Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд. доп. и перераб., – М.: Издательство Икар, 2014. - 356 С.

' > Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд. доп. и перераб., – М.: Издательство Икар, 2014. - 356 С.

' > Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд. доп. и перераб., – М.: Издательство Икар, 2014. - 356 С.

'> Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд. доп. и перераб., – М.: Издательство Икар, 2014. - 356 С.

' /> Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. 3-е изд. доп. и перераб., – М.: Издательство Икар, 2014. - 356 С.

' />
Рейтинг
Порталус

Содержание региозной идентичости

Дата публикации: 31 марта 2015
Автор(ы): Икар
Публикатор: Ikar
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ ХРИСТИАНСТВО →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1427827219


Икар , (c)

Книга  «Религиозная идентичность: индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве» включает в себя введение, вступительную статью, семь глав, заключение, глоссарий используемых социологических и теологических понятий, сопроводительные статьи, список используемой литературы.

В первой главе «Религия и идентичность: феноменологическое измерение» представлены термины и понятия, показаны дискуссии вокруг понимания религии и идентичности, обозначены основные функции религии. Классифицированы подходы и направления в исследовании религиозной идентичности. Религиозное представление об идентичности иллюстрируется историей о плоде познания добра и зла. Отдаление человека от Бога привело его к вопросам о смысле собственного существования, о целостности и ценности жизни, о содержании собственного «Я». На примере  источников по психологии и психодиагностики показано, что религия изначально призвана содействовать обретению человеком идентичности, ответам на вопросы о себе и своем месте в мире.

Глава «Религиозная идентичность: антропологическое измерение» обращена к рассмотрению психосоциальных аспектов религиозной идентичности, её антропологическому значению, антропологических и этнографическим основаниям.

Это предполагает изучение соответствующей знаковой системы во взаимосвязи ее отдельных факторов. Антропология, связанная с историей и этнографией, позволяет проследить психическое процессы формирования отношения человека к отдельным элементам на всем пути его социокультурного развития. В числе важных для формирования религиозной идентичности составляющих, имеющих антропологической значение, в контексте данной работы следовало выделить традиции и ритуалы, культовый язык, соответствующую моторику тела, культовые облачения и ряд других как важных, так и второстепенных символических элементов. Задачей становится не только выявление влияющих на религиозную идентичность составляющих, но антропологическое осмысление их значимости.

В главе сопоставлены возрастные концепции формирования религиозной идентичности Э. Эриксона и ступенчатых моделей Ф. Озера, П. Гмюндера, Дж. Фаулера.

Особая роль в формировании религиозной идентичности отводится символам. Наряду с традициями исследовано идентификационное значение сакрального языка, музыки, телодвижений, визуальных и демонстративных аспектов формирования религиозной идентичности, в числе которых особое внимание уделено религиозному облачению.

В главе «Религиозная идентичность: историческое измерение» анализируются развитие и содержание религиозной идентичности в разные периоды истории человека и общества. Рассматривается тезис о существовании у человека изначально двух идентичностей: половой, посредством которой осознавались биологические характеристики в качестве мужчины и женщины; и религиозной, осуществляющей возможную индивидуальную и социальную идентификацию. Учитывается, что понятие индивидуальной идентификации в этот период можно использовать лишь ограниченно. Под ней в данном случае понимаются осознание своего места в этом мире, его сущности, своего отношения с природой и трансцендентным. Под социальной идентификацией в данном контексте понимается принадлежность человека к роду, тотему, сообществу и его противопоставление чужому.

В главе «Религиозная идентичность: теологическое измерение» вопросы идентичности в теологическом измерении рассматриваются в контексте многочисленных дискуссий обращенных к богопознанию и поиску экзистенциального смысла. Свою подлинную идентичность человек, согласно христианскому учению, обретает в процессе духовного совершенствования, религиозной практики и обращения к Богу, дающих ему возможность познать самого себя.  

Глава «Религиозная идентичность: секулярное измерение» посвящена религиозному поведению человека и месту религиозной идентичности в секулярном обществе. Религиозная идентичность в условиях секулярного общества определяется не только и не столько христианским учением. Осознанно отказавшись от религии, современный человек сохранил и бессознательно использует многочисленные элементы религиозного поведения, позволяющие восполнить определенный экзистенциальный вакуум. В работе показаны многочисленные примеры сакрализации повседневности: от наделения храмовым содержанием торговых учреждений до массового туризма, ставшим во многих случаях видом языческого паломничества к достопримечательным местам. В работе вводится понятие «замещающие идентичности», используемое для обозначения новых видов идентичностей, предоставляющих человеку возможность индивидуальной и социальной идентификации, удовлетворяющих его психические потребности и позволяющих обойти конфликты между бессознательным и сверхсознательным. В частности, показаны примеры корпоративной идентичности и корпоративной религии, потребительской идентичности и рекламных культов, а также селебрити-идентичности и стилей жизни. Показательными случаями обращения к религиозной идентичности в условиях секулярного сознания являются сетевые маркетинговые организации и нерелигиозные секты. 

Глава «Религиозная идентичность: социальное измерение» посвящена анализу влияния социальных факторов на формирование религиозной идентичности в постиндустриальном пространстве. Формирование религиозной идентичности находится в непосредственной корреляции от того, какую роль играет религия церковь в конкретном обществе, что соответствует теории самокатегоризации. В работе рассматривается влияние на религиозную идентичность шести таких избранных и существенных для современного общества процессов как глобализация, индивидуализация, либерализация, плюрализация, интенсификация, деинституализация. Каждый из названных процессов рассмотрен с учетом его влияние на положении религии и церкви, и, соответственно, на формирование религиозного самосознания. Анализ осуществленных в последнее время социологических исследований не позволяет говорить об однозначных тенденциях относительно как снижения роли религия в жизни современного общества, так и возрастании интереса к ней.

Опубликовано на Порталусе 31 марта 2015 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): религиозная идентичность, идентификация, самосознание, религиозная педагогика, образование, культура.



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама