Происходящие в системах высшего образования европейских стран изменения, направленные на интеграцию этих систем в единое образовательное пространство, не могут не сказаться на системе образования России.
Будучи географически и экономически составной частью Европы, Россия заинтересована в позитивных результатах процесса интеграции, в укреплении позиций российской системы образования в мире. С момента провозглашения России в 2003 году полноправным членом Болонского процесса не снижается накал страстей при обсуждении данной темы как в вузовском, так и во всем педагогическом сообществе.
Высшее профессиональное образование становится все более массовым, и поэтому проблема качества подготовки специалистов, ориентированных на запросы региональной экономики, становится все более острой. Не секрет, что вузы дают набор теоретических знаний и минимум практических навыков, способных обеспечить выпускнику быструю адаптацию на конкретном предприятии (учреждении, организации). Это одна из проблем, которые требуют решения.
На территории Тамбовской области действуют три государственных университета и три института, в которых работают около 200 докторов наук и более 600 кандидатов наук. Естественно, вузы области не остались в стороне от предстоящих изменений. Присоединение России к Болонскому процессу поставило перед нашей системой высшего профессионального образования дополнительные задачи, требующие соответствующих решений, в первую очередь - по трем базовым составляющим Болонского процесса:
- переход на двухступенчатую систему высшего образования;
- введение для студентов кредитной системы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы;
- создание системы менеджмента качества образовательных услуг.
На современном этапе главным условием создания единого образовательного пространства служит в большей степени формальное соответствие различных национальных образовательных систем.
Если учесть, что реализуется поиск общих точек формального соответствия различных образовательных систем, то в принципе вполне оправдан формальный подход к приведению действующей системы образования в России в соответствие с требованиями Болонского соглашения. Такой подход не несет в себе каких-либо революционных преобразований: расчеты кредитов вполне возможны в виде математических перерасчетов традиционных академических часов, перечень дисциплин можно соотнести с перечнем направлений, мобильность осуществлять в рамках подписанных договоров о сотрудничестве с зарубежными вузами, двухуровневая система формально уже действует на территории России.
Вместе с тем все не так просто. Сложившиеся реалии российского образования по сути своей входят в системные противоречия с Болонским процессом, и нам необходимо искать пути их разрешения.
Первое противоречие заключено во взаимодействии образования и рынка. Введенная в современной России двухуровневая система высшего профессионального образования "бакалавр-магистр" до сих пор никак не пересекается с реальным рынком; работодатели по существу не знакомы с этими квалификациями, что создает дополнительные проблемы в трудоустройстве. Сложившееся положение зависит от позиции Министерства труда, которое определяет понятие "квалификация", по существу исходя из ранее действующей идеологии планового хозяйства, где академическая и профессиональная квалификации соответствовали записи в дипломе в графе "Специальность". Поскольку новая идеология в Министерстве труда отсутствует, оно никак не высказывает своего отношения к введенным уровням образования. Но и в Министерстве образования академические и профессиональные квалификации тоже еще не разведены.
Переход на систему "бакалавр-магистр" не является простым уже по той причине, что образовательная модель влияет не только на организационную структуру учебного заведения, содержание учебного процесса и практику преподавания, но и на спрос на рынке труда. Но если структуру вуза можно изменить достаточно быстро (в отличие от практики преподавания), то модифицировать структуру рынка, связанную с социальной структурой общества, значительно сложнее.
В Европе работодатели задолго до Болоньи столкнулись с проблемами, на решение которых направлена структурная реформа высшей школы. Поэтому, на наш взгляд, переход на двухступенчатую систему высшего образования должен сопровождаться одновременным решением хотя бы одной проблемы - когда осуществлять трудоустройство: после первой или после второй ступени обучения.
Второе противоречие лежит во взаимоотношениях образования и науки. Получение ученой степени кандидата наук и тем более доктора наук в России не означает продолжения образования; оно соответствует переходу на качественно новый уровень, позволяющий осуществлять самостоятельную научную деятельность. В предлагаемой парадигме Болонского процесса происходит слияние образования и науки, вуз рассматривается как центр научных исследований, где студенты не только учатся, но осуществляют под руководством преподавателей реально значимую научную деятельность; в связи с этим получение ученой степени подразумевает продолжение образовательной деятельности. Но в таком случае в преподавательской нагрузке резко возрастает доля занятости научной работой, повышаются требования к защитам дипломных и диссертационных работ, изменяются формы и методы обучения (увеличивается количество часов, выделенных на самостоятельную работу у студентов и на консультационную работу у преподавателей).
Третье противоречие основано на изменениях методологических принципов учебного процесса. Российское образование тяготеет к жесткому государственному контролю. Современные госстандарты высшего образования можно рассматривать и как попытку демократизировать учебный процесс, и как желание хоть в какой-то мере сохранить государственный контроль над ним. Это состояние при вхождении в Болонский процесс не может сохраняться в прежнем виде. Согласно принципам Болонского соглашения, вузы самостоятельны в выборе и составлении набора дисциплин. Проблема заключается в том, насколько государство готово дать свободу вузам в подборе и формировании учебного плана.
И, наконец, четвертое противоречие - между образованием и экономикой. Традиционно в России образование воспринималось не как услуга, а как фундаментальная ценность. Осуществление принципа свободы выбора на первый план выводит понятие конкурентоспособности, но для этого следует изменить системы стоимостных оценок в головах преподавателей и администрации вузов. Вуз становится организацией по оказанию образовательных услуг, производству продуктов в виде научных исследований и подготовке специалистов с высшим образованием. Если на эти продукты нет спроса, то перед вузом возникает вопрос о его существовании. При таком подходе остается единственный выход: вуз должен подчиниться таким законам рынка, как ориентирование на клиента, качество и способность к конкуренции.
Что же предполагается делать в сложившейся ситуации? Вузы Тамбовской области пошли по следующему пути: решено сохранить на переходный период возможность выбора факультетами подготовки либо специалистов, либо или бакалавров и магистров. Каждый факультет, исходя из своих ресурсов, должен принимать решение о той или иной форме обучения. Лучший выход - наличие обеих форм. Что сейчас и делается: более чем по 50 направлениям получены лицензии на реализацию двухуровневой модели обучения. Наши выпускники должны иметь как минимум два диплома.
Каковы бы ни были технические детали и требования, вытекающие из принятого Россией решения об участии в Болонском процессе, главным показателем на складывающемся Международном образовательном рынке является качество российского образования.
Важным аспектом управления качеством подготовки специалистов мы считаем выбор стратегии контроля, основанный на сочетании внешнего контроля и внутреннего стимулирования. При планировании организации образовательной деятельности учитывается тот факт, что качество подготовки специалиста в университете определяется уровнем сформированности структуры саморегуляции субъектов образовательного процесса. Этому в значительной степени способствует осуществляемая сейчас вузами области работа по подготовке системы менеджмента качества к сертификации.
Введение общих норм в образовательный процесс на межгосударственном уровне ста- нет неоправданным и даже вредным, если не будут налажены реальные связи между вузами этих стран.
Подводя итог, хотелось бы сказать, что реформы в образовании не сводятся только к Болонскому процессу - Россия должна иметь свою национальную образовательную политику, ориентированную как на внутренние потребности, так и на мировые тенденции.