет диапазонов физических констант, в которых может существовать человечество, мне кажется задачей развлекательного типа. Да и название не очень удачное.
Суть истинного антропного принципа я бы переформулировал иначе: жизнь и разум в космосе антропоморфны (греч. anthropos - человек + morphe - форма, вид). Все примитивно просто. Человечество считает себя самым умным в ряду всех земных сообществ, т.к. они не могут воспроизводить почти ничего из того, на что способны мы. А раз некому опровергнуть наше весьма нахальное заявление о том, что мы высшая ступень эволюции, то легко доказывается теорема: ВЦ должны быть похожи на нас как по разуму, так и по биологии. Абсолютно таков же подход и к научно-техническим достижениям ВЦ (если мы умеем, то они уж и подавно; если мы ещё только предполагаем, то они наверняка располагают)" [ВВА-ВЦ2].

Вселенский разум - факт или гипотеза?

По мнению В.В. Карелина, увлеченного достижениями электроники, "можно сравнить Разум Мироздания с мощным или сверхмощным компьютером, в котором находится огромная база данных - мысли. Этот компьютер находится под управлением Духа Святого, без конца дополняющего и меняющего "базу данных". Прикосновение к этой информационной системе подвластно некоторым людям, которых мы называем "гениями" или "пророками". Это люди, ярче других почувствовавшие свою малость" [КВВ].
Ченнелингисты (англ. channeling - прокладывание каналов), иначе контактёры, общаются "с любого рода сознанием, которое не находится в человеческой форме". Наши россиянцы утверждают, что они на английский манер (даже название своё поменяли) "канализируются" с душами мертвых, богами, демонами, ангелами, эльфами или ещё с кем-то, но непременно оттуда - из Всемирного разума. В мае 2007 года через группу знакомых контактеров, я задал "куда-то вверх" достаточно много вопросов, что бы прийти к следующему выводу: "ВЦ прекрасно знают состояние дел в нашей (земной) науке - все теории, гипотезы, мимолетные идеи, даже самые "вздорные". И, удивительное дело, они всегда с нами согласны. Любые правильные или ошибочные интеллектуальные достижения не просто поддерживают, а представляют в широко развернутой, перспективной и заманчивой форме. Напрашивается вывод, что это делается намеренно. Не исключено, что за этим кроется цель – увести нас в сторону от чего-то главного... Есть о чем помозговать".
Четкую и однозначную характеристику контактерству дал теплофизик А.И. Вейник: "Так называемые контактеры "общаются", как они думают, с представителями высокоразвитых инопланетных цивилизаций и получают от них "сверхважную для человечества" информацию; некоторые сами "путешествуют" на другие планеты и галактики, и т.д. Однако все эти "общения" и "путешествия" происходят в их собственном мозгу, куда они легкомысленно допустили демонов своим несдержанным интересом к АЯ.
Интеллектуалы легче всего ловятся на йоге, реинкарнации и т.п. дьявольщине. Бесы убеждают их в бессмысленности нынешней жизни, в следующей, мол, будет легче. Однако следующих жизней не бывает" [ВАИ-АЯ].
"Наивно думать, что феномен зла, обитающий в каждом атоме человека в течение всего периода существования цивилизации, всё время подстраивающийся под каждого из нас и непрерывно совращающий нас с пути добра, может принадлежать гуманным инопланетянам, которые прилетают с целью нашего спасения. В нашем земном садке, где мы проходим определенную стадию эволюции, инопланетяне непредусмотрены. Феномен выполняет определенную роль санитаров - волков, пожирающих зазевавшихся овец. Поэтому его роль - не спасти всех нас, а очистить стадо от заблудившихся, больных духовно и слабых. Однако только от нашей свободной воли, на которую никто не в силах воздействовать, зависит выбор пути добра или зла. Важно не прогадать" [ВАИ-НЛО].
Попробую коротко изложить ещё один подход к затронутой проблеме:
"Думаю, вряд ли кто будет оспаривать утверждение, что разум – это не материальное образование, а свойство объекта или системы объектов. С точки зрения наивысшей и конечной цели таким свойством можно назвать стремление и обеспечение максимальной устойчивости объекта или системы объектов в условиях изменения параметров среды, как внутренней так и внешней. Проще говоря, это способность:
а) приспосабливаться к внутренней и окружающей среде (простейший тип);
б) предсказывать её изменения (сложный или "обыкновенный" тип);
в) гарантировано обеспечивать свою независимость от любых негативных явлений природы (высший тип).
В нашей упрощенной классификации подразумевается, что каждый последующий тип разума естественным образом включает в себя все предыдущие" [ВВА-ВР].
Если отрешиться от антропоцентризма (антропных притязаний) и прочих видов любви человечества к своей мясистой плоти, то станет очевидным: кто-то обязан контролировать исполнение законов природы, в противном случае они перестанут действовать и хаос уничтожит порядок. Вспомните пессимистическую сказку немецкого физика Рудольфа Клаузиуса (Rudolf Clausius, 1822–1888) о тепловой смерти Вселенной" (1865). Только Высший Разум, именуемый обобщенно по-простонародному Богом, считается регулятором Вселенной.
Вспомните про пико-, фемто- и аттомиры, обозначенные теплофизиком А.И. Вейником. Чем "тоньше" (по степени малости) мир, тем он "умнее". Все они создают и управляют материей на любом количественном уровне. Ими заселяется абсолютно всё, даже такие пустяковинки, как бесчисленные элементарные частицы. Посмотрите таблицу в статье "Движение, формы движения материи, энергия" [ВВА-ФДМ]. Увидите, что разумно всё, даже планеты. И это самое всё в том или ином виде содержит жизнь. Только забудьте о биологической жизни, т.е. о той, которая на углеродной основе. Она мелкий частный случай в космосе. И только потому, что на Земле есть условия, стабильные для существования воды, управляющей жизнью и служащей (находясь в сосудах) антенной для приема руководящих указаний Высшего Разума.

Может ли разум болеть?

Может, ибо болезнь Высшего Разума - это частичное разрушение Вселенной (космоса, природы). Заболевание, т.е. какой-то сбой природных (физических, от греч. physis - природа) процессов в отдельных местах пространства, есть дело совершенно обычное. Доказательством тому является ход развития белковой пленки, присвоившей себе кличку "человечество" и заполонившей поверхность одной из планет Солнечной системы. Что это за болезнь? Я бы назвал её обобщенно - алчность. Началась она с изобретения денег (7-8 века до н.э.), усугубилась узаконением права наследования. Но это происходило в так называемый скрытый (латентный) период. Далее последовала закономерная вспышка с предстоящим неизбежным смертельным исходом. Резкая активизация болезни проявилась в виде научно-технической (или "промышленной") революции. Кстати, под революцией подразумевается нечто положительное, тогда как в переводе с латыни это слово означает совершенно обратное: revolutio - откатывание, круговорот < re- - обратно, опять, снова, против + volvo - катить, вращать, валить.
В научных кругах не принято смотреть на данное явление, как на болезнь, тем более с каким-то там латентным периодом. Алчность в форме конкуренции даже считается обладающей "несомненной положительной ролью в общественном развитии". В печати деньги называют "уникальным изобретением человечества", а некто на своем сайте высокопарно заявил: оно настолько гениально, что нет сомнений - "в этом изобретении не обошлось без помощи Самого Господа Бога".
Вместо того, чтобы жить в согласии с природой и быть её составной частью, люди каким-то образом подцепили вирус "алчности" (или "техногенный" вирус, НТР-вирус) и допустили развитие заразы до критического состояния (не могу сказать, что термины удачны, но, как говорил мой дедушка, "за неимением гербовой пишут на простой").
Что означает: "быть составной частью природы"? Это одновременное и согласованное развитие человеческого духа и техники удовлетворения потребностей тела. Предположительно явное нарушение гармонии сочетания духа и тела началось после пандемии бубонной чумы, прошедшей по Европе в середине XIV века. Полагают, что "черная смерть" унесла во всех странах Европы не менее трети населения, во Франции и Англии, быть может, даже половину.
Для развития духа нужно следовать законам, которые нам спустили сверху, т.к. ничего иного мы бы не поняли! Законы-то простенькие: любви, добра и зла, а также закон выбора между добром и злом. Но человек на 99,9% животное, которое из-за своей алчности любовь и добро пропускает мимо сердца. Человеком в основном правит плоть.
Не исключена возможность (даже скорее всего), что зараза внесена намеренно, т.к. плантация духов на Земле перестала быть рентабельной - плодоносит всё хуже и хуже. А любой огородник знает, как поступать с выдохшимся парником (его либо уничтожают и на его месте строят новый, либо просто бросают на произвол судьбы и строят новый совершенно в другом месте).
Если принять гипотезу А.И. Вейника (и не только его) о том, что человеческий мозг сам думать не может, является лишь приемником сигналов сверху (+ управляет телом), то "переход от обезьяны к человеку" не должен быть тайной за семью печатями. Этот переход выглядит как искусственный акт (!), выполненный без соблюдения санитарно-эпидемиологического режима, в результате чего человек заразился вирусом НТР.
В любом случае "труд" (или НТР - научно-техническая революция) не "облагородил человека", как считал Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848), а превратился в несчастье для нашей планеты, как живого космического тела. Для самОй "облагороженной" белковой пленки (человечества) исход не менее трагичен - скоропостижное вымирание людишек, увлеченно играющих в скотские игры по законам чисто животного мира, причем постоянно их же и нарушая. Ни один тварный вид на Земле не ведет столь масштабных захватнических войн, не занимается самоуничтожением (всевозможными наркотиками) ради получения сиюминутного удовольствия, не отупляет свой разум и не убивает время собственной жизни с фантастической изобретательностью.

Есть ли у нас братья по разуму?

Что означают слова - "братья по разуму"? Скорее всего, под этим подразумевается внеземные разумы (ВР) на белковой основе и схожие по уровню развития с нашим человеческим. Чаще пользуются термином "внеземные цивилизации" (ВЦ).
Сложности, стоящие перед теми, кто берется рассуждать о ВР (ВЦ):
а) не решен вопрос, ВР имеет одного носителя (особи) или множество однотипных;
б) в диапазоне каких физических параметров, в какой среде или на каком объекте (объектах) размешается разумная особь (особи);
в) сопоставимы ли размеры разумной особи (особей) с человеком;
г) в какой степени среди ВР распространена болезнь (алчность), которой страдаем мы - земляне;
д) каким способом общаются особи внутри одной ВР или ВР между собой, да и нужно ли им это общение.
Человечество только в ХаХа веке освоило электромагнитные волны. Извлекая из них незначительную пользу, остальное перегоняло в "мусор", превращая планету в светящуюся "гнилушку". Обуённый грехом антропоцентризма астроном Николай Семенович Кардашев (1932 г.р.) в 1964 году даже предложил классифицировать ВЦ по размеру "помойки", образовавшейся вокруг места их обитания.
Какое дело ученым всезнайкам, что один век в космическом масштабе неизмеримо меньше того, что мы подразумеваем под словом "миг". И этот миг вовсе не эпоха в создании дальней космической связи, к которой электромагнитные волны не имеют никакого отношения. Не взирая ни на что, астрономов, расперло от гордости при появлении в свои руках радиосвистулек, дающих возможность пообщаться с выдуманными инопланетянами, которые несомненно такие же "белковые" и умные, как и мы. Плюс ко всему они просто обязаны быть хоть немного похожими на людей (у них же наверняка была своя обезьяна!), с двумя ходилками, с двумя хваталками и половыми органами, прикрепленными там, где заблагорассудилось писателю-астроному-фантасту.
В 1976 году первым опомнился астроном Иосиф Самуилович Шкловский (1916-1985). Как самый эмоциональный и торопливый, он провозгласил идею единственности нашей цивилизации во всей огромной Вселенной. Сиганул из одной крайности в другую.
Вместо чем притормозить и подумать, с кем, зачем и о чем намереваются почесать языки, неугомонные астрономы типа Александра Леонидовича Зайцева (1945 г.р.), глядя на достижения современного телевидения (с его уголовными и прочими идиотскими сериалами, порнухой, рекламой и т.п.), предложили устроить такой же балаган в космосе! При этом стараются привлечь к "радиовещанию" как можно больше людей, дабы привить им "любовь к астрономии".
Гораздо полезнее построить "этажерку" уровней разумности и оценить, на каком этаже находится человечество. Наконец-то сообразить, что более простой уровень разума никогда (!) не сможет понять более сложный и всегда будет считать его Богом.
Человек - это садовый горшочек с навозом, нужный Богу для выращивания необходимых ему форм жизни - "духов". Форма горшочка в виде человека приспособлена только к планете Земля. На других планетах (просто на любых иных космических телах) горшочки будут совершенно иные. Единственный шанс у человека - хоть приблизительно догадаться, зачем его породил и что от него хочет "Внеземной разум". Далее просто: либо исполнять, либо сгинуть.

Чуть-чуть о языке общения с "братьями по разуму".

"Считается, что для общения с ВЦ могут быть использованы три языка – "язык природы", "язык эмоций", "язык логики" [ЗАЛ]. Именно для общения, т.к. ответят, если нам повезет, точно так же.
Язык природы чрезвычайно сложен для распознавания, а вот остальные два...
Кто сказал, что язык эмоций (язык искусства), тем более человеческих, - это "язык прекрасного", аж универсальный язык Вселенной, обязательно доступен ВЦ, адекватно будет ими расшифрован и оценён?
Произведения искусства влияют на человека через пять вполне конкретных органов восприятия мира, имеющих определенные диапазоны чувствительности. Полученная из вне информация обрабатывается мозгом и как бы резонирует с общим настроем психики человека (если он к этому готов), приводя его в состояние "удовольствия". Остальные земные цивилизации весьма различаются количеством органов восприятия и диапазонами их чувствительности. Немного мы знаем об их психике и реакции на произведения нашего (человеческого) искусства. А что можем сказать о ВЦ? Ничего! Но почему-то уверены (!) – они как мы.
Скорее всего наши "музыки" будут для них странным сотрясанием электромагнитного поля (если знают что-нибудь о нем). Замучаются разбираться что к чему... Или радиоастрономы действительно верят, что ВЦ всенепременно станут нам подпевать "выходила на берег Катюша..." и тем же самым электромагнитном способом?
Поэтому весьма опрометчив вывод ученых, высказанный, например, в статье [10]: "лишь эмоциональные послания могут передать понятную [Кому? - ВВА] информацию о землянах и в целом о нашей цивилизации".
Кто сказал, что язык логики понятен во всех уголках космоса? Научить ВЦ математике проще (если она им нужна), чем логике. Даже здесь, на Земле, у разных народов и в разные исторические времена логика разная. А что говорить об иных мирах?" [ВВА-ВЦ2].
Логика (греч. logike - наука о правильном мышлении, искусство рассуждения < logos - слово, учение, наука, изучение, понятие, мысль, разум, намерение, причина, повод, отчет. У слова logos, по крайней мере, 34 различных словарных значения) - наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.
Для нас привычна бинарная (двоичная, математическая, формальная) логика в качестве объектов рассматривает логические утверждения (суждения, высказывания). Двоичная логика (двузначная логика) это логика, основанная на двух утверждениях. Истина (логическая единица) и ложь (логический нуль). Любое утверждение в её рамках может быть либо истинным (true), либо ложным (false), - "третьего не дано".
Не бог весть как давно (1920) польский логик Ян Лукасевич (Jan Łukasiewicz, 1878-1956) придумал трехзначную логику высказываний - исторически первую многозначную логику. Она является простейшим расширением двузначной логики. Перечень истинностных значений трёхзначной логики помимо "истинно" и "ложно" включает также третье значение, которое трактуется как "не определено" или "неизвестно". Если не использовать значение "неизвестно", троичная логика сводится к обычной двоичной логике.
В 1954 году Лукасевич разработал четырёхзначную систему логики, а затем - бесконечнозначные (n-значные) логические системы, в которых множество истинностных значений счётно-бесконечно или имеет мощность континуума (множества). В качестве истинностных значений выступают рациональные числа из отрезка (0, 1). Моделями бесконечнозначных логик Лукасевича являются им же разработанные алгебры.
Вопрос на засыпку: успели ли инопланетяне вызубрить наши виды свежеиспеченных логик или откроем для них курсы повышения квалификации? Где? Лучше всего на Луне, и от учителей недалеко и кратеры сослужат роль парт, а в качестве карцера прекрасно подойдет кратер Эйнштейна***.

Примечание.

* - Фраза "Мой стакан не велик; но я пью из своего стакана" (франц. "Mon verre estpetit, maisje bois dans mon verre") взята из стихотворного посвящения (Альфреду Татте), которое французский поэт Альфред де Мюссе (Alfred de Musset, 1810-1857) предпослал своей драматической поэме "Чаша и уста" ("La coupe et les levres", 1832). Стихотворение Мюссе - лирическая исповедь поэта, который отвергает упреки в том, что он подражает Байрону.

** - ИА - сокращение от выражения "интернетный аноним". Мода нынче такая - шифроваться, абы не заподозрили в обывателе гордыню, т.е. того, кто не в меру умничает, пытаясь перещеголять руководство.

*** - Эйнштейн (первоначальное имя "Caramuel") - большой лунный кратер (16.3°N, 88.7°W), который простирается вдоль западной конечности Луны. Диаметр 198 км, глубина неизвестна. Кратер обнаружил в 1952 году британский музыкант и астроном Патрик Мур (Patrick Moore, 1923 г.р.).

