Рейтинг
Каталог
Порталус
база публикаций

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ есть новые публикации за сегодня \\ 16.10.18


ЭВОЛЮЦИЯ ХРИСТИАНСКОГО ПРОФДВИЖЕНИЯ

Дата публикации: 10 февраля 2018
Автор: М. Я. ДОМНИЧ
Публикатор: Александр Павлович Шиманский
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1518269881 / Жалобы? Ошибка? Выделите проблемный текст и нажмите CTRL+ENTER!


М. Я. ДОМНИЧ, (c)

найти другие работы автора

Современное мировое профсоюзное движение, охватывающее сотни миллионов человек на всех континентах, ныне переживает подъем. Внутри него, как отмечалось на XXV съезде КПСС, вместе с возрастанием силы и авторитета рабочего класса как авангарда в борьбе за интересы трудящихся произошел "сдвиг влево"1 . В наше время углубляющегося общего кризиса капитализма в классовую борьбу все более вовлекаются верующие трудящиеся, которые ведут ее вместе с прогрессивными отрядами рабочего класса. В отдельных странах христианские профсоюзы примыкают к складывающемуся единому антиимпериалистическому фронту. На этот факт указала и Берлинская конференция коммунистических и рабочих партий 1976 г., которая обратилась к широким массам верующих, считая сотрудничество с ними "неотъемлемой составной частью борьбы за развитие Европы в демократическом духе, в направлении социального прогресса"2 .

Особую важность приобретает на нынешнем этапе развития классовой борьбы сотрудничество с массовыми организациями верующих трудящихся, и прежде всего с христианскими профсоюзами, объединенными в ВКТ - Всемирной конфедерации труда (бывшая МКХП - Международная конфедерация христианских профсоюзов), насчитывающей около 15 млн. членов из 73 капиталистических и развивающихся государств. Вот почему большое значение имеет изучение основных направлений развития международного христианского профобъединения и этапов эволюции МКХП и ВКТ.

* * *

МКХП, распущенная в годы второй мировой воины, была восстановлена в октябре 1945 г. в своем довоенном виде, на традиционной основе социального католического учения, антимарксизма и антикоммунизма. Она объединяла тогда в своих рядах около 2,3 млн. человек3 , то есть на 1 млн. членов меньше, чем в год ее основания (1920 г.).

Постепенно в международном христианском профдвижении стало все более ощутимо давать о себе знать течение в пользу перестройки идейных и организационных основ МКХП, за отказ ее от односторонней ориентации на социальную доктрину католицизма как основу деятельности христианских профсоюзов. Наиболее явственно эти тенденции проявились во французском христианском профцентре - одной из ведущих членских организаций МКХП, - на поведение которого


В подготовке статьи к публикации активное участие принял В. Г. Рунец.

1 "Материалы XXV съезда КПСС". М. 1976, стр. 29.

2 "Конференция коммунистических и рабочих партий. Берлин, 29 - 30 июня 1976 г.". М. 1977, стр. 22.

3 "Sozialer Fortschritb, 30.III.1961.

стр. 57


оказывала влияние обстановка во Франции с ее острыми классовыми конфликтами, о чем откровенно говорили руководители Французской конфедерации христианских трудящихся (ФКХТ), превратившейся в 1964 г. во Французскую демократическую конфедерацию труда (ФДКТ)4 .

Начавшаяся во второй половине 40-х годов "холодная война" затормозила развитие и укрепление оппозиционного течения внутри МКХП. Руководителям конфедерации удалось навязать ей такую программу "реформ", которая свелась к некоторым незначительным попыткам модернизации ее доктрины, не изменивших коренным образом ни ее соглашательской сущности, ни конфессионального характера МКХП. Очередное обострение внутренних противоречий в МКХП имело место во второй половине 50 - начале 60-х годов. В то время в мире произошли важные социально-политические сдвиги. Дальнейшее развитие получил революционный процесс, усилилось влияние мировой социалистической системы, внушительных успехов добилось национально-освободительное движение, международная обстановка стала меняться в пользу сил мира. В этой ситуации увеличивался разрыв между церковью и верующими. Католические верхи вынуждены были констатировать, что "рабочий мир отдаляется от церкви"5 . Упадок переживала и ее социальная доктрина. Столкнувшись с "проблемой экономического строя", прелаты сочли необходимым "дать свой ответ и противопоставить марксистской концепции христианскую альтернативу"6 . Так началось католическое "обновленчество", за которым стояли рабочий вопрос, тревога за будущее капитализма в целом и духовного сословия в частности.

Совершавшиеся в мировом развитии изменения оказывали заметное влияние на международное христианское профдвижение, внутри которого к тому времени уже действовало влиятельное "обновленческое" течение. Его представители выступали за немедленное проведение важных пробразований в МКХП. Общим знаменателем их требований стал лозунг скорейшей деконфессионайизации конфедерации. Во главе движения за достижение указанной цели находились лидеры ФКХТ и канадского профцентра, поддерживаемые многими руководителями профсоюзов развивающихся стран. Влияние их резко возросло в результате активно осуществлявшейся в 50-е годы "географической экспансии", или, иными словами, проникновения христианского синдикализма в развивающиеся страны, профлидеры которых были твердо убеждены в том, что конфессиональный характер международного христианского профобъединения служит серьезным препятствием на пути привлечения в его ряды новых членов. Деконфессионализация МКХП необходима для того, заявляли представители оппозиции, чтобы "облегчить присоединение (к ней. - М. Д.) профорганизаций развивающихся стран, где название "христианский" часто препятствует этому"7 .

Отношение высших инстанций МКХП к деятельности "обновленческого" течения, все активнее действовавшего в конфедерации, было традиционным. Оно может быть охарактеризовано как едва скрытое неприятие новых тенденций, приспособление к ним, сдерживание и по возможности их торможение. В 1958 г. они вмешались в дискуссию по поводу планов секуляризации канадского профцентра, порекомендовав его лидерам "вместе с епископатом обдумать серьезность тех доводов, которые выдвигаются"8 . Беспокоили их и перспективы деятельности в


4 "La CFDT". Р. 1971, р. 146.

5 "Informations Catholiques Internationales" (далее - "ICI"), 1.X.1961. 6 "А. Казанова. Второй Ватиканский собор. М. 1973, стр. 40.

7 "ICI", 1.X.1961.

8 "Labor", 1958, NN 5 - 8, р. 101.

стр. 58


развивающихся странах. Для Азии и Африки "серьезной опасностью" они считали промышленную концентрацию и рост числа наемных трудящихся, следствием которых, по мнению руководителей МКХП, должно было быть неизбежное падение духовного начала в жизни, распространение "атеизма и коммунизма"9 .

Консерватизм руководителей МКХП объяснялся не просто инерцией убеждений, особенно сильной в религиозной сфере. Гораздо важнее было то, что они просто не мыслили себя вне капитализма, освящение устоев которого остается главной социальной функцией церкви и ее массовых организаций. Естественно, что они пытались ограничить эволюцию МКХП, чтобы не дать ей выйти за пределы реформ внешнего и второстепенного свойства. Сопротивление лидеров конфедерации процессу ее деконфессионализации было также своеобразной формой борьбы руководителей МКХП за самосохранение. Отказ от ссылки на христианство содержал потенциальную угрозу отпадения какого-то количества организаций от МКХП - так случилось с католическим профцентром Италии, аффилированном в Международную конфедерацию свободных профсоюзов (МКСП). И в этом был свой резон. МКХП и МКСП были родственными по духу международными профсоюзными объединениями, "едиными в борьбе против общего врага" - предпринимателей и... коммунистов10 . Общеполитические грани между ними стирались, а их руководители открыто заявляли о том, что "бесплодные междоусобицы" между МКСП и МКХП все более становятся непозволительной "роскошью"11 .

Ощущая идейную близость с МКСП, руководители МКХП тем не менее серьезно опасались, что деконфессионализация приведет к растворению международного христианского профобъединения в более могущественной Международной конфедерации свободных профсоюзов. Исходя из этого О. Ванистендель, тогдашний генеральный секретарь МКХП, твердил о "необходимости сохранять нашу оригинальность, духовную основу профсоюзных акций, то именно, чего не хватает Западу". Он предлагал МКСП "кооперацию партнеров", решительно отказываясь от слияния12 . Ванистендель был встревожен тем, что разговоры о секуляризации вызвали в МКСП надежды на роспуск МКХП, что верующие рабочие вмешались в дебаты "в манере, достаточно негативной и достойной сожаления"13 .

Но остановить дебаты было уже невозможно. И это довольно быстро поняли руководители МКХП, уже в 1960 г. высказавшиеся за изменение социальной программы конфедерации. Но переоценка ценностей совершалась медленно и непоследовательно. Лидеры МКХП долгое время пытались объяснить наметившийся в международном христианском профдвижении кризис исключительно как кризис вероисповедального характера, вызванный развитием "географической экспансии" своей конфедерации в развивающиеся страны. Подобное поведение руководства МКХП объяснялось просто. Во- первых, потому, что поворот дискуссий в вероисповедную сторону позволял скрыть истинные причины постигшего МКХП кризиса, а именно: несоответствие ее программных установок требованиям нового этапа классовой борьбы и устремлениям широких масс рядовых христианских синдикалистов. Во-вторых, такой поворот позволял надеяться на возможность снятия конфликта с помощью компромисса. В 1961 г. уже обсуждались конкретные предложения: при сохранении "христианских принципов" как идей-


9 Ibid., pp. 98 - 99.

10 "Autravail", 25.XI.1961.

11 См. "Labor", 1962, N 4, p. 147; H. Gottfurcht. Die Internationale Gewerk- schaftsbewegung im Weltgeschehen. Koln. 1962, S. 384.

12 "La Croix", 1.VII.1961.

13 "ICI", 1.V.1964.

стр. 59


ной основы движения присвоить членским организациям конфедерации наименование "союзы верующих" либо дать ей федеративное разделение на "христианскую" для Европы, Канады и Латинской Америки и "верующие" - для Африки и Азии14 .

Действуя в рамках этого курса, руководство МКХП предприняло ряд усилий, чтобы показать "неконфессиональный" характер конфедерации, продемонстрировать ее независимость от церковной иерархии. Еще на конгрессе МКХП 1955 г. было заявлено, что международный христианский профцентр "не желает, чтобы церковная иерархия занимала руководящую роль в движении"15 . Когда в энциклике "Матер эт Магистра" (1961 г.) папа Иоанн XXIII высказался одобрительно о деятельности христианских синдикатов, официоз конфедерации журнал "Labor" заметил, что МКХП не искала этого одобрения, а поэтому "оно не может истолковываться как проявление известной зависимости от Ватикана"16 . Наконец, в 1963 г. "Labor" заявил, что "мы окончательно освободились от ограничений, которые накладывает конфес-сионализм"17 . Причем аргументом, подтверждавшим "независимость" христианских профсоюзов от церкви, служил тот факт, что к тому времени они объединяли в своих рядах не только лиц различных вероисповеданий, но и неверующих.

Стремление представить трудности МКХП как затруднения вероисповедального характера не соответствовали истинному положению дел, сложившемуся в те годы в международном христианском профдвижении. Об этом свидетельствовал тот факт, что первоначально требование деконфессионализации выдвигалось именно профсоюзами "христианских" стран. В 1960 г. подобное предложение было внесено на съезде Конфедерации христианских профсоюзов Бельгии, в том же году было принято решение о деконфессионализации канадского профцентра. В 1964 г. состоялось превращение ФКХТ в ФДКТ. Более того, со временем социальная христианская доктрина стала утрачивать свою притягательность и в профсоюзах верующих развивающихся стран, а христианство нередко рассматривалось как носитель реакционного социального вероучения. Среди членов МКХП все большее хождение стали иметь формулы вроде: католицизм - союзник капитала, ссылка на христианство может только повредить эффективности профсоюзного движения. С трибуны конгресса МКХП мексиканец А. Домингес заявил: "В глазах миллионов рабочих и крестьян Латинской Америки христианство часто является синонимом реакции, эксплуатации, бесстыдного богатства и диктатуры"18 .

Антиклерикальные настроения убедительно показывали, что "вера отцов" не в состоянии заглушить социальный протест в сознании католиков, что в основе борьбы за деконфессионализацию МКХП лежали глубокие предпосылки социально-экономического и политического характера и что сама вероисповедная проблема представляла собой лишь одну из граней общего кризиса реформистской социально-христианской идеологии. Конфедеральное руководство не могло не понимать этого. Однако, сознавая необходимость проведения преобразований внутри МКХП, оно всемерно стремилось сдержать развитие борьбы за деконфессионализацию, убедить своих оппонентов в необходимости сохранения "христианской основы" конфедерации. "Мы не требуем у членов нашей организации, - писал О. Кооль, - копии акта о крещении или


14 Ibid.

15 "Le Plein emploi. Trois annees d'activite Internationale. Confederation international des syndicats Chretiens. XII-е Congres, 12 - 14 decembre 1955. Anvers" (далее - "XII Congres de la CISC"), p. 167.

16 "Labor", 1964, N 1, p. 2.

17 "Labor", 1963, N 1, p. 2.

18 "De la CISC a la CMT. Luxembourg. 1968". Geneve. 1969, p. 65.

стр. 60


же удостоверения о характере исповедуемой ими религии... Но мы считаем, что главная притягательная сила нашего движения заключается как раз в том, что оно признает себя христианским профдвижением"19 . "Сохранение ссылки на христианские принципы не только возможно, не только желательно, но и необходимо"20 , - заявлял Ванистендель. А президент конфедерации М. Буладу не допускал даже мысли о деконфессионализации. "МКХП, - уверял он, - будет существовать до тех пор, пока в мире существует несправедливость и необходимость установления социального мира в условиях свободы"21 .

Эта линия поведения была характерна и для XV конгресса МКХП в Льеже (1964 г.), когда проблема деконфессионализации впервые встала в полный рост. Во вступительном слове президента МКХП Буладу и отчете генерального секретаря Ванистенделя события в мире трактовались в духе христианских доктрин. Учитывая всемирный характер конфедерации, отраженный и в составе делегатов конгресса (15 - от Африки, 20 - Латинской Америки, 5 - Азии, 12 - Европы и Канады), и численный перевес выходцев из колониальных и зависимых стран, ораторы всемерно декларировали свой антирасизм и антиколониализм, преимущества "третьего пути" для развивающихся стран. Деконфес-сионализация конфедерации исключалась. Напротив, Ванистендель убеждал, что христианские принципы всеобщи, что они вобрали в себя идеалы всех религий и что не существует так называемого "империализма христиан", угрозы загнать инаковерующих в "умственное гетто". Но тут произошел инцидент, показавший, что корень вопроса не в вывеске, а в содержании и направлении деятельности МКХП. Делегат из Габона А. Н'зоге и глава Латиноамериканской конфедерации христианских профсоюзов (ЛАКХП) Э. Масперо обратились к участникам конгресса с призывом к "революции", способной покончить со скандальной нищетой развивающихся стран, потребовали образовать "комиссию для изучения и углубления доктрины"22 . Понадобилось вмешательство "авторитетов", чтобы убедить указанных делегатов взять обратно свое предложение. Даже в качестве обычной рекомендации оно не было принято.

Утвержденная конгрессом программа действий, в частности, воспроизводила все основные рекомендации социальной католической доктрины. Тем не менее XV конгресс все же сделал первый осторожный шаг по пути преобразований внутри МКХП, что, кстати, было недвусмысленно признано конфедеральным руководством, назвавшим его "первым этапом эволюции, поворотом в истории МКХП"23 . Хотя такая оценка и преувеличивает значимость происшедших тогда в МКХП сдвигов, следует признать, что XV конгресс внес ряд - новых моментов в официальную доктрину конфедерации. Принятая на нем "Декларация прав" провозгласила, что в своей деятельности МКХП вдохновляется христианством не как религиозно-философской доктриной - явная уступка нехристианам, - а его всечеловеческими "социальными принципами", и обращается ко всем трудящимся независимо от их политических и религиозных убеждений, расовой принадлежности. Конфедерация объявлялась межконфессиональным объединением лиц, признающих, что человек - "творение божье", наделен общедемократическими правами и отвергает эксплуатацию24 . Как явствует из декларации, христианству и его адептам пришлось отступить, однако за ними сохранялось преобладание над другими верованиями, руководящие посты в штабе


19 "Labor", 1965, .N 1, pp. 35 - 36.

20 "Labor-Presse", 1966, NN 2, 8.

21 "Revue Internationale du travail", 1966, N XI.

22 "Syndicalisme", 4.VII.1964; "La Croix", 16.VI.1964.

23 "Energies syndicates", 23.VII.1964.

24 "Labor. Presse et information", 1964, N 6.

стр. 61


конфедерации и привилегия вырабатывать директивы. Определенные изменения стали вырисовываться также и в перспективах дальнейшей эволюции конфедерации. Как писал тогда орган бельгийских коммунистов, в работе XV конгресса МКХП наметились два основных направления ее будущего развития: возросшее внимание к развивающимся странам и окрепшая тенденция к деконфессионализации25 .

Достигнутый на XV конгрессе компромисс не привел к прекращению борьбы течений внутри МКХП. Принятая на нем "Декларация принципов" не обеспечила единства взглядов низовых организаций конфедерации на сущность ее деятельности и перспективы развития. Более того, она сама явилась основой, на которой стали формироваться разнородные группы: склонные к преобразованиям - ФДКТ, испанцы в изгнании, итальянская организация трудящихся непрофсоюзного типа (АКЛИ), отчасти канадский профцентр и Всеафриканское объединение верующих трудящихся (ВОВТ) и традиционалисты-остальные западноевропейские профцентры, европейская региональная организация МКХП (ЕРО), азиатская региональная организация (БАТУ), в которой южновьетнамская профорганизация преследовала цель борьбы с "мировым коммунизмом". Граница между группами пролегала в плоскости не конфессиональной, а социально-политической, их разделяли разность глубины социального сознания членских масс, накал общественных и классовых противоречий.

Ведущим среди традиционалистов было Объединение христианских профсоюзов (ОХП) ФРГ. Идеолог ОХП З. Вайднер не игнорировал социальные проблемы, но давал им толкование в духе Инсбрукской программы МКХП 1922 года. "Не стачки, - писал он, - решают социальные вопросы, а дух Христа". Свои принципы он защищал с обезоруживающей откровенностью. "Или, - говорил он в адрес реформаторов, - вы верны Христу, тогда зачем смена названия, если же вы отрекаетесь от веры отцов, тогда прямо об этом скажите"26 .

Со своей стороны, более радикально настроенная ФДКТ "толкала" МКХП влево. Ее лидер Э. Декан говорил: "Чтобы отвечать своему мировому призванию, МКХП должна пересмотреть свою доктрину, свои уставы и свою общую ориентацию". В качестве аргумента он ссылался на расширение сферы профсоюзных действий в связи с интернационализацией производства. Эффективность нашей работы, рассуждал он, зависит от того, действуем ли мы сообща с другими профцентрам и. Перед лицом организованных предпринимателей надо иметь организованный мир труда. Самое главное - это профсоюзная эффективность. Идеологические расхождения должны отступить перед общностью усилий27 . Смысл его речи был очевиден: религия и профсоюзы находятся на разных полюсах жизни. Объективно такая линия вела к преодолению изоляционизма МКХП, созданного конфессиональным барьером.

Сложившееся к середине 60-х годов в международном христианском профдвижении положение дел было весьма напряженным. Расхождения между противоборствующими силами были значительными. Порой они даже выглядели непримиримыми, что заставило многих наблюдателей говорить о кризисе европейских организаций МКХП. Развитие противоборства в МКХП выявило, однако, постепенное преобладание сторонников деконфессионализации, проведение которой выдвинулось на первый план деятельности международного христианского профобъединения. Об этом прямо говорил на одном из съездов ФДКТ заместитель Ванистенделя Крафтмайер: "Столь часто упоминавшиеся с этой


25 "Le Drapeau Rouge", 15.VI.1964.

26 Ibid.; "Deutsche Gewerkschaftszeitung" (далее - "DGZ"), 1968, N 8.

27 "Syndicalisme", P., 11.X.1965.

стр. 62


трибуны проблемы эволюции во всех ее планах занимают также и МКХП"28 .

Результатом усилившегося давления сторонников проведения глубоких реформ внутри МКХП было создание в 1966 г. "ориентационной комиссии". Она выработала проект изменения названия международного христианского профобъединения, просуществовавшего почти полвека, который был предложен вниманию делегатов созванного в октябре 1968 г. в Люксембурге XVI конгресса МКХП. На заседаниях комиссии Ванистендель счел нужным сразу же заявить, что предлагаемые реформы не будут означать решительного разрыва с основными "ценностями" христианского синдикализма, ибо "только наша профсоюзная концепция, - заявлл он, - предлагает полное и универсальное решение больших мировых проблем с позиций справедливости, свободы и мира"29 . Докладывая конгрессу о новой ориентации, Ванистендель старался, чтобы проблемы доктрины не соприкасались с современностью, с обстановкой обострения противоборства сил прогресса и реакции, социализма и империализма. Эти понятия в его докладе не фигурировали. И делалось это сознательно ради сохранения стабильности и преемственности движения, так как признание объективных факторов означало признание учения о классовой борьбе.

Руководство конфедерации предпочло подчеркивать субъективный элемент, то, по выражению Ванистенделя, "смутное сознание больших возможностей"30 , которое якобы всегда существовало в МКХП. Современность присутствовала только в признании того, что трансформация рождена расширением географии профсоюзного движения, а это устраивало всех. Оно позволяло отступать, не теряя престижа, и облегчало действия "на территориях, еще не исследованных", то есть в развивающихся странах. Поэтому дебаты вокруг новой "Декларации принципов" не отличались резкостью. Правда, проект ЕРО содержал "слишком много от религии" (Ванистендель), что противоречило даже решениям II Ватиканского собора о некоторой деконфессионализации мирской деятельности церкви. Однако удалось убедить делегатов ФРГ и Австрии принять вариант, который строился на признании следующих положений: обоснование существования новой организации - Всемирной конфедерации труда (ВКТ) находится в ее собственных принципах, и свои действия она определяет "независимо от внешних политических, религиозных или иных групп"; ссылка на христианство остается исторической, необходимой для того, чтобы отразить путь, пройденный конфедерацией. Ссылки на религиозные или духовные ценности должны фигурировать лишь в конце новой "Декларации принципов", да и то в качестве источника для толкования, а не в первой статье, из которой вытекают все следующие. В окончательном виде "Декларация принципов" провозгласила: ВКТ как всемирная организация профсоюзов трудящихся руководствуется в определении своих целей и методов действий "духовной концепцией, базирующейся на убеждении, что человек и вселенная суть творение божье, либо же другими сходными концепциями, и обращает свои усилия на построение солидарного человеческого сообщества в свободе, справедливости и братстве".

Согласившись с этими принципами, конгресс исключил слово "христианских" из названия конфедерации. МКХП была переименована в ВКТ. Национальным профцентрам было предоставлено право самим решать вопрос о своем наименовании31 .


28 "Labor", 1966, N 1, р. 26.

29 "Revue Internationale du travail", 1966, XI; "Labor. Presse et information", 1967, NN 8, 9.

30 "De la CISC a la CMT", p. 42.

31 Ibid., p. 314.

стр. 63


Относительная сдержанность развернувшихся на XVI конгрессе МКХП дискуссий отнюдь не означала, как об этом поспешили объявить некоторые конфедеральные руководители, в частности новый генеральный секретарь ВКТ Ж. Брюк, что конгресс протекал в спокойной обстановке. На нем было все: и недовольство тем, что он "не пошел дальше" и критика теории "богатых и бедных наций" и ропот относительно "атлантической партии в МКХП", и осуждение деликатности в отношении агрессоров - США и Израиля, и официальная политизация движения, и роспуск контрреволюционного союза изгнанных и эмигрантов и т. д.32 . Самым огорчительным для клерикалов моментом было, согласно их же определению, "внезапное вторжение" развивающихся стран со своим темпераментным антиимпериализмом. Шумный "нонконформизм" латиноамериканцев также пугал клерикалов33 .

Решения XVI конгресса были, безусловно, сильным моральным ударом по клерикализму и проигрышем церкви. Это было начало нового важного этапа в эволюции международного христианского синдикализма. Формально закрепляя светский характер ВКТ, конгресс расширил доступ в ее организации прогрессивных идей, ориентировал конфедерацию на более активное участие в борьбе за интересы трудящихся. И вместе с тем деконфессионализация была осуществлена поверхностно. Ванистендель был прав, заявив, что проведенная "перестройка не означает конца христианского профсоюзного движения"34 . Неудивительно поэтому, что новое конфедеральное руководство было вынуждено активно продолжать поиск организационных форм деятельности, которые позволили бы найти более или менее адекватное выражение изменившемуся внутри конфедерации соотношению сил в пользу профсоюзов развивающихся стран. Одновременно необходимо было как-то подтвердить уверения относительно возникновения на месте прежней МКХП новой "обновленной, динамичной, революционной" ВКТ35 .

Конкретизацией этого курса занялся XVII конгресс ВКТ, состоявшийся в Женеве 28 - 31 мая 1969 года. На нем изменение структуры высших органов, введение по причине "всемирности" конфедерации уставных номенклатур заместителей генерального секретаря и вице-президентов от каждого континента, прошло беспрепятственно, но предложение увеличить представительство развивающихся стран в бюро конфедерации привело к "трудному конфликту" и было отвергнуто. Когда же обсуждалась стратегия ВКТ, обнаружились путаность установок ее руководства, груз старых представлений. Масперо поставил в центр своего доклада "Заметки для первой дискуссии" проблему развития, но, не касаясь ее социальной сущности, заявил, что ВКТ выступает за "развитие гуманное, демократическое, народное, солидарное"36 , не капиталистическое и не коммунистическое. Докладчик, таким образом, молчаливо принимал установки, содержащиеся в энциклике папы Павла VI "Popularium Progressio" (1967 г.), допускавшей изменение жизни на основе "исправленного капитализма"37 . Собственного же плана ВКТ не выдвигала. Масперо лишь заметил, что идеология развития до сих пор освещалась "издалека", без участия трудящихся.

Таким образом, конфедерация, провозгласившая в 1968 г. свою готовность конструировать новый мир, даже если для этого потребуется "потрясти установившиеся структуры", оказалась неспособной обрисовать его контуры. Наброски "Основы модели исторической перспективы развития" оказались банальным "третьим путем" между противо-


32 "Le Monde", 6, 7.X.1968; "De la CISC a la CMT", pp. 223, 308.

33 "Syndicalisme", P., 10.X.1968.

34 "Labor", 1969, N 4, p. 195; "De la CISC a la CMT", p. 59.

35 "Syndicalisme", P., 10.X.1968.

36 "CMT. XVII congres (extraordinaire)". Geneve. 1969, p. 4.

37 "L'Humanite", 12.IV.1967.

стр. 64


положными социальными системами38 . В докладе определенно прозвучали также анархо-синдикалистские мотивы. Профсоюзы, сказал Масперо, должны стать "независимым социальным фактором, способным изменить соотношение сил внутри нации, континента, мира,., реализовать революционные изменения и эффективно ответить на вызов потребностей развития в мире"39 .

Характерной чертой женевского конгресса было то, что на нем разразилась настоящая баталия между поборниками примирения и конфронтации с существующим капиталистическим строем. Консерваторы - преимущественно из европейских стран - атаковали оппозиционный дух доклада, его "революционную стратегию". Делегат ОХП ФРГ, например, восхвалял тред- юнионистскую формулу синдиката как органа повышения жизненного уровня трудящихся, швейцарец - "труд, рассудительность, планирование", южновьетнамец обрушился на коммунизм, "который есть враг абсолютный, капитализм же - враг исправимый... он уже исправился"40 . С критикой позиций консерваторов выступили многие делегаты, которые, по сути дела, пытались перечеркнуть главное направление этого типа синдикализма - его христианский реформизм. Наибольший резонанс получила речь Р. Декайона (Франция), в которой осуждение капитализма (и неокапитализма) как системы, базирующейся на извлечении прибыли, было дополнено - впервые на конгрессах МКХП - указанием на социализм как антитезу капитализму. Он сказал: ФДКТ преподала другим объединениям урок классового языка, призывая к "усилению борьбы против капиталистической системы в индустриальных странах и к совместной борьбе против империализма"41 .

Ввиду расхождений по кардинальным вопросам, Масперо предложил вернуть проект программы в комиссию по ориентации. Невозможность достижения компромисса была в данной ситуации явлением положительным, она открывала перспективы расширения борьбы внутри ВКТ. Так завершился очередной этап эволюции христианского профдвижения, который был отмечен не простой сменой названия конфедерации, но и поставленной профсоюзными активистами задачей материализовать деконфессионализацию, пересмотреть ее концепцию, приблизив последнюю к объективным нуждам членов профсоюзов.

Традиционалисты, которых секуляризация формально не затрагивала, поспешили заделать образовавшиеся в идейных устоях конфедерации бреши, через которые проникали враждебные им понятия о классовой борьбе и социализме. КХП Бельгии на своем съезде осенью 1968 г. напомнила, что она происходит от "антисоциалистического союза Рента" и "не ожидает полного разрушения нынешней социальной системы", так как "в значительной своей части исчезли противоречия между собственником и несобственником, предпринимателем и трудящимся, капиталом и трудом"42 . Соответственно объявлялось, что отрицание капитализма ведет "к анархии". Отбрасывалась "однообразная" формула "против капитала, за трудящихся", ценными методами объявлялись диалоги и соглашения43 . Программа люксембургского профцентра 1971 г. была открытым объявлением войны новым веяниям. Извечному тезису о предприятии как "партнерстве труда и капитала" сопутствовало заключение, что синдикализм "стремится к полной интеграции в общество". "Наша идейная основа, - вторил ему швейцарский


38 "CMT. XVII congres", p. 4.

39 Ibid., pp. 10 - 11, 15.

40 "Syndicalisme", P., 5.VI.1969.

41 Ibid.

42 "La CSC. Responsable de I'avemr". Bruxelles. 1969, pp. 56, 60. 138, 285.

43 "Grundsatzprogramme des LCGB", 1971, S. 5 - 12; "Commentaire CSC", V.1970, p. 40; "DGZ" 1972, N 2.

стр. 65


профцентр, - социальное партнерство". ОХП ФРГ заявляло: "Профсоюзы... служат выравниванию интересов в социально-правовом государстве, они суть одновременно и мотор и тормоз". На призыв Германской компартии к диалогу с христианами официоз ОХП ответил: "У коммунистов нет шансов прийти к подобному диалогу".

С иных позиций смотрели на проблему модернизации доктрины ВКТ представители ее прогрессивного крыла, во главе которых шла ФДКТ. В этой организации идеологическая эволюция развивалась весьма интенсивно и уже в мае 1970 г. завершилась принятием "социалистической ориентации". Состоявшийся тогда 35-й съезд ФДКТ объявил основой деятельности этой организации доктрину "самоуправляющегося демократического социализма", а стратегической целью конфедерации - борьбу за замену капитализма социализмом. ФДКТ заявила, что достижение поставленной цели мыслится ею на путях классовой борьбы, на основе сотрудничества с другими организациями трудящихся, в том числе и с компартией. Принятие ФДКТ социалистической ориентации не означало, однако, что этот профцентр полностью перешел на позиции последовательной классовой борьбы, что он выработал программу антикапиталистических преобразований, опирающуюся на действительно революционную теорию. Доктрина "самоуправляющегося демократического социализма" представляла собой реформистскую доктрину, в которой причудливо смешались буржуазный реформизм с оппортунизмом правого и "левого" толка, положения христианского гуманизма - с теоретическими "открытиями" анархо-синдикалистов. Немало было заимствовано и из программных установок современной европейской социал-демократии.

Тем не менее, объективно 35-й съезд ФДКТ был важным этапом в процессе эволюции христианского синдикализма. Будучи выражением, как отмечала Французская коммунистическая партия (ФКП), "прогресса борьбы трудящихся против крупного капитала и его власти, прогресса идей социализма"44 , съезд ФДКТ имел огромное значение для последующей эволюции и ряда других организаций ВКТ, а также самой Всемирной конфедерации труда. Наибольшее число приверженцев ФДКТ нашлось в латиноамериканских христианских профсоюзных объединениях. В Чили, где "каждые двое из трех... голосовали за социалистическую альтернативу", христианская фракция Единого профцентра восприняла "социалистическую модель" ФДКТ, правда, с более густой христианской окраской. Да и вся Латиноамериканская конфедерация христианских профсоюзов последовала этому примеру45 .

Впрочем, и на этот раз христианским профсоюзным идеологам не удалось выработать подлинно революционную программу антикапиталистических преобразований. Созданная ЛАКХП в 1966 г. программа "народной революции" не открывала дверь в справедливое будущее, а широко рекламируемый этим профобъединением "неохристианский синдикализм" даже буржуазной историографией был охарактеризован как "риторика", рассчитанная лишь на то, чтобы привлечь к себе внимание трудящихся46 . Состоявшаяся в 1971 г. деконфессионализация ЛАКХП, превратившейся в Латиноамериканский профцентр трудящихся (ЛАПТ), дала новый стимул идейному поиску внутри христианских профсоюзов Латинской Америки. Однако ЛАПТ так и не пришел к восприятию теории научного социализма, создав свою "собственную идеологию" - синтез эмоционального революционаризма с социалисти-


44 "Cahiers du comrnunisme", 1972, N 12, p. 15.

45 "Los trabajadors frente a la actual situacion del pais. X congreso nacional de la Action sindical chileno (ASICH)". 26 - 28. XI. 1970; "CIAT", II. 1969; "Noticias breves", 16.II.1972; "Unidad", III. 1970.

46 L. Cordova. El neosindicalisme cristiano en America Latina. CIASC. "Revista de Sciencias sociales", 1968, Vol. XII, N 2, pp. 213, 276.

стр. 66


ческими идеями в духе программы "самоуправляющегося демократического социализма" ФДКТ. Впрочем, это было вполне закономерно, ибо ЛАПТ, по словам его руководителей, оставался "продолжением ЛАКХП"47 , то есть массовой организацией, связанной с церковью.

Сдвиги, происходившие в эти годы в сознании широких масс христианских синдикалистов, поставили перед руководством ВКТ задачу срочной модернизации ее программы. Этого требовало также растущее участие трудящихся-христиан в классовой борьбе, в массовом антимонополистическом и антиимпериалистическом движении. Этого требовала незавершенность идейной эволюции ВКТ. До некоторой степени модернизировав идейно- философскую основу конфедерации, "Декларация принципов" 1968 г. оставила открытым вопрос о стратегии ВКТ, ее политическом курсе и программе действий. Все эти вопросы надо было решать и тем более настоятельно, что от былой программной однотипности входящих в конфедерацию профцентров осталось немного. Какое именно направление выберет ВКТ - это с определенностью из "Декларации принципов" не вытекало. Пять лет "ориентационная комиссия" вела поиски общей платформы, стремясь "сблизить различные усилия"48 . В международном христианском профобъединении имели хождение разнообразные идейно-политические установки: теория "конвергенции" капитализма и коммунизма в "постиндустриальном обществе"; противопоставление "богатых" и "бедных" наций; правосоциалистическое учение об интеграции в капитализм, равно как и отвергающие его теории; левачество, которое стояло рядом с учением Ганди о "непротивлении злу насилием"; догмы о великих уступках, отвоеванных у капитализма ценой "кровавой борьбы"; "отвращение к классовой борьбе" и ее признание и т. д. В любой комбинации эти компоненты не в состоянии были составить фундамент цельной стратегии.

Окончательный выбор направления ВКТ состоялся под прямым воздействием прогрессивно настроенных верующих трудящихся, склоняющихся к социалистической альтернативе капитализму. Обсуждение проекта новой ориентации состоялось на XVIII конгрессе ВКТ в Эвиане (сентябрь 1973 г.) и протекало очень болезненно и конфликтно. Официальные отчеты не скрыли противоречий, трудностей "взаимопонимания революционного третьего мира и консервативного крыла ВКТ"49 . Делегаты Австрии, Голландии, Швейцарии заявили, что они не согласны с документом, но из солидарности не будут голосовать против. Бельгиец Ж. Хаутайс предостерег от "чрезмерно" частого употребления терминов "социализм", "угнетатели", "классовая борьба". Пресса этих профцентров поспешила разъяснить, что классовая борьба вызывает у них "ужас", что все сказанное в ориентационном документе о классовой борьбе они приемлют лишь как "констатацию" факта, но "исключают ненависть и презрение к личности, а это решительно отличает (их понимание. - М. Д.) классовой борьбы от соответствующей марксистской концепции"50 .

Раскритиковала представленный проект и ФДКТ. Выступавший от имени этой организации ее генеральный секретарь Э. Мэр обнаружил в документе "противоречия между словами и делом", нечеткость формулировок, а ориентационный доклад, с которым выступил Масперо, "слишком лиричным". Он упрекнул ВКТ за то, что она "еще не вышла из профсоюзных традиций, имеющих историческую ценность", то есть из клерикализма, опираясь на который нельзя бросить вызов империализму. "Настало время выбирать свой лагерь! - восклицал Мэр. -


47 "Labor", 1972, N 1, р. 29; "CIAT", XII. 1971.

48 "Syndicalisme", P., 2.X.1973.

49 "Syndicalisme", P., 4.X.1973; "Syndicalisme", Geneve, 15.XI.1973.

50 "Syndicalisme", Geneve, 15.XI.1973.

стр. 67


Либо борьба со всеми трудящимися мира против капитализма, лагерь строительства социализма в свободе и самоуправлении, либо приспособление к капитализму". Осудив реформизм, "тупик которого ведет на кладбище поражений рабочего класса", он бросил вызов конгрессу: "ВКТ должна провозгласить свою готовность сойти со сцены как организация, если это будет полезно для профсоюзного единства"51 .

Выступление Мэра обострило обстановку на конгрессе. Представитель протестантского профцентра Голландии воспользовался случаем для того, чтобы осудить деконфессионализацию ФДКТ и принятие ею "религии марксизма". Католический профцентр Голландии, канадцы были озабочены поиском компромисса в определении целей "в соответствии с возможностями ВКТ". Африканцы и латиноамериканцы критиковали содержавшуюся в речи Мэра идею развития сотрудничества с МКСП, которая, по их мнению, "интегрировалась в (капиталистическую) систему и играет на руку капитализму". Одновременно с этим они упрекали и консерваторов, осудив эгоизм "богатых" стран и обвинив их в душевной черствости52 . Документы конгресса создали, таким образом, как отмечал орган христианского профцентра Швейцарии, "базу для глубокой конфронтации внутри ВКТ"53 . Был момент, когда африканцы даже покинули зал заседаний, бросив оратору от КХП Бельгии упрек: "Богатые страны не обладают монополией на богатство идей"54 .

Однако, в конце концов руководству конфедерации удалось найти компромиссное решение. Им стала "Декларация принципов" ВКТ, и, прежде всего зафиксированная в ней ссылка на "социальную христианскую мораль" как на одну из основ деятельности конфедерации. Принятый XVIII конгрессом ВКТ ориентационный документ отразил достигнутый компромисс, а вместе с ним все присущие современному христианскому профсоюзному движению противоречия. В нем причудливо сочетались явные следы неизжитого социально-католического мировоззрения, отсутствие научных критериев при анализе основных закономерностей общественного развития, откровенно реформистские методы борьбы с капиталистической эксплуатацией, полное непонимание и даже резкое неприятие реального социализма. В ориентационном документе широко использовались положения некоторых популярных теорий буржуазных реформаторов, концепции правой социал- демократии. В нем чувствовалось также влияние различных мелкобуржуазных, левацких воззрений.

В то же время, несмотря на реформистский в целом характер, ориентационный документ содержал немалое число новых элементов. В нем присутствовала констатация того факта, что "классовая борьба есть реальность, порожденная (капиталистической. - М. Д.) системой", что "капитализм никогда не будет убежден, он должен быть побежден" и что, наконец, "борьба - единственное средство освобождения от эксплуататоров и изменения жизни". Предлагалась также совершенно конкретная перспектива борьбы против капиталистической эксплуатации - социализм, основанный на "подлинной... экономической, культурной и политической демократии", "демократическом планировании экономики", обобществлении основных средств производства и передаче их в руки трудящихся55 . Однако эти положения не получили развития, напротив, в ориентационном документе есть ряд высказываний, дающих откровенно реформистскую их трактовку. Но уже сам факт принятия "социалистической ориентации" организацией, которая


51 "Syndicalisme", P., 27.IX. 4.X.1973.

52 "Syndicalisme", Geneve, 2.X.1973; "Le Monde", 1.X.1973.

53 "Syndicalisme", P., 2.X.1973.

54 "Syndicalisme", P., 4.X.1973.

55 "Labor", 1973, N 5 - 6, p. 261.

стр. 68


с момента своего появления объявила войну марксистским тезисам классовой борьбы и обобществления производства, стал событием в истории международного христианского профобъединения. Это понимают и нынешние руководители ВКГ, неоднократно заявлявшие, что XVIII ее конгресс является важнейшим этапом в эволюции международного христианского профдвижения.

Конечно, развитие ВКТ и поныне отличается заметной противоречивостью. В ней постоянно дают о себе знать рецидивы соглашательства, проявления антикоммунизма и антисоветизма. Периодически, под влиянием правого крыла конфедерации в ней оживает сектантство, наносящее серьезный вред делу сотрудничества христианских синдикалистов с представителями других профсоюзов в интересах совместной борьбы за интересы трудящихся, против политики крупного капитала и происков империализма. Но, несмотря на это, процессы, происходящие внутри ВКТ, носят в целом позитивный характер и, по существу, необратимы. Они рождены классовой борьбой и по мере усиления социальных и политических конфликтов в буржуазном обществе будут обостряться и расширяться, охватывая все новые слои организованных трудящихся-верующих, постепенно освобождая их от религиозно-утопических и соглашательских иллюзий. Уже в настоящий момент традиционная католическая концепция терпит моральный урон, и некоторые объединения ВКТ активно участвуют в антимонополистической и антиимпериалистической борьбе.

Опубликовано 10 февраля 2018 года




Ваше мнение?


© Portalus.ru, возможно немассовое копирование материалов при условии обратной индексируемой гиперссылки на Порталус.

Загрузка...

Прямая трансляция:

Сегодня в тренде top-100


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама