Порталус \\ Научная библиотека

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 27.03.17

П. К. КУРОЧКИН. ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ

Дата публикации: 28 декабря 2016
Автор: Н. П. КРАСНИКОВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1482882780 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Н. П. КРАСНИКОВ, (c)

найти другие работы автора

М. "Мысль". 1971. 270 стр. Тираж 8500. Цена 1 руб. 9 коп.

В монографии доктора философских наук, автора работ по научному атеизму и критике религии П. К. Курочкина1 исследуются причины, особенности и характер эволюции русского православия в современных условиях.

Изучение модернистских тенденций в деятельности религиозных объединений в нашей стране - дело новое и важное. Оно дает возможность конкретнее и глубже судить о состоянии религии и особенностях положения церкви в социалистическом обществе, позволяет вернее оценивать ее исторические судьбы, вырабатывать более современные средства атеистического воспитания.

В монографии содержится обстоятельный обзор научной литературы по проблеме и дается критический анализ современной богословской литературы. Автор раскрывает основные направления публикаций, помещаемых в официальном церковном органе - "Журнале Московской патриархии", сборнике "Богословские труды", четырехтомном собрании слов, речей и посланий патриарха Алексия и других изданиях Московского патриархата2 . Исследователей современного православия, несомненно, привлечет авторский анализ докторских и магистерских диссертаций, кандидатских сочинений, подготовленных священнослужителями с 1949 г. в Московской и Ленинградской духовных академиях, а также различных рукописных трактатах, распространяемых среди духовенства и верующих.

В отличие от своих предшественников3 П. К. Курочкин подходит к проблеме эволюции русского православия философско-исторически, раскрывает истоки религиозного обновленчества в России, определяет и анализирует его основные этапы. Он показывает, что идеи религиозного обновления, отвечавшие интересам либеральной буржуазии, возникли как в церковных, так и внецерковных кругах, что современное русское православие наследует обновленческие традиции дореволюционного и послереволюционного времени. Автор правомерно считает предвестниками обновленчества славянофилов Ф. М. Достоевского, В. С. Соловьева, "неохристиан" (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков и др.). В ходе развития внецерковного реформаторства была выработана в интересах буржуазного развития страны программа модернизации православия, суть которой заключалась в повышении внимания к социальным проблемам, к попыткам социального истолкования христианства.

Церковное обновленчество было вызвано к жизни первой русской революцией 1905 - 1907 гг., его второй этап был связан с Февральской революцией 1917 г., а третий проявился в обновленческом движении 20-х годов. Основную особенность третьего этапа религиозного реформаторства в русском православии, по мнению автора, составляет выдвижение на первый план социальных проблем. Исчерпавшее себя к 30-м годам обновленческое движение оказало значительное влияние на процесс политической и идеологической эволюции православия применительно к социалистическому обществу.

Монография раскрывает историю становления новых отношений между церковью и Советским государством. Политическая переориентация русского православия - сложный и длительный процесс, сущность которого заключается в разрыве вековой связи церкви с эксплуататорскими классами и переходе на позиции лояльного отношения к социалистическому государственному и общественному строю. Однако изменение социально-политической ориентации религиозной организации не означает изменения реакционности и антинаучности ее идеологии.


1 См. П. К. Курочкин. Православие и гуманизм. М. 1962; его же. Критика современного русского православия. М. 1963; его же. Идеология современного православия. М. 1965; его же. Социальная позиция русского православия. М. 1969, и др.

2 До настоящего времени анализировался в известной степени только "Журнал Московской патриархии" (см. А. А. Осипов. Обзор современной религиозной литературы. М. 1964; Ю. П. Зуев. Критический обзор "Журнала Московской патриархии" и журнала "Братский вестник" за 1965 г. М. 1966; Н. П. Красников. Критический обзор религиозной литературы. М. 1970).

3 М. П. Новиков. Православие и современность. М. 1965; В. Е. Чертихин. Идеология современного православия. М. 1965; В. А. Молоков. Философия современного православия. Минск. 1968; Н. С. Гордиенко. Современное православие. М. 1968, и др.

стр. 149


К рассмотрению процесса политической переориентации православия П. К. Курочкин подходит по-новому. Он выделяет ее внутренний и внешний аспекты. Оперируя разнообразными материалами, автор убедительно доказывает, что "изменение внутреннего аспекта политической ориентации религиозной организации привело к соответствующему пересмотру и внешнего аспекта этой ориентации" (стр. 141). Провозглашение русским православием "богословия мира", осуждение им существующего в мире социального и национального неравенства, антикоммунизма - закономерный результат этого процесса, свидетельство одобрения советским народом, в том числе и верующими, справедливой внешней политики нашего государства.

Большое научное и практическое значение представляет данный в монографии анализ изменения социальной позиции церкви и ее социально-идеологической активизации - одного из важнейших результатов перехода русского православия на позиции политической лояльности по отношению к Советскому государству. П. К. Курочкин показывает, что сейчас главный фронт идейной борьбы между научным и религиозным мировоззрением все более перемещается в область социальных проблем. Он подчеркивает при этом, что "социальное истолкование православия в настоящее время составляет узловой пункт его модернизации" (стр. 156). С подобным суждением нельзя не согласиться: осуществляемый богословами пересмотр социальной позиции православия идет в тесной связи с обновлением его этических установок, говоря иначе - модернизация социальных и нравственных взглядов церкви осуществляется в единстве. Свидетельством этому является разработка богословами этики социальных отношений - "социальной этики".

Обстоятельно рассматривая поворот русского православия к социальному истолкованию своего учения, прослеживая связь этого процесса с "христианским социализмом" и левым христианством на Западе, а также с религиозным обновленчеством в нашей стране, П. К. Курочкин приходит к выводу: "Основное содержание социального истолкования русского православия составляет концепция "коммунистического христианства" (стр. 169). Эта концепция исходит из признания революционных преобразований в Советском Союзе, которые объявляются богословами проявлением божественного провидения.

В монографии не только теоретически доказывается, что социальная интерпретация православия идет на смену традиционной точке зрения, не считавшей религию средством решения социальных проблем, - я ней также показано, в чем конкретно проявляется новое отношение церкви к проблемам общественного развития. Большой интерес вызывают страницы, посвященные анализу разработки русским православием "богословия революции", пересмотра церковью идеала царства божьего, призывов богословов к социальной активности личности и др. П. К. Курочкин вскрывает цель социализации православия - представить религию средством решения социальных проблем, инструментом переустройства общественных отношений.

Эволюция русского православия - следствие новых исторических условий, выражение закономерности упадка религии, результат эволюции нашего общества. В монографии приведены и обстоятельно проанализированы результаты социологических исследований уровня и характера проявлений религиозности и атеизма, проведенных в 1968 г. Институтом научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС в Пензенской области. Данные исследований свидетельствуют, что большинство взрослого населения (старше 20 лет) - 69,7% - нерелигиозно. Верующие, придерживающиеся основных религиозных предписаний, составляют только 10 - 12% опрошенных (стр. 92 - 93). П. К. Курочкин резюмирует: "Из-под влияния религии и церкви уходят наиболее активные слои населения" (стр. 96). И это несмотря на то, что церковь именно их стремится привлечь и удержать в своем лоне.

Несмотря на обновление, реакционная сущность религии сохраняется. П. К. Курочкин подчеркивает необходимость учитывать и правильно оценивать это. Политическая ориентация русского православия и его идеология (даже модернизированная) - вещи разные. Лояльное, патриотическое поведение духовенства, проявляющееся в позитивной реакции на внутреннюю и внешнюю политику Советского государства, не может не встречать одобрения. Другое дело - религиозная идеология. К ней всегда необходимо относиться непримиримо: она антинаучна и реакционна.

В работе П. К. Курочкина дается отповедь еще встречающимся среди духовенства экстремистским элементам и попыткам представителей буржуазно-клерикальных

стр. 150


кругов фальсифицировать положение церкви в СССР.

Следует указать и на наличие в монографии некоторых недостатков и неточностей. Так, автор, к сожалению, отступает от исследования эволюции русского православия как процесса, когда рассматривает вопросы, связанные с историей русской православной церкви в 30-е-40-е годы. В монографии несколько переоцениваются последствия обновленческого движения 20-х годов: их основные программные установки скорее по форме, чем по богословскому обоснованию, предвосхищали позиции современного русского православия. Нельзя не учитывать, что обновленцы приспосабливались к Советскому государству периода нэпа, индустриализации и коллективизации страны, а современные богословы приспосабливают религию и церковь к существованию в условиях развернутого коммунистического строительства, то есть базируются на иной социально-классовой основе.

Монография - итог большой работы. По нашему убеждению, ее можно расценивать как глубокое комплексное рассмотрение различных проявлений приспособления церкви и модернизации ее идеологии в условиях социалистического общества. В то же время она открывает новые направления научной критики религии и церкви. Отношение православия в прошлом и настоящем к социальному, научному и нравственному прогрессу, богословская интерпретация истории, общественного процесса, становление церкви на путь "коммунистического христианства", разработка послеоктябрьской истории религии и атеизма, выяснение общих закономерностей приспособления церкви к новым историческим условиям в странах социалистического лагеря, критика фальсификаторов истории становления новых отношений между церковью и социалистическими государствами - вот вопросы, которые выдвигаются сегодня самой жизнью и требуют своего исследования.

Опубликовано 28 декабря 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?