Литература.

АНМ. Амосов Н.М., "Моё мировоззрение", январь 2001.
http://www.icfcst.kiev.ua/amosov/outlook1_r.html#true
Амосов Николай Михайлович (1913-2002), доктор медицинских наук (1953), советский и украинский кардиохирург, литератор. Академик АН УССР (1969) и Национальной Академии Наук Украины, Герой Социалистического Труда (1973).

ВАИ-АЯ. Вейник А.И., "Бесы бесконечно изобретательны", "Аномалия. Научно-информационный вестник", 1992, № 10-12, стр.8-15.
http://www.veinik.ru/lib/articles/article/706.html

ВАИ-НЛО. Вейник А.И., "Наваждение по имени НЛО", журнал "Свет", 1991, № 7, стр.16-18.
http://www.veinik.ru/lib/articles/article/697.html

ВВА-ВЖ. Вейник В.А., "Зачем Вселенной жизнь?", 12.08.2010.
http://www.veinik.ru/science/biolog/article/881.html

ВВА-ТД. Вейник В.А., "Взгляд технаря на диамат", 30.06.2005.
http://www.veinik.ru/science/phil/article/206.html

ВВА-БФ. Вейник В.А., "Библия и физматика на страже друг друга", 27.07.2010.
http://www.veinik.ru/science/trust/article/877.html

ВВА-ВР. Вейник В.А., "Простейший, обыкновенный и высший разумы", 07.08.2007.
http://www.veinik.ru/science/phil/article/683.html

ВВА-ВЦ1. Вейник В.А., "CETI-SETI. Космический Разум вне или внутри нас?", 07.03.2006.
http://www.veinik.ru/science/anomal/article/342.html

ВВА-ВЦ2. Вейник В.А., "CETI-SETI. Кто ищет в космосе себе подобных, тот найдет... себя", 19.04.2006.
http://www.veinik.ru/science/anomal/article/364.html

ВВА-ФДМ. Вейник В.А., "Движение, формы движения материи, энергия", 12.03.2009.
http://www.veinik.ru/science/phil/article/831.html

ВН. Винер Н., "Кибернетика, или управление и связь в животном и машине; или Кибернетика и общество", М.: Советское радио, 1958.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/viner/01.php
Винер Норберт (Wiener Norbert, 1894-1964), американский математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.
Wiener N., "Cybernetics or Control and Communication in the Animаl and the Machine", New York: The Technology Press and John Wiley & Sons. Inc. – Paris: Hermann et Cie, 1948

ГИИ. Гециу И.И., "О разуме человека", СПб.: Алетейя/Реноме, 2010. 296 с., тираж 1000 экз. http://www.razumcheloveka.ru/
Гециу Иван Илларионович (1953 г.р.), учитель химии и биологии. Окончил химический факультет Кишиневского государственного университета. С 1978 года живет и работает в Москве. Работал над книгой "О разуме человека" с 1981 по 2007 г.

ГЭГ. Гаузер Э.Г., "Разум в живой природе", 1990-2003.
http://erichware.com/litvor/razumpri.htm

Еремин А.Л., "Разум как космическое явление", 2005, параграф 5.6 из книги
http://znaniya-sila.narod.ru/live/anknown_15.htm
Еремин Алексей Львович (1958 г.р.), кандидат медицинских наук (1990). Окончил Санкт-Петербургскую государственную медицинскую академию им. И.И.Мечникова (1981).
Еремин А.Л., "Биофизические основы эволюции разума человечества" // Биофизика РАН, 2003, т.48, № 3, стр.573 (рукопись депонирована в ВИНИТИ 14.04.03 № 696-В 2003).
Еремин А.Л., "От интеллекта индивидуума к интеллекту человечества" // Природа РАН, 2004, № 4, стр.23-28.
Еремин А.Л., "Ноогенез и теория интеллекта", Краснодар: СовКуб, 2005. 356 с.

ЗАЛ. Зайцев А.Л., "Межзвездные радиопослания", журнал "Наука и жизнь", 2006, № 4, стр.34-39. http://radiomessages.by.ru/
http://www.nkj.ru/archive/articles/5178/

"Памяти Абрама Леонидовича Зельманова", Успехи физических наук, 1987, т.152, вып.3, стр.524.
http://www.astronet.ru/db/msg/1190190/ufn.html
Зельманов Абрам Леонидович (1913-1987), доктор физико-математических наук, специалист по релятивистской космологии и общей теории относительности.

КВВ. Карелин В.В., "Что такое Ноосфера или Биокомпьютер?"
http://www.intellectspb.ru/articles/noosphere.html
Карелин Валентин Владимирович (1937-2005), доктор технических наук, академик Российской Академии Космонавтики имени К.Э. Циолковского, научный руководитель Центра "Интеллект".

Кеслер Я.А., "Русская цивилизация", изд. 2, М.: ЭкоПресс-2000, 2002. 432 с.
http://www.nebopolitica.ru/index.php?m=192

Нахмансон Рауль Самуилович (Nakhmanson Raoul), кандидат физико-математических наук. После защиты диссертации переехал в Институт физики полупроводников Сибирского отделения АН СССР (Новосибирск) и 1981-1987 годах возглавлял лабораторию. Эмигрировал в Германию, профессор в г. Франкфурт-на-Майне.
Нахмансон Р., "Двухщелевой эксперимент Юнга с людьми", электронный журнал "Квантовая Магия" (http://www.quantmagic.narod.ru/), 2004, т.1, вып.3, стр.3187-3193. http://quantmagic.narod.ru/volumes/VOL132004/p3187.html#_ftn3
Нахмансон Р.С., "Физическая интерпретация квантовой механики", журнал УФН, 2001, т.171, № 4, с. 441-444.

ПАД. Панов А.Д., "Разум как промежуточное звено эволюции", Материалы конференции "SETI на пороге ХХI века: итоги и перспективы" (SETI-XXI), состоявшейся 5-7 февраля 2002 года в ГАИШ (Москва).
http://www.astronet.ru/db/msg/1177354
Панов Александр Дмитриевич (1958 г.р.), кандидат физико-математических наук (1997). Окончил физический факультет МГУ им. М.В.Ломоносова (1982). Старший научный сотрудник НИИ ядерной физики им. Д.В.Скобельцина при МГУ (НИИЯФ МГУ).

Перах Марк, "Антропные принципы - логичные и нелогичные", 2008
http://evolution.powernet.ru/polemics/antropprinciple.html
Перах Марк (наст.фам. Поперека Марк Яковлевич, Perakh Mark, 1924 г.р.), родился в Киеве, образование высшее. Зав. кафедрой, Кафедра сельхоз института. Проживал: Алма-Атинской обл., в 1958 году арестован по статье 58-10 (агитация и пропаганда), осужден на 8 лет ИТЛ (реабилитирован в 1990). Эмигрировал в США, почетный профессор математики и статистической механики в Калифорнийском университете (г. Фуллертон, штат Калифорния).
Марк Перэх, "Почему непреодолимой сложности не означает, интеллектуальный дизайн", 17.02.2005
Перах Марк, "Подлинная наука против "Z-факторов" Дембского", 01.05.2006
Дембски Уильям (Dembski William Albert, 1960 г.р.), американский математик, философ и богослов. Ввел понятие Универсальной Вероятности.

САГ. Сергеев А.Г., "Вселенная для человека?", журнал "Вокруг света", 2009, № 1(2820).
http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/6578/
Сергеев Александр Генрихович, научный редактор журнала "Вокруг света", научный обозреватель Радио Свобода.

УДН. Ушаков Д.Н., "Толковый словарь русского языка" в 4-х томах, (т.1 - 1935, т.2 - 1938, т.3 - 1939, т.4 - 1940). В словаре более 85 тыс. слов. (Переиздавался в 1947-1948 гг.; репринтное издание: М., 1995; М., 2000).
Ушаков Дмитрий Николаевич (1873-1942), русский лингвист, член-корреспондент АН СССР (1939). Профессор Московского университета и других московских вузов. Активный участник проекта реформы русской орфографии 1917–1918; в 1930-е годы возглавлял Орфографическую комиссию Наркомата (министерства) просвещения и заведовал отделом русского языка Института языков и письменностей пародов СССР.

ЧПЯ. Черных П.Я., "Историко-этимологический словарь современного русского языка", тт.1-2, Москва: Русский язык, 1999.
Черных Павел Яковлевич (1896-1970), языковед и педагог, профессор Московского университета (1954-1961).

ЭОВ. Эстерле О.В. "Что такое разум?" 03.05.2000
http://www.veinik.ru/science/603/5/274.html
Эстерле Отто Вильгельмович (1940-2002), доктор геолого-минералогических наук (1990), инженер электросвязи. В 1992 году эмигрировал в Германию.

Опубликовано на Порталусе 27 января 2011 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама