Рейтинг
Порталус

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ДУХОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Дата публикации: 26 октября 2014
Автор(ы): И. В. Михалец
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Педагогическое образование и наука, № 1, 2012, C. 93-97
Номер публикации: №1414353133


И. В. Михалец, (c)

И. В. Михалец

 

кандидат психологических наук, доцент Пензенской государственной технологической академии

 

Тел.: 8-909-317-95-92; e-mail: irmix64@yandex.ru

 

В статье рассматривается проблема развития духовности будущих педагогов, представлены результаты исследования уровня духовности студентов ПГПУ им. В. Г. Белинского и ПГТА (г. Пенза), результаты формирующего эксперимента по развитию духовности как компоненты духовно-нравственных отношений будущих специалистов.

 

Ключевые слова: духовность, духовно-нравственные отношения, структура духовно-нравственных отношений, условия развития духовно-нравственных отношений будущих специалистов.

 

Современная наука и практика образования признают реальность духовной основы человека и реальность духовного мира (субъективную реальность по В. И. Слободчикову). Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 г. указано, что образованию нужны специалисты, способные не только на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии и информационные системы, но и воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.

 

В связи с этим актуализируется проблема развития духовности будущих специалистов.

 

С нашей точки зрения, процесс изменения в ценностных ориентациях, саморазвитие и самосовершенствование студента - будущего специалиста пойдет более успешно (эффективно), если в студенческой группе будет организован процесс формирования и развития духовно-нравственных отношений.

 

Психологической сущностью духовно-нравственных отношений является включенность индивида в мир общечеловеческих духовно-нравственных знаний, переживаний и деятельности: осмысление человеком связей и отношений с другими людьми, деятельность по самопознанию и самосовершенствованию, стремление к духовно-нравственному идеалу [1].

 
стр. 93

 

Духовно-нравственные отношения, по нашему мнению, имеют сложную двухуровневую структуру: нравственный и духовный уровни. Нравственный уровень - отношение к морали (отражает отношение к моральным нормам как общественной системе отдельных индивидов) и самоотношение (перенесенное вовнутрь отношения других - принятия другими или отвержения ими). Духовный уровень складывается из отношения к смыслу жизни (отношения к осмыслению жизни, наличия смысложизненных убеждений, выявляющего круг ценностей, определяющих понятие "жизненного успеха"), отношения к религии (наличия или отсутствия религиозной направленности у индивидов), отношения к идеалу (потребности в наличии или отсутствии значимого идеала для индивида). Воздействуя на каждый из этих уровней, можно пополнить индивидуальный духовный мир студента новым содержанием.

 

Нас в большей мере интересует духовная компонента духовно-нравственных отношений.

 

В настоящее время в российском обществе в очередной раз обострился интерес к проблеме духовности. Однако само понятие "духовность" понимается далеко не однозначно не только на бытовом, но и на научном уровне.

 

В отечественной психологии проблема духовности и нравственности нашла отражение в работах классиков психологии - Л. С. Выготского, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Н. Узнадзе. В современной психологии она является предметом рассмотрения в исследованиях К. А. Абульханова, Б. С. Братуся, А. В. Брушлинского, Ф. Е. Василюка, М. И. Воловиковой, В. В. Знакова, В. А. Елисеева, В. Д. Шадрикова и других ученых.

 

Однако единого определения духовности в различных научных школах, не выработано. Невзирая на многообразие подходов, в основном утвердились два понимания духовности. В узком смысле духовность понимается как категория религиозного сознания, а в широком - как имеющая отношение к умственной деятельности, области духа. Но в последнее время даже светские психологи не соглашаются с такой постановкой вопроса. Так, В. В. Знаков считает, что духовную сферу личности нельзя рассматривать только через призму интеллектуальной деятельности. С его точки зрения, духовность субъекта можно понять только в контексте культуры и мироздания, поскольку духовная сфера жизни человека включает в себя как бесконечное разнообразие его связей и отношений с другими людьми, так и попытки осознания своего места и роли в человеческом мире и за его пределами [2].

 

Проводя исследования проблемы духовности, Н. А. Коваль отмечает, что как понятие она предстает в виде возвышения личности, как явление она представляет собой приобщение к общечеловеческим ценностям и духовной культуре, как личностное образование она выступает в виде духовного стержня личности [3].

 

Обобщая представленные в психологической литературе определения духовности, А. Я. Канапацкий характеризует ее как сложно организованную, целостную, саморазвивающуюся и открытую систему, представленную социально-психологическими образованиями, социальной активностью, способностями и потребностями, душевными и интеллектуальными состояниями, ориентацией на решение смысловых проблем, стремлением к высшему идеалу [4].

 

По нашему мнению, сущностью духовности является осмысление человеком связей и отношений с другими людьми и миром в целом, приобщение к общечеловеческим ценностям, развернутость в пространственно-временном континууме, осознание высоких жизненных смыслов, самопознание, саморазвитие и самосовершенствование как приближение к духовному идеалу.

 

В структуре духовности нами выделены следующие компоненты: когнитивный (знания о духовной сущности человека); поведенческий (желание руководствоваться духовно-нравственными нормами в любых жизненных ситуациях); эмоционально-ценностный (эмоционально-ценностное отношение к себе и другим).

 

Считаем, что каждый из данных компонентов представляет собой сложный комплекс качеств. В жизни их трудно рассматривать изолированно, поскольку они органично сочетаются и взаимообусловлены.

 

В современных высших учебных заведениях наблюдается противоречие между потребностью личности студента в духовном развитии и состоянием процесса формирования оного в современном вузе. В подобной ситуации необходимость переакцентирования целей образования на духовность становится очевидной. Ценностным основанием формирования должна стать ориентация на духовность личности студента.

 
стр. 94

 

Согласно Л. С. Выготскому [5], психологическая природа человека представляет собой совокупность общественных отношений, перенесенных вовнутрь и ставших функциями личности и формами ее структуры. Поэтому профессиональную подготовку будущего специалиста целесообразно рассматривать опосредованно, через отношения. Важно, чтобы система отношений студенческой группы вышла на уровень духовно-нравственных отношений. Будущий специалист должен не только обладать знаниями, быть разносторонне развитым, но и стать носителем высоких нравственных идеалов.

 

По нашему мнению, в современном образовательном пространстве вуза наиболее важными условиями развития духовно-нравственных отношений будущих специалистов, а значит и развития духовности, являются: утверждение духовно-нравственных отношений; адекватность знаний, переживаний и поведения будущих учителей духовно-нравственным ценностям современного общества; рефлексивно-перцептивный обмен духовно-нравственной информацией в ходе диалогического и полилогического общения в системе "преподаватель-студент", "студент-студент"; обеспечение индивидуальной психологической поддержки личности студента с учетом его потребностей в духовно-нравственном росте; интериоризация и последующая экстериоризация принятых личностью духовно-нравственных отношений [1].

 

Данные положения были подтверждены экспериментом, проведенным в Пензенском государственном педагогическом университете (ПГПУ им. В. Г. Белинского) в период с 2000 по 2004 г., где пилотным исследованием было охвачено 1216 студентов разных курсов и факультетов. В формирующем эксперименте участвовало 47 человек факультета иностранных языков специальности 050100.62 "Педагогическое образование" - профиль "Иностранный язык (английский, немецкий, французский язык)".

 

На рис. 1 представлены результаты диагностики духовного компонента духовно-нравственных отношений студентов факультета иностранных языков (серии "смысл жизни" "идеал", "религия") по ценностно-нормативной методике Г. Е. Залесского [6], из которых видно, что большинство студентов имеют средний и ниже среднего уровни развития духовности.

 

 

Рис. 1. Диаграмма результатов исследования студентов ПГПУ по ЦНМ Г. Е. Залесского 2002 г.

 

Полученные данные дают основания утверждать, что сложившаяся в последние десятилетия практика обучения и воспитания не обеспечивает в должной мере всех необходимых условий для выработки у студентов духовно-нравственных качеств личности.

 

Большинство участвовавших в эксперименте студентов, хотя и имели представление о моральных нормах, не желали руководствоваться ими в жизни. Даже в целом положительное отношение к религии реализуется на формальном уровне и не влияет на потребность в духовно-нравственном совершенствовании и изменении отношения к другим людям на более гуманное. Удручает и тот факт, что у студентов отсутствуют значимые духовно-нравственные идеалы. В связи с этим было организовано специальное психолого-педагогическое воздействие в целях повышения уровня духовности будущих специалистов в рамках специально организованных духовно-нравственных отношений. Развивающая деятельность строилась с соблюдением ряда этапов, при разработке которых учитывалось, что развитие системы духовно-нравственных отношений есть управляемый и самоуправляемый процесс (И. А. Зимняя, Т. Н. Шамова, В. А. Якунин и др.). Внутри каждого из этапов предполагалось следующее: определение цели управления и самоуправления; установление исходного состояния управляемого объекта (субъекта); разработка программы воздействия; обеспечение обратной связи; переработка информации, поступающей в ходе управления технологией и самоуправ-

 
стр. 95

 

ления личностью; корректировка воздействий.

 

Основной целью первого (когнитивного) этапа являлось стимулирование потребности в духовно-нравственном самопознании. Используя тренинг самопознания, мы ставили задачи всесторонне изучить участников экспериментальных групп и через искреннее, открытое общение, основанное на взаимном проникновении, сопереживании сформировать гуманистическую установку на партнеров по общению. Данная форма проведения занятий позволяет эффективно использовать время для самораскрытия, самоанализа, что впоследствии должно привести к саморазвитию личности. Основной механизм развития на этом этапе - идентификация - уподобление себя другим членам группы и использование их в качестве некоего рода познавательной модели.

 

На втором (когнитивно-деятельностном) этапе была поставлена цель - активизировать саморазвитие (самовоспитание) студентов. Перед нами стояли задачи сформировать на семинарских занятиях систему знаний о духовно-нравственных ценностях, показать их важность в жизни человека, развить умения переносить знания о духовности и нравственности в жизненные ситуации, задуматься над смыслом жизни, изменить отношение к другим. На данном этапе важно задействовать механизм рефлексии, позволяющий осознавать себя, свое поведение в окружающем мире и сопоставлять знание о себе с информацией о духовном и нравственном, которая подается на лекциях, семинарах и усваивается во время самостоятельной работы студентов. Здесь также важно апеллировать к уже полученному студентами опыту.

 

На третьем (чувственно-деятельностном) этапе, когда чувства и деятельность образуют единство, проявляются следующие механизмы: опосредование, рефлексия, осознание и переживание, идентификация. На этом этапе ставилась задача организовать педагогическое сопровождение саморазвития студентов, используя индивидуальную форму работы с будущими специалистами, помочь им в составлении программ по самовоспитанию и самосовершенствованию. Были использованы внеаудиторные виды работы: тематический диспут, просмотр видеофильмов и театральных постановок с последующим обсуждением, экскурсии и др.

 

На всех этапах развития духовно-нравственных отношений они рассматривались как компонент профессиональной подготовки студента.

 

Анализ данных, полученных по итогам формирующего эксперимента, показал, что в экспериментальных группах произошли статистические изменения по t-критерию Стьюдента на уровне α = 0,05 в сериях "идеал" и "смысл жизни". Студенты данных групп изменили в положительную сторону отношение к наличию смысла жизни и значимого идеала [1], что подтвердило эффективность предложенной программы.

 

В 2008 г. в рамках дипломного проектирования было проведено повторное исследование уровня духовности студентов педагогического вуза (того же факультета). Результаты этого исследования выявили незначительные изменения в уровне духовности обследуемых студентов (рис. 2), а значит и необходимость коррекционно-развивающих воздействий.

 

Исследование, проведенное в 2010 г. среди будущих педагогов профессионального обучения специальности 050501.18.65 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" Пензенской государственной технологической академии (ПГТА), не выявило статистически значимых различий в показателях по сравнению с результатами прошлых лет в ПГПУ им. В. Г. Белинского. Лишь показатели в серии "религия" изменились в лучшую сторону, т. е. 30% студентов положительно относится к религиозным нормам и ценностям (рис. 3). На низкий уровень развития духовности студентов технических специальностей ПГТА (151001.65 "Техноло-

 

 

Рис. 2. Диаграмма результатов исследования студентов ПГПУ по ЦНМ Г. Е. Залесского, 2008 г.

 
стр. 96

 

 

Рис. 3. Диаграмма результатов исследования студентов ПГТА по ЦНМ Г. Е. Залесского, 2010 г.

 

гия машиностроения"; 220301.65 "Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) и др.") косвенно указывают данные исследования учебной мотивации, творческого потенциала, способности к самообразованию и саморазвитию [7].

 

Все вышеотмеченное свидетельствует о необходимости специальной организованной коррекционно-развивающей деятельности в вузах с целью повышения уровня духовности студентов.

 

Вместе с тем мы понимаем, что задача развития духовности будущих специалистов - сложный психолого-педагогический процесс и более эффективно она будет решена, если разработать комплексную программу вуза, включающую в себя систему мероприятий, затрагивающую все факультеты.

 

Такая программа должна опираться на общую стратегию психологии воспитания в российской образовательной системе, учитывать вышеперечисленные условия, использовать новые, современные формы работы и быть направленной на предотвращение негативных тенденций в духовно-нравственном развитии личности, проявляющихся в последнее время. Это и определяет перспективу наших научных изысканий на будущее.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Михалец И. В. Психолого-педагогические условия развития духовно-нравственных отношений будущих учителей: Автореф. дис. ... к.психол.н. - Тамбов, 2004.

 

2. Знаков В. В. Духовность человека в зеркале психологического знания и религиозной веры // Вопросы психологии. - 1998. - N 3. - С. 104 - 115.

 

3. Коваль Н. А. Психология духовности личности. - Тамбов, 1996.

 

4. Канапацкий А. Л. Онтологическая истинность духовности: Автореф. дис. ... к.психол.н. - Уфа, 2004.

 

5. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. - Т. 6. - М.: Педагогика, 1984.

 

6. Залесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. - М.: Изд-во МГУ, 1982.

 

7. Михалец И. В., Рогашова И. Ю. Дистанционные технологии как средство профессионального саморазвитии студентов технического вуза // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2009. - N 11 (25). - С. 70 - 79.

 

SPIRITUALITY LEVEL STUDY OF FUTURE SPECIALISTS IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL PREPARATION

 

I.V. Mikhalets

 

candidate of psychological sciences, associate professor of the Penza State Technological Academy

 

The article is devoted to the problem of development of future teacher's spirituality. The results of the research of spirituality level of students of the Penza State Pedagogical University after V.G. Belinsky and the Penza State Technological Academy are presented; the results of the experiment on the spirituality development as a component of the spiritual-moral relations of the future specialists are analyzed in the article.

 

Key words: spirituality, spiritual and moral relations, structure of the spiritual-moral relations, conditions of development of spiritually-moral relations of future specialists.

Опубликовано на Порталусе 26 октября 2014 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама