Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 21.09.17

Из истории христианизации королевства Конго

Дата публикации: 11 января 2017
Автор: С. Р. Ким
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1484130948 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


С. Р. Ким, (c)

найти другие работы автора

Из истории христианизации королевства Конго

"Etudes d?histoire africaine". Paris. 1970. Vol. 1.

Статья бельгийского историка, профессора Лувенского университета Ф. Бонтинка "Первое конголезское посольство в Рим (1514)" посвящена малоизученной теме - истории христианизации населения Африки, как известно, органически связанной с колонизацией этого континента. В статье содержится материал по внешней политике короля Конго Аффонсу I, стремившегося в отношениях с Португалией опереться на папский престол. Статья помогает воссоздать картину укрепления власти конголезской верхушки, сумевшей оценить выгоды принятия новой религии и христианизации населения страны.

Автор фиксирует свое внимание только на одном событии - посольстве, направленном Аффонсу I к папе римскому. Об этом посольстве в литературе существуют разные точки зрения. Нередко даже подвергается сомнению сам факт посылки указанной миссии. Пожалуй, только у португальского хрониста Гаиша в "Хронике", изданной в 1619 г. в Лиссабоне и найденной в архиве "Торре ду Томбу" (Лиссабон), положительно утверждается, что конголезское посольство действительно было в Риме. По мнению Бонтинка, наличие различных точек зрения объясняется прежде всего слабой изученностью вопроса из-за отсутствия сведений об этом событии в римских источниках того времени, а также хронологической путаницей, ибо некоторые историки ошибочно относили его к 1513 г., в то время как "Хроника" Гаиша определенно называет 1514 год.

Представляют интерес приведенные в статье подробности организации и состава конголезского посольства (стр. 43), почерпнутые из указанной "Хроники". В 1512 г. Аффонсу I отправил своего кузена Педро и еще 12 человек из знати с богатыми подарками к португальскому королю Мануэлю, который помог отправить в Рим конголезское посольство во главе с Педро и сыном Аффонсу I Энрике. Послы должны были передать папе римскому Юлию II "акт послушания", составленный и подписанный Аффонсу I. Автор приводит текст этого акта. Посольство прибыло в Рим в 1514 году. Однако оно не смогло вручить "акт послушания", поскольку Юлий II умер в 1513 году. Поэтому акт был заменен посланием членов миссии, которое и было передано новому папе, Льву X (стр. 73). В результате посольства сын конголезского короля Энрике 5 мая 1518 г. был возведен в сан епископа. При этом папа заявил: "Мы констатируем, что нравы, жизнь и знание доктринь у кандидата таковы, что он действительно сможет привлечь к познанию веры и обратить других и своим словом, и своим поведением"1 .


1 Цит. по: А. С Орлова. История государства Конго (XVI - XVII века). М. 1968, стр. 76 - 77.

стр. 180


Ф. Бонтинк рассматривает конголезское посольство к папе римскому как событие, относящееся только к истории международных отношений и дипломатии (стр. 72). Однако оно имеет большое значение для истории Конго, поскольку тесно связано с историей христианизации населения этой страны, а затем и ее колонизации. Католическая религия, заимствованная правящей верхушкой Конго у португальских колонизаторов, была использована конголезскими королями для укрепления власти над своими подданными. В то же время католические миссионеры подготавливали почву для последующей колонизации Конго.

Нельзя забывать также, что христианская религия насаждалась конголезскими властями насильственным путем и ее распространение одновременно с проникновением португальских колонизаторов происходило в условиях жестокой борьбы с народными массами, возмущенными поведением португальских авантюристов и католического духовенства, столь разительно противоречившим христианским догмам. Даже Аффонсу I вынужден был жаловаться португальскому королю на действия его подданных. Автор, однако, скрывает колонизаторскую сущность поведения португальских завоевателей, всячески выпячивая интриги между отдельными группами португальских колонизаторов. О том, что в стране было неспокойно, свидетельствует, в частности, такой факт: в 1526 г. Аффонсу I, обращаясь к португальскому королю с просьбой прислать 50 священников, выражал при этом опасения за судьбу своего сына-епископа, вынужденного совершать поездки "по беспокойной стране"2 .

С. Р. Ким


2 Там же, стр. 62.

Опубликовано 11 января 2017 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): христианизация Африки



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?