Каталог
Порталус
Крупнейшая база публикаций

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 23.10.17

Паломничество. В святых обителях России

Дата публикации: 11 июня 2017
Автор: Валерий НИКОНОВ
Публикатор: А. Комиссаров
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Источник: (c) Морская газета, 10-28-2000
Номер публикации: №1497191035 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Валерий НИКОНОВ, (c)

найти другие работы автора

На фото: Паломничество. В святых обителях России, автор: Komissarov
На фото: Паломничество. В святых обителях России. Добавлено: Komissarov, http://portalus.ru

"По Святой Руси автобусом" - так называются многодневные автобусные поездки, организуемые православной организацией "Паломник", которую возглавляет Мелитина Анатольевна Ладинская. Во время пребывания в монастырях и храмах петербуржцы присутствуют на литургиях, причащаются Святых Христовых Тайн, прикладываются к чудотворным иконам а также священным ракам, где находятся мощи святых праведных, в земле Российской просиявших,.. Недавно в одной из таких поездок по святым мec там Великого Новгорода, Твери Владимира, Суздаля, Мурома, Дивеево и других древнерусских городов побывал и автор этих строк.

Первый камень

в разрушенный храм,

Как ступенька к прозренью

и свету,

Как тропинка к закрытым

сердцам,

От безверья к Святому

Завету!..

В русских православных монастырях существует правило: когда умирает монах, колокол бьет один раз, о смерти игумена извещается тремя ударами, а когда умирает монастырь, колокол бьет 12 раз. В 1920-30-е годы над Россией плыл колокольный погребальный звон. Монастыри и храмы уничтожались, а их насельники и насельницы расстреливались или отправлялись в лагеря. Печальная статистика: из 1257 монастырей, возведенных в России до 1917 года, к началу 1940 не осталось ни одного.

В 20-е годы известили колокола и о кончине жемчужины Русского Православия - Иверской Богородицкой Святоозерской обители, находившейся на острове Святого озера, что близ Валдая. Построенная по проекту самого патриарха Никона, она славилась своей Чудотворной иконой Иверской Вожией Матери, писанной, по преданию, самим Апостолом и Евангелистом Лукой. Точная ее копия была доставлена с Афона, и этот список в Москве встречал сам государь Алексеи Михайлович. На Валдай ее привез лично патриарх Никон.

Так вот, во времена воинствующего атеизма свечи и лампады в монастыре были погашены. И, казалось, навсегда. Однако Бог поругаем не бывает. В начале 1990- х годов на Руси началось воскрешение православных святынь. Туда снова потянулись богомольцы. В том числе и в Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, Именно туда сегодня и направлялась наша паломническая группа, которой предстояло преодолеть маршрут по монастырям и храмам, рассчитанный на восемь дней.

Автобус останавливается у кромки лесной дороги. Дальше начинается Святое озеро, на котором раскинулся огромный остров. До революции богомольцы переправлялись туда на монастырских лодках - под звон благовеста. Об атом писал, в частности в своих воспоминаниях, великий русский церковный писатель Сергей Александрович Нилу с. приезжавший в Иверскую обитель, славившуюся своими подвижниками, провидцами и тайнозрителями. Кстати, именно на этом острове им была создана самая его провидческая книга "Близ "есть, при дверех", вышедшая в январе 1917 года. В ней пассказывалось об апокалипсических событиях грядущего времени. Она оказалась настолько пророческой, что за ее чтение и хранение в послереволюционные годы богоборческая власть расстреливала.

Сейчас до острова добраться проще: два берега соединены понтонным мостом. Но по нему паломники переправляются уже без колокольного звона. Автобус скатывается с моста на песчаный берег. Несколько минут езды по дороге, вдоль которой выстроились стройные деревья, и мы останавливаемся невдалеке от святых ворот монастыря. Покидаем автобус - в монастырь ходят пешком.

Перекрестившись, проходим через ворота. Прямо перед нами возвышается величественный Успенский собор. Справа расположены наместнические покои, слева находится трапезная, а за спиной - братские келий. Нашим гидом стал отец Пантелеймон, закончивший в миру медицинский институт. Вместе с ним мы вошли в Успенский собор, хранящий внутри себя жуткие отметины недавнего "светлого" прошлого: все уничтожено и разграблено, конфискованы золотая риза с Чудотворной иконой Иверской Вожией Матери, наперсные кресты, золотые и серебряные панагии, сосуды, кубки патриарха Никона, публичным вскрытием и 4 освидетельствованием" были осквернены мощи святого Иакова Боровичского. Не щадились даже уникальные фрески, с которых сейчас смотрят печальные лики святых.

И даже не верится, что до революции эта обитель была не только религиозным, но и культурным "центром Валдая. А ведь она была таковой. По словам отца Пантелеймона, в монастыре размещалась крупная для своего времени типография, имелась школа грамоты для 10 мальчиков-сирот, Проживающих здесь круглый год. Они получали от монастыря помещение с отоплением и освещением, прислугу, чай, сахар, готовую одежду, обед и ужин из монастырской трапезы. Со временем на острове был организован и странноприимный дом для паломников и странников. Обитель кормила и устраивала на ночлег тысячи людей. Примечательно, что при этом монастырь существовал исключительно на собственные доходы от хлебопашества, рыбной ловли, продажи овощей, скота, молочных продуктов и на доходы от крестных ходов с Иверской Чудотворной иконой.

Сейчас с Вожией помощью дела стали налаживаться. Из церкви святых Петра и Павла, что в городе Валдае, возвратилась находившаяся там монастырская икона, Иверской Божией Матери. Сейчас перед ней совершаются братские молебны, во время которых насельники просят у Царицы Небесной благословения на свои нелегкие труды. Возрождена традиция в честь иконы Иверской Божией Матери (монастырский праздник отмечается 10 августа по новому стилю) проводить крестный ход с иконой вокруг обители.

В настоящее время в монастыре уже имеется пять священнослужителей, более десяти послушников и порядка десятка трудников. Однако дела по возрождению православной святыни идут не так быстро, как того хотелось бы. Поэтому отец Пантелеймон особо подчеркнул, что в монастыре с любовью встретят и примут всех петербуржцев, желающих поучаствовать в восстановлении обители во славу Божию.

Вечером наш автобус уже был в Твери. Утром следующего дня мы направились в кафедральный собор Воскресения Христова, где находятся мощи священномученика Фаддея, монашеский постриг которого вдохновил принять сам батюшка Иоанн Кронштадтский, у которого он причащался еще будучи студентом Московской Духовной Академии. Мощи священномученика Фаддея, не отрекшегося от Господа нашего Иисуса Христа в страшном для Русской Православной Церкви, 1937 году, являются одними из самых благоухающих.

В храме мы стояли на литургии. Она была строга и величава. Казалось, что в те минуты в душе проходило преображение, а на глазах рождался новый христолюбивый мир, которому быть теперь до скончания века.

...И снова "Икарус" в пути. Очередная остановка в городе Александрове, известном больше под названием Александровская слобода. Направляемся в Успенский женский монастырь, расположенный на месте загородного двора Ивана Грозного. Там со времен Рюриковичей стоят Троицкий собор, Покровская и Успенская церкви и Распятская церковь - колокольня. В смутное время все они были разорены. Возрождать их начал иеросхимонах Лукиан, основавший на месте царского загородного двора Богородице-Рождественскую пустынь и Успенский женский монастырь.

Его дело по утверждению наших предков в вере Православной и благочестию, беззаветному служению Богу продолжил иеросхимонах Корнилий. В нынешнем году, году 2000-летия Рождества Христова, учитывая праведное житие Лукиана и Корнилия, их смиренное терпение скорбей, происходящие в монастыре чудеса по их молитвенному представительству, и непрекращающееся народное почитание, Патриарх Московский и Beeя Pycи Алексий II благословение архиепископу Владимирскому и Суздальскому Евлогию совершить канонизацию в лике месточтимых святых Владимирской епархии иеросхимонахов Лукиана и Корнилия. Сейчас их честные останки покоятся в Успенском женском монастыре и считаются святыми мощами, которым воздается должное церковное поклонение.

В Успенской женской обители мы отведали монастырской пищи (обед здесь начинается и заканчивается молитвой), побывали в древнем Троицком соборе, где чудом сохранились фрески средины XVI века, золоченый иконостас в честь преподобного Сергия Радонежского, приложились к мощам праведного Корнилия. Такие минуты незабываемы. В тот момент ты пронзительнее начинаешь понимать: паломничество - не просто поездка за тридевять земель. Это особое состояние души: светлое, молитвенное, отрешенное от мирской суеты, где сегодня черное называют белым, а белое - черным. 

Как раз в этот момент автору этих строк и вспомнились современные споры о религии, ее надобности и предназначении. Как известно, в мире есть 3 мировые религии: христианство, ислам и буддизм. Вместе с тем злые силы сейчас пытаются насадить принципы т.н. "свободного вероисповедания" - когда чуть ли ни каждый человек может изобрести свою религию и молиться своему богу. ВОт и возникли гремящие в Интернете и с экранов телевизора Церковь Эвтаназии, Пастафарианство (см. подробнее об этом явлении: https://www.rutvet.ru/in-pastafarianstvo-chto-eto-za-religiya-ee-zapovedi-prazdniki-i-principy-7965.html), Миссионерская церковь копимизма, Невидимый Розовый Единорог и другие "новые религии", являющиеся посмешищем для истинно верующего человека.

Ангельское пение можно услышать еще при земной жизни. В этом мы убедились, когда прибыли в былиннодревний город Суздаль и побывали на литургии в Свято-Покровском женском монастыре. Здесь чистые, удивительной красоты голоса молодых инокинь, поющих в церковном хоре, очищают не только души, но и мысли. В обители многие паломники исповедались, причастились Святых Христовых Тайн, приложились к мощам преподобной благоверной великой княгини Софии Суздальской, бывшей в миру супругой Московского великого князя Василия III, при котором Русь переживала лучшее государственное время, В монастыре великая княгиня своим послушанием стяжала великую славу от Бога. В течение веков у ее гробницы происходят чудеса: люди получают не только духовное, но и телесное исцеление.

Из Свято-Покровской женской обители вместе с матушкой Анастасией направляемся в расположенный на высоком берегу Каменки Спасо- Евфимовский монастырь. Многие паломники впервые, узнали, что именно там находится могила князя Дмитрия Пожарского, который вместе с нижегородцем Козьмой Мининым призывал, если нужно будет. продать жен и детей, продать и заложить все имения, но освободить от иноземцев Московский Кремль, где находится Успенский монастырь, являющийся местом пребывания Матушки - русского народа Пресвятой Богородицы. Узнали они и о том, что в этом монастыре закончил свою жизнь таинственный прорицатель русский монах

Авель, предсказавший скоропостижную смерть государыне Екатерине II, гибель императору Павлу, мученическую кончину последнему самодержцу России Николаю П. Провела нас матушка Анастасия и мимо монастырской тюрьмы, построенной по указу Екатерины Великой. По ее словам, там после Сталинградской битвы, произошедшей в годы Великой Отечественной войны, вместе со своим штабом находился немецкий фельдмаршал Паулюс.

Перефразируя известные стихотворные строчки, можно сказать, что у каждого русского православного монастыря своя судьба, свои колокола, своя отметина. Но отметина, которую имеет Свято-Боголюбская обитель Владимирской епархии, - особая. Зловещая. На ее территории в своем замке в 1174 году за деятельность, направленную на объединение раздробленных русских княжеств в единое сильное государство, от рук антирусских опозиционных сил принял мученическую смерть князь Андрей. Сцена убийства запечатлена на стене княжеских покоев, где произошло страшное злодеяние. Туда нас привела насельница Боголюбской обители матушка Юлиана. Она также поведала о тяжелой судьбе монастыря, в котором раньше за честь побывать считали даже царственные особы. Бывал здесь и император Петр I, который подарил монастырю часы с музыкальным механизмом. До 1917 года они каждые 15 минут исполняли молитву русского народа "Боже, Царя храни!".

Несчастья на святую обитель обрушились в период страшных гонений на Православную Церковь. Даже в конце 1980-х годов ей угрожала страшная опасность. Как оказала матушка Юлиана, в 1988 году во Владимирском облисполкоме был разработан так называемый проект реконструкции по целевому назначению. Разработчики, готовившиеся вступить в рыночную экономику (в то время в стране началась перестроечная эпоха), решили превратить Свято-Боголюбский монастырь в... центр развлечений. По их планам. Благовещенский трапезный храм должен был стать дорогим рестораном. В его алтарной части предусматривалось обустройство банкетного зала, а на месте престола - танцевальной площадки.

Центральный придел, где находилась мироточивая икона Боголюбской Божией Матери, должен был пойти под выставочный павильон, а боковые приделы - под бар и кафетерий. На территории обители должны были быть казино и бильярдная. А чтобы верующие люди не обвинили нарождающихся дельцов игрового бизнеса в святотатстве, разработчиками решено было над будущим капищем оставить православные кресты. Работы должны были начаться в 1991- м и закончиться в 1993 году.

Сейчас трудно сказать, насколько были бы реализованы эти сатанинские планы, не встань на пути работников облисполкома Великий Старец земли Русской преподобный батюшка Серафим Саровский. Как известно, в 1991 году во второй раз были обретены его мощи. Крестный ход, который нес их в Дивеево, проходил мимо Боголюбской обители. И вот тогда преподобный Серафим Саровский, как образно сказала матушка Юлиана, решил зайти в Свято- Боголюбский монастырь и навести там Божий порядок. Его мощи были установлены на паперти большого храма, возле которого состоялся молебен. В конце богослужения архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий призвал народ не допустить осквернения русской православной святыни. Тогда же об этом незримо молился перед Господом Богом и преподобный Серафим Саровский. И чудо произошло. Через некоторое время все узнали, что святая обитель передается в лоно Русской Православной Церкви.

Сейчас здесь находится женский монастырь, и забота о его благоустройстве лежит на хрупких плечах насельниц. Как же удается немногочисленным инокиням поддерживать здесь Божий порядок? Секрет прост. Оказывается, монастырь - это своеобразная лодка о двух веслах. На правом - молитва, на левом - труд. Вот так, одновременно работая этими двумя веслами, насельницы плывут по духовной реке.

А два года назад в Свято-Боголюбском монастыре произошло настоящее чудо. На известковом своде алтаря собора проявился (в этом феномене убедились и все петербургские паломники) образ Царя-мученика Николая II. Появление лика убиенного Императора знаменательно тем, что именно в этом месте был убит и Святой благоверный великий князь-мученик Андрей Боголюбский, память которого Русская Православная Церковь чтит 17 июля, то есть, в тот же день, когда была убита и царская семья.

Из Свято-Боголюбского монастыря мы пешком отправились в церковь Покрова на Нерли, построенную в честь победы Андрея Боголюбского над волжскими болгарами. После посещения этого древнерусского белокаменного храма и по- иному осознал смысл слов, сказанных в свое время протоиереем Львом Лебедевым. Священник, проживший всю свою сознательную жизнь во Христе, подчеркивал, что Россия - это не случайная географическая территория. Это земля, данная нашему народу Богом, и потому она священная, святая. Не защищать ее, не биться за нее с врагом, вплоть до самопожертвования, - значит совершать преступления перед Богом.

Из Боголюбова мы уезжали, увозя с собой иконы, свечи, просфоры. Многие приобрели цветную фотографию, на которой четко запечатлен облик государя Николая II, чудесным образом проявившийся на алтарном своде два года назад. Хранится ныне она и у автора этих строк.

Опубликовано 11 июня 2017 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): паломничество



© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.
Ваше мнение?