Рейтинг
Порталус

Рецензии. Ю. В. ГАГАРИН. ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ И АТЕИЗМА НАРОДА КОМИ

Дата публикации: 21 февраля 2018
Автор(ы): П. А. КОЛЕСНИКОВ
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ
Номер публикации: №1519235126


П. А. КОЛЕСНИКОВ, (c)

М. Наука. 1978. 326 с.

Книга Ю. В. Гагарина, старшего научного сотрудника Института языка, литературы и истории Коми филиала АН СССР, является продолжением и обобщением результатов его многолетних исследований. Вместе с русскими коми-крестьяне составляли единую социально-правовую категорию черносошно-государственных крестьян и, активно участвуя в хозяйственном освоении не только своего края, но также Зауралья и Сибири, вносили свой вклад в развитие материальной и духовной культуры страны. Рассказывая о развитии массового атеизма в годы Советской власти, Ю. В. Гагарин отмечает взаимосвязь атеистического и интернационального воспитания в республике, отличающейся многообразием национального состава (в 1970 г. коми составляли 28,6% ее населения - с. 307). Продуманно использованы в книге материалы социологических исследований, результаты их даются в динамике за ряд лет.

На основании уже известных и выявленных автором новых данных в книге воссоздана примерная картина дохристианских верований коми, показан процесс их синкретизации с православием и привнесенным им славянским язычеством, дано убедительное объяснение устойчивости реликтов древней религии в сознании и бытовой практике местного населения. Заслуживает внимания аргументированная трактовка причин успеха христианизации коми в XIV - XV вв., разносторонняя оценка ее значения с учетом диалектической противоречивости данного явления. Отвергая утверждение агиографической литературы об особо прогрессивном значении монастырской колонизации, Ю. В. Гагарин характеризует классовую борьбу с ее антимонастырской направленностью, свойственной крестьянам всех национальностей Европейского Севера. Не на "диком черном" лесу и вдали от селений создавались монастыри, а на общинных, уже пущенных крестьянами в хозяйственный оборот землях или рядом с ними с последующим наступлением на общинные угодья и промыслы.

Неоднозначно рассматривается в книге деятельность Стефана Пермского - этого просветителя и вместе с тем крупнейшего феодала края. Справедливо утверждая, что на успех христианизации и просветительской деятельности Стефана Пермского повлиял начавшийся еще в XI в. процесс сближения русского и коми народов (с. 61), автор мог бы в то же время полнее показать их единение в ходе совместной борьбы с монастырско-церковной захватнической и закрепостительной деятельностью против феодальной ренты. А именно такое единение, как и "одиначество" крестьянства и городских ремесленников в период развитого и позднего феодализма, и было одной из особенностей классовой борьбы в поморских уездах. Иначе говоря, в монографии сближение коми и русского народов рассматривается в основном в этнографическом аспекте (семейно-брачные и хозяйственно-бытовые связи), а между тем имеется богатый материал для показа такого сближения трудящихся масс коми и русских и в социально-классовом отношении.

Это можно было ярче показать в той части книги, где характеризуется деятельность Устьвымской архиерейской вотчины и монастырей в крае. Ведь в составе крепостных этой вотчины были не только коми. Много русских крестьян и ремесленников было во владениях Соловецкого, Сийского, Кирилло- Белозерского и других монастырей. Число русских в составе населения бывшего Яренского уезда особенно возросло в XVII веке. В этом столетии русские жили не только особыми очагами, но и вклинивались в очаги расселения коми1 . XVIII в. был заполнен их совместной борьбой против как монастырской экспансии, так и владельцев Сереговского, Нювчимского и других заводов.

Привлекает внимание анализ автором взаимоотношений крестьянских миров с церковью и духовенством в XVI - XVIII вв. Как коми, так и русские и карелы - эти черносошные крестьяне Севера, заселяя и осваивая край, определяли здесь домашний и общественный быт, отличный от быта крепостных крестьян центральных уездов России. Церковь и причт долго находились в полной зависимости от общин, которые решали даже вопросы о сроках богослужений и устройстве крестных ходов (с. 97). В какой-то мере это определяло наличие у местных крестьян индифферентного, а иногда и отрицательного отношения к церкви и ее обрядам. Вероятно, не случайно, в силу не только многих фактов ссылки религиозных инакомыслящих в северные мо-


1 История Коми АССР с древнейших времен до наших дней. Сыктывкар. 1978, с. 54, 82, 83 (карта) и др.

стр. 142


настыри, получили в Поморье распространение ереси, религиозно- реформаторские учения, все течения старообрядчества, особенно те, чьей социальной базой являлось крестьянство. Это целиком относится и к населению края.

Убедительно охарактеризованы в книге формы и методы идеологического воздействия православной церкви на массы. Усилия духовных и светских властей, направленные на развитие проповедничества в целях насаждения религиозной идеологии и формирования общественного мнения, угодного господствующим классам, наталкивались на низкий образовательный, культурный и моральный уровень духовенства. Большую активность в воспитании верноподданнических идей в крае церковь проявляла со второй половины XIX в. Для этой цели использовались проповеди и нравственные беседы на коми языке, различные кружки, общества, братства, епархиальная печать, церковные школы. Благодаря протекционизму губернатора М. Н. Кормилицына церковное просвещение в Вологодской губернии преобладало (в 1896 г. по числу светских школ она стояла на 32-м месте в России, духовных - на 3-м), а в уездах с коми населением его доля была еще большей. В период острых социальных конфликтов (волнения ижемских крестьян 1839 г., устькуломского восстания 1841 -1843 гг., революционных выступлений 1905 - 1907 гг.) духовенство активно сотрудничало с карателями и жандармерией.

Автор знакомит читателя с ранее неизвестным в советском религиоведении течением в православии - "бурсьылысь", возникшим на рубеже XIX - XX вв. среди коми крестьян Верхней Вычегды. В нем отражалось стремление приблизить официальное вероучение и обрядность к национальным традициям. Автор справедливо пишет, что "бурсьылысь", отрывая людей от православной церкви, ослабляло в какой-то степени ее позиции и приносило этим ущерб господствующему классу, но этот ущерб "с лихвой компенсировался более глубоким восприятием верующими религиозного мировоззрения, толкавшего людей на пассивность, примирение с политическим, социальным и национальным гнетом" (с. 319). В первые годы Советской власти в обрядовой практике и вероучении "бурсьылысь" произошел еще больший отрыв от официальной церкви, оно обросло типичными сектантскими чертами. Возглавлявшее общины кулачество использовало "бурсьылысь" в борьбе с Советской властью. История этого течения показывает, что с исчезновением эксплуататорской прослойки, в условиях морально-политического единства трудящихся, поддержки верующими социалистического общества религиозные объединения с антисоветской направленностью обречены.

Завершается книга освещением процесса развития массового атеизма в Коми АССР. Автором проанализированы эволюция политической ориентации религиозных организаций, социальные факторы, обусловившие процесс преодоления религиозных пережитков в условиях республики, подчеркивается роль в этом процессе социалистического решения национального вопроса. Автор показывает роль партийных организаций в развертывании, научно- атеистической пропаганды, характеризует современное состояние религиозных пережитков, тенденций, присущих сознанию и поведению верующих, свидетельствующих об усиливающемся кризисе религии в нашем обществе.

Как и любой труд, открывающий новую страницу в изучении проблемы, работа Ю. В. Гагарина вызывает размышления о путях дальнейшего исследования истории религии и атеизма в автономных республиках и областях. Было бы правомерным, например, раскрывать историю религии и атеизма не только коми народа, а в целом народов края с его многонациональным составом. Да и сам автор толкует расширительно объект исследования, в ходе изложения употребляет понятие "наш край" (с. 39, 43 - 45, 47 и т. д.). Думается, что, следуя общепринятой точке зрения, он преувеличил роль пермских епископов в управлении Коми краем и в подчинении Перми Великой Русским государством. Следовало бы больше уделить внимания особенностям антифеодальных выступлений в период реформы государственной деревни и после нее. В 30 - 50- х годах XIX в. антиклерикальные выступления переплетались с антифеодальными против системы попечительства, и потому желательно было бы анализировать классовую борьбу в комплексе ее направлений, форм и методов.

Монография вызывает интерес к важной и недостаточно разрабатываемой проблеме истории народных масс, особенно в отдельных регионах страны, тем более что значимость проведенного исследования не ограничивается только пределами Коми АССР.

 

Опубликовано на Порталусе 21 февраля 2018 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама