Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 11.12.18


ПАЛЕСТИНОФИЛЬСТВО И РАННИЙ СИОНИЗМ

Дата публикации: 10 февраля 2018
Автор: Л. А. КОРНЕЕВ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1518267537 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


Л. А. КОРНЕЕВ, (c)

найти другие работы автора

В работах советских авторов уже подвергались критическому анализу многие аспекты идеологии и политики сионизма1 . Большинство авторов ведет временной отсчет истории сионизма как политического течения с 1897 г., то есть с момента образования "Всемирной сионистской организации" (ВСО). Эта точка зрения нуждается в определенном уточнении.

Суть политической практики современного сионизма, как известно, характеризуется двойственностью его функций: с одной стороны, он выступает как одно из важнейших орудий борьбы империализма против мировой социалистической системы, международного коммунистического и рабочего движения и национально-освободительного движения, а с другой - имеет собственные экспансионистские планы, являясь инструментом конкурентной борьбы крупной еврейской буржуазии2 , за усиление своих позиций в системе капитализма. Взаимосвязь этих функций между собой прослеживается на протяжении всей истории сионизма.

Уже задолго до становления капитализма верхушка еврейских общин занималась в международном масштабе торгово-посредническими и финансово- ростовщическими операциями. Это обусловило превращение ее в крупную космополитическую финансовую и торгово-посредническую корпорацию, принимавшую активное участие в становлении капитализма. В XIX в. еврейский торгово-посреднический и финансовый капитал стал играть важную роль в экономике многих стран мира. В вышедшей в начале XX в. "Еврейской энциклопедии" отмечается, что уже к 1840 г. "имущее западноевропейское еврейство достигло благополучия", а позднее наблюдается "рост крупной еврейской буржуазии"3 . Во второй половине XIX в. ее экономические позиции в ряде стран Европы и в Северной Америке стали исключительно прочными. Имена некоторых миллионеров еврейского происхож-


1 Г. С. Никитина. Государство Израиль. М. 1968; Ю. Иванов. Осторожно: сионизм! Изд. 2-е. М. 1971; "Сионизм: теория и практика". М. 1973; "Идеология и практика сионизма". М. 1978.

2 Термин "еврейская буржуазия", общепринятый в современной марксистской литературе, вовсе не подразумевает обязательности наличия "всемирной еврейской нации" (см., например, М. Вильнер. Борьба против сионизма - борьба классовая. "Проблемы мира и социализма", 1976, N 1, стр. 42; "Резолюции XVIII съезда Коммунистической партии Израиля". М. 1977, стр. 65).

3 "Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем" (далее - ЕЭ). Т. 7. СПБ. Б/г, стр. 452.

стр. 204


дения стали нарицательными как олицетворение крупного капитала.

Еврейские торговцы и банкиры пытались использовать в конкурентной схватке свои особые националистические, религиозные, кастово-родственные связи как дополнительное оружие, укрепить, упрочить, расширить эти связи с помощью политических организаций, возникших в международном масштабе уже в первой половине XIX в., создать себе этносоциальную опору среди широких масс еврейского населения. Первыми политическими организациями еврейской буржуазии были палестинофильские, возникшие еще на домонополистической стадии развития капитализма. Часть их впоследствии влилась в организационную систему сионизма.

Идея использования евреев в Палестине как орудия колониальной политики великих держав возникла еще в XVII в. в Англии, в колонизаторских кругах крупной британской буржуазии4 . Практическую же попытку в данном направлении впервые предпринял Наполеон. В 1805 г. французский официоз "Gazette nationale" писал: "Бонапарт опубликовал прокламацию, в которой приглашал всех евреев Азии и Африки собраться под его знаменами для восстановления Иерусалима"5.

Крупнейшей палестинофильской организацией стал Всемирный Союз израэлитов (ВСИ), созданный в 1860 г. в Париже. В число его создателей входили представители буржуазии, интеллигенции и иудейского духовенства. ВСИ пользовался поддержкой правящих кругов Франции; одним из его основателей был И. Кремьё, французский министр юстиции в 1848 и 1870 годах. Официальной целью ВСИ была защита "интересов английских, американских, а также французских евреев во всех вопросах, касающихся их соплеменников на Востоке"6 . Палестинофилы, олицетворяя экспансионистско-колониалистские устремления крупной еврейской буржуазии, не ставили еще своей целью основание "еврейского государства" как политического центра еврейского населения всего мира. Но их деятельность фактически была направлена на создание предпосылок для возникновения в будущем такого центра.

В центре внимания ВСИ находилась пропаганда в еврейских кругах (особенно среди студенческой молодежи) создания поселений в Палестине, которая тогда входила в состав Османской империи и была населена арабами7 . С 1867 г. руководство ВСИ начинает поощрять иммиграцию евреев в Палестину. В 1882 г. в Париже был учрежден под эгидой ВСИ "Комитет за эмиграцию евреев из России"8 . В России эмиссары ВСИ действовали нелегально, они создали по обе стороны ее границы с Германией и Австро-Венгрией цепь постов с целью обеспечения "окон" для нелегального перехода через кордон и переправки контрабанды9 . Еще в 1863 г. в Петербурге, с отделениями в Одессе и Риге, возник филиал ВСИ под вывеской "Общество для распространения просвещения между евреями в России". Агентура израэлитов, опираясь на финансовую помощь миллионеров И. Гинцбурга и М. Бердака, разжигала среди еврейского населения России националистические и эмиграционные настроения, всячески содействуя обособлению евреев от остального населения10 .

Особое внимание уделял России уроженец Германии банкир-космополит еврейского происхождения М. Гирш, член ЦК ВСИ11 . Наряду с ним в финансировании деятельности ВСИ участвовал французский банкир еврейского происхождения Э. Ротшильд, обеспечивший, по выражению одного из лидеров сионизма, Е. В. Членова, "золотой поток" средств для колонизации Палестины12 . В то же время оба эти еврейские финансовые магнаты действовали помимо ВСИ, основывая специальные фонды, создавая на "святой земле" собственную администрацию, которая взаимодействовала с турецкими властями, опираясь на поддержку западных держав. В 1891 г. Гирш учредил в Лондоне "Еврейское колонизационное общество", целью которого была скупка земель в Палестине и основа-


4 "Enzyclopedia of Zionism and Israel" (далее - EZI). N. Y. 1971, pp. 948 - 950, 1264.

5 Цит. по: N. barbour. Nisi Dominus. A Survey of the Palestine Controversy. Beirut. 1969, p. 31.

6 Parkes. A History of Palestine from 135 A. D. to Modern Times L. 1949, p. 265.

7 Помимо Палестины, колонии палестинофилов учреждались в Северной и Южной Америке; однако в рассматриваемое время сколько-нибудь значительного развития здесь они не получили.

8 EZI, р. 23

9 ЦГАОР СССР, ф. 102, оп. 77, д. 1483, лл. 1 - 3.

10 Там же.

11 ЕЭ. Т. 6, стр. 563.

12 Е. В. Членов. Сион и Африка на шестом конгрессе. М. 1905, стр. 95.

стр. 205


ние еврейских колоний. В свою очередь, Ротшильд, предвидя "всю важность областей так называемой "Большой Палестины"... приобрел 75000 дунамов земли в Хуране"13 .

Еще в первой половине XIX в. "идея о поселении на Ближнем Востоке евреев, с тем чтобы создать там себе опору", выдвигается правительственными кругами Великобритании14 . Активной палестинофильской деятельностью занимался "Совет депутатов из британских евреев", учрежденный в 1760 г. для защиты интересов английских буржуа еврейского происхождения и иудейского духовенства. В 1865 г. "Совет депутатов" для обеспечения устройства еврейских колонистов в Палестине основал специальный "Фонд помощи для святой земли" во главе с М. Монтефиоре. Современные израильские авторы отмечают "особо действенный вклад этого английского еврея в реконструкцию еврейской жизни в Земле израилевой"15 . Монтефиоре вел переговоры с турецким султаном о приобретении земли в Палестине для заселения ее евреями. В дальнейшем он стал одним из ближайших помощников Герцля16 . В 1874 г. "Совет депутатов из британских евреев" учредил дополнительный фонд для финансирования промышленных предприятий в Палестине. В 1878 г. совместно с созданной в 1871 г. "Англо-еврейской ассоциацией", носившей филантропически-просветительный характер, совет основал "Объединенный комитет по иностранным делам", который действовал до 1946 г., выступая в качестве своего рода "министерства иностранных дел (Великобритании) по еврейским делам"17 .

Палестинофильские организации возникли и в других странах. В Германии в 1864 г. был учрежден раввином Ц. Калишером "Центральный комитет палестинской колонизации". В США палестинофильской деятельностью занимался еврейский негоциант И. Тавро, выделивший 50 тыс. долл. на создание поселения американцев еврейского происхождения в Палестине18 . Особенно действенную помощь еврейским колонистам оказывал консул США в Иерусалиме (с 1850 г.) В. Крессон, принявший впоследствии иудаизм. На личные средства он основал еврейское поселение около Иерусалима19 .

В 80-х годах XIX в. в Палестине уже функционировали организации еврейских буржуазных националистов, тесно связанные с правящими кругами великих держав и опиравшиеся на их поддержку. В этих организациях в Палестине великие державы видели свою агентуру, которая должна была помочь им при дележе владений Османской империи. По словам голландского востоковеда В. Леонарда, начиная с 1879 г. сионистская колонизация в Палестине рассматривалась во Франции и Англии как средство для приобретения влияния в этой стране20 . "Каждое нетурецкое учреждение в пораженной коррупцией и одряхлевшей Османской империи ставило себя под контроль европейских держав, сражавшихся за влияние и престиж в турецких владениях, - писал один из лидеров сионизма, Х. Вейцман. - В этих крупных интригах евреев (в особенности) использовали как абордажные крюки"21 . В действительности еврейские националисты не были простым орудием политики великих держав: одновременно они представляли интересы еврейской "фракции" мировой буржуазии.

На средства ВСИ у помещиков в Палестине скупались земли, арендуемые арабскими феллахами; последние изгонялись, а их плантации переходили в руки еврейских иммигрантов. Колонизация эта осуществлялась "под покровительством иностранных консулов"22 . Еврейские колонисты обращались с арабами, как колонизаторы. Один из ранних идеологов сионизма, Ахад Гаам, посетивший Палестину, писал об образе действий евреев, вторгшихся в страну: "Они обращаются с арабами враждебно и


13 Ф. Оппенгеймер. Кооперативная колонизация в Палестине. Птгр. 1917, стр. 1.

14 В. Эрлих. Сионизм: теория и практика. "Против сионизма и израильской агрессии". М. 1974, стр. 91; В. П. Ладейкин. Источник опасного кризиса. М. 1973, стр. 45 - 47.

15 M. Kohn. Helping the Maronites "The Jerusalem Post". 27.X.1976.

16 EZI, p. 799.

17 Ibid., p. 147.

18 S. Nardi. 120 Years of Involvement. American Jewish Settlers. "The Jerusalem Post Magazine", 4.VII.1976, p. 44.

19 I. Goldstein. The US and the Return to Zion. "The Jerusalem Post Magazine", 8.VII.1976, p. 27.

20 Цит. по: "From Haven to Conquest. Readings in Zionism and the Palestine Problem until 1948" Ed. by W. Khalidi. Beirut. 1971, p. 117.

21 Ch. Weizman. Trial and Error. L. 1949, pp. 142 - 143.

22 EZI, p. 325.

стр. 206


жестоко, ограничивают их в правах неописуемым образом, оскорбляют их безо всякой причины, да еще и хвастают этим; и никто не выступает против этой гнусной и опасной тенденции"23 .

Хотя массового характера движение палестинофилов не приняло (прежде всего из-за нежелания широких еврейских масс переселяться в Палестину), практика их на Ближнем Востоке фактически предвосхитила позднейшую сионистскую политику; захват Палестины еврейскими колонизаторами стал осуществляться задолго до официального становления сионизма как политического течения посредством специально созданных с этой целью организаций еврейской буржуазии в союзе с иудейским духовенством и при помощи империалистических держав.

Наряду с палестинофильским в XIX в. возникает значительное количество еврейских националистических организаций, имевших официально филантропический или просветительный характер, всякого рода молодежных, женских, синдикалистских и даже рабочих обществ. Особенно большое число их (до 400 к концу XIX в.) было создано в США, где еврейское население благодаря иммиграции увеличилось с 10 тыс. в XVIII в. до 230 тыс. в 1880 г. и до 989 тыс. в 1897 году24 . Многие из этих организаций также участвовали в еврейской колонизации Палестины.

В 1843 г. в Нью-Йорке евреями - выходцами из Германии был основан масонский орден "Бнай брит", или "Бне брит" ("Сыны Сиона"), с официальной целью "объединения израэлитов во благо их высших интересов"25 . С 1865 г. "Бнай брит" стал участвовать в финансировании еврейской колонии в Палестине; в 1888 г. в Иерусалиме создается первая ложа "Бнай брит"; впоследствии отделения этой организации были образованы и в других городах Палестины.

Крупными еврейскими организациями в США - благотворительными, женскими и другими - были (в скобках указан год их создания): "Союз американских иудейских конгрегации" (1873), "Йошива тора хаим в Иерусалиме" (1884), "Объединенная служба ХИАС" (1884), "Фонд Брит Абрахам" (1887), "Центральная конференция американских раввинов" (1889), "Федерация еврейских женских организаций" (1896).

В последние десятилетия XIX в. господство еврейской верхушки в общинах стало ослабевать в связи с их распадом, объяснявшимся усилением ассимиляции, появлением еврейского пролетариата и втягиванием его в общую антикапиталистическую борьбу трудящихся. Действие этих факторов стало особенно заметным, когда капитализм вступил в монополистическую стадию своего развития. В этих условиях крупная еврейская буржуазия вынуждена была с целью сохранения и усиления собственных позиций в своей этнической среде выдвинуть сионистскую идею создания "расово чистого" еврейского государства как идеологического и политического "центра" евреев всего мира.

Определенная часть еврейской буржуазии в Европе и Северной Америке стояла фактически на сионистских позициях уже в 60-х годах XIX века. В 1860 г. в Одессе вокруг редакции еженедельника "Рассвет" образовалась группа под руководством Л. Пинскера, одного из основоположников сионистской идеологии. В 80-х годах возникает ряд сионистских групп и кружков в Киеве, Полтаве, Львове, Кракове.

Наиболее крупной организацией сионистского толка стала группа "Ховеве Цион" ("Друзья Сиона"), созданная в 1882 г. в России. В Вене в 1882 г. создается националистический союз еврейского студенчества "Кадимах" ("На Восток"), одним из патронов которого был видный (впоследствии) сионистский деятель П. Смоленский; на базе "Кадимаха" в 1893 г. была образована "Сионистская организация" - филиал "Австрийского общества поселений в Палестине". Отделения "Ховеве Цион" имелись во Франции, Англии, США26 , Ее организаторы и руководители Ц. Калишер, Н. Фридланд, Д. Гордон стояли на позициях политического сионизма еще в 60-х


23 Achad Haam. Am Scheidewege. Bd. I. В. 1923, S. 107.

24 Подсчитано по: ЕЭ. Т. 2, стр. 272 - 273; В. Зомбарт. Будущее еврейского народа. Одесса. 1912, стр. 10; Ю. Иванов. Указ. соч., стр. 60 - 61; С. Сергеев. Некоторые особенности развития сионизма в США. "Вопросы истории", 1973, N 11, стр. 66; N. Weinstock. Le sionisme confre Israel. P. 1969, p. 13; J. Howe. World of our Fathers. N. Y. 1976, pp. 17 - 25; G. Jansen. Zionism, Israel and Asian Nationalism. Beirut. 1971, pp. 18 - 19.

25 E. Crusd. B'nai B'rith. The Story of a Convenant. N. Y. 1966, pp. 7 - 12.

26 J. Frankel. How Mystical is Zionism? "The Jerusalem Post", 16.VI.1976.

стр. 207


годах XIX века27 . Численно "Ховеве Цион" была незначительна; но, по мнению авторов "Энциклопедии сионизма и государства Израиль", эта организация "может рассматриваться как предшественница герцлевского сионизма. Из ее рядов вышли лидеры сионистского движения в Восточной Европе"28 . Большинство территориальных отделений "Ховеве Цион" поддержали созыв I сионистского конгресса в Базеле и образование ВСО29 . Политическая деятельность многих видных деятелей сионистского движения, сподвижников Герцля - Х. Вейцмана, З. Соскина и ряда других - началась именно в "Ховеве Цион".

В 1882 г. группа студентов еврейского происхождения, выходцев из Харькова, создала сионистскую организацию "Билу" с центром в Константинополе. В ее программном заявлении ставилась задача образования еврейского государства в рамках Османской империи30 . Для ее практической реализации члены "Билу" основали в Палестине колонии "Микве Исраэль" и "Ришон лецион", где поселилось несколько десятков иммигрантов. Колонии эти финансировал Э. Ротшильд31 . В том же году были созданы численно незначительные сионистские поселения "Рошпина", "Цихрон-Яаакоб" и некоторые другие. Но "эти колонии были под угрозой исчезновения, когда еврейский миллионер барон Ротшильд пришел им на помощь"32 . По данным сионистских авторов и израильской прессы, в 1882 - 1934 гг. им было израсходовано с целью финансирования еврейских поселений в Палестине 6 млн. фунтов стерлингов33 .

Вот почему перед первой мировой войной Ротшильд мог с полным основанием сказать: "Без меня сионисты не продвинулись бы ни на шаг, но и без сионистов мои труды стали бы на мертвой точке"34 . Вторая часть этого заявления - лишнее доказательство понимания Ротшильдом сущности сионизма как орудия еврейской буржуазии в осуществлении ее экспансионистских планов. Оказывая финансовую помощь поселениям еврейских колонистов в Палестине, Ротшильд принимал практические меры к превращению их в экономически рентабельные предприятия колониального типа, а самих колонистов - в надсмотрщиков над дешевой рабочей силой в лице арабских феллахов35 .

Политические методы деятельности палестинофилов в Палестине практически совпали с приемами, к которым здесь прибегали позднее сионисты. "Необходимейшим делом в 1880-х и 1890-х годах было то, что ненамного отличалось от сионистского идеала и было основным в деятельности и восточных сионистов и западных евреев (то есть палестинофилов. - Л. К. ), - пишет сионистский историк Б. Халперн. - А именно - стремиться держать открытыми ворота Палестины для еврейских иммигрантов и предоставить им возможность покупать землю и ее заселять. Все разделяли желание пойти на любые легальные и полулегальные меры или уловки для обеспечения этих задач в Османской империи"36 . Поселения еврейских колонистов уже тогда создавались на значительном удалении друг от друга в различных районах Палестины, в "библейских" границах "земли обетованной", как на побережье, так и в глубине региона, включая западный берег Иордана. Это отвечало стратегическим целям как крупной еврейской буржуазии, так и правящих кругов ряда западных держав.

Идеи политического сионизма получают в 80-х годах XIX в. все более широкое распространение в Европе. Начиная с этого времени делаются попытки объединения сионистских групп и кружков в региональном масштабе. В 1884 г. в Катовицах была проведена с этой целью первая конференция местных организаций сионистов. Одновременно идеология сионизма проникает в еврейскую мелкобуржуазную и рабочую среду: в 80-х годах XIX в. А. Либерман основал в Англии еврейскую "социалистическую" организацию37 . Появление первой сионистской организации такого типа именно в Англии объясняется тем, что здесь в 1889 г. имели место выступления еврейских рабочих, что было отмечено Ф. Эн-


27 D Vital. The Origins of Zionism. L. 1976, pp. 7 - 13.

28 EZI, p. 517.

29 D. Vital. Op. cit., p 17.

30 См.: N. Barbour. Op. cit., pp. 33 - 35.

31 EZI, p. 139.

32 N. Barbour. Op. cit. p. 35.

33 M. Piquet. Un chretien face a Israel. P. 1975, p 112; "The Jerusalem Post Magazine", 4.III.1977.

34 Цит. по: Ю. Иванов. Указ. соч., стр. 35 - 36.

35 "Сионизм: теория и практика", стр. 46 - 47.

36 Ben Halpern. The Idea of a Jewish State. Cambridge. 1961, p. 127.

37 G. Wigoder. The East End. "The Jerusalem Post Magazine", 9.VII.1976, p. 14.

стр. 208


гельсом38 . Сионисты попытались сразу же взять это движение под свой контроль, с тем чтобы обособить его от борьбы английского пролетариата.

Деятельность раннесионистских организаций основывалась на постулатах первых сионистских идеологов - М. Гесса, Ахад Гаама, Э. Бен Иехуды, Л. Пинскера, Ц. Калишера, Н. Бирнбаума. Последний выпустил в 1893 г. в Вене брошюру "Национальное возрождение еврейского народа на его родине как средство решения еврейского вопроса". Концепции первых теоретиков сионизма были почти без изменений заимствованы позднее Герцлем39 .

В целом в 80-е - 90-е годы XIX в. "сионизм, - как признают современные израильские авторы, - был только слабым и изолированным течением"40 среди других направлений политической деятельности еврейской буржуазии. Тем не менее благодаря финансовой поддержке Ротшильда и других представителей крупной еврейской буржуазии палестинофильским и раннесионистским организациям удалось обеспечить значительное увеличение численности еврейской общины (ишува) в Палестине (с 10 тыс. в 1814 г. до 24 тыс. человек в 1892 г.; с 1892 по 1903 г. сюда въехало еще 25 тыс. евреев)41 . Уже в 80-е годы XIX в. это "еврейское вторжение" (так называет иммиграцию евреев в Палестину сионистский автор А. Иегошуа)42 вызвало отпор со стороны палестинских арабов, требовавших остановить еврейскую иммиграцию.

Раннесионистские организации умело использовали в целях расширения своей деятельности акты антисемитизма в Германии, Румынии и царской России. Характерно, что образование в 1882 г. сразу нескольких палестинофильских и сионистских групп и кружков, о которых говорилось выше, последовало после еврейских погромов 1881 г. в России. При этом сионисты эксплуатировали в своих интересах "реакционно-паническое настроение среди евреев", которое, как отмечала позднее ленинская "Искра", было порождено погромами и юдофобским подстрекательством властей43 . Не случайно главным объектом сионистской пропаганды становится Россия, где в конце XIX в. проживало более 5 млн. евреев, которые рассматривались сионистами как основной резервуар потенциальных колонистов.

В целом к 1897 г. в 28 странах мира существовало более 450 различных организаций еврейской буржуазии, объединявших свыше 2 млн. членов и выпускавших около 100 газет и журналов более чем на 30 языках, в том числе около 10 - на иврите44 . Все эти организации формировались на строго националистических принципах. Особо важно отметить, что руководители как палестинофильских, так и раннесионистских организаций стремились придать им международный характер, распространить их влияние на максимальное число стран, где проживали евреи, подчинить своему воздействию возможно более значительное количество еврейских общин.

Палестинофильские и раннесионистские организации имели отчетливо выраженный классовый проимпериалисгический характер, отражая интересы еврейской буржуазии, прежде всего крупной. Они опирались на поддержку великих держав, проводили колонизаторскую политику, использовали в своих целях ополитизированные мифы иудаизма, а также проявления антисемитизма, предвосхищая основные направления деятельности "Всемирной сионистской организации".


38 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 22, стр. 54 - 55.

39 Критический анализ этих концепций см.: Ю. Иванов. Указ. соч., стр. 55 - 57; "Сионизм: теория и практика", стр. 15- 25; "Против сионизма и израильской агрессии", стр. 79 - 83; "Борьба идей в современном мире". Т. I. М. 1975, стр. 215 - 220.

40 E. Shalliel. Dream to Reality. "The Jerusalem Post Magazine", 19.XI.1976, p. 14.

41 Подсчитано no: Ben Halpern. Op. cit p 109; M. Gilbert. Jewish History Atlas. L. 1969; EZI, pp. 21. 325, 534; G. Jansen. Op. cit., p. 18; M. Emanuel. Israel. A Survey and Bibliography. N. Y. 1971, p. 14.

42 См. "Против сионизма и израильской агрессии", стр. 115.

43 "Искра", N 41. 1.VI.1903.

44 Подсчитано по: W. J. Fishman. East and Jewish Radicals. L. 1976; Ch. Bermant. Point of Arrival. L. 1976; "The Jerusalem Post", 25.V. 1976.

Опубликовано 10 февраля 2018 года



КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (нажмите для поиска): ПАЛЕСТИНОФИЛЬСТВО И РАННИЙ СИОНИЗМ



Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама