Рейтинг
Порталус

Современная роль буддизма (на примере Таиланда)

Дата публикации: 11 декабря 2016
Автор(ы): В. И. КОРНЕВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1481458338


В. И. КОРНЕВ, (c)

Таиланд является в настоящее время классическим примером сотрудничества буддийской церкви с государством. Буддизм - государственная религия страны. Официальным главой сангхи считается король Таиланда. 94% ее населения исповедуют буддизм. В стране около 230 тыс. монахов и 23 500 монастырей. В 1967 г. один монах приходился примерно на 130 человек населения. Монахам разрешается жить с комфортом: они могут иметь в своем жилище электрический свет, электровентиляторы, установки для искусственного климата, транзисторы, радио; могут пользоваться во время проповедей микрофонами, усилителями, магнитофонами. Однако, согласно религиозным правилам, они обязаны спать на досках, покрытых матрацем толщиной не более трех сантиметров. Каждый монах и послушник приписывается к какому-либо определенному монастырю и не имеет права покидать этот монастырь на время дождливого сезона. Зато им предоставляется возможность бесплатного проезда на городском транспорте.

В Таиланде имеются две секты: маханикай и тхамутхитникай. Количественное соотношение между этими сектами примерно 16:1. До середины XIX в. в Таиланде не было разделения монахов на секты. Реформа была осуществлена королем Монгкутом, который хотел, чтобы монахи более строго следовали учению, изложенному в палийском каноне "Типитака", и стремился отгородить буддизм от различных влияний, как-то: брахманские обряды и церемонии, анимистические культы, махаянистские легенды. Реформа короля Монгкута имела большое значение для дальнейшего укрепления роли буддизма в качестве государственной религии. После его смерти сторонники вышеупомянутой реформы образовали группу "посвящающих себя дхамме" (тхамутхит), а в 1894 г. они создали организацию, которая стала называться тхамутхитникай. Несмотря на свою малочисленность, секта тхамутхит имеет большое влияние в сангхе, так как ей принадлежат самые крупные монастыри, а некоторые ее члены связаны родственными узами со многими аристократическими семьями Таиланда и с королевским домом43 .

Административная структура таиландской сангхи тождественна государственной административной структуре. Для эффективности административного руководства сангхой страна разделена на 18 церковных округов. За каждым округом следит махатхера. В каждом округе есть провинциальные и районные организации сангхи. 18 окружных организаций группируются по географическому принципу: Центральный, Северный, Восточный и Южный районы. Начальником района является махатхера из центральной администрации сангхи, находящейся в Бангкоке. Помимо того, церковная администрация делится на администрацию города, малого района и тамбола. Тамбол обычно состоит из 10 - 20 деревень и имеет как минимум пять монастырей. Свыше 50 тыс. деревень Таиланда сведены в 3300 тамболов. Наконец, самой мелкой административной единицей является монастырь. Ответственность за монастырь несет настоятель, назначенный главой церковного комитета района или провинции. В каждой провинции (а их 71) и в каждом районе (их 447) имеется церковный комитет, который ведает делами церковной администрации, вопросами церковного образования, следит за пропагандой буддизма, организует общественные работы по строительству или ремонту монастырей.

Существует также правительственная система надзора за деятельностью буддийской церкви в виде департамента по делам религии, который, как и сангха, имеет комитеты в округах, провинциях, городах, районах и по чиновнику в каждом тамболе. Согласно правительственному постановлению, любое имущество, которое дарится монастырю, должно передаваться в присутствии районного чиновника. Местные власти следят за тем, чтобы у монастырей не скапливалось очень много богатств и земель. Благодаря централизованному контролю за имуществом буддийской церкви монастыри не выделяются своим богатством и владеют относительно небольшим земельным фондом, примерно 0,7% всей обрабатываемой земли. Однако настоятелям монастырей и монахам удается утаивать определенную часть прибылей монастыря, которые весьма значительны, если судить по тому, что население страны, по официальным данным, от-


43 О роли тхамутхитникай говорят следующие факты: в 1959 г. в нее входил 15391 монах и послушник из общего числа 249555 монахов и послушников; ей принадлежало 819 монастырей из 21380. Несмотря на свою малочисленность, эта секта имела в 1959 г. пять представителей в совете сангхи (из десяти), 22 представителя в ассамблее (45 членов), 57 представителей в церковном суде (136 человек). Кроме того, члены этой секты служат инспекторами и выполняют административные обязанности во всех церковных округах и провинциях, а также во многих районах страны (K. E. Wells. Thai Buddhism. Its Rites and Activities. Bangkok. 1960, pp. 11, 14).

стр. 141


дает церкви 7 - 8% своего годового дохода. Таиланд - единственная буддийская страна, где некоторые категории монахов официально получают заработную плату, хотя это и запрещено религией.

Буддийская церковь в Таиланде в отличие от буддийских общин других стран является централизованной организацией. Казалось бы, столь мощная организация должна играть заметную роль в политических делах страны. Тем не менее таиландская военно- бюрократическая элита, стоящая у власти, внимательно следит за деятельностью сангхи и не позволяет монахам прямо заниматься политикой. Правительство использует буддийскую церковь только в качестве идеологического орудия для укрепления своей власти и как "университет национальной морали" в области народного образования и социальной деятельности44 . В 1960 г. монахам было официально разрешено преподавать в государственных школах. Основные усилия идеологической пропаганды направлены на то, чтобы каждого гражданина с раннего детства воспитать буддистом. Ведутся поиски наиболее эффективного метода преподавания буддийской этики. Ежедневно по радио и телевидению передаются специальные программы для школьников, в которых объясняются основные положения буддизма и дается их интерпретация с точки зрения господствующих классов. Задача религиозной пропаганды - закрепить основные положения буддийской морали, которые прямо или косвенно обожествляют угнетателей и оправдывают их власть в такой степени, чтобы они стали как бы рефлекторными нормами человеческого поведения.

Новейшие социально-психологические исследования показывают, что буддийская мораль и обучение методам самопринуждения и самоограничения в некоторой степени ослабляют стремление сельской молодежи к материальным благам или городской карьере. Этому же способствует и буддийская экономическая концепция, проповедующая рациональный способ жизни и воздержанность в материальных благах. Буддизм не выступает открыто против материального благосостояния, и учит, что не богатство мешает "просветлению", а погоня за богатством; не обладание красивыми и модными вещами, а желание приобрести их. Отсюда - буддийский лозунг, что цель достигается максимальным благосостоянием индивида при минимальном потреблении. Практическое его претворение: нужно менять лишь ту одежду, которая пришла в негодность; чем меньше сил затрачивается в материальной сфере, тем больше времени и возможностей остается для самоусовершенствования. Так на место идей классовой борьбы, движения за улучшение жизни трудящихся искусственно ставится пассивное отношение к угнетению и социальному неравенству. Буддизм своей проповедью непротивления злу помогал и помогает правителям держать народ в узде. Полное отсутствие демократических свобод в стране правящие классы Таиланда пытаются подменить буддийскими концепциями "демократии", которая трактуется ими как лояльное отношение народа к правительству. Буддийское мировоззрение насильственно внедряется во все слои общества. При религиозном воспитании большое внимание уделяется соблюдению традиционных отношений между старшим и младшим, начальником и подчиненным; развитию самодисциплины; насаждению культов Будды, короля, "сильного человека".

В настоящее время, когда таиландское правительство почти открыто стало на путь агрессии против народов Южного Вьетнама и усиливает полицейские меры против местного населения северо-восточных провинций страны, перед сангхой поставлена задача идеологического оправдания участия таиландских вооруженных сил в борьбе с национально-освободительным движением как в самой стране, так и за ее рубежами. Основной акцент при идеологической обработке населения делается на антикоммунизм. Впервые в истории тайской сангхи церковные лидеры не препятствуют членам буддийской


44 Например, в мае 1966 г. департамент по делам религии запретил южновьетнамским монахам, прибывшим в Таиланд с целью заручиться поддержкой таиландской сангхи в их борьбе с сайгонским марионеточным правительством, вести политические дискуссии с членами тайской сангхи. 19 июня 1966 г. комитет "Всемирного братства буддистов", который находится в Бангкоке, принял поправку к своему уставу, запрещающую буддийским организациям прямо или косвенно заниматься политикой. Это решение, принятое под нажимом США и Таиланда, было направлено в первую очередь против буддистов Южного Вьетнама, которые просили таиландские организации буддистов и буддийские организации всех стран поддержать их в борьбе с "генералами сайгонского режима и США" ("Bangkok Post", 25.V; 20.VI.1966).

стр. 142


общины знакомиться с техническими достижениями в сельском хозяйстве и промышленности, с социальными программами. Это свидетельствует о том, что руководители сангхи и сотрудничающие с ними правительственные организации взяли курс на подготовку таких кадров, которые могли бы активно вмешиваться в общественную жизнь страны в интересах правящих кругов.

Итак, буддизм проявлял себя и проявляется доныне в самых различных сферах социальной и духовной жизни восточных обществ. Эта своеобразная многогранность его воздействия опровергает однозначность оценок буддизма. Сложнейшие экономические, политические, социальные и идеологические проблемы XX в. находят отражение в умозрении адептов этой религии. Главным вопросом для них, как и для большинства населения земного шара, становится проблема выбора между капиталистической и коммунистической общественными формациями. Буржуазные деятели, всячески рекламируя и насаждая свой образ жизни в буддийских странах, не останавливаются перед фальсификацией коммунистических идей и социалистической действительности и стараются использовать в корыстных целях такие новые буддийские организации, как "Сока гаккай" в Японии, "Вьет Хоа Дао" в Южном Вьетнаме, "Всемирное братство буддистов", втягивая их в реакционные кампании. Однако американская агрессия против народов Индокитая разоблачает и в глазах буддистов истинные цели империализма. Все большее число лидеров и членов буддийских организаций становится ныне активными борцами за мир и разоружение. Это ярко проявилось, в частности, на конференции буддистов стран Азии, состоявшейся в июне 1970 г. в столице Монгольской Народной Республики Улан-Баторе. Ее участники наряду с другими решениями единодушно приняли резолюцию, резко осуждавшую антинародные действия американского империализма.

Опубликовано на Порталусе 11 декабря 2016 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): Таиланд, роль буддизма



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама