Рейтинг
Порталус

Размышления над книгой. МОНАСТЫРИ НА РУСИ

Дата публикации: 18 июня 2014
Автор(ы): К. С. ДЯДЬКОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1403081476


К. С. ДЯДЬКОВА, (c)

Каждый человек в течение жизни хотя бы раз испытывает острую жажду одиночества. Быть может, это вызвано невыносимым желанием познать себя, свой путь и куда он ведет. Для многих искателей окончательное одиночество, не омраченное мыслями о теле, познается в монастырской келье, где истосковавшаяся душа наконец находит вечного слушателя, а целью человека становится обретение им подобия Божия...

стр. 89


К. С. ДЯДЬКОВА, научный редактор журнала "Научная книга"

Именно такой путь развития человеческого разума рассмотрен в выпущенной в конце 2002 г. издательством "Наука" книге "Монашество и монастыри в России. XI-XX: Исторические очерки". Это сборник статей сотрудников Центра по истории религии и церкви Института российской истории РАН. Разумеется, в нашей стране и ранее публиковалось достаточно много работ о деятельности православной церкви. Но они, в основном, были целиком посвящены какому-то одному историческому периоду, событию или проблеме. В данной же монографии, благодаря удачному подбору очерков, наблюдается единая нить повествования, позволяющая читателю увидеть целостную картину истории монашества и монастырей в России от момента их зарождения до полной ликвидации за периоде 1917-го по 1938 г. и частичному их возрождению с 1943 г. (во время Великой Отечественной войны).

В монографии рассмотрены ключевые этапы в жизни отечественных обителей. Во- первых, их возникновение на Руси. Как известно, монашество зародилось в Египте (конец III - начало IV в.), а у нас оно появилось вскоре после крещения - в XI в. И одним из самых знаменитых православных центров того времени являлась Киево-Печерская лавра, основанная в 1051 г. трудом отшельника, преподобного Антония Печерского.

Именно с этого периода можно уже проследить появление земельной собственности у монастырей (прежде всего в виде подарков от власть имущих, богатых прихожан), развитие в них земледелия и скотоводства. Постепенно их деятельность становилась разнообразнее: они занимались благотворительностью, создавали и содержали богоугодные заведения для нищих. Накопив значительные денежные средства (полученные от вкладов верующих, а также реализации выращенной сельхозпродукции и т.п.), проводили некоторые финансовые операции. Параллельно они становились центрами просвещения: открывали собственные школы, в которых обучали грамоте и богословию, иноки переписывали и распространяли рукописи религиозного содержания. Именно монахи

стр. 90


стр. 91


стр. 92


фиксировали в летописях исторические и политические события, происходившие в княжествах Древней Руси.

Ко времени монголо-татарского нашествия (начало XIII в.) монастырей насчитывалось около 80 и рост их числа продолжался до середины XIV в. Причем важно отметить: они располагались в городах или вплотную примыкали к ним. Особенно в этом плане выделялся Новгород Великий, где за короткое время появилось 27 обителей.

В монографии достаточного подробно освещен период объединения Руси. Оно тесно связано с именем Сергия Радонежского (ок. 1321 - 1391) - самого почитаемого русского святого*, основателя и первого игумена Троице-Сергиевой лавры**. Преподобный принимал деятельное участие в духовной жизни страны: основал несколько обителей, воспитал множество последователей, личный аскетический подвиг прославил его далеко за пределами Московского княжества. И хотя монголо-татарское иго привело к разрушению некоторых действующих монастырей, вместе с тем способствовало постройке новых (с начала XIV до середины XV в. их было основано около 180, причем большинство их них возникли "в пустыне", т.е. в девственных лесах).

Монастыри вносили огромный вклад в духовное развитие страны: здесь собирали прекрасные библиотеки, строили храмы, имеющие высокое художественное значение, занимались иконографией, создавали произведения прикладного искусства и живописи. Например, во многих монастырях этого периода (Ферапонтовом в Вологодской области, Пафнутьево-Боровском и Иосифе-Волоколамском в Подмосковье, в Успенском соборе Московского Кремля) фрески и иконы были написаны Дионисием (ок. 1440 - после 1502/03)***. В Кириллово-Белозерской обители (Вологодская область) мастера изготовляли резные оклады для икон, кресты, знаменитые по всей Руси ложки с вставками из моржовой кости, деревянную посуду. Вместе с тем варили соль для продажи, мололи зерно****.


* См.: Б. М. Клосс. Быть святым на Руси. - Наука в России, 1993, N 1 (прим. ред.).

** См.: В. П. Даркевич. Обитель преподобного Сергия. - Наука в России, 2000, N 2 (прим. ред.).

*** См.: В. П. Даркевич. Фрески Дионисия. - Наука в России, 2000, N 4 (прим. ред.).

**** См.: В. П. Даркевич. В "северной Фиваиде". - Наука в России, 2000, N 3 (прим. ред.).

стр. 93


Один из очерков сборника посвящен известному подвижнику - Нилу Сорскому. На церковном Соборе 1503 г. он впервые за всю историю православия на Руси поставил вопрос о церковном и монастырском землевладении. Заботясь о совершенствовании монашества, о соблюдении им обета, призывал к более строгому исполнению аскетического идеала, что требовало порвать мирские связи. А достичь этого, считал он, можно лишь после отказа не только от личной (иноков) и монастырской собственности, но и от излишней стяжательской хозяйственной деятельности, товарного обмена, финансовых операций. Словом, речь шла о предпочтении пустыни другим формам монашества. Естественно, утопическая программа Нила не была рассмотрена Собором положительно, ибо монастыри в XVI- XVII вв. очень активно участвовали в социальной и хозяйственной жизни страны.

Весьма интересны статьи, повествующие о XVIII в., - сложном периоде для Русской церкви. К тому времени давно уже назрела проблема самостоятельности монастырей, не вписывающаяся в политику складывающегося централизованного государства. Эта эпоха во многих источниках называется синодальной, так как после кончины в 1700 г. патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового главы церкви, ас 1721 г. управлять ею стал Святейший Синод.

За время царствования Петра I был закрыт ряд монастырей, другие, "малобратственные", соединили в более крупные, появились ограничения на основание обителей. Указ от 30 декабря 1701 г. устанавливал монастырям определенное содержание от государства. К 1707 г. была подготовлена опись церковных имений.

Церковную реформу завершила Екатерина II указом 26 февраля 1764 г., по которому все землевладения, принадлежавшие Святейшему Синоду, епархиальным кафедрам, обителям и приходам, передавались Коллегии экономии. "Монастырские штаты" определяли число монастырей, получавших ежегодное государственное содержание, его размер и соответственно число иноков в каждом. В результате их количество в стране резко сократилось (за синодальный период - на две трети).

Правда, несмотря на многочисленные гонения, возникали новые обители, ставшие духовными центрами страны в конце XVIII-XX вв. Темниковская Саровская Успенская мужская пустынь (неподалеку от Нижнего Новгорода) стала известной благодаря подвижничеству инока Серафима (1758 - 1833). Вслед за ней начинается возвышение козельской Введенской Оптиной пустыни (Калужская область) - слава о ее старцах- схимниках приобрела всероссийские масштабы, сюда на встречу со старцем Амвросием приходили сотни крестьян, мастеровых, военных, купцов, аристократов, интеллигентов (в том числе великие русские писатели Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой).

Юридическое положение монастырей определял "Свод законов Российской империи", составленный графом М. М. Сперанским и вступивший в силу в 1832 г. В нем помимо положения о казенной земле (по

стр. 94


стр. 95


приказу 1797 г императора Павла I монастырям выделялось по 30 десятин) было указано, что обители могут принимать земельные наделы в дар, однако на это требовалось высочайшее разрешение. Монастырям также запрещалось владеть имениями с проживающими там людьми.

Но кроме земельных наделов, у монастырей были другие доходы. Во-первых, это, конечно, казенные субсидии, которые были, правда, невелики. А самой значительной частью доходов оставались частные пожертвования от многочисленных паломников и состоятельных людей. В некоторых было налажено различное производство: мельницы, иконописные и переплетные мастерские, свечное дело и т.п. Отдельные обители выступали в роли домовладельцев.

В общем, XIX в. и начало XX в. были весьма благоприятны для жизнедеятельности монастырей: в это время их количество удвоилось.

Но прогремел Октябрь 1917 г., остановивший естественное развитие 1257 отечественных обителей... Об этом повествует заключительный очерк монографии. Январский Декрет Советской власти 1918 г. лишал церковь всякой собственности: земли, капиталов, недвижимости. Настоятели получили приказ оставить монастыри, в зданиях которых сразу устроили рабочие общежития и даже концентрационные лагеря (например, в самых древних московских - Спасо-Андрониковом, основанном в 1360 г., и Новоспасском - в 1460 г.). В ответ на возмущения верующих следовали террористические акты, убийства, аресты. Только за 1922 - 1923 гг. погибли 1962 монаха и 3447 монахинь. 8 апреля 1929 г. было принято постановление ВЦИК "О религиозных объединениях", еще больше ограничившее положение духовенства. По всей стране колокола переплавляли, храмы разрушали.

Трудно оценить урон, нанесенный национальной культуре за те годы. Была уничтожена почти тысячелетняя накопленная монастырями база знаний. Бесследно исчезли многие памятники церковного искусства: иконы, утварь, колокола и др. В руины превратились шедевры архитектуры - в том числе в Московском Кремле. В Свенском монастыре (Брянская область) разобрали собор, возведенный великим зодчим В. Растрелли, - шедевр архитектуры барокко. Этот ураган разрушений не мог бесследно пройти и для самих людей - он без сомнения вызвал падение нравственности, духовности всего народа... К 1938 г. на территории СССР не осталось ни одного действующего монастыря.

С 1943 г. началось некоторое возрождение православной церкви: правительством страны решено было использовать ее власть и влияние на народные массы в своих целях - на завершение борьбы с немецко-фашистскими оккупантами и насаждение коммунистической идеологии в странах Восточной Европы, где сильны были религиозные традиции. Возрождение, естественно, происходило под жестким государственным контролем.

В конце 50-х годов политика советского правительства опять переменилась: началась борьба с "религиозными пережитками". Храмы и монастыри опять повсеместно закрывали. И лишь в середине 80-х годов в обществе стали происходить благоприятные для церковного института перемены. Хочется надеяться, что этот период продлится долго, приобретет необратимый характер, позволяя создавать и хранить для будущих поколений памятники духовной и материальной культуры нашей страны.

Опубликовано на Порталусе 18 июня 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама