Рейтинг
Порталус

Г. МОР. КАТОЛИЧЕСКОЕ "АПОСТОЛЬСКОЕ ДВИЖЕНИЕ". К СТРАТЕГИИ И ТАКТИКЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО КАТОЛИЦИЗМА

Дата публикации: 20 мая 2016
Автор(ы): С. Д. СКАЗКИН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 12, Декабрь 1963, C. 160-165
Номер публикации: №1463768479


С. Д. СКАЗКИН, (c)

H. MOHR. Das kathollsche Apostolat. Zur Strategie und Taktik des politischen Katholizismus. Berlin. "Rtitten und Loening". 1962. 338 S.

 

Эта книга составляет второй том серии, издаваемой в ГДР группой авторов, поставивших своей целью борьбу за научное мировоззрение против религии и церкви (главным образом католической) и объединившихся в немецкое историческое общество "Средняя и Восточная Европа в политике Ватикана". Последнее возглав-

 
стр. 160

 

ляют два ведущих специалиста ГДР по вопросам истории религии - Эдуард Винтер и Губерт Мор, автор рецензируемой книги. Она посвящена раскрытию тех способов, при помощи которых папство осуществляет или по крайней мере пытается в наши дни осуществлять свою реакционную политическую деятельность во всем мире, особенно во вновь освобождающихся колониальных странах, задержать развитие общества по пути к социализму, поддержать дряхлеющий капитализм, оправдать религией политику империалистических держав и их мероприятия по подрыву рабочего движения, антиколониализма и всех прогрессивных сил в современном мире.

 

Свою задачу Г. Мор формулирует следующим образом: показать, что современный политический клерикализм в том виде, в каком он существует и действует в наши дни в Западной Германии, является идеологическим спутником империализма, своеобразной формой его реакции на растущую сознательность и активность народных масс и в то же время служит политическим и идеологическим орудием воздействия на эти массы. Чтобы выявить, в чем состоит конкретная опасность политического клерикализма, пишет автор, необходимо историческое изучение этого явления (стр. 5).

 

Интересно самое определение "политический католицизм". Термин этот не изобретен Г. Мором. Он давно уже существует для характеристики той тяги католических верхов к захвату политической власти или по крайней мере к усилению влияния на политику господствующих классов, которая всегда была выражением политической реакции, а в наше время находит себе место в существовании и деятельности христианских или демохристианских политических партий. Действительно, кто же теперь из рядов буржуа-католиков может рассчитывать на власть и влияние в своих странах, не надевая на себя хотя бы личину демократии? Это в полной мере относится и к стоящим у власти (как, например, в Италии или в Западной Германии), и к пробирающимся к власти (как во Франции) партиям, и к группировкам, оказывающим определенное давление на политику буржуазных правительств, притом, как правило, всегда в интересах наиболее реакционных кругов, в интересах монополистического капитала и империализма1 .

 

Книга Г. Мора посвящена в основном истории возникновения (1914 г.) и деятельности так называемого Шёнштаттского движения, которое его идеологами определяется символически в виде линии "Ингольштадт - Шёнштатт", а как контрпозиция - в виде "Шёнштатт - Москва". Смысл этих символов таков: подобно тому, как в XVI в. центр иезуитизма в Германии г. Ингольштадт возвратил папству миллионы душ, высвободив их из-под влияния протестантизма, так и теперь г. Шёнштатт в качестве центра нового католического движения (на этот раз уже всемирного, в чем по крайней мере уверены его адепты), центра "истинно христианской культуры", выступает против Москвы и "дьявольского большевизма". Задача этого движения - овладеть сознанием масс, которые, как это признают и сами идеологи католицизма, чем дальше, тем все больше отходят от церкви; вернуть массы в лоно "единоспасающей церкви", возглавляемой папой римским. Конечно, сами руководители католицизма сознают, что их деятельность в этом направлении среди промышленных рабочих едва ли может рассчитывать на успех; однако в среде весьма многочисленной в Западной Германии вечно колеблющейся мелкой буржуазии, объятой страхом перед диктатурой пролетариата, цепляющейся за иллюзию сохранения частной собственности, настроенной крайне националистически и переживающей сейчас, после двух катастроф германского милитаризма и шовинизма в мировых войнах, заметный идейный упадок и духовное оскудение, призыв к "самосвятости", то есть к своеобразной самодисциплине и безусловному повиновению власть имущим, находит некоторый отклик. Внушение (напоминающее всемерно используемый шёнштаттцами старинный иезуитский способ действия) мысли, что он, немецкий мелкий буржуа, торговец или интеллигент, является представителем высокой, "истинно христианской" западной культуры, направленной против "безбожного большевизма", воплощенного в Советском Союзе, превращает такого растерявшегося мелкого буржуа в настоящего барана, охотно подчиняющегося империалистическим волкам в овечьей шкуре католических патеров, проповедующих любовь к империалистической родине и готов-

 

 

1 Полезную подборку более ранних материалов см. в выпущенном в Германии еще в 1920-е годы двухтомнике "Politischer Katholizismus" (в серии "Der deutsche Staatsgedanke"), где представлены идеи и деятельность католических мыслителей и политиков вплоть до начала XX века.

 
стр. 161

 

ность к самопожертвованию в интересах монополий и потерявших под собой почву прусских юнкеров, готовых жертвовать кровью немецкого народа ради возвращения своих поместий, прибылей и положения господствующего класса в Германии.

 

Подходя к такому явлению, как "политический католицизм", исторически, Г. Мор отмечает чрезвычайную сложность исследуемого феномена. "Политический католицизм" как особая форма выражения политического клерикализма уже и раньше играл роль орудия реакции. Он является в то же время орудием господствующих классов; его представители сами принадлежат отчасти к господствующему классу либо являются его покорными слугами (стр. 5). Это обстоятельство не исключает, впрочем, того, что внутри церкви, в ее низших и даже высших слоях, имеются и были раньше отдельные противники политики господствующих классов. В этом смысле "политический католицизм" не совпадает полностью с католической церковью, но он совпадает с линией ее официального руководства, которое, как известно, Обнаруживало указанное стремление к политической власти не только в средние века, но проявляет его и в наши дни. Так называемые "Деловые тетради католиков-мирян" ("Werkhefte Katholischer Laien") - журнал, издающийся молодыми католическими писателями, выступающими под названием левокатоликов, - прямо говорят о "политизации" католицизма в ФРГ как об Отрицательном явлении, наносящем ущерб христианской этике. "Именно там, где христианство стремится к тому, чтобы переделать в духе христианства весь мир, это христианство само превращается в принуждение и насилие", - пишет Г. Хиршауэр в интересном докладе "Церковь и вселенная" (помещен в сборнике оппозиционно настроенных против Ватикана католиков "Христианин и гражданин сегодня и завтра")2 .

 

Попытка официальных кругов западногерманской церкви отрицать реакционную сущность "политического католицизма" или по крайней мере делать вид, что его не существует, не может достичь своей цели. Даже левые католики осуждают его. Некоторые из них, как, например, Герхард Кролль, поднимали вопрос о том, не следует ли предъявить требование будущему "вселенскому собору" (статья Кролля была написана еще до созыва последнего собора), чтобы церковь принесла публичное раскаяние в том, что она в течение столетий "пренебрегала естественным правом свободы веры и совести и преследовала всех иноверных и инакомыслящих" и "превратилась таким образом в церковь-гонительницу". Здесь явно проступает та мысль более дальнозорких церковников, что "политический католицизм" как стремление церковного руководства к светской власти является позорным пятном в деятельности церкви.

 

Неправильно было бы относить понятие "политический католицизм" только к эпохе империализма. Он существовал на протяжении многих столетий и всегда был направлен против всякого прогресса, всегда ставил своей задачей создать противное прогрессивным течениям движение с тем, чтобы задушить их путем подчинения народных масс церкви, Ватикану. Для осуществления своих планов представители "политического католицизма" находили определенные организационные формы, менявшиеся с течением времени и приспосабливавшиеся к новым условиям общественной жизни. Таковыми являлись нищенствующие ордена XIII в., которые должны были, по мысли их создателей, возвеличив "святую нищету", овладеть сознанием трудящихся масс, влачивших в средние века нищенское существование; таким оказался в XVI в. орден иезуитов, активно выступивший против протестантизма; таковыми были всевозможные католические общества и конгрегации XVIII-XIX вв., направленные против духа Просвещения и либерализма; таковым является ныне Шёнштаттское движение, историю и деятельность которого с большим знанием дела отображает Г. Мор на страницах своей поучительной книги.

 

Организация Шёнштаттского движения объясняется необходимостью для реакции приспособить "политический католицизм" к условиям крепнущего пролетарского движения и грозившей капитализму пролетарской революции в начале XX века. Это - последнее звено того же движения, которое раньше привело к возникновению монашеских орденов; особенность же организационной структуры данного звена заключается в том, что она стремится охватить круг светских людей, не принадлежащих к католическому клиру, который становится здесь лишь организатором и руководителем рядовых католиков - светских людей, сохраняю-

 

 

2 "Christ und Burger Heute tind Morgen". Stuttgart-Dusseldorf. 1958, S. 80.

 
стр. 162

 

щих свое обычное положение и свои занятия в мире и не становящихся, следовательно, монахами.

 

Особая ценность книги Г. Мора заключается в том, что, помимо огромной литературы вопроса, им были использованы, специальные материалы организаций Шёнштаттского движения (протоколы заседаний и другие официальные документы), которые нигде не печатаются и даже в рукописном виде не подлежат никакому оглашению. Современные пустосвяты явно предпочитают действовать втихомолку.

 

Новое движение, в полном соответствии с программой своего предшественника - ордена иезуитов, ставит своей целью: 1) поддерживать дипломатическую деятельность Ватикана и высшего клира и стараться привлечь на ее сторону другие ордена и их членов; 2) привлекать к деятельности, направленной на укрепление авторитета папства, руководимое высшим клиром приходское духовенство, стараясь сделать его послушным и воздействуя через него на всевозможные приходские организации и политические партии; 3) развивать деятельность мирян, руководимых низшим и средним клиром (она обозначается под общим названием "католического действия" или "католическо-апостольской деятельности"), которая должна, по замыслу ее идеологов, представлять собой многообразную работу мирян в интересах католицизма и папства в различных союзах, объединениях, комиссиях, партиях, государственном и хозяйственном аппарате - короче говоря, должна охватывать всю жизнь и работу католиков, всегда и повсюду подчиняя ее целям "политического католицизма". Это паутина, нити которой должны быть раскинуты на все общество, особенно на народные массы, с целью такого же "обновления" и укрепления церкви и папства в XX в., какое осуществляли в XVI-XVII вв. иезуиты.

 

Исследование этих новых организаций верующих важно вследствие того, что в них мы находим новые формы приспособления и маскировки политического католицизма, его стратегии И тактики в целях одурманивания масс, особенно пролетариата и крестьянства. Конечно, с созданием новых форм организации старые ордена отнюдь не ликвидируются; достаточно вспомнить об энергичной реакционной деятельности иезуитов в наши дни. По сути дела, своеобразными "иезуитами XX в." как раз и являются шёнштаттцы. Следует также учесть, что это движение - главное среди ему подобных, но далеко не единственное3 .

 

Шёнштаттское движение - это типично реставрационное, в высшей степени реакционное движение, ставящее своей задачей "возрождение мира во Христе через культ богоматери". "Великим примером" для этого движения является орден иезуитов и его работа в многочисленных "конгрегациях девы Марии". Именно так действовали организации терциариев (то есть сочувствующих монашеству светских лиц, примыкающих к тому или иному ордену, преимущественно к иезуитам, но при этом не порывающих ни с семьей, ни с обычной профессиональной деятельностью), иначе говоря, своеобразной тайной агентуры папства среди мирян. Таким светским учреждением являлось, между прочим, и Общество католического апостольского движения, из которого выросло Шёнштаттское движение. Его основателем был итальянец Винцент Палотти, который еще в 30-е и 4Ое годы XIX в., в канун революции 1848 г. и в период реакции при папе (Григории XVI (1830 - 1846 гг.) создал план общего наступления католической церкви на революционные идеи и организации того времени, предвосхитив будущее "католическое апостольское движение". Это задуманное еще в 1835 г. и окончательно оформленное в 1846 г. общество Палотти стало центром универсального католического движения, направленного против прогресса. Сначала оно выступало против идей якобинизма, а позднее переключилось на марксизм. Сам Палотти видел в этом обществе новую форму ордена, некое "посредствующее звено" между белым и черным духовенством.

 

В наши дни идеи Палотти были подхвачены реакционным папой Пием XI, а затем развиты махровым реакционером, приверженцем фашистов папой Пием XII, причем последним они были направлены непосредственно против идеалов коммунизма. Оба эти папы провозгласили Палотти пионером, положившим начало "католическому апостольскому движению". В Германии оно получило название Шёнштаттского движения от прирейнского городка Шёнштатт как своего центра. Здесь находится небольшая часовня, ставшая позднее штабом мно-

 

 

3 Около 400 таких организаций было создано еще в XIX в. во всех католических странах и в колониях, где число лиц, принимающих участие в каждой из них, достигало многих тысяч; особенно много существует женских организаций такого рода.

 
стр. 163

 

гочисленных учреждений "апостольского движения" (стр. 207). Именно здесь плетутся нити интриг против прогрессивных течений наших дней, против мировой социалистической системы. Речь идет не о каком-то внутрицерковном учреждении, а о чисто политической деятельности католической церкви, которая из своих "тоталитарных" устремлений, долженствующих охватить человека и все общество, выводит претензии на то, чтобы пронизать своим влиянием сферу политики и делать из чисто догматических положений и религиозных представлений политические выводы.

 

Эти выводы делаются, во-первых, христологами из истолкования понятия "Христос-король", звучащего как претензия на всеобщее и универсальное "царство Христово" в духе средневековых притязаний папства, которому должны-де подчиняться все представители светской власти. Конечно, в наши дни даже папа римский не мечтает о полном практическом осуществлении такого требования, но само по себе оно внушает оболваненному пропагандой рядовому католику-мирянину уважение к церкви. В качестве средства воздействия на верующих используются и так называемые таинства: брак, миропомазание, покаяние (последнее и как источник информации и шпионажа). Особенно важные выводы политического характера делаются из учения о "посредствующей роли богоматери". Шёнштаттцы развили целое учение о деве Марии - "мариологию", которое опять-таки роднит их с иезуитами и стремлением последних извлечь прямые выгоды из религиозной сентиментальности верующих. Мария объявляется "победительницей во всех сражениях", "дробящей главу змия" (то есть социалистов и коммунистов); церковью пропагандируются всевозможные мистические глупости, которые, однако, перепуганный мелкий буржуа воспринимает порой совершенно серьезно.

 

С христологией и мариологией тесно связаны и некоторые новшества в экклезиологии (учении о церкви), используемые католической церковью в ее политических притязаниях. О "богоматери" говорится, что без ее посредства тщетны обращения к самому Христу (подобно тому, как для верующего "нет спасения" без посредства церкви). Таким образом, культ девы Марии служит укреплению папского авторитета, а "всеобщее благодатное посредничество Марии" обозначает не больше, не меньше, как претензию на абсолютное господство папской церкви. Дело зашло так далеко, что даже некоторые католические теологи стали протестовать против подобных утверждений. Один из них, Грюнвальд, публично выступил против связи папизма и марианизма. Но защитники Ватикана, подтверждая давнее высказывание Эразма Роттердамского о том, что папство держится на человеческой глупости, всемерно поддерживают и пропагандируют культ Марии, называя мариологию краеугольным камнем всего учения о церкви. "Никто не может прийти ко Христу иначе, как через посредство Марии, то есть через посредство римской церкви". Подобного рода "истины" печатаются в церковных журналах и в тысячах душеспасительных брошюр. Культ Марии - это душа всего Шёнштаттского движения (стр. 192), своего рода завершение религиозного опыта многочисленных проповедников и "воспитателей", нашедшего свое выражение в пресловутой догме о "непорочном зачатии", провозглашенной Ватиканским собором 1870 года.

 

Не обходится и без чистого мошенничества. После второй мировой войны "богоматерь" часто начала "являться" верующим. Знахари от католицизма произвели даже подсчет того, сколько раз она "являлась". Оказывается, с 1946 г. по 1950 г. "богоматерь" являлась в Западной Германии - 4 раза, в Италии - 5, в Бельгии - 3, в Испании - 2 раза. В "святой год" (1950) сам папа Пий XII включился в этот хор и утверждал, что и ему "богоматерь" являлась 4 раза. Правда, уже в 1951 г. Ватикан счел нужным предостеречь верующих от этой "погони за чудесами, свойственной нашему времени", после чего многие такие "явления" были дезавуированы Ватиканом, убоявшимся скандальных разоблачений.

 

Само Шёнштаттское движение, принявшее с восторгом культ Марии, тоже сочло необходимым отмежеваться от этого чересчур "внешнего" вида почитания Марии, и глава этого движения в Германии Кентених взывал к чисто духовному истолкованию культа, подчеркивая "духовность" немецкой церкви в отличие от "романской внешности" (намек на Лурд и другие "святые места" во Франции). Шёнштаттское движение, говорил Кентених, базируется не на "внешних чудесах" и не на сверхъестественных явлениях, а на "простой и здоровой вере в божественное провидение". Эта вера должна пропитывать собою и делать святой "повседневную деятельность человека". Она должна быть направлена на осуще-

 
стр. 164

 

ствление идеалов "политического католицизма", то есть всегда и везде поддерживать папскую церковь и бороться с дьяволом в лице социализма и большевизма (последнему "достается" особенно сильно во всех причитаниях пустосвятов). Таковым обязан стать истинный католик, будь он гражданин или солдат (стр. 193).

 

В такого рода "воспитательной" деятельности идеологи Шёнштаттского движения видят основной его смысл, самую эффективную форму, воспитания вообще. Историческая последовательность этих форм, по их мнению, такова: буддизм, эллинизм, эпиктетовский стоицизм, идеи Иисуса Христа, затем Игнатия Лойолы и Шёнштатта. Г. Мор постоянно, и не без оснований, обращает внимание на то, как много заимствует новое движение у иезуитов. И Палотти и глава шёнштаттцев в Германии Кентених не прочь считать себя новыми Лойолами. Не прочь они применять и знаменитый лозунг: "Будьте кротки, как голуби, и мудры, как змеи". Во всяком случае, змеиная мудрость всегда рекомендуется католическим деятелям в социалистических странах. Одно сочинение, вышедшее из рядов нового движения, так и озаглавлено: "Будьте мудры, как змеи, и кротки, как голуби". Перестановка ролей указана, конечно, не случайно. В этой брошюре можно прочесть, что церковный деятель в социалистических странах, ведущий себя со змеиной мудростью, не только должен уметь незаметно вползать и незаметно ускользать, но и уметь жалить, а в крайних случаях отправлять врага на тот свет. Какова направленность этих слов, видно из того, что центром адовых сил названа Москва как "символ антихриста" (стр. 197).

 

Естественно, возникает вопрос (и вместе с тем критическое замечание в адрес автора этого интереснейшего исследования, Г. Мора): насколько широк круг рядовых лиц, хотя бы в ФРГ, которые увлекаются такого рода бредовыми идеями или принимают их всерьез? Не преувеличивает ли автор распространенность и влияние этих идей на немецкого обывателя и мещанина? Не преувеличивает ли он само значение мелкой буржуазии в формировании повседневной обывательской идеологии? К сожалению, ответа на эти вопросы материал книги не дает.

 

Академик С. Д. Сказкин

Опубликовано на Порталусе 20 мая 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама