Рейтинг
Порталус

Миссионеры на службе колонизаторов

Дата публикации: 19 июня 2016
Автор(ы): С. Р. Ким
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 12, Декабрь 1964, C. 180-189
Номер публикации: №1466344237


С. Р. Ким, (c)

Миссионеры на службе колонизаторов

 

"Bulletin de la faculte des lettres de Strasbourg". Strasbourg, 1964, mars, pp. 307 - 324.

 

Конго не случайно называют "страной миссий": ни в одном африканском государстве миссионеры не развивали такой активной деятельности. Известно, что колонизаторы использовали миссионерство в целях порабощения народов. Буржуазная историография, упорно отрицающая этот тезис, пополнилась статьей профессора университета "Леваниум" (филиал бельгийского Лувенского университета в Леопольдвиле) Луиса Жадена "Краткая история царства Конго", где главное внимание уделено вопросам христианизация средневекового Конго.

 

Основная задача автора - изобразить миссионерскую деятельность в этой стране как филантропическую и цивилизаторскую. Он пытается завуалировать то обстоятельство, что за "приобщением дикарей" к христианской церкви, чем официально занимались миссионеры, скрывалось стремление португальских колонизаторов, этих пионеров европейского проникновения в Африку, укрепить свое влияние в Конго.

 

Португальские колонизаторы с помощью миссионеров инспирировали борьбу за власть внутри государства, феодальные междоусобицы, гражданские войны, расчленение страны на отдельные государства и, таким образом, обеспечивали себе господство над страной. Деятельность миссионеров пустила глубокие корни и получила широкое распространение.

 

В противоположность знати, принявшей религию европейцев, народные массы оказывали сопротивление христианизации и колонизации: проникновение миссионеров в страну не было мирным, как это изображает автор, стараясь представить народные выступления против деятельности миссий как волнения "колдунов и язычников". В 1491 г., пишет Жаден, царство Конго было "под угрозой огромного мятежа": португальские миссионеры вынуждены были

 

 

2 "Правда", 11 сентября 1964 года.

 

3 "Protokoll des VI. Parteitages der Sozialistischen Einheitspartei Deutschlands". Bd. I. Berlin. 1963, S. 237.

 
стр. 185

 

обратиться за помощью к царю Конго. В 1504 г. народное выступление возглавил отказавшийся принять христианство принц Мпанцу-Нзинга, брат царя Конго Афонса Мвемба-Нзинга (1506 - 1543 гг.). Вслед за антимиссионерскими и антипортугальскими выступлениями 1506 и 1515 гг. произошло наиболее крупное - народное выступление 1587 г. под руководством Мбула Матади, о котором Жаден вообще умалчивает.

 

Миссионеры проложили дорогу не только колонизаторам и торговцам, но и работорговцам. На океанском побережье и по берегам рек было основано много факторий, развернулась оживленная торговля рабами. Миссионеры же, получая большие прибыли от работорговли, не оказывали никакого противодействия превращению крещеных африканцев в рабов. Жаден в своей работе умышленно не касается работорговли, говоря лишь о продаже в рабство военнопленных, существовавшей у народов Конго еще до прихода европейцев. Однако, даже по данным Жадена, только в период царствования Афонса из Конго было продано в рабство 4 - 5 тыс. африканцев. К 1575 г. эта цифра возросла до 7 - 8 тыс. человек в год. Царь Афонс, пишет Жаден, обеспокоенный судьбой своего государства, даже обратился с жалобой к королю Мануэлю I, пытаясь воспрепятствовать вывозу рабов из Конго. Европейская работорговля и миссионерская деятельность привели царство Конго к постепенному упадку.

Опубликовано на Порталусе 19 июня 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама