Рейтинг
Порталус

А. А. ШИШКИН. СУЩНОСТЬ И КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА "ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО" РАСКОЛА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Дата публикации: 07 января 2017
Автор(ы): М. М. ШЕЙНМАН
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1483801511


М. М. ШЕЙНМАН, (c)

Казань. 1970. 366 стр. Тираж 5000. Цена 1 руб. 49 коп.

Книга кандидата исторических наук, преподавателя Казанского университета имени В. И. Ульянова-Ленина, А. А. Шишкина - первое в нашей литературе специальное исследование истории обновленческого движения в русской православной церкви после Великой Октябрьской социалистической революции. В 20-х годах, по свежим следам событий, были опубликованы брошюры и статьи, в которых давалась принципиальная оценка обновленчества как формы приспособления русской православной церкви к новым условиям, создавшимся в нашей стране1 .Для изучения проблемы пред-


1 И. Степанов (Скворцов). О "живой церкви". М. 1922; В. Д. Бонч- Бруевич. "Живая церковь" и пролетариат. М. 1923; Ем. Ярославский. Статьи в сборнике "Против религии и церкви". Т. I. М. 1932, и др.

стр. 164


ставляют интерес и работы самих деятелей обновленчества2 . А. А. Шишкин изложил историю обновленчества 20-х годов, подробно осветил позиции основных обновленческих группировок, показал отношение церкви к революции и политику молодого Советского государства в области религии. Для написания своей работы он использовал архивный материал (главным образом архивов Татарской АССР) и церковную печать первых лет революции.

Церковное обновленчество после Октябрьской революции было закономерным явлением, тесно связанным с происходившими в стране революционными событиями. Политическая борьба велась и в такой будто бы "неполитической" организации, как церковь, она шла вокруг вопроса о приятии или неприятии пролетарской революции и советского строя.

Православная церковь (как и другие исповедания) не приняла революцию. Она решительно выступила также против декрета об отделении церкви от государства и вместе с белогвардейцами и интервентами повела активную борьбу против нового общественного строя. Идейным центром этой антисоветской борьбы, пишет автор, стал поместный собор православной церкви 1917/1918 г. (стр. 23). Однако церковь - это не только духовенство и церковнослужители, но и миллионы верующих людей, в абсолютном своем большинстве - трудящиеся, многие из которых активно участвовали в революции и строительстве Советского государства. Эти люди не были солидарны с политической линией церкви, в результате чего последняя стала вскоре терять свое влияние. Это вынуждены были признать и сами представители духовенства. Поражение контрреволюции и интервентов в гражданской войне и давление верующих явились главными причинами, вызвавшими размежевание в церковных организациях и возникновение обновленческого движения. "Церковная оппозиция, - отмечает А. А. Шишкин, - поняла, что время раздумий и колебаний в вопросе о признании или непризнании церковью Советской власти прошло... Политически более дальновидная часть церковнослужителей окончательно поняла, что выступление против Советской власти теперь было бы безрассудным авантюризмом..." (стр. 83).

А. А. Шишкин показывает, что расхождения обновленцев с тихоновцами (сторонниками патриарха Тихона, возглавившего церковную контрреволюцию) касались прежде всего политических вопросов. Все обновленческие группы (прежде всего "живая церковь", образовавшаяся в 1922 г., а также отделившиеся позже от нее другие группы) заявляли о своей лояльности Советской власти и одобряли декрет об отделении церкви от государства. Обновленцы критиковали прошлую деятельность церкви, ее связи с монархией и капиталом и призывали вернуться к идеалам равенства первоначального христианства. Автор приходит к обоснованному выводу, что в социальном вопросе обновленцы развивали идеи христианского социализма (стр. 110, 133).

Но обновленцы провозгласили не только новую социально-политическую программу для церкви. В борьбе с тихоновщиной они выдвинули и различные планы церковного переустройства. А. А. Шишкин подробно рассматривает программы догматической, литургической, канонической и приходской реформ, предложенных представителями различных течений обновленчества. Об этой церковной "реформации" Е. М. Ярославский писал в 1923 г.: "Духовенство выбрасывает явно лишний, явно тяжелый, опасный балласт, чтобы спасти свой тонущий корабль"3 . Следует отметить, однако, что в деле очистки православия от магии и внешней помпезности (к чему призывали церковные реформаторы) на практике обновленцы далеко не пошли. Это объясняется тем, что последовательная реформа в этой области затронула бы привычные для верующих представления.

Автор прослеживает эволюцию тихоновщины и обновленчества. Заявив в 1927 г. о лояльности Советской власти и осудив эмигрантскую церковную контрреволюцию, тихоновцы подорвали позиции обновленцев и укрепили свои собственные. Сторонники обновленцев стали переходить под юрисдикцию сергиевского (то есть староцерковного) синода. Анализируя причины, по которым обновленчество слилось со староцерковничеством, автор приходит к выводу, что неправильно считать, будто бы обновленчество "провалилось": оно победило; провалилось староцерковничество, представители которого "под давлением самой жизни вынуждены были перейти на позиции обновленцев" (стр. 364, 365). Данное


2 А. Введенский. Церковь и государство. М. 1923; В. Титлинов. "Новая церковь". Птгр. 1923, и др.

3 "Против религии и церкви". Т. 1, стр. 70.

стр. 165


утверждение автора верно только в отношении социально-политической программы обновленчества, которую восприняли староцерковники. Но это и оказалось решающим обстоятельством, способствовавшим сближению различных церковных группировок.

Некоторые положения в книге являются спорными. Вызывает сомнение утверждение автора о преемственности между обновленчеством 20-х годов и дореволюционными обновленческими тенденциями в русской православной церкви (стр. 126). Дореволюционное "обновление" церкви объективно было направлено на приспособление к условиям буржуазного развития страны (в частности, выдвигалось требование изменить ее положение в буржуазно- помещичьем государстве). Перед обновленчеством послереволюционным стояли совсем иные задачи - приспособиться к условиям социалистического строя.

Нет также оснований утверждать, что вопрос о материальных средствах церкви "был центральным в программе "живой церкви", ему в конечном счете были подчинены все требования церковного обновления" (стр. 187). Хотя вопрос о материальных средствах играл определенную роль в церковных спорах того времени, но "центральным" в программе "живой церкви" было все же не это, а отношение к Октябрьской революции и Советской власти, реформы церковного устройства и пересмотр некоторых положений в области литургики и догматики. Конечно, среди сторонников обновленчества встречались приспособленцы, но, несомненно, были и такие церковные деятели, которые под влиянием грандиозных социально-политических изменений в стране и настроений большинства верующих искренне перешли на позицию принятия революции и советского строя. Поэтому кажутся необоснованными как слова автора о "вынужденной" доброжелательности политики лидеров обновленчества по отношению к Советской власти (стр. 250), так и его мнение, что Тихон в этом вопросе был более последовательным (стр. 259 - 263). Было бы неправильно не видеть, что само возникновение обновленчества и деятельность обновленцев явились немаловажными обстоятельствами, вынудившими патриарха Тихона и его сторонников пересмотреть свою политическую программу. Явления в области взаимоотношений церкви и государства, аналогичные исследованным А. А. Шишкиным, имели место после свержения господства буржуазии и в других социалистических странах, где процесс приспособления церкви к новому общественному строю также проходил в острой борьбе. Поэтому история обновленческого движения в русской православной церкви и ныне представляет значительный интерес.

Опубликовано на Порталусе 07 января 2017 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама