Рейтинг
Порталус

О РАБОТЕ НАУЧНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО СЕКТАНТСТВА

Дата публикации: 24 марта 2016
Автор(ы): И. А. МАЛАХОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 2, Февраль 1960, C. 218-219
Номер публикации: №1458816187


И. А. МАЛАХОВА, (c)

Летом прошлого года Институт истории АН СССР направил в Тамбовскую область научную экспедицию под руководством А. И. Клибанова для изучения современного сектантства. Экспедиция носила историко-этнографический характер и собрала материал, характеризующий идеологию, тактику, состав, а также прошлое тамбовского сектантства. Обследованию подверглись советские и дореволюционные архивы, рукописная литература современных сектантов и пр. Экспедиции предстояло выяснить, в какой среде городского и сельского населения наиболее живучи религиозные предрассудки и какие именно, какова особенность учений и пропагандистских приемов современных сектантских деятелей и т. д.

 

Тамбовщина отличается большим разнообразием сектантских течений и их относительной активностью. Кроме того, она являлась одним из старейших и крупнейших центров сектантства. Экспедиция установила, что в настоящее время в Тамбовской области имеются баптисты, адвентисты, пятидесятники, молокане, субботники, хлысты и религиозные группы истинно-православной церкви (ИПЦ), истинно-православных христиан (ИПХ) и молчальников.

 

Отдельные отряды экспедиции были посланы в районы наибольшей концентрации или наивысшей активности религиозных сект и групп. Первый отряд работал в г. Рассказово, Тамбовской области, бывшем еще в XIX в. центром духоборчества, молоканства, субботничества и отчасти хлыстовства. Остатки этих сект существуют здесь до сих пор. Второй отряд изучал сектантство в Мичуринске и его районе, где сконцентрированы преимущественно группы ИПЦ и ИПХ, деятельность которых достигла наибольшей активности в 1947 - 1952 годах. В Мичуринском районе есть секты молокан и баптистов, существовавшие в Козловском уезде и в XIX веке. Третий отряд работал в северных районах Тамбовской области: Сосновском, Дегтянском, Ламском - там, где расположен основной очаг религиозно-фанатичной группы молчальников. В XIX в. именно в этих районах была распространена изуверско-мистическая секта скопцов.

 

По сведениям, собранным рассказовским отрядом в местном архиве, в Рассказово и его волости в 1915 г. молокан и субботников было 4763 чел. В 1924 - 1926 гг. молокан осталось немногим более 1000, субботников - около 800, а хлыстов (постников) - около 150. В настоящее время молокан в Рассказово и районе насчитывается всего около 100человек (то есть за 30 лет с небольшим число их уменьшилось в 10 раз), а субботников - около 40 (уменьшение в 20 раз!), группа баптистов вот уже ряд лет насчитывает около 60 чел., а постников - около 100. Изменился и возрастной состав сектантских общин. Среди субботников 1924 - 1926 гг. люди в возрасте до 30 лет составляли 41%, от 30 до 50 лет -36%, старше 50 лет - 23%. Из имеющихся ныне в Рассказово субботников нет ни одного моложе 60 лет. Еще в 1949 г. молокан в Рассказово и районе было 157 чел., из них 15% молодежи, около 35% - в возрасте от 30 до 50 лет, остальные - старше 50 лет.

 
стр. 218

 

Из оставшихся ныне в Рассказово молокан люди пожилого и преклонного возраста составляют 85% и среднего - 15%. Такое же положение в сектах постников и баптистов.

 

Характерен социальный состав сектантских общин. Обычно сектанты не занимаются общественно полезным трудом, некоторые из них - пенсионеры, подавляющая часть живет за счет доходов от своих приусадебных участков. Численность всех сект значительно сократилась и продолжает убывать.

 

В Мичуринске в 1916 г. было 600 молокан. Ныне осталось около 40; практически исчезла секта субботников, от баптистов отделилась группа пятидесятников. Но наиболее характерным для Мичуринского района в последние годы явилось действие религиозных групп ИПЦ и ИПХ. Истоки идеологии группы ИПЦ лежат в антисоветской деятельности православной церкви в 20-е годы (так называемой тихоновщине). Из 65 участников секты ИПЦ, о которых удалось собрать сведения, всего 8 человек имеют возраст до 40 лет. Входят в группу преимущественно женщины. Что касается ИПХ, то эта секта сложилась в 40-х годах, вобрав в себя уцелевшие остатки кулацких элементов, вербуя сторонников главным образом среди лиц, не занятых общественно полезным трудом. У секты ИПХ отсутствует институт священства, что формально отличает ее от ИПЦ. Однако для обеих групп характерны отказ от работы в колхозах и на предприятиях, бойкотирование выборов, нежелание служить в армии, отказ от пенсий, запрещение детям учиться в школах. В настоящее время деятельность ИПХ, ИПЦ резко сократилась.

 

На той же базе, что и секты ИПХ и ИПЦ, основано молчальничество, появившееся в Тамбовской области в 1955 году. Своим поведением и прежде всего обетом молчания они изолируют себя от населения. Молчальников в области всего около 80 человек. Это преимущественно женщины. Никто из молчальников не работает.

 

Изучение сектантства в Тамбовской области показало изолированность и резкое количественное сокращение сект, по сути дела, их отмирание. Собранный участниками экспедиции большой материал, в том числе и рукописная литература сектантов, записи и полевые дневники свидетельствуют о полезности проведения подобных обследований. Такие сведения позволяют сделать вывод, что очаги сектантства уменьшаются и оказываются в изоляции больше там, где шире и лучше поставлена политико-просветительная и культурная работа среди населения, где советская интеллигенция, и в частности учителя истории, биологии, химии, физики и др., активно участвует в научно-атеистической пропаганде. Сотрудниками экспедиции подготавливается сборник статей о современном сектантстве Тамбовской области, выход которого должен способствовать развертыванию и углублению научно-атеистической пропаганды в СССР.

Опубликовано на Порталусе 24 марта 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама