Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 22.07.17

АРХИВ РУССКОЙ ЦЕРКВИ НА АЛЯСКЕ В БИБЛИОТЕКЕ КОНГРЕССА США

Дата публикации: 19 ноября 2016
Автор: В. Л. БЕЛОБОРОДЬКО
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Вопросы истории, № 8, Август 1969, C. 189-192
Номер публикации: №1479506787 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


В. Л. БЕЛОБОРОДЬКО, (c)

найти другие работы автора

Исследователь, изучающий историю освоения русскими западной части американского континента в XVIII - XIX вв., не может пройти мимо документов архива русской церкви на Аляске, которые в настоящее время хранятся в отделе рукописей библиотеки Конгресса США в Вашингтоне. До последнего времени ни в советской, ни в зарубежной исторической литературе не появилось сколько-нибудь полного описания имеющихся в этом архиве материалов, а отдельные упоминания об архиве в немногочисленных работах по истории "Русской Америки" носят справочный характер. Внимание исследователей было в основном сосредоточено на изучении судьбы и материалов архива "Российско-американской компании", являющихся, бесспорно, наиболее важным источником по истории заселения русскими Тихоокеанского побережья Америки.

 

Материалы архива русской церкви на Аляске не использовались ни советскими, ни зарубежными историками и не вводились в научный оборот в силу того, что судьба архив? долгое время была неизвестна, а его документы, являющиеся собственностью правительства США, и по сей день практически не обработаны и не систематизированы. Работа в 1936 - 1938 гг. группы американских ученых Аляскинского университета во главе с профессором Т. Н. Лавричевым над этими материалами архива свелась главным образом к переводу части самых интересных документов или выдержек из них на английский язык.

 

Не повезло архиву и на исследователей. Статья В. Базанова в американском журнале "Тихоокеанское историческое обозрение" характеризует только часть материалов, попавших в библиотеку в 1928 г., и не дает представления об архиве в целом1 . Бывший сотрудник библиотеки Конгресса Д. Дорош в небольшой статье, опубликованной в "Ежеквартальном журнале текущих приобретений библиотеки Конгресса", также не смог дать полного и правильного описания материалов архива2 . В частности, он явно ошибочно отнес к ним некоторые рукописные документы библиотеки Г. В. Юдина3 ,

 

 

1 "Pacific Historical Review" Vol. 11. N 1. March. 1933.

 

2 "The Library of Congress Quarterly Journal of Current Acquisitions". Vol. 18. N 4. August. 1961.

 

3 Г. В. Юдин - известный русский библиофил, купец. В его библиотеке под Красноярском насчитывалось свыше 80 тыс. томов различных книг и рукописей. С Юдиным и его библиотекой был знаком В. И. Ленин. Находясь в Красноярске по пути в ссылку (село Шушенское), В. И. Ленин посещал юдинскую библиотеку, где собирал материа-

 
стр. 189

 

в том числе бумаги известного деятеля "Российско-американской компании" Н. П. Рязанова, вахтенный журнал судна компании "Три святителя" и другие.

 

Что же в действительности представляет архив русской церкви на Аляске, каковы хранящиеся в нем документы и в чем их историческая ценность?

 

Для уяснения структуры архива необходимо остановиться на основных вехах истории русской церкви на Аляске. Как известно, один из основателей "Российско-американской компании", Г. Шелихов, понимая силу церкви в деле колонизации, уже в своих первых прошениях на имя Екатерины II об организации компании просил направить в Америку духовную миссию, чтобы обратить в христианство туземных жителей и оказать помощь компании (а с нею и самодержавию) в освоении американского материка. В сентябре 1794 г. первая духовная миссия, состоявшая из 9 священнослужителей во главе с архимандритом Иоасафом, прибыла на остров Кодьяк. До 1840 г. деятельность духовных миссионеров была подчинена Иркутской консистории в Сибири, а затем выделилась в самостоятельную консисторию с резиденцией на острове Ситха. С продажей Аляски в 1867 г. и закрытием "Российско-американской компании" деятельность русской православной церкви на Аляске не прекратилась, так как здесь оставалось значительное количество лиц русской и других национальностей, исповедовавших православие. В 1872 г. резиденция епископа и архивы церкви были перенесены в Сан-Франциско, а в 1904 г. - в Нью-Йорк. В то же время на островах, в местах бывших поселений "Российско- американской компании", продолжали действовать 17 церковных приходов и 36 домовых церквей, располагавших своими архивами.

 

В 1940 г, официальными лицами русской православной церкви в США библиотеке Конгресса была передана в качестве дара вторая - последняя часть церковного архива по 1933 г. включительно4 . Эти документы, содержащие архивы консистории и отдельных приходов, были разбиты на следующие периоды: сибирский - 1772 - 1840, аляскинский - 1840 - 1872, западноамериканский - 1873 - 1905 и восточноамериканский - 1904 - 1933 годы. Первые два периода представляют наибольший интерес для советских исследователей. Относящиеся к ним документы составляют около половины материалов архива.

 

Общее количество переданных документов - 150 тыс. единиц, в основном это рукописи, хранящиеся в 1062 картонных коробках-боксах. Часть документов, в особенности поступивших из церковных приходов, несколько испорчена временем и влагой, очевидно, во время перевозки их с островов. Характерно, что лучше всего сохранились те документы, которые относятся к первым годам существования русской православной церкви. Возможно, это объясняется хорошим качеством бумаги и чернил, использовавшихся в то время. Имеющиеся документы условно можно разбить на следующие группы: записи о рождении, смерти и регистрации браков; исповедные расписки; ежегодные отчеты о состоянии церковного имущества, финансов и миссионерской работе, проделанной духовенством; путевые журналы и дневники священнослужителей; различная переписка. Остановимся на краткой характеристике и описании упомянутых групп документов.

 

Записи о рождении, смерти и регистрации браков составляют приблизительно 1/3 архива. Историка интересуют здесь прежде всего документы, показывающие общественный статус родителей и посаженных отцов, что позволяет судить о социальной структуре аляскинских поселенцев. Интерес представляет также статистика браков русских промышленников с местным Населением и лицами других национальностей. Недостатком статистических данных этой группы документов, как и всего архива в целом, является то, что в них, как правило, речь идет только о православном населении Аляски. В настоящее время эти документы зачислены администрацией библиотеки Конгресса в разряд так называемой важной статистики, и доступ к ним исследователей ограничен.

 

 

лы для своей работы "Развитие капитализма в России". Оценивая богатство этой библиотеки, он писал М. И. Ульяновой: "Вчера (9 марта 1897 г. - В. Б.) попал-таки в здешнюю знаменитую библиотеку Юдина, который радушно меня встретил и показывал свои книгохранилища... Ознакомился с его библиотекой далеко не вполне, но это во всяком случае замечательное собрание книг" (В. И. Ленин. ПСС. Т. 55, стр. 24). В 1907 г. США приобрели большую часть книг и рукописей юдинской библиотеки, которые в настоящее время находятся в Вашингтоне в библиотеке Конгресса.

 

4 Первая часть документов была передана в 1928 году.

 
стр. 190

 

а Исповедные расписки - вторая группа документов - дают наиболее полное представление о росте поселенцев на Аляске по годам и социальной структуре тамошнего общества. Сводные таблицы исповедовавшихся и неисповедовавшихся прихожан, направлявшиеся ежегодно в Синод, содержат данные о количестве населения в колониях по приходам с указанием пола, возраста и семейного положения. Фактически это ежегодные переписи лиц, исповедовавших православие на Аляске. Возьмем, к примеру, отчет в Синод за 1841 г., относящийся к периоду апогея "Российско-американской компании". Тщательно оформленные цифровые выкладки доклада говорят о том, что в основных местах поселений русских на Аляске - Ново-Архангельском, Кодьякском, Уналашском и Атском приходах - проживало в этот год 6085 прихожан (мужчин - 3154, женщин - 2931). Из них, согласно отчету, разночинцев было 1103 чел. (мужчин - 596, женщин - 507); купцов - 192 чел., (мужчин - 122, женщин - 70); крестьян - 434 чел. (мужчин - 307, женщин - 127); инородцев - 4223 чел. (мужчин - 2085, женщин - 2138). Кроме того, там проживало 11 лиц духовного звания, 20 военных с семьями и один штатский без семьи5 . Спустя 11 лет количество проживавших там прихожан, согласно докладу в Синод за 1852 г., увеличилось на 3015 чел. и составляло 9100 человек6 . Характерно, что наибольший процент "неисповедовавшихся и непричастившихся по нерадивости" падает, как правило, на категорию разночинцев, а неисповедовавшихся "по причине болезни" - на категорию инородцев.

 

Третья группа документов - ежегодные отчеты в Синод о состоянии церковного имущества, финансов и миссионерской работе духовенства значительно испорчены временем. Однако даже имеющиеся материалы дают возможность уяснить картину становления русской православной церкви на Аляске, подсчитать расходы, понесенные "Российско-американской компанией" и Синодом на содержание там духовенства, выяснить стоимость продуктов питания, жилья и предметов первой необходимости в различные годы в поселениях компании на Аляске. Хранящиеся там же учебные программы для школ на Аляске; различные наставления, списки учащихся, черновики словарей и переводов русских молитв на язык аборигенов дают представление о культурно-просветительской деятельности церкви, системе образования и ее классовом характере на Аляске7 .

 

Одной из наиболее интересных групп документов являются путевые журналы и дневники духовенства (23 документа). Написанные зачастую в самодельных тетрадях, на отдельных листах бумаги дневники являются ценнейшим свидетельством очевидцев о первых днях "Русской Америки". Разбросанные по поселениям компании, священники, как правило, не реже одного раза в год выезжали в самые отдаленные уголки Аляски для крещения местных жителей и совершения других религиозных обрядов. Одновременно они выполняли функции врачей: лечили по мере возможности местное население, проводили противооспенные прививки. Описывая свои чисто церковные дела, они (что наиболее важно) рассказывали в своих записях о жизни и обычаях аборигенов, их верованиях, методах охоты и рыболовства. По свидетельству священников, местные жители тяжело страдали из-за недостатка пищи, неблагоприятного климата и тяжелых условий работы. Так, инок Илларион, совершавший поездку с 1 января по 4 декабря 1863 г. по рекам Квихпах и Кузкоквин, писал в своем отчете: "Весной этого года (по словам туземцев) по случаю сильного голода дикари убили пять семей, тоже дикарских, и употребили их в пищу, но сколько именно убитых, какого пола и возраста, а также ровно кто такие убийцы, об этом сведения не получены. Это происшествие было в самом верховье Квихпаха, выше озера Менток..."8 . Инок Теофил в путевых заметках за апрель 1864 г. отмечал: "У нас теперь у всех одно на уме - как бы не умереть с голоду, где бы что-нибудь достать на пропитание". В марте того же года Теофил свидетельствует: "Нынешний год у всех жителей зимние запасы истощились гораздо раньше, чем в прежние годы... Чтобы только... не умереть с голоду... некото-

 

 

5 Библиотека Конгресса США, отдел рукописей, ф. "Архив русской церкви на Аляске", бокс 360.

 

6 Там же.

 

7 Там же, бокс 519.

 

8 Там же, бокс 303.

 
стр. 191

 

рые, слышно было, торбоса и ремни варят"9 . Как правило, все священники в путевых дневниках писали о климатических, географических и экономических особенностях тех мест, которые они посещали. Многие записи снабжены картами.

 

Особняком стоят дневники разночинца Степана Ушина, прибывшего на Аляску в 1867 году10 . Это - свидетельство очевидца о последних днях "Русской Америки", о том, какими методами насаждался там "американский образ жизни" после продажи Аляски. Судя по дневникам, Ушин был ярым противником духовенства. Очевидно, именно поэтому церковники постарались упрятать в свой архив его записи, которые он изо дня в день вел на протяжении 30 лет.

 

Последний раздел архива охватывает различную переписку, которую вела церковь за весь период своего существования на Аляске. Для характеристики этого рода документов приведем названия только некоторых дел, находившихся в производстве Аляскинской епархии: "О разных распоряжениях компании, сообщаемых для сведения"11 , "Переписка архиепископа П. Литвинцева с "Российско-американской компанией" касательно юрисдикции церкви. 1852 - 1863"12 , "Дела следственные и судные". 1841 - 186713 , "Переписка с русским консулом в Сан-Франциско и русским послом в Вашингтоне"14 . Среди этих же документов сохранился реестр входящей и исходящей переписки за 1841 - 1894 годы15 . Он позволяет восстановить картину складывания архивов церкви. Кроме того, наиболее ценные документы переписки имеются в копиях или сжатом изложении16 .

 

История Аляски привлекала и привлекает внимание отечественных и зарубежных исследователей. В США появляются книги и кинофильмы, посвященные 100-летию со времени продажи Аляски царским правительством. При этом русский период в истории Аляски упоминается вскользь, зачастую в искаженном виде, он изображается как "период жестокости", с помощью которой якобы только и "держались" русские на Аляске. В советской исторической литературе за последнее время также появился ряд работ по истории "Русской Америки". Они отличаются научным подходом к теме, но страдают из-за недостатка документальных материалов. Материалы архива русской церкви на Аляске, являющиеся важным источником по истории, экономике, географии, этнографии и статистике "Русской Америки", могут послужить ценным документальным подспорьем для изучения этих вопросов.

 

 

9 Там же, бокс 490.

 

10 Там же, бокс 497 - 500.

 

11 Там же, бокс 306.

 

12 Там же, бокс 439.

 

13 Там же, бокс 304 - 305.

 

14 Там же, бокс 280, 438.

 

15 Там же, бокс 367 - 373.

 

16 Там же, бокс 496.

 

 

Опубликовано 19 ноября 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?