Рейтинг
Порталус

Азбука православия. КАК ВОЗНИК ОБЫЧАЙ ВОЗЖИГАТЬ СВЕЧИ И ЛАМПАДЫ

Дата публикации: 26 октября 2014
Автор(ы): Сергей МЕЩЕРЯКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1414268115


Сергей МЕЩЕРЯКОВ, (c)


Обычай ставить свечи в храмах пришел в Россию из Греции, откуда пришла к нашим предкам при святом князе Владимире православная вера.

Но уже в ветхозаветной скинии Моисеевой светильники составляли необходимую принадлежность Священнослужения и зажигались вечером пред Господом (Исх. 30, 8). В Иерусалимском храме одновременно с ежедневной утренней жертвой, совершаемой во дворе храма, в святилище первосвященник безмолвно, благоговейно совершал приготовление светильников для вечернего возжигания, а вечером, после вечерней жертвы, возжигал светильники на всю ночь.

Горящие лампады, светильники служили символом водительства Божия. "Ты. Господи, светильник мой", - восклицает царь Давид (П Цар. XXII, 29). "Слово Твое -светильник ноге моей", - говорит он в другом месте (Пс. CXVIII, 105).

Из храма в дома ветхозаветных верующих перешло употребление светильников при субботних и других праздничных вечерях, особенно на Пасху.

Возжигали свечи и святые апостолы, и первые последователи Христовы, когда собирались в ночное время для проповеди Слова Божия, молитвы и преломления хлеба. Об этом прямо сказано в книге Деяний святых апостолов: "В горнице, где мы собрались, было довольно светильников" (Деян. XX, 8).

В первые века христианства при богослужении всегда возжигали свечи. С одной стороны, в этом была и необходимость: христиане, гонимые язычниками, для богослужения удалялись в подземелья и катакомбы, да к тому же богослужения чаще всего совершали по ночам, и без светильников обойтись было нельзя. Но по другой - и главной причине - освещение имело духовное значение. "Никогда не совершается у нас богослужение без светильников, - говорил учитель Церкви Василий Великий, - но мы употребляем их не для того только, чтобы разгонять мрак ночи, - литургия совершается у нас при свете дневном; но для того, чтобы изобразить чрез это Христа - свет несотворенный, без которого мы и среди полдня блуждали бы во тьме".

В конце второго века в Иерусалимской церкви Бог сотворил чудо: когда на Пасху в храме не оказалось елея для лампад, то епископ Наркис велел налить в лампады колодезную воду - и они горели всю Пасху, как будто были заправлены самым лучшим маслом.

Когда на Церковь Христову прекратились гонения и настал мир, обычай возжигать светильники и свечи остался. Ни одно богослужение, ни одно священное действие не совершалось, как и теперь не совершается, без светильников.

В ветхозаветные времена пред книгой закона Моисеева горела неугасимая лампада, знаменуя, что Закон Божий есть светильник человеку в его жизни. А так как в новозаветные времена Закон Божий содержится в Евангелии, то в Иерусалимской церкви приняли за правило перед выносом Евангелия нести горящую свечу, а во время чтения Евангелия зажигать все свечи, знаменуя, что свет Евангельский просвещает всякого человека.

Святые отцы VII Вселенского Собора определяют, что в Православной церкви святым иконам и мощам. Кресту Христову, Святому Евангелию воздается честь каждением фимиама и возжжением свечей. Блаженный Симеон Солунский (XV век) пишет, что "возжигаются свечи и пред иконами святых, ради добрых дел их в мире...".

Опубликовано на Порталусе 26 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама