Рейтинг
Порталус

О перспективах развития образования в Бурятии

Дата публикации: 10 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 21, 2006
Номер публикации: №1160427661


Правительство Республики Бурятия рассматривает систему высшего и среднего профессионального образования как составную часть социально- экономической сферы республики.

В последние годы создана нормативно-правовая основа модернизации системы образования. Приняты Законы Республики Бурятия "Об образовании", "О науке и научно-технической политике Республики Бурятия", республиканская целевая программа "Развитие образования и науки Республики Бурятия на 2004-2007 годы" и ряд других, утверждена Концепция развития инновационной деятельности в Республике Бурятия на 2005-2007 годы. Эти законодательные акты позволяют выработать новую политику в сфере профессионального образования и науки, которая наиболее полно учитывает специфические региональные условия и способствует более динамичному и сбалансированному взаимодействию учебных заведений профессионального образования с формирующейся социально-экономической реальностью - рынком образовательных услуг для населения, рынком труда специалистов, необходимостью инновационного развития.

Правильность выбранной стратегии на основе прогнозирования развития рынка труда региона подтверждается результатами работы учебных заведений.

С 1999 г. по 2006 г. количество техникумов и колледжей в республике выросло с 19 до 23. За этот же период освоено десять новых специальностей.

Для повышения квалификации преподавателей и вовлечения их в научно-исследовательскую работу на базе Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа создан Байкальский филиал Института проблем развития среднего профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации. За прошедший учебный год здесь прошли курсы свыше ста преподавателей и сотрудников колледжей и техникумов Иркутской и Читинской областей, республик Тыва и Бурятия. Байкальская научно-образовательная ассоциация, в состав которой вошли учебные заведения среднего профессионального образования Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Бурятзолото", позволила решить вопрос подготовки специалистов по заказу предприятий-учредителей, привлечь дополнительные средства для развития учреждений образования.

В учебных заведениях проводится работа по повышению качества подготовки специалистов. В настоящее время созданы службы контроля качества подготовки специалистов. Данная работа находит отражение в качественных показателях: так, в 2005 г. 22% выпускников получили диплом с отличием, а каждый пятый продолжил обучение в высшем учебном заведении.

Проводится работа по организации социального партнерства с предприятиями и учреждениями, являющимися работодателями выпускаемых специалистов. В результате полностью выполняется программа производственных практик, более половины выпускаемых специалистов трудоустраиваются по полученной специальности.

Студенты средних специальных учебных заведений обеспечиваются академическими и социальными стипендиями. Четверть стипендиального фонда идет на социальную поддержку студентов, компенсацию проездов. В г. Улан-Удэ на общественном транспорте действуют льготные проездные билеты. 77% нуждающихся студентов обеспечены общежитиями.

Насущной проблемой профессионального образования республики является вопрос оптимизации сети учебных заведений среднего профессионального образования (передача 70% их числа в управление республики). В настоящее время 9 из 24 ссузов Бурятии финансируются из федерального бюджета.

Сегодня в Республике Бурятия подготовку высококвалифицированных специалистов осуществляют четыре государственных вуза (Бурятский государственный университет, Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств, Восточно-Сибирский государственный технологический университет и Бурятская государственная сельскохозяйственная академия), в которых обучаются более тридцати двух тысяч человек, в том числе по очной форме обучения почти двадцать две тысячи.

Негосударственный сектор высшего профессионального образования представлен одним негосударственным вузом (Байкальский экономико-правовой институт) и 11 филиалами иногородних вузов.

В них по 18 специальностям обучается свыше 6,5 тысяч студентов, в том числе по очной форме обучения - 2100 человек.

Подготовка кадров с высшим профессиональным образованием в республике ведется по семи направлениям и 125 специальностям и специализациям. Перечень специальностей в вузах Республики Бурятия постоянно расширяется. В 2000 году подготовка кадров велась по 93 специальностям, в 2005 году их количество в высших учебных заведениях составило 125.

Повышение качества профессионального образования предполагает подготовку специалистов на материально-технической и учебно-лабораторной базе, соответствующей требованиям современного уровня развития науки и производства. В целом состояние материального обеспечения учебного процесса в вузах республики далеко от показателей ведущих ВУЗов России. Морально и физически устаревшее оборудование, дефицит современных лабораторий и инструментария, научной и учебно-методической литературы и периодической печати ограничивают качество подготовки специалистов.

Несмотря на определенные трудности, руководство вузов находит возможности для развития. Так, в ВСГТУ за последние два-три года сданы в эксплуатацию: Культурный центр площадью 2700 кв. м, лаборатория самолетостроения, два коттеджа и конференц-зал на сто посадочных мест на базе отдыха "Ровесник", расположенной на берегу озера Байкал, учебно-лабораторный корпус с актовым залом в 2600 кв. м, аудиторный корпус на 1300 посадочных мест.

Сдан в эксплуатацию капитальный пристрой к административно-учебному корпусу БГСХА, ведется строительство спортивно-оздоровительного комплекса. ВСГАКИ приступила к строительству нового учебного корпуса: осуществлена прокладка коммуникаций, освоено 5 млн. руб. Байкальский филиал Гуманитарного института (г. Москва) ввел в эксплуатацию учебно-административный корпус площадью 3200 кв. м. Негосударственное учебное заведение Байкальский экономико-правовой институт реконструировал под учебный процесс здание бывшего хлебозавода.

Характерные для Республики Бурятия демографические процессы оказывают серьезное влияние на ситуацию в образовании на всех его уровнях. В настоящее время демографический спад в наибольшей степени затронул общеобразовательную школу. В среднем профессиональном образовании сокращение общей численности учащихся только начинается: по прогнозу к 2010 году число учащихся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования должно сократиться на 11% (в России - на 26%). В высшем профессиональном образовании России до 2006 года прогнозируется рост числа студентов, а затем спад к 2010 году на 16% по отношению к уровню 2006 года. В Бурятии до 2009 года прогнозируется рост числа студентов, а затем спад с 2010 года на 2%. Складывающаяся ситуация с контингентами обучающихся означает, что в сфере профессионального образования Республики Бурятия необходимо проведение структурных преобразований.

При реструктуризации начального и среднего профессионального образования необходимо разработать систему укрепления и интеграции начального и среднего профессионального образования, обеспечивающую на практике систему непрерывного образования и рациональное использование материально-технических ресурсов.

Проблема трудоустройства выпускников с высшим профессиональным образованием в Республике Бурятия достаточно остра, как и во всей России. За последние 10 лет в Российской Федерации, в том числе в Бурятии, государственное распределение специалистов не проводится.

Сегодня как основное условие повышения качества профессионального образования, приведения его к европейским стандартам, рассматривается переход к двухуровневому высшему образованию. Полагаем, что такая подготовка студентов должна функционировать параллельно существующей модели подготовки специалистов. В решении вопроса о возможности продолжения образования по программе магистратуры после бакалавриата должны быть предусмотрены оба варианта: без перерыва на профессиональную деятельность и с перерывом на профессиональную деятельность.

Прежде чем вводить двухуровневую систему, необходимо разработать государственные стандарты подготовки бакалавров на федеральном уровне, которые должны быть тщательно и всесторонне обсуждены не только ВУЗами, но и сообществом работодателей. При этом особое внимание должно быть уделено анализу образовательных программ подготовки специалистов для высокотехнологичных производств, а также разработке правовой стороны подготовки и трудоустройства бакалавров.

На развитии высшего профессионального образования отразится ряд проблем, основными из которых являются:

- отсутствие обоснованного государственного прогноза кадровой потребности, обеспечивающей социально-экономическое развитие Республики Бурятия на ближайшие 5-7 лет;
- неустойчивость положения образовательных учреждений, сформировавшихся исходя из отраслевых потребностей экономики для обеспечения кадрами конкретных предприятий, многие из которых находятся в упадке.

Таким образом, перед коллективами учреждений профессионального образования республики стоят следующие задачи:

1) дальнейшая интеграция образовательных учреждений разных ступеней в рамках университетских и академических комплексов;
2) укрепление материально-технической базы, оснащение современным лабораторным оборудованием, инструментарием и приборами, расширение и обновление библиотечного фонда;
3) социальная поддержка учащихся и работников учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Решение поставленных задач позволит обеспечить доступность профессионального образования для населения, повысить качество образования, сохранить учебные и рабочие места в сфере образования, что в конечном итоге положительно отразится на социальном климате в республике.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:

Молодежь - стратегический ресурс государства

Дата публикации: 10 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 21, 2006
Номер публикации: №1160427661


Сегодня все более очевидной становится ключевая роль молодежи как особой социальной группы в развитии государства и общества.

Всем нам необходимо рассматривать каждого отдельного представителя молодежи в качестве реального действующего лица социального становления и инновационного развития не только конкретного региона, родного города или села, но также общества и государства в целом. Ведь современная молодежь - это то поколение, от которого зависит будущая судьба России и которое по определению выгодно отличается от других групп населения уровнем здоровья, интеллектуальной активности и мобильности.

К большому сожалению, нынешнее положение дел в части сохранения здоровья и обеспечения социальной защищенности российской молодежи не может не вызывать озабоченности. За последние 10 лет количество только официально зарегистрированных детей-сирот в России увеличилось почти вдвое, до 734 тыс. человек, причем 93% из них - это социальные сироты при живых родителях. Криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. На сегодняшний день достаточно высок уровень безработицы среди молодых людей в возрасте 15-24 лет - 6,4%, что, в свою очередь, способствует уходу в среднем от 2,3 до 2,6 млн. молодых людей в год в сферу "теневой" экономики. Около 80% наркоманов и ВИЧ -инфицированных граждан России - люди не старше 30 лет, причем в равной степени как мужчины, так и женщины.

Вся деятельность Федерального агентства по образованию так или иначе связана с оказанием целого комплекса государственных услуг в области образования и воспитания молодежи, направленных на совершенствование качества и обеспечение доступности всех уровней профессионального образования, повышение эффективности и практической направленности учебного процесса, решение насущных социальных проблем учащихся и студентов.

Если же коротко говорить о реализации непосредственно государственной молодежной политики как относительно самостоятельного спектра деятельности Рособразования, можно выделить несколько основных направлений работы, которые ориентированы на решение следующих задач:

- разработку и совершенствование механизмов, прежде всего экономических, для решения социальных проблем молодежи;

- обеспечение реализации социальных, реабилитационных и профилактических программ для молодежи различных категорий (учащейся, работающей, сельской и др.) и разработку системы мер правовой защиты молодежи;

- развитие физической культуры и массового спорта, формирование здорового образа жизни молодежи;

- разработку и реализацию мер по поддержке деятельности молодежных общественных объединений и иных организаций, осуществляющих работу с молодежью;

- осуществление программно-методического обеспечения системы дополнительного образования детей и молодежи по дополнительным образовательным программам различной направленности;

- оказание организационно-методической и практической помощи органам по делам молодежи и органам управления образованием субъектов Российской Федерации в разработке и реализации региональных программ развития воспитания и дополнительного образования детей и молодежи;

- осуществление информационно-методического обеспечения в сфере государственной молодежной политики;

- организацию и проведение профильных тематических конкурсов, конференций, совещаний, выставок, семинаров, как всероссийских, так и международных.

Многие мероприятия, направленные на решение проблем молодежи, реализовывались в предыдущие годы в рамках федеральной целевой программы "Молодежь России (2001- 2005 годы)" и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., заказчиком которых выступало сначала Министерство образования Российской Федерации, а после его ликвидации - Федеральное агентство по образованию. С 2006 г. финансирование подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" передано в Росстрой. Это правильное решение, так как нам представляется совершенно логичным вхождение этой подпрограммы в приоритетный национальный проект в области жилищного строительства "Доступное и комфортное жилье гражданам России". Однако хотелось бы надеяться, что содержательная часть и разработанные нами критерии и подходы к реализации проектов подпрограммы останутся теми же и не будут рассматриваться как исключительно предоставление ипотечного кредита, что, конечно же, позволит получать жилье и малообеспеченным молодым семьям, особенно стремящимся иметь несколько детей. С помощью такого подхода за годы реализации подпрограммы стимулировано решение демографических проблем. Например, только в одной Кемеровской области, активно участвующей в реализации проектов по предоставлению жилья молодым семьям, за прошлый год рождаемость увеличилась почти в два раза.

Всего же за 3 года выполнения подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" только из федерального бюджета было выделено 1,55 млрд. руб. С учетом участия 72 субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования это позволило улучшить жилищные условия 116 тыс. молодых семей по всей России. Радует и то, что на 2006 г. объем государственных средств, запланированный на реализацию проектов подпрограммы, увеличен в четыре с лишним раза (до 2,1 млрд. руб.).

В прошлом году завершился срок реализации федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)". Подводя сегодня итоги выполнения основных проектов и мероприятий этой программы, хочу подчеркнуть, что она являлась, можно сказать, основополагающим документом, четко скоординированным планом действий по развитию государственной молодежной политики. Необходимо также отметить, что, несмотря на достаточно скромный объем бюджетного финансирования - около 97 млн. руб. в 2005 г., - во многих субъектах Российской Федерации были приняты и успешно выполнялись соответствующие региональные и муниципальные программы.

Несколько слов необходимо сказать о конкретных итогах реализации основных направлений ФЦП "Молодежь России" за прошедший период. Так, в рамках направления "Формирование условий для гражданского становления, военно-патриотического, духовно-нравственного воспитания молодежи. Увековечение памяти защитников Отечества" более чем в половине субъектов Российской Федерации созданы и успешно работают региональные межведомственные советы и центры по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, поисковые отряды и объединения, осуществляющие деятельность по увековечению памяти защитников Отечества, погибших в годы Великой Отечественной войны. За последние три года отмечен значительный рост числа детско-юношеских организаций военно-патриотической направленности: на сегодняшний день в стране насчитывается около 11 тыс. соответствующих молодежных и детских общественных объединений, военно-спортивных объединений, клубов юных десантников, пограничников, моряков, летчиков, в которых занимаются чуть более 1 млн. детей, подростков и молодых людей.

Реализация направления "Формирование и развитие системы социальных служб и клубов для молодежи. Комплексные меры по укреплению молодой семьи" способствовала совершенствованию сети учреждений социального обслуживания молодежи: в 504 городах и районах 64 субъектов Российской Федерации в настоящее время работают около 2 000 центров профилактики алкогольной и наркотической зависимости, центров социально-психологической помощи молодежи, комплексных центров для несовершеннолетних, служб экстренной психологической помощи по телефону, центров поддержки молодой семьи, центров правовой помощи молодежи. Также с целью обеспечения досуга различных групп детей и молодежи в России действуют 1 650 подростково-молодежных клубов, осуществляющие работу по 45 направлениям на основе реализации принципов открытого посещения и "зон свободного общения".

В рамках работы по направлению "Поддержка молодежного предпринимательства и содействие занятости молодежи" особое внимание уделялось развитию движения студенческих отрядов. За эти годы их численность выросла в пять раз и составила в 2004 г. 3,5 тыс. отрядов, в работе которых приняли участие 150 000 человек.

В области оказания помощи молодежи в вопросах трудоустройства и поддержки молодежного предпринимательства 48 региональным и межрегиональным программам соответствующей направленности были присуждены гранты различной степени. Созданы региональные системы молодежных бирж труда и молодежных агентств занятости, проведено более 5 000 ярмарок вакансий, во время которых было трудоустроено более 60 тыс. человек, а 200 тыс. молодых людей получили профессиональные консультации.

За период реализации направления "Создание условий для эффективной реализации потенциала молодежи в процессе социально-экономических преобразований в стране.

Поддержка детских, молодежных и студенческих общественных объединений" в 25 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются региональные программы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений, а в 38 субъектах - региональные законы о поддержке общественных объединений, в том числе молодежных, или иные нормативные правовые акты соответствующей направленности. Если обратиться к статистике по данному вопросу, то можно отметить значительное увеличение за прошедшие четыре года интереса молодежи к различным формам общественной деятельности. Так, например, на 8,8% увеличилось число общественных объединений (в том числе действующих на базе образовательных учреждений - на 4,8%), осуществляющих работу с детьми и молодежью в области гражданско-патриотического, правового, экологического воспитания, краеведения, искусствоведения. На 4,2% увеличилось количество детей и молодежи, являющихся членами детских и молодежных общественных объединений. Пользуются популярностью такие молодежные образовательные мероприятия, как тренинг-курсы, семинары, лагеря студенческого актива, лидеров общественных объединений, количество которых увеличилось на 10% при общем ежегодном количестве участников более 5 тыс. человек.

Выполнение проектов направления "Профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ, асоциальных явлений в молодежной среде, правовая защита и сохранение психического здоровья молодежи" позволило за достаточно короткий период реализации программы "Молодежь России" расширить деятельность профильных лагерей по работе с осужденными несовершеннолетними более чем на 50%.

Большое внимание Рособразованием уделялось реализации направлений "Развитие молодежного, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта" и "Развитие художественного творчества молодежи". В настоящее время в 60 субъектах Российской Федерации действуют региональные программы отдыха и оздоровления детей и молодежи, в 52 регионах работают 244 досуговых и оздоровительных центра, которые находятся в ведении региональных органов по делам молодежи. Стало традицией поведение специализированных ярмарок путевок в городах Орле, Тюмени и Анапе, на которых ежегодно выставляется более 100 тыс. путевок в детские и молодежные оздоровительные центры внутри страны и за рубежом, лагеря труда и отдыха, туристические лагеря.

В 2005 г. благодаря усилиям, направленным на развитие массового молодежного спорта со стороны федерального центра, мобилизации региональных и местных ресурсов удалось увеличить контингент детей и молодежи, регулярно занимающихся физкультурой и спортом, с 2,6 до 3,5 млн. человек.

В целях выполнения задач, необходимых для развития художественного творчества молодежи, ежегодно проводится около 250 различных всероссийских и межрегиональных конкурсов и фестивалей, в которых принимают участие почти 500 тыс. человек. Кроме того, 560 вузов и 150 ссузов России ежегодно организуют фестивали в рамках программы поддержки и развития студенческого творчества "Российская студенческая весна", победители которых участвуют во Всероссийском финале фестивальной программы.

Минобрнауки России совместно с Рособразованием в 2005 г. была проведена серьезная работа по созданию проекта федеральной целевой программы "Молодежь России на 2006-2010 годы". Ряд объективных факторов не позволил пока добиться решения о принятии этой программы на следующие пять лет. Однако чтобы сохранить преемственность в исполнении важнейших направлений работы с молодежью, мы в 2006 г. будем финансировать отдельные мероприятия, направленные на организацию воспитательной работы с молодежью. И средства на эти цели выделены 120 млн. руб. по статье "Организационно-воспитательная работа с молодежью".

В 2006 г. в очередной раз пройдет ставший традиционным Всероссийский конкурс лидеров и руководителей молодежных и детских общественных объединений "Лидер XXI века". Он проводится в несколько этапов: окружные этапы - в течение года, заочный и очный этапы финала - в ноябре.

Также в ноябре состоится еще одно крупное мероприятие - Всероссийский слет студенческих отрядов, основная цель проведения которого - формирование единой корпоративной культуры, популяризация движения студенческих отрядов в молодежной среде и обществе, обмен накопленным положительным опытом в этой сфере деятельности. Предполагается, что в 2006 г. в этом движении примут участие не менее 170 тыс. человек.

В последние годы на государственном уровне опять стало уделяться большое внимание гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В 2005 г. это направление работы Рособразованием осуществлялось в рамках вышеупомянутой ФЦП "Молодежь России" и Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации". В преддверии и в год празднования 60-летнего юбилея Великой Победы нашей страны в Великой Отечественной войне только на федеральном уровне было проведено более 30 масштабных мероприятий.

Продолжает расти интерес молодежи к гражданско-патриотическим и духовно-нравственным аспектам жизни общества. Только в 2005 г. в субъектах Российской Федерации на межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях при нашей поддержке было проведено порядка 7 тыс. мероприятий соответствующей направленности, в которых приняли участие свыше 5 млн. человек, что в 1,6 раза превышает данные 2004 г.

В 2006 г. в рамках организации патриотической воспитательной работы с детьми и молодежью мы включили в план работы Рособразования такие уже ставшие традиционными массовые общесистемные мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне, как Всероссийская "Вахта Памяти - 2006", которая стартовала в апреле и завершится в октябре; ежегодно проходящие в мае, в канун празднования Дня Победы, Встречи ветеранов Великой Отечественной войны и молодежи "Во славу Великой Победы!"; V молодежные Дельфийские игры России "Мы помним"; Международный слет юных туристов городов-героев с участием представителей Белоруссии, Украины и России.

В текущем году заканчивается срок выполнения еще одной федеральной целевой программы "Дети России (2003-2006 годы)", состоящей из ряда подпрограмм - "Здоровый ребенок", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "Дети-сироты", "Дети-инвалиды". Основными целями подпрограмм, входящих ФЦП "Дети России", являются улучшение здоровья детей, предотвращение асоциальных явлений в детской и молодежной среде, поддержка и интеграция в общество детей, оставшихся без попечения родителей, сирот и инвалидов, обеспечение дальнейшего развития талантливых представителей подрастающего поколения.

Годы выполнения мероприятий ФЦП "Дети России" показали большую эффективность принимаемых мер по улучшению положения наиболее нуждающихся в помощи и поддержке юных граждан нашей страны, а также их семей. Причем для решения поставленных задач объединены различные ресурсы и федерального, и регионального уровней. Так, во всех субъектах Российской Федерации приняты и достаточно успешно выполняются соответствующие региональные программы.

Сложившаяся в настоящее время в России демографическая ситуация, трудности социально-экономического развития, испытываемые большинством регионов нашей страны, указывают на необходимость продолжения проводимой нами работы в рамках уже новой федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 гг., в разработке проекта которой принимает участие Рособразование.

С прошлого года мы начали реализовывать еще один комплекс мер по профилактике асоциального поведения молодежи - федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы".

Большое значение Федеральное агентство по образованию будет уделять в ближайшие годы реализации приоритетного национального проекта "Образование", в рамках которого в 2006-2008 гг. предусмотрено такое направление работы, как обеспечение адресной материальной поддержки талантливой, инициативной молодежи в возрасте от 14 до 25 лет. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.04. 2006 № 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" ежегодно будут присуждаться 1250 премий по 60 тыс. руб. - победителям и призерам международных олимпиад, победителям всероссийских олимпиад, других конкурсных мероприятий соответствующего уровня; 4100 премий по 30 тыс. руб. - призерам всероссийских олимпиад, победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий соответствующего уровня. Таким образом, мы ежегодно планируем поощрять 5350 человек - представителей молодого поколения россиян, которые, как мы надеемся, станут в будущем настоящей элитой нашего общества.

Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, проект которой планируется рассмотреть на заседании Правительства Российской Федерации в июле 2006 года, призвана задать единый федеральный стандарт молодежной политики, ключевые принципы решения наиболее актуальных проблем молодежи, в том числе получения доступного качественного образования, трудоустройства и многих других. Впервые документ такого уровня прошел публичное обсуждение с широкими кругами представителей общественности, молодежных организаций и бизнеса, рассмотрен и одобрен Правительственной комиссией по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Планируется, что в проектах, предусмотренных Стратегией, будут участвовать около 9 млн. человек, что составляет 30% от общего количества молодых россиян. Реализация Стратегии рассчитана на 10 лет, с 2006 по 2016 гг., и предполагает привлечение финансовых средств в размере до 3 млрд. руб., при долевом участии субъектов Российской Федерации.

Концепция новой Стратегии принципиально отличается от прежних подходов к этому вопросу. Впервые в практике государственных стратегий решение задач молодежной политики предполагается осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества и бизнеса с использованием грантовых процедур.

В целом проект Стратегии предусматривает три основных приоритета реализации государственной молодежной политики:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России;
- развитие созидательной активности молодежи;
- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

В рамках этих приоритетов выделено 6 основных проектов организации работы с молодежью, объединенных общими идеями - привлечения молодых граждан страны к решению собственных проблем и сокращения финансовых нагрузок на социальную сферу за счет опережающей профилактики социально опасных явлений. Объединенный проект "Российская молодежная информационная сеть. Новый взгляд" предполагает координацию усилий популярных радиостанций FМ-диапазона, Интернета, прессы и телевидения, операторов сотовой связи с целью информировать молодых людей о возможностях организации своей жизни в современном обществе. По сути, это масштабный проект социальной рекламы, направленной на пропаганду толерантности, любви к Родине, активной гражданской позиции, здорового образа жизни, семейных ценностей. В рамках проекта "Доброволец России" получат поддержку разнообразные инициативы молодежи, в том числе движение российских студенческих отрядов. Проект "Карьера" посвящен профессиональному становлению молодых специалистов. "Команда" - это программа развития лидерства, самоуправления молодежи. В рамках проекта "Успех в твоих руках" получат поддержку молодые предприниматели, продвигающие на российский рынок инновационные технологии. Участие в реализации проекта "Шаг навстречу" предполагает оказание социальной помощи сверстникам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, - инвалидам, выпускникам детских домов и коррекционных школ, освободившимся несовершеннолетним заключенным, привлечение их в молодежные организации и трудоустройство.

При разработке Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации учитывался мировой опыт, который показывает, что наиболее эффективными механизмами решения глобальных задач государственной молодежной политики являются формирование системы общенациональных социально востребованных молодежных проектов, привлечение институтов гражданского общества к постоянной и последовательной к работе с подрастающим поколением, грантовая поддержка инновационной активности и инициативы, таланта и одаренности в молодежной среде. Таким образом, государственная молодежная политика - один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений. Только путем формирования у современной молодежи таких качеств, как ответственность, целеустремленность, инициативность, толерантность можно возродить силу, мощь и величие России. И совершенно очевидно: какие ресурсы будут вложены в молодежную политику, таковыми и будут развитие страны, ее политическая и экономическая стабильность.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:

Классики" против "бизнесменов"?

Дата публикации: 10 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 21, 2006
Номер публикации: №1160427661


Проблема взаимодействия академического и бизнес - образования обсуждается уже несколько десятилетий.

Поскольку университетское образование существует на протяжении многих веков, а целостная система обучения бизнесу и менеджменту сформировалась лишь в середине ХХ века, зачастую речь идет о признании университетским образованием своего младшего брата. Одновременно наблюдается объективный процесс размежевания деятельности, а следовательно, и констатация существования объективных отличий по целям и задачам, клиентам, содержанию программ, методам обучения, составу преподавателей, социальной ориентации, рейтингам, стандартам, аккредитационным принципам и т. п. Постепенно растет взаимное уважение и понимание того важнейшего факта, что бизнес-образование дополняет университетское и никоим образом не может и не должно рассматриваться как его альтернатива.

Проблема взаимодействия академического и бизнес - образования обсуждается уже несколько десятилетий.

Поскольку университетское образование существует на протяжении многих веков, а целостная система обучения бизнесу и менеджменту сформировалась лишь в середине ХХ века, зачастую речь идет о признании университетским образованием своего младшего брата. Одновременно наблюдается объективный процесс размежевания деятельности, а следовательно, и констатация существования объективных отличий по целям и задачам, клиентам, содержанию программ, методам обучения, составу преподавателей, социальной ориентации, рейтингам, стандартам, аккредитационным принципам и т. п. Постепенно растет взаимное уважение и понимание того важнейшего факта, что бизнес-образование дополняет университетское и никоим образом не может и не должно рассматриваться как его альтернатива.

Характерным в этом плане является процесс постепенной "двусторонней" эволюции системы британского образования. Здесь, с одной стороны, наблюдается постепенная трансформация политехнических колледжей (занимавшихся прикладным образованием) в классические университеты, в рамках которых в качестве обособленной структуры функционирует бизнес-школа. С другой стороны, ведущие классические университеты, на протяжении десятилетий "не замечавшие" бизнес-образования, создают новые структурные подразделения, ориентированные на бизнес, и устремляются в погоню за лидерами бизнес-образования.

Аналогичные процессы в последние годы прослеживаются и в нашей стране. Но если в Европе и США размежевание сфер деятельности университетского и бизнес-образования находится в завершающей стадии, и стороны из фазы анализа движутся к фазе синтеза, то в России необходимость процесса размежевания перед объединением пока осознается лишь абсолютным меньшинством академического сообщества. Для большинства же, судя по многочисленным репликам и замечаниям на образовательных конференциях и форумах, бизнес-образование - терра инкогнита. И, что хуже, - развитие бизнес-образования в этой связи зачастую рассматривается как угроза завоеваниям советской высшей школы, как подрыв основ, как покушение на социальные завоевания страны. Используя термины бизнес-анализа, можно сказать, что новая парадигма образовательной деятельности оценивается с позиций win-lose (если один выигрывает, другой - проигрывает), тогда как мировой опыт свидетельствует в пользу подхода win-win (выигрывают обе стороны).

В целом в подсознании образовательного сообщества постоянно присутствуют две неверные посылки:

- все различия между академическим образованием и бизнес-образованием надуманы (или, что еще хуже, некритически импортируются из-за рубежа без учета российской специфики);

- развитие бизнес-образования создает угрозу сложившейся национальной системе образования.

Подобные заблуждения становятся тормозом развития бизнес-образования. Это выражается не только в отсутствии признания новых организационных форм: как известно, термины "бизнес-образование", "бизнес-школа" и т. д. до сих пор официально не конституциированы и с юридической точки зрения не существуют. Более того, принятые за последний период подзаконные акты по образовательной деятельности в значительной мере "вталкивают" бизнес-образование в прокрустово ложе университетской системы.

Распространенным является также заблуждение, что торговая марка известного университета или вуза автоматически гарантирует не только возможность проведения бизнес-программ, но и высочайшее их качество. Из большого заблуждения вырастают малые: бизнес-образование можно оценивать по стандартам, критериям и нормативам академического. Это наглядно проявилось после государственного признания диплома МВА, когда многочисленные уважаемые вузы по всей стране начали штурм твердыни бизнес-образования, заявляя: "Если качество - это не мы, то кто?" И вслед за этим спрашивая: "А что такое МВА? Где посмотреть стандарт? Как это его не существует? А как же мы создадим программу МВА?"

Широкая мода на бизнес-программы, охватившая страну, - не меньшая угроза бизнес- образованию, чем его непризнание. Это угроза радикального падения качества и дискредитации самой идеи бизнес-образования. Слабые программы, преподаваемые титулованными профессорами-теоретиками и осененные брендом известного вуза или университета, сегодня несложно продать на рынке. Что и делается в большом количестве. Но очень плохо, что по этим программам начинают судить о бизнес-образовании в целом. Что эти программы создают у бизнес-элиты страны представление о теоретичности и ненужности российского бизнес-образования, о том, что все российское бизнес-образование находится на низком уровне.

Не вместо, а вместе

Сегодня на руководящих постах в российской экономике и бизнес-образовании находятся выпускники советских вузов. Зарождение российского бизнес-образования тесно связано с советской (российской) академической школой. Оно вышло из этой школы, освоив новый, ранее не существовавший в стране сегмент образовательного рынка. И сегодня оно может дополнить и дополняет классическую школу рядом новых моментов и характеристик, необходимых для работы в условиях рынка. Корни всех ведущих бизнес-школ страны, включая работающие в негосударственном секторе, уходят в то или иное академическое учреждение страны: университет, академию, институт, НИИ.

Одновременно нельзя не согласиться и с тем фактом, что большое число квалифицированных выпускников советских вузов не нашло себе достойного места в рыночной экономике. Полученные этими людьми теоретические знания в изменившихся условиях оказались невостребованными. Либо сами выпускники не знали, как их приложить в новых условиях.

Переход к рынку сделал ситуацию намного острее. Требовалось дополнить традиционную образовательную парадигму новыми подходами. Классическое образование всегда ориентировалось на передачу учащимся фундаментальных знаний (запоминание), правил и законов (систематизация). На этой основе студента учили, как применить эти знания в более или менее статичной среде (навыки), а иногда - как сделать однозначный (или единственно правильный) вывод.

Рыночная реформа привела к повышению спроса на другую модель специалиста. В ней профессиональные знания (квалификация) должны были быть дополнены инициативностью, готовностью принимать решения, брать на себя ответственность и т. д. Возникла острая необходимость в подготовке специалистов новой квалификации - менеджеров-профессионалов. Взамен акцента на усвоение знаний и правил требовалось сконцентрировать внимание на обучение тому, как учиться, отработке техники подготовки (анализ изменяющейся среды бизнеса) и принятия управленческих решений.

Поэтому в арсенале всех ведущих бизнес-школ мира широко используются интерактивные методики (мозговые штурмы, тренинги, ролевые имитации, разбор проблемных ситуаций или "кейс-стадиз", компьютерные симуляции и т. д.). Среди критериев педагогического мастерства преподавателя важным считается умение молчать в течение большей части занятия. Естественно, что, перед тем как замолчать, преподаватель должен организовать дискуссию (или "мозговой штурм") в группе по серьезной проблеме. А по окончании дискуссии сделать "разбор полетов". Последнее особенно непросто, если учесть, что в аудитории находится 35-40 опытных и преуспевающих менеджеров с престижными университетскими дипломами. К тому же имеющих в подчинении не один десяток или даже сотню людей.

Считается, что более 50% реальной отдачи обучения в бизнес-школе дают не лекции и беседы с преподавателем, а обмен практическим опытом между слушателями. Именно они - носители самого передового опыта, деловых "ноу-хау". Именно они наиболее тонко улавливают любые, даже минимальные, перемены в деловой среде, в которой ежедневно работают. Этих знаний и оценок еще нет и не может быть ни в одном учебнике и учебном пособии. И, напротив, то, что там есть, - уже, в известной мере, опыт вчерашнего дня. Поэтому "высший пилотаж" для профессора бизнеса - это умение разговорить аудиторию, а в конце занятия суммировать опыт, совместно дополнить теорию менеджмента самыми свежими данными.

Не случайно в ведущих мировых школах бизнеса доля интерактивных занятий (включая "кейс-стадиз") колеблется от 40 до 60% учебного времени. К нижней грани этой амплитуды она приближается сегодня и в ведущих российских школах бизнеса. Так, в программах ИБДА для высших менеджеров эта доля находится на уровне 35-42%.

При всей простоте положений, приведенных в табл. 1, многие из них вызывают споры в академических кругах. В первую очередь это касается права отдельных сегментов образования быть элитарными (социально не равнодоступными).



Университетское академическое образование в своей основной массе должно оставаться доступным, если мы не хотим интеллектуального вырождения нации. Что касается бизнес-образования, то оно по своей сути должно ориентироваться исключительно на удачу, успех и готовить эффективных менеджеров и предпринимателей

Быть успешным способен не каждый

Надо признать, что, как не всем дано стать выдающимися художниками, музыкантами или, скажем, математиками, так не всем дано стать успешными бизнесменами и менеджерами. Для этого нужны способности, а лучше - талант. Зарубежные социологические исследования свидетельствуют, что такими способностями в любой стране обладает обычно лишь 12-15% взрослого населения. Что же касается менеджеров-предпринимателей, способных создать новый бизнес с ну- ля, то их еще меньше - 5-6%. Поэтому любая серьезная бизнес-школа, которая собирается учить бизнес-элиту "всерьез и надолго", должна самым тщательным образом продумать процедуру и критерии отбора слушателей. Конечно, идеально, когда для приема на программу студентам и слушателям приходится проходить через серьезный отборочный конкурс.

Необходимо тщательно отбирать тех, кто учится, и тех, кто учит, а также грамотно строить процесс обучения.

В качестве примера хочу привести семь базовых принципов построения программ для высших руководителей стратегического уровня, основанных на методах преподавания в Уортоновской школе бизнеса Пенсильванского университета (США).

1. В аудитории, где учат менеджеров, основная фигура - слушатель. Преподаватель должен играть роль не "гуру", а фасилитатора дискуссии. Профессор-"гуру" опасен, а иногда и вреден. Он может убедить менеджеров в бесценности того, что устарело.

2. Поэтому обучение - это процесс самообучения менеджера, а не процесс усвоения чужой мудрости. В аудитории должно постоянно стимулироваться сравнение теории и реального опыта слушателей. Слушатели должны научиться, самостоятельно выбирать, что из теории подходит к их условиям и задачам.

3. В силу того, что предела для совершенствования нет, процесс бизнес-образования, понимаемый как самообучение - процесс бесконечный. По мере накопления опыта, усложнения решаемых задач, изменения среды мы сталкиваемся с необходимостью продолжить обучение. Поэтому хорошая программа для менеджеров должна рассматриваться как одна из составных частей бизнес-образования, которое в различных формах продолжается всю жизнь (так называемая концепция трех "L" - Life Long Learning).

4. В условиях информационной революции "переварить" всю информацию невозможно. Поэтому в бизнес-образовании школярское заучивание ненужно и вредно. В отличие от вуза, мы должны учить менеджеров не "чему-то". И даже не тому, "как что-то делать" (хотя этого часто ждут от бизнес-школ). Мы должны учить, как учиться самим, то есть дать инструментарий для самообучения. Мы должны дать технику, облегчающую подготовку к принятию решений, но решение - никогда. Решения в бизнесе принимаются менеджерами, а не профессорами.

5. Ежедневно менеджеру (речь идет о менеджерах высшего звена) приходится решать десятки разнородных проблем, постоянно переключаясь с одной на другую в высоком темпе. Хорошая программа для руководителей - имитирует реальность. Она не должна быть медленно-комфортной, не должна быть детально структурирована, как на университетском уровне.

6. "Переходные мостики" межпредметных связей, в отличие от университетских программ, могут отсутствовать, если есть логика целевой направленности программы. Менеджеры должны сами учиться структурировать и перестраивать разнородную информацию (у себя в голове). Должны при содействии фасилитатора научиться сортировать и приспосабливать информацию для своих нужд.

7. Самый последний, современный и ценный управленческий опыт еще неизвестен профессорам. Его знают лишь менеджеры. На занятиях надо помочь им обмениваться этим опытом. Обмен реальным опытом и управленческими "ноу-хау" - самое важное и ценное в программе для менеджеров.

Возможно, коллеги из дружественных школ бизнеса добавят к "списку Уортона" еще много важнейших позиций. Ибо нет ничего ценнее, чем обмен практическим опытом. Как в реальном бизнесе, так и в бизнес-образовании. Не случайно девиз программ Уортона для высших менеджеров сформулирован так: enrichment through sharing. Что, по-русски означает: обогащайтесь через обмен опытом. Обогащайтесь? Как, чем? Знаниями и опытом? Или материально? Впрочем, наверное, для успешных менеджеров и предпринимателей эти понятия зачастую синонимичны. Иначе они не пришли бы учиться в бизнес-школу.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:

Российское образование: лицом к обществу

Дата публикации: 10 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - СФЕРА ОБРАЗОВАНИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 21, 2006
Номер публикации: №1160427661


Большую поддержку в российском обществе нашли предложения Президента Российской Федерации В. В. Путина, касающиеся национального проекта в области образования. В практический оборот они вошли под объединяющей семантической конструкцией "приоритетный национальный проект "Образование" (ПНПО).
Его базовыми составляющими являются:

1. Стимулирование образовательных учреждений - вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию инновационных программ в 2006 г. на конкурсной основе получили гранты в размере до 1 000 млн. руб. более 10 вузов и поощрения по 1 млн. руб. 3 тыс. школ.

2. Информатизация образования, включающая:
- конкурсную закупку на федеральном уровне современных информационных образовательных ресурсов и их размещение на существующих образовательных порталах;

- поддержку общеобразовательных учреждений - пользователей информационных технологий путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет. За два года дополнительно к имеющимся получат доступ к сети Интернет 20 тыс. школ. В рамках этого направления в региональные бюджеты поступят федеральные субсидии на закупку и установку компьютерного оборудования.

3. Поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. победителей всероссийских олимпиад и конкурсов будут получать именные гранты по 60 тыс. руб.

4. Расширение возможностей получения начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В рамках этого направления под руководством Минобороны России в течение двух лет в армии будут открыты 100 современных учебных центров.

5. Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. В рамках этого направления при объединении действующих вузов и академических центров будут созданы новые университеты в Южном и Сибирском федеральных округах. Цель их создания - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития названных территорий. Также будут открыты две бизнес-школы мирового уровня в Московском регионе и городе Санкт-Петербурге.

6. Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации будут направляться ежеквартальные субсидии из расчета 1 тыс. руб. в месяц на полнокомплектные классы, дифференцированно для городской и сельской местности.

7. Поощрение лучших учителей. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в субъектах Российской Федерации будут выбираться по 10 тыс. лучших учителей. Победители региональных конкурсов получат премии Президента России в размере 100 тыс. руб.

Работа по обсуждению процедур реализации ПНПО велась максимально открыто, с привлечением профессионального сообщества и заинтересованных гражданских институтов. Предложения Минобрнауки России были опубликованы на сайте министерства и в СМИ.

Механизмы участия субъектов Российской Федерации в проекте "Образование" рассматривались на заседании полномочных представителей Президента Российской Федерации. Были организованы совещания с представителями органов образования в Центральном, Северо-Западном, Уральском федеральных округах. Запланированы совещания в других российских регионах. По итогам обсуждений было рассмотрено более 2000 разнообразных предложений. Существенная часть из них исходила непосредственно от профессионального сообщества и касалась поддержки классных руководителей.

По итогам общественного обсуждения была изменена логика доплат классным руководителям. Преференции появились у сельских образовательных учреждений, которые имеют меньшую наполняемость, чем городские школы. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации № 850 от 30.12.2005 доплата за выполнение функций классного руководителя осуществляется из расчета 1 000 руб. на полнокомплектный класс. Классные руководители классов наполняемостью 25 человек в городе и классов наполняемостью свыше 14 человек в сельской местности получат ежемесячно доплату в 1 000 руб., а классные руководители в классах с меньшей наполняемостью - в зависимости от числа учащихся в классе. Доплата за воспитательную работу классного руководителя из федерального бюджета в рамках национального проекта вводится дополнительно к действующим региональным и муниципальным надбавкам.

На примере живого и широкого обсуждения ПНПО можно было увидеть, насколько близки личным интересам граждан нашей страны государственные и профессиональные проблемы отечественной образовательной системы.

Большую роль в совершенствовании системы российского образования играет законотворческая деятельность органов государственной власти. Законодательство Российской Федерации в области образования основано на Конституции Российской Федерации и включает в себя федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование образовательных правоотношений.

Конституция Российской Федерации определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Этот тезис может рассматриваться как обязательство для муниципальных образований создавать и финансировать образовательные учреждения. Конституция Российской Федерации устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование. Органы местного самоуправления по поручению и при финансовой поддержке федеральных органов исполнительной власти или органов власти субъекта Российской Федерации могут взять на себя функции по обеспечению деятельности образовательных организаций на подведомственных территориях. Муниципальные образования могут своей волей инициировать создание и финансирование образовательных учреждений из своего бюджета.

Конституционные права граждан на получение образования не могут быть реализованы вне общественной поддержки. Учащиеся используют библиотеки, другие источники информации, посещают учебные занятия и иным образом вступают во взаимоотношения с общественными или государственными образовательными структурами. Бесплатное пользование информационными ресурсами (например, библиотеками) представляет собой форму скрытой выгоды и может быть отнесено к доходу согласно статье 41 Гражданского кодекса Российской Федерации. Поэтому налоговое законодательство должно учитывать подобные аспекты образовательной деятельности.

Необходимо обратить серьезное внимание на законодательную защиту авторских прав, которые напрямую связаны с наукой и образованием. Как известно произведением считается результат творческой деятельности человека, выраженный в объективной форме. Например, выпускники вузов являются полноценными авторами своих дипломных работ, выполненных при содействии руководителя дипломной практики. Студенты, участвовавшие в научной работе и подготовке научных отчетов, также обладают авторскими правами в пределах, установленных законодательством. Авторам произведений принадлежат все личные неимущественные и имущественные субъективные права в полном объеме.

Отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов регулирует Патентный закон Российской Федерации. Нормы патентного права в полной мере применимы к объектам интеллектуальной собственности, используемым при оказании образовательных услуг.

Реформирование системы российского образования предусматривает обеспечение гарантий прав граждан на доступность получения знаний. Право граждан на бесплатность всех видов образования и создание условий для самообразования было установлено еще в СССР. Принятый через 20 лет Закон Российской Федерации "Об образовании" гарантирует гражданам "на конкурсное основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает: "Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в федеральных государственных высших учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые". Особенностью конкурсов, проводимых при поступлении в вузы, является то, что они проводятся по вторичным признакам и свойствам. Принцип единства образовательного пространства обеспечивает право каждого выпускника школы стать студентом вуза. Согласно указанному принципу успешная сдача выпускных экзаменов в средней школе и подтверждающий этот факт школьный аттестат могут служить достаточным основанием для продолжения учебы в системе высшей школы.

Статья 43 Конституции Российской Федерации устанавливает право на образование в российских вузах для каждого человека, не выделяя гражданство России в качестве ограничивающего или приоритетного признака. На практике права иностранных граждан и лиц без гражданства на получение образования, как правило, уточняют международные договоры или иные нормативные документы.

Государственная политика в области образования направлена на развитие и поддержку единого образовательного пространства на территории России. Единство образовательного пространства находит свое выражение в том, что в образовательных учреждениях одинакового уровня используют единые образовательные программы и стандарты, а также предъявляют единые требования к учащимся.

Мировой и российский опыт свидетельствует, что высшее образование и наука как специализированные области деятельности без взаимной интеграции и тесного взаимодействия между собой, а также с реальным сектором экономики теряют дееспособность. Отсутствие научной базы для реализации программ высшего образования ведет к тому, что выпускники вузов зачастую неконкурентоспособны на рынке труда. С другой стороны, научные организации практически утратили источники воспроизводства кадрового потенциала из-за отсутствия притока молодых специалистов, а результаты их деятельности почти не востребованы инновационной средой. Обособленное существование научных и образовательных структур снижает потенциал их развития, уменьшает их вклад в преобразование экономики и общества, препятствует полноценному вхождению в мировое научно-образовательное пространство.

Правовое регулирование должно точно направлять необходимую государственную поддержку на общественные нужды, но учитывать при этом личные интересы граждан - субъектов образовательной и научной деятельности, а также присущие в целом образовательному сообществу принципы самоорганизации и самоуправления. Политика государства должна гарантировать соблюдение прав субъектов деятельности в области образования и науки, а также стимулировать и использовать их заинтересованность. Нельзя допускать диктата чиновника в этой сфере. Но нельзя мириться и с тем, что сотни тысяч обученных за государственный счет выпускников педагогических вузов не идут работать в школы, а тысячи молодых специалистов, подготовленных в российских научных учреждениях, уезжают на работу в другие страны. Опросы показывают, что более 50% студентов, которые готовятся стать педагогами, даже не собираются работать в школе. Не ищет работу в профессиональной области большая часть студентов инженерных и врачебных специальностей. Предоставляя гражданину возможность реализовать свои творческие возможности в области образования и науки, общество способствует созданию особого социального интеллектуального ресурса, который государство вправе использовать для общественных нужд.

Государственная поддержка и государственное регулирование должны направлять образовательную систему страны на постоянное увеличение эффективности и качества предоставляемых образовательных услуг. Государство должно поддерживать развитие образования и науки по важным для национальной экономики направлениям. Естественной представляется интеграция в области медицинской, юридической, педагогической науки и образования. Сегодня она там и происходит. Медицинские вузы тесно сотрудничают с клиниками, а доктора юридических наук чаще издают учебники, чем научные монографии. Кроме этого, интеграция крайне необходима в области послевузовского образования. Это выгодно и вузам, и академической науке.

Объем внебюджетных средств на рынке образовательных услуг, по расчетам некоторых экспертов, сопоставим с бюджетной поддержкой образования. Это мощный экономический фактор, который свидетельствует о заинтересованности граждан, необходимо учитывать и использовать.

В настоящее время поддержка государством деятельности негосударственных вузов весьма значительна. Это касается и кадрового обеспечения (большинство преподавателей в свое время получили образование на бесплатной основе), и материальной поддержки (большинство негосударственных вузов базируются на арендованном федеральном имуществе) деятельности негосударственных вузов. Без помощи государства большинство негосударственных вузов просто прекратит свое существование.

Государство обязано обеспечить обучение граждан специальностям, нужным стране и людям, но непривлекательным для инвестиций из негосударственного сектора. Необходимо обратить особое внимание на функциональное и структурное объединение вузов с крупными научными организациями. При этом важно не допустить, чтобы в процессе организационного реформирования имущество, особенно земля и недвижимость, закрепленные за образовательными учреждениями, "ушли" из системы образования.

Опубликовано на Порталусе 10 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама