Рейтинг
Порталус

Русские еретики и западная Реформация

Дата публикации: 27 октября 2016
Автор(ы): О . Ф. Козлов
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 3, Март 1968, C. 186-191
Номер публикации: №1477523440


О . Ф. Козлов, (c)

Русские еретики и западная Реформация

 

"Deutsche Zeitschrift fur Philosophie". Berlin. 1966, N 8, S. 978 - 994.

 

В статье о русских еретических движениях XV - XVI вв. Зигфрид Вольгаст (ГДР) обращает внимание на схожесть общественных взглядов русских еретиков XV - XVI вв. и представителей реформационно-гуманистического движения в Западной Европе. Средневековые ереси, пишет автор, есть отчасти философия народных масс; поэтому задача в области изучения средневековых ересей заключается в том, чтобы проследить, как отразилась в них повседневная жизнь бюргерства, городского плебса и крестьянства. Еретические течения характеризуются в целом следующими чертами: подчеркивание активности интеллекта, что отражало идею умственного равенства всех людей, независимо от их положения и национальности; отрицание троичности бога ("един в трех лицах") ради усиления роли человеческой личности и здравого смысла; стремление установить непосредственные отношения между богом и человеком, минуя церковь как излишний институт. По мнению автора, действенной в ересях являлась не теория, а практика борьбы против церкви; поэтому социально-политическая роль ересей была сильнее, чем идейная. Что касается их взаимного влияния, то З. Вольгаст считает, что русские ереси XV - XVI вв. испытали воздействие со стороны западноевропейской гуманистической и реформационной мысли. Это воздействие он усматривает в учении о любви к ближнему (в духе христианского гуманизма) у Ивана Черного (новгородская ересь) и в учении о самовластности души у Федора Курицына (московская ересь), причем последнее автор сближает со взглядами арабского философа XII в. Аверроэса. З. Вольгаст сопоставляет учение Яна Гуса и "Лаодикийское послание" Ф. Курицына, также находя в них схожие черты. Он указывает на общий источник происхождения этих взглядов - гнет церковно-феодальной иерархии. Но автор обнаруживает и пути прямого влияния гуситства на Русь: через Венгрию, Молдавию и находившуюся в Москве небольшую группу представителей молдавской знати. На наш взгляд, эта часть статьи наименее убедительна.

 

Исследуя затем концепции русских ере-

 
стр. 188

 

тиков XVI в. Матвея Башкина и Феодосия Косого, автор приходит к выводу, что они, в свою очередь, оказали влияние на Запад, в частности на польско-литовских мыслителей. Так, под воздействием Косого литовский еретик С. Будный порвал с кальвинизмом и примкнул к литовским антитринитариям. Косой учил, что истина познается через "духовный разум" и заключается в свободе. Для познавших "духовный разум" не должно существовать земных авторитетов; ничто не должно стеснять их свободу. Косым был выдвинут также тезис, что не следует повиноваться тем властям, которые являются виновниками войн. Общее значение работы З. Вольгаста состоит, как мы видим, в том, что она опровергает сложившуюся в буржуазной историографии концепцию, согласно которой в Восточной Европе в средние века якобы не существовала философская мысль вообще, гуманистическая в частности.

Опубликовано на Порталусе 27 октября 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама