Рейтинг
Порталус

Оптимизация затрат по добыче нефти

Дата публикации: 23 октября 2006
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ТЭК →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20
Номер публикации: №1161586615


Совершенствование оперативного управления производством непосредственно влияет на рост эффективности.

На практике многие менеджеры недостаточно уделяют внимания непосредственно оперