Рейтинг
Порталус

РЕАКЦИОННАЯ СУЩНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО АДВЕНТИЗМА

Дата публикации: 16 июня 2016
Автор(ы): О. А. АНТОНОВА
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 10, Октябрь 1964, C. 108-116
Номер публикации: №1466072454


О. А. АНТОНОВА, (c)

Адвентизм возник в Америке в 30-х годах XIX в. в условиях бурного развития капиталистических отношений в стране и явился выражением духовного протеста мелких собственников против бесправия и усиливавшейся эксплуатации со стороны крупной буржуазии.

 

Близкие, "точно" установленные сроки необыкновенных событий, которые, согласно учению адвентизма, будто бы должны были принести победу добра над злом, и связанное с ними ожидание пришествия Христа усиливали религиозность, порождали у людей иллюзии о возможности установления "социальной справедливости без классовой борьбы". Понятно, что в период обострения классовых противоречий, вызванных кризисом 1837 - 1842 гг., американская буржуазия, кровно заинтересованная в том, чтобы возмущение народных масс не вылилось в революционное выступление, не чинила препятствий этой религиозной проповеди.

 

Основатель адвентизма Вильям Миллер (1782 - 1849), выражая настроения мелких собственников, пытался найти для них утешение в священном писании. На основе пророчеств евангелиста Иоанна он "вычислил" срок пришествия спасителя. Естественно, "предсказание" Миллера оказалось обманом. Вскоре после этого адвентизм распался на несколько толков, среди которых наиболее крупным оказался адвентизм седьмого дня, возглавленный фанатически религиозной последовательницей Миллера Э. Уайт.

 

В России адвентизм впервые появился в 80-х годах XIX в. на юге, среди немецких колонистов, которые были тесно связаны со своими соотечественниками в США, исповедовавшими новые религиозные взгляды. В начале XX в. он распространился и в других частях России, находя последователей главным образом среди крестьянства.

 

Возникновение новой религиозной секты обратило на себя внимание русской православной церкви и царизма, усмотревших в развитии адвентизма покушение на устои православия. Поэтому адвентисты подвергались в тот период гонениям со стороны царизма. Эти гонения вынуждали многих сторонников адвентизма становиться в какой-то степени в оппозицию к тогдашнему политическому строю России. Классовые интересы богатых сектантов делали их союзниками кадетской партии. Требования этой части сектантов не шли дальше программы либерально-монархической буржуазии. Но в адвентизме было и другое течение, социальную базу которого представляли мелкие собственники, нередко стоявшие на грани разорения. Однако по мере развития классовой борьбы пролетариата адвентизм все более и более превращался в единую религиозно-партийную организацию либеральной буржуазии, политическая программа которой состояла в защите буржуазных общественных отношений.

 
стр. 108

 

В настоящее время секта адвентистов имеет сложную централизованную систему управления и насчитывает, по данным 1960 г., в общей сложности 1,2 млн. человек1 . На территории нашей страны общее число адвентистов составляет примерно 16,5 тысячи. И хотя в СССР адвентизм не получил широкого распространения, это не дает, однако, основания недооценивать тот вред, который он несет. Руководители адвентистов в Советском Союзе действуют в полном единстве с зарубежными "братьями", пытаясь распространить тлетворное влияние своего "учения".

 

Являясь международной организацией, возникшей в такой капиталистической стране, как Соединенные Штаты Америки, адвентизм впитал в себя все качества буржуазного дельца, умеющего хитро и ловко приспосабливаться к обстоятельствам, обманывать доверчивых людей. Взгляды адвентистов пропитаны лицемерной буржуазной моралью и непримиримой ненавистью к общественному прогрессу.

 

Какую же идеологию проповедует современный адвентизм? Эта идеология - своеобразный вариант христианского богословия, представляющий разновидность религиозного метафизического идеализма. Основой всего существующего адвентисты считают традиционную божественную троицу: бога-отца, бога-сына и святого духа. Но в отличие от других течений в христианстве особенностью адвентизма является его эсхатология2 , отправным пунктом которой можно назвать мистическую фантастику пророчеств Даниила3 и Апокалипсиса4 . Все явления общественной жизни адвентизм рассматривает через призму эсхатологии, истолковывая их как исполнение божественных пророчеств. Согласно адвентистской "социологии", история человеческого общества есть осуществление божьего плана спасения людей от греха и подготовки к судному дню. Выполнению этого плана мешает сатана, который, вселяя в сердца людей непочтение к богу, заставляет их нарушать его заповеди5 .

 

Исходные положения адвентизма, определяющие исторический процесс как борьбу сверхъестественных сил во имя осуществления "божьего плана", означают, таким образом, иррационализм и мистику в познании общественных явлений.

 

Источник развития, по верованиям адвентистов, - бог. Однако это развитие, согласно их проповеди, не вечно, оно прекратится после победы над сатаной и установления божьего царства6 . С этих исходных позиций адвентисты подходят к рассмотрению любых социальных явлений и в первую очередь к вопросу о государстве. Всякая власть от бога, заявляют они. Демократия, поясняет западногерманский теоретик адвентизма Нельс, "не менее подвластна богу, чем диктатура. Власть от бога остается и над выборным правительством. Оно может издавать законы, которые связывают христиан, но христиане, со своей стороны (по воле бога), могут прогнать это правительство с помощью избирательных бюллетеней"7 . Читая эти слова, можно подумать, что адвенти-

 

 

1 См. "Das Sektenwesen der Gegenwart von Konrad Algermissen". Wurzburg. 1960, S. 53 - 54. Адвентисты весьма активно распространяют свои взгляды. Их центры ведут широкую издательскую деятельность. Из многочисленных печатных органов адвентистов наиболее распространенными являются журналы "Review and Herald" (Вашингтон) и "Der Adventbote" (Гамбург).

 

2 Учение о близком конце земного существования людей, наступлении божественного суда над живыми и мертвыми и установлении "царства Христа", в котором будут блаженствовать праведники.

 

3 Пророческая книга, входящая в состав первой части Библии - Ветхого завета.

 

4 Апокалипсис, или Откровение Иоанна Богослова, - одно из ранних христианских произведений, написанное в начале 69 г. н. э. Апокалипсис полон фантастических образов, видений, пророческих предсказаний.

 

5 "Bibelbetrachtungen". Zweite Vierteil. Berlin. 1958, S. 17.

 

6 "Der Adventbote". Hamburg. 1.I.1958, N 1, S. 7.

 

7 "Augendlichtern". Hamburg, 1959, N 5, S. 9.

 
стр. 109

 

сты безропотно принимают любую власть, любое государство как богоданное. Однако рядом с подобными утверждениями можно найти рассуждения о том, что земные государства - творения грешных людей, судьбу которых бог предрешил задолго до их появления. Земные государства, утверждают адвентисты, имеют "тенденцию стать господином истории. Это было свойственно им не только во времена господства римских цезарей, но и в Европе во времена Гитлера, и это проявляется также в антихристианских государствах наших дней"8 . За этот грех в день господа все они будут уничтожены9 .

 

Утверждения об "истинном" государстве в царстве божьем, с одной стороны, и о несовершенстве всех современных государств, достойных уничтожения, - с другой, затушевывают коренное различие между социалистическим и буржуазным государством. Оба они ставятся в один ряд как нечто противостоящее царству божьему и, следовательно, недостойное внимания верующих, призванных заботиться не о "пустяках мира сего", а о "вечной жизни" в царстве Христа. Такая проповедь грубо извращает сущность социалистического государства как высшей формы демократии по сравнению с буржуазными государствами, являющимися орудием насилия меньшинства над большинством, сводит на нет роль социалистического государства в построении коммунистического общества.

 

Утверждение адвентистских богословов относительно бренности и несовершенства всех земных государств - маскировка, преследующая вполне определенную реакционно-политическую цель. Но она не в силах скрыть тот факт, что адвентизм имеет вполне определенный идеал государства. В чем же он состоит?

 

Как уже отмечалось, теоретики адвентизма представляют идеальное государство как царство бога, грозного властелина. "Когда Христос построит свое государство, - утверждают адвентисты, - он придет в своем величии как король всех королей и господин над всеми господами"10 . В этом государстве, с одной стороны, господь со своей свитой, с другой - подвластные ему праведники. Нетрудно увидеть, что адвентистские проповедники даже вымышленное государство представляют как приукрашенную буржуазную демократию. Действительно симпатии адвентистских идеологов полностью на стороне буржуазного государства, принципы которого совпадают с их политическими устремлениями. Преклоняясь перед буржуазной демократией, они в то же время стараются принизить авторитет социалистического государства, извратить действительно прогрессивное значение его демократических принципов. С этой целью они пытаются свести все политические свободы к одной - свободе совести, а основную задачу государства - к защите "естественных прав" человека - свободы вероисповедания. "Мы верим, - говорится в "Religionsliberti Assotion", изданной адвентистским центром в Вашингтоне, - что власть установлена богом для того, чтобы защищать естественные права людей... властям поэтому не следует издавать установления против религии"11 .

 

Подобная тенденция наблюдалась и среди русских адвентистов. Адвентистский писатель К. Супин считал, например, провозглашение свободы совести одним из важнейших результатов Февральской революции12 . В 1927 г., спустя десять лет после победы Октябрьской революции, руководитель русского адвентизма Г. И. Лебсак, тщательно обходя вопрос об уничтожении в СССР частной собственности, что явилось основой для широкого развития демократии в нашей стране, привет-

 

 

8 Ibid.

 

9 "Bibelbetrachtungen". Zweite Viecteil. 1958, S. 30.

 

10 Ibid., S. 29.

 

11 Цит. по "Der Adventbote", 1.VII.1959, N 13, S. 226.

 

12 См. "Благая весть", июль 1917, N 6, стр. 105.

 
стр. 110

 

ствовал среди мероприятий Советской власти лишь отделение церкви от государства13 .

 

И сегодня адвентисты усердно подчеркивают в Конституции СССР только то, что касается свободы вероисповедания, рассматривая все остальные демократические принципы, записанные в этом документе, лишь сквозь призму интересов религиозной пропаганды. Так, руководитель омских адвентистов Н. П. Алехин в проповеди 9 июля 1960 г. заявил, что демократические принципы, записанные в Конституции, означают неограниченную свободу пропаганды религиозных воззрений. Причем, если Лебсак в свое время хотя бы внешне мирился с существованием в СССР, кроме свободы вероисповедания, и свободы атеистической пропаганды, то современные проповедники типа Алехина или бывшего руководителя московских адвентистов Мацанова нередко определяют атеистическую пропаганду как наступление на политические права верующих.

 

По мнению адвентистов, классовая борьба - случайное явление, представляющее собой отход человечества в силу его греховности от принципов, установленных богом. Если бы люди помнили библейские заповеди, запрещающие воровство, грабежи, нечестное обогащение и т. д., утверждают теоретики адвентизма, то тогда в обществе установились бы мир и согласие.

 

Подобными разглагольствованиями адвентистские "социологи" пытаются, с одной стороны, выразить "сочувствие" угнетенным, с другой - породить у них иллюзии о возможности улучшения их положения в рамках капиталистических отношений. Лицемерно сетуя на жестокость и "несправедливость" существующего мира, они заявляют, что причиной людского горя являются не противоречия обреченного на гибель капиталистического общества, а "дух злобы", толкающий людей в пучину классовой борьбы14 . Совершенно очевидно, что такие взгляды выгодны буржуазии, заботящейся о затушевывании классовых противоречий. Практическим выражением этих взглядов является нетерпимое отношение адвентистских руководителей к любым проявлениям протеста против насилия и эксплуатации. Так, выступая на Генеральной конференции адвентистов в 1897 г., Э. Уайт следующим образом определила позицию адвентистов в отношении волнений рабочих, связанных с проведением денежной реформы в США. "Я поражена тем, - говорила она, - что люди возбуждены внешним - денежной реформой. В этом возбуждении дремлет опасность раскола между братьями одной веры... Кто обращается к богу смиренно, тот не притязает на решение подобных вопросов через политические партии"15 .

 

Современные теоретики адвентизма сохранили взгляды Уайт на политику в их первозданной форме. "Бог хочет, чтобы его народ похоронил свои политические чувства"16 , - твердят они. В 1958 г. адвентистский журнал поместил статью под характерным названием "Советы Элен Уайт относительно политики"17 . Среди этих советов выделяются следующие: "Мы должны сторониться любой политической агитации, так как она ведет к ссорам между членами. Политическая агитация мешает нашему сотрудничеству на пути достижения людей, которые должны слышать истину. ...Тот из воспитателей, проповедников или служащих, который стоит на стороне бога, не должен доводить политическую борьбу до конца, так как он гражданин неба... Бог не хочет никаких раздоров в общине. Его народ несет с собой весть умиротворения, поэтому в поли-

 

 

13 "Голос истины", 1927, N 11, стр. 22.

 

14 Т. Т. Бабиенко. Общественная жизнь в свете Библии. Рукопись, стр. 3.

 

15 "Der Adventbote", 1.III.1958, N 5, S. 76.

 

16 Ibid.

 

17 Статья перепечатана журналом "Der Adventbote", 1.III.1958, N 5.

 
стр. 111

 

тическом мире он не должен делать себе врагов"18 . В этих советах звучит все та же старая проповедь классового мира, ухода от проблем политической жизни в узкую раковину эсхатологических учений. Таким образом, вместо активной борьбы за общественный прогресс Э. Уайт выдвигает требование "единства во Христе", духовное единение без учета классовых различий. Трудно переоценить тот вред, который приносят такого рода проповеди формированию классового самосознания трудящихся. Под их влиянием люди приобретают качества, выгодные американской монополистической буржуазии, - терпение, покорность, умение безропотно переносить муки, которые несет с собою империализм. Там, где адвентистская идеология подчинила себе умы людей, ожидание всемогущего спасителя становится главным содержанием жизни. Рассматривая общественные явления в свете эсхатологии, верующие теряют способность критического осмысливания действительности.

 

Известно, что в настоящее время одним из актуальнейших вопросов международной жизни является проблема войны и мира. Все прогрессивное человечество активно борется за предотвращение новой мировой войны. Какова же позиция адвентистов в этом важнейшем вопросе современности?

 

Они рассматривают войну как знамение скорого пришествия Христа, предсказанного в Апокалипсисе; поэтому, по их мнению, война неизбежна. Могут ли люди собственными усилиями предотвратить ее? На этот вопрос совершенно определенно отрицательно отвечает один из глашатаев современного адвентизма, Р. Р. Штейн: "Лозунги всех мировых конфликтов исходят не из различных земных столиц.., а из небесного святилища в небесном Иерусалиме. Люди не могут познать ангелов, которые держат в своих руках четыре ветра войны... Когда бог прикажет... ангелам пустить ветры на свободу, тогда начнется война, которую неспособно описать ни одно перо"19 . Таким образом, согласно учению адвентизма, исторические судьбы народов находятся в руках бога, и поэтому они не подвластны людям. Вот, например, как интерпретирует Штейн империалистическую агрессию на Ближнем Востоке в 1956 - 1959 гг.: "Приказ четырем ангелам, которые держат четыре ветра войны, в июле прошлого года последовал не впервые... Уже в октябре 1956 года казалось, что фурии третьей мировой войны готовы сорваться. Крупные заголовки мировой прессы провозгласили несчастье. Но вдруг освобожденные от оков страсти успокоились... Кровавые собаки войны, подобные фуриям, посажены на цепь, так как охватывающая мир миссионерская работа еще не закончилась"20 .

 

Война представляется адвентистам как дело ближайшего будущего, как знамение скорого пришествия Христа, конца человеческой истории. "Мы приближаемся к концу истории, - говорил один из руководителей западного адвентизма, Е. Л. Торрей, - и мы твердо знаем, что люди изнемогают от ужаса в ожидании событий, которые должны прийти на землю... Вместо успокоения после великой войны один кризис следует за другим. Никогда до сего времени не было столько ужасов и страха перед новой войной... Скоро господь сам установит свое господство на земле, так как люди не способны обезопасить закон и мир" 21 .

 

Чем же должны заниматься люди в это "последнее время"? По мнению адвентистских богословов, их дело - покориться неизбежности и ждать осуществления знамения божьего. Провозгласив войну фатальной неизбежностью, адвентистские проповедники считают борьбу за мир бесполезной. Людям остается только молитва22 . Но даже если на неко-

 

 

18 Ibid., S. 76.

 

19 "Der Adventbote", 1.III.1959, N 5, S 73.

 

20 Ibid.

 

21 "Der Adventbote", 15.VIII.1958, N 16, S. 254 - 255.

 

22 "Augendlichtern", 1959, N 5, S. 9.

 
стр. 112

 

торое время война и будет предотвращена, человек все же не избавится от ее постоянной угрозы, так как "обещание Иисуса подарить своим последователям мир исполнится только в вечности"23 .

 

Ясно, что адвентистская позиция в вопросе о войне и мире импонирует силам мировой реакции, всякого рода милитаристам и реваншистам, стремящимся развязать новую мировую войну на земном шаре. И, конечно, она в корне противоречит миролюбивой внешней политике Советского Союза, ленинской концепции мирного сосуществования. Адвентистам претит высокогуманистический тезис, что "объединенными усилиями могучего социалистического лагеря, миролюбивых несоциалистических государств, международного рабочего класса и всех сил, отстаивающих дело мира, можно предотвратить мировую войну"24 , что исторической миссией коммунизма является уничтожение войн и утверждение вечного мира на земле, что это счастливое будущее будет достигнуто не по воле бога, не по мановению мифического мессии, а героическими усилиями миллионов трудящихся.

 

Вынужденные считаться с мнением огромного большинства населения земли, отвергающего войны как средство решения межгосударственных споров, адвентистские "социологи" пытаются завуалировать свое истинное отношение к войне. Так, в одном из западногерманских журналов была опубликована статья "Христианин и война", одно из положений которой гласит: "Христианин не ошибается относительно пагубности атомной войны... Каждая попытка оправдания атомной войны путем ее политического обоснования оказывается перед лицом неподкупной совести ложью"25 . Однако и это утверждение не более чем фраза, поскольку доминирующей в статье остается все та же идея оправдания войны: "Для христианина атомная война является лишь допускаемым богом судом над преступным безумием отпавшего от него человечества... Если бог смог допустить это откровение своего гнева над человечеством, то оно с самого начала было запланировано в качестве катастрофы"26 . Таким образом, адвентисты, по существу, выступают как пропагандисты идей истребительной войны, и в этом смысле адвентизм может быть поставлен в один ряд с идеологией империализма, призывающего к "крестовому походу" с атомным оружием в руках против коммунизма.

 

Современные адвентистские теоретики определяют всякое активное вмешательство трудящихся в ход общественного процесса не только как бесполезное, но и как греховное дело. По их мнению, спасение человечества - в религии, в ее морали.

 

Что же представляет собой адвентистское учение о нравственности?

 

Известно, что специфика любой религиозной этики, по существу своему являющейся интегрированной классовой этикой буржуазии или иного господствующего класса, состоит в том, что отношение человека к человеку признается производным от его отношения к богу. Человек должен противостоять всем жизненным искушениям и, чтобы заслужить вечную жизнь, посвятить себя служению богу. Понятно, что подобная проповедь способна лишь разоружить массы, лишить их воли, свести на нет ответственность людей перед обществом, перед коллективом, в котором они живут и трудятся. Более того, эта проповедь воспитывает индивидуализм и эгоизм.

 

Стремление видеть смысл жизни в служении богу свойственно многим христианским учениям, но в преломлении адвентистской эсхатологии оно приобретает особенно реакционный характер. Если большин-

 

 

23 "Ruf in der Zeit", Hamburg, 1959, N 5, S. 9.

 

24 "Материалы XXII съезда КПСС". М. 1961, стр. 363.

 

25 "Augendlichtern", 1958, N 2, S. 6.

 

26 Ibid.

 
стр. 113

 

ство религиозных течений относит возмездие за земные прегрешения в область потустороннего мира, а второе пришествие Христа - на неопределенно далекое будущее, то, согласно адвентистскому учению, "конец света" может наступить в любой момент. А раз так, то стоит ли трудиться над улучшением этого "обреченного грешного мира"? Не лучше ли немедленно начать подготовку к пришествию Христа, дабы попасть в число "спасенных"? Постоянное сознание близкого и неизбежного конца лишает верующих возможности плодотворно и творчески работать, уводит их в сторону апатии и бездеятельности.

 

Но этим не исчерпывается реакционность адвентистской эсхатологии. Известно, что адвентисты не изолированы от общества. Они не могут не видеть тех замечательных преобразований, которые произошли в нашей стране за годы Советской власти. Однако попытка объяснить эти грандиозные общественные явления с позиций адвентистской идеологии неизбежно приводит к искаженному изображению советской действительности. "Вы не подумайте, что я против коммунизма, - лицемерно заявлял адвентистский проповедник Анохин, - нет... я тоже интересовался книгами Маркса, Энгельса... Надо строить общество все-таки справедливым. Это все правильно, но только не против бога. Вот смотрите, я считаю в каком смысле справедливым - не воровать, трудиться... Но в бога эти люди не верят. Они подвержены уничтожению"27 . Поскольку коммунизм строят неверующие люди, то, в представлении адвентистов, и коммунизм и его строители неизбежно будут уничтожены.

 

Советские люди строят коммунизм, не нуждаясь в божественной санкции. Коммунизм для них - прекрасное будущее человечества, во имя которого они живут и работают. Адвентизм же рассматривает эту самоотверженную работу как проявление "гордыни" людей перед богом, достойной порицания, ибо человек, по мнению адвентистских социологов, "никогда не должен забывать, что своей способностью созидать он обязан только богу"28 .

 

В качестве доказательства беспомощности человека, тщетности его попыток собственными силами улучшить мир адвентистские проповедники выдвигают то положение, что даже "самые величайшие достижения человечества" в конечном итоге оборачиваются против него самого, порождая "преступность", "испорченность", "развращенность". Разложение уходящего в прошлое капитализма адвентисты склонны выдавать за деградацию всего человечества. В их рассуждениях отражается страх этого умирающего строя перед бурными темпами общественного прогресса, который они рассматривают как причину постоянных бедствий, как источник зла, мешающий моральному усовершенствованию. Неизвестность, страх перед будущим дополняются страшным одиночеством, на которое обрекает человека, по мнению адвентистов, рост технического прогресса. "Прогрессирующая технизация, - утверждают они, - делает человека все более изолированным, он становится все более одиноким и поэтому предается самым шумным массовым развлечениям, с помощью которых надеется избавиться от одиночества"29 . При современной организации производства "человек на фабрике не личность, а функция, вращающееся колесо в машине"30 , - утверждают адвентисты. Все эти сентенции глубоко реакционны. Рассуждения о "бедствиях века цивилизации" затушевывают истинные причины глубоких социальных противоречий, возникающих в капиталистическом обществе в связи с развитием техники. Говоря о противоречиях, связан-

 

 

27 Отдел рукописных фондов при Институте истории АН СССР, ф. Липецко-Воронежской экспедиции, с. "Ц", р. XI, стр. 88 - 89.

 

28 Там же, стр. 93.

 

29 "Augendlichtern", 1958, N 6, S. 11.

 

30 Ibid.

 
стр. 114

 

ных с введением автоматизации в капиталистическом обществе, адвентистские проповедники делают вывод, что технический прогресс - это бедствие для человечества вообще. "Открытие атомной энергии, - пишет адвентистский теолог Д. Э. Эмелинг, - полностью изменило наш мир. Уже достижимо пространство, человек, овладев страшной силой, которую бог заложил в мельчайшие частицы земной материи, уже стремится в мировое пространство, и после того, как осуществлены опыты со спутниками, хочет стрелять с помощью ракет в божьи звезды... Но мы с ужасом замечаем, что вместе с господством таких огромных сил, созданных человеческим духом и человеческой рукой, укрепляется возможность самоуничтожения людей на земле"31 . Вместе с тем адвентисты умалчивают о том, что в обществе, свободном от классовых антагонизмов, человек благодаря введению автоматизации господствует над машинами. Управляя сложными механизмами, он проявляет инициативу, самостоятельность, умение решать сложные задачи, повышает свою культуру, углубляет специальные знания.

 

Своеобразно "решают" адвентисты еще одну проблему - проблему свободного времени. Извращая действительные социальные и экономические "причины нравственного упадка капиталистического общества, они объявляют источником всех бедствий увеличение свободного времени, растрачиваемого рабочими на развлечения, которые ведут к страшным последствиям - алкоголизму, разврату, преступности и в целом - к падению нравственности. "Таким образом, - делают вывод адвентистские "исследователи", - продление свободного времени приносит с собою всякие опасности"32 . Что же нужно сделать, чтобы вырвать человека из пучины пороков? Рецепт все тот же. Обратиться к Евангелию, занять досуг человека душеспасительными молитвами и "благочестивыми" делами. При этом рекомендуется создание общества, "где, начиная с прогулок и кончая богослужением, все организуется коллективно"33 . Создание таких идиллических патриархальных обществ соответствует направленным в прошлое идеалам мелкого буржуа. Адвентистские теоретики надеются, что подобные организации улучшат буржуазное общество, приведут к "возникновению нового социального чувства", которое освободит человека от страха перед будущим, от одиночества, и тогда "не случится так, что на вопрос, какие чувства вызывает в вас слово "автоматизация", из ста опрошенных 90 ответят: страх"34 .

 

Но кого же объединяет это новое "социальное чувство"? Рабочего и капиталиста, отвечают апологеты буржуазных отношений. Поэтому оно возникает только при условии "умиротворения социальных отношений"35 . Следует отметить, что "социологические опыты" такого рода не новы. В настоящее время капиталисты уделяют огромное "внимание" организации досуга рабочих, рассматривая это в качестве средства воспитания в них духа классового сотрудничества. Создание кружков, обществ под эгидой предпринимателей позволяет им влиять на рабочих и вне работы, направлять их мысли желательным для монополистов образом. Нередко организаторами таких обществ становятся представители духовенства. Вся работа подобных обществ направлена на то, чтобы подавить развитие классового самосознания трудящихся.

 

Адвентистское требование "умиротворения социальных отношений" имеет своим логическим следствием апологетику страдания как одного из наиболее сильных средств установления равновесия в обществе и получения высшей награды - приближения к богу. "Когда человек согре-

 

 

31 "Der Adventbote", 1.I.1958. N 1. S. 4.

 

32 "Augendlichtern", 1958, N 6, S. 11.

 

33 Ibid.

 

34 Ibid.

 

35 Ibid.

 
стр. 115

 

шает против милосердного и святого бога, - поучают проповедники, - то он не может никакими иными путями изгладить свою вину, как только искренне покаяться и в слезах и душевной горечи исповедать свои грехи. Этого требует бог от него и не признает ничего другого, как только разбитое сердце и сокрушенный дух"36 . В качестве примера высокой нравственности они выдвигают образ Христа37 .

 

Освящение страдания - лейтмотив идеологии, обращенной в прошлое; оно несет с собою идею, что жизнь человека не имеет никакой цены, оно оправдывает жестокость, насилие, характерные для капиталистического общества. Высшим достоинством "народа божьего" адвентистская социология считает слепую веру в "мудрость господа". "В каждом пережитом вами опыте первое место должна занять вера, - учат адвентисты. - Вера всякое бремя делает легким и облегчает страдания"38 .

 

Народ адвентистские теоретики рассматривают как безликую массу, неспособную к самостоятельным действиям и нуждающуюся поэтому в руководстве со стороны бога и избранных им героев. Рассказами о таких героях изобилует адвентистская литература. Причем их единственной заслугой признается "усердие в молитве", беспредельная, слепая вера и надежда на всевышнего. Сами по себе герои, по мнению адвентистов, бессильны что-либо изменить в божественных планах: они лишь безропотные рабы господа. В основе и этой идеи, обрекающей народные массы на бездействие, лежат принципы фатализма.

 

Эклектическое соединение адвентистами фатализма и идеалистического толкования свободы воли позволяет оправдать любую социальную несправедливость, затушевать действительный источник народных бедствий, нацелить человека не на борьбу за революционное преобразование общества, а на слепую покорность судьбе.

 

Являясь одной из форм современной буржуазной идеологии, адвентизм, как и всякое другое религиозное учение, неспособен объективно объяснить явления жизни. Его "социологи" определяют "истинное" в общественной жизни не путем познания объективной действительности, а в зависимости от того, удобно данное суждение или неудобно для апологетики религиозного мировоззрения. Такой способ суждения сближает адвентизм с одним из наиболее реакционных философских течений - прагматизмом.

 

Адвентистская "социология" насквозь пропитана мистикой и иррационализмом, она направлена на то, чтобы задержать развитие человеческого общества, отбросить его назад. В современной острой идеологической борьбе между марксистской и буржуазной идеологией адвентизм играет активную реакционную роль. Так же, как и буржуазная идеология в целом, адвентистское учение об обществе направлено на идейное обоснование господства монополий, оправдание эксплуатации, воспевание милитаризма и войны. Разоблачение адвентизма должно помочь верующим вырваться из плена религиозного мировоззрения и твердо встать на позиции материалистического понимания истории и активной созидательной жизни.

 

 

36 "Беседы на книгу Иова". Рукопись. 1960, стр. 54.

 

37 Там же, стр. 39.

 

38 Там же, стр. 7.

Опубликовано на Порталусе 16 июня 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама