Порталус \\ Научная библиотека

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 27.03.17

Л. С. ВАСИЛЬЕВ. КУЛЬТЫ, РЕЛИГИИ, ТРАДИЦИИ В КИТАЕ

Дата публикации: 31 декабря 2016
Автор: Е. В. ЗАВАДСКАЯ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1483162277 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Е. В. ЗАВАДСКАЯ, (c)

найти другие работы автора

М. Изд-во "Наука". 1970. 484 стр. Тираж 5000. Цена 2 руб. 15 коп.

Современная синология очень сильно дифференцирована. Объектом специального исследования оказываются нередко мельчайшие детали исторического прошлого и культуры Китая. Таких работ за последние годы появилось немало как у нас, так и за рубежом. В связи с этим возникает необходимость в научных трудах иного плана, рассматривающих явление в целом. Именно к такому типу исследований и относится книга кандидата исторических наук старшего научного сотрудника Института востоковедения АН СССР Л. С. Васильева. Автор поставил своей целью изучить место, характер и значение религий и тесно связанных с ними религиозно-культурных и социально-политических традиций в китайском обществе на протяжении длительного периода его существования. Нам представляется весьма плодотворным в научном отношении метод анализа огромного материала, избранный автором. Л. С. Васильев пытается решить сложнейшую двуединую проблему: во-первых, дать широкую и систематизированную информацию о многообразных фактах из истории религий в Китае, до сего времени малоизвестной советскому читателю (при этом изложение и осмысление фактов отвечает уровню последних достижений науки); во-вторых, и это главное, объединить весь поток фактов единым стержнем, дать свое понимание социологического феномена китайской религиозной культуры и социально-политической традиции.

Обе эти задачи предопределили и форму изложения и структуру книги. Последняя проста - хронологически рассматриваются важнейшие философско-религиозные учения: конфуцианство, даосизм и буддизм, составляющие как бы ствол религиозной культуры Китая. Их характеристике предшествует глава о религиозных представлениях, культах и обрядах в древнейшем Китае, в которой раскрывается сложный процесс эволюции системы первобытных верований и становления основ развитой религиозно-этической системы. Книгу завершает раздел о религиозном синкретизме, столь характерном для позднесредневекового Китая. Синологи с интересом прочтут разделы о верховном божестве Шанди со специальным экскурсом в проблему иконографии Шанди, об обожествлении Неба в доконфуцианском и раннеконфуцианском Китае, о категории "недеяния" в даосизме, о взаимоотношениях конфуцианства и легизма, о процессе китаизации буддизма, о некоторых принципах и культах религиозного синкретизма. К книге приложен подробный указатель и обширная библиография. Л. С. Васильев не стремится к скрупулезному анализу мелких деталей религиозного культа. Он касается их лишь постольку, поскольку они проявляют себя в китайской религиозной культуре. В этом смысле можно сказать, что автор в большей степени исследует функцию, социологический феномен религии, нежели ее субстанцию - онтологию, гносеологию, ритуал. В книге рассматриваются проблемы соотношения религии и общества, государства и культуры, духа и интеллекта. В ней раскрыты исторические метаморфозы конфуцианства, которое в зависимости от развития государственности в Китае (и нередко определяя характер этого развития) утрачивало чистоту древнего учения и впитывало идеи, заимствованные из оппозиционных религиозно-философских концепций - легизма, даосизма и даже буддизма.

стр. 179


Внимание социологов и историков культуры, несомненно, привлекут разделы, посвященные своеобразному соотношению светского и религиозного начал в воспитании интеллигента средневекового Китая. Разработка этой проблемы на материале китайской культуры представляет значительный интерес для ученых, изучающих данный вопрос на материале других регионов. Примерно то же самое можно сказать и о разделах, посвященных взаимодействию официальной идеологии с административно-бюрократической структурой императорского Китая.

Успешное решение автором поставленной перед собой двуединой задачи не избавило, однако, книгу от отдельных недочетов. Так, разный уровень изученности автором того или иного из множества затронутых в ней вопросов сказался на оценке отдельных явлений из истории китайской культуры. Нам кажется, в частности, неверной прозвучавшая в утверждениях Л. С. Васильева мысль о застойности форм китайского театра (стр. 427 - 428). Высказывая правильную и весьма важную идею о взаимоотношении литературы и театра, с одной стороны, и религии - с другой, Л. С. Васильев, однако, явно преувеличивает степень застойности "ритуально-символических стереотипов". Автор не учитывает материалов симпозиума по традициям в китайской культуре (одним из организаторов которого, кстати, был он сам), где выявилось значительно более тонкое соотношение традиции и новаторства, канона и шаблона1 .

Явное предпочтение, отданное Л. С. Васильевым социологии религии - по сравнению с анализом основных ее признаков, - ослабило некоторые из разделов книги, теснейшим образом связанные с собственно философией. Так, категория "недеяние", социологический анализ которой, как уже отмечалось, проведен очень удачно, могла бы быть раскрыта более полно в ряду подобного же типа позитивно-негативных понятий китайской философии, таких, как "синь - бусинь" (ум - без ума), "чжи - бучжи" (знание - без знания) и т. п. Заслуживала также большего внимания философская характеристика буддизма и неоконфуцианства.

Наконец, еще одно замечание. Автором сделан слишком сильный нажим в линии, очерчивающей отдельные грани явления, да и все явление в целом. Абрис религиозной культуры старого Китая в общем-то менее резко очерчен, чем это представлено в книге, он значительно тоньше - и тем привлекательней и для исследователя и для каждого читателя, стремящегося понять своеобразие культуры этой страны. Национально-самобытное в традиционной культуре Китая сплетено с общечеловеческим.

В заключение хочется еще раз отметить, что исследование Л. С. Васильева, являясь шагом вперед в изучении истории китайской культуры, одновременно поможет широким читательским кругам познакомиться с духовным миром, строем жизни и национально- культурными традициями китайского народа.


1 Симпозиум "Роль традиций в истории Китая". Тезисы докладов. М. 1968, стр. 68 - 69, 77.

Опубликовано 31 декабря 2016 года




© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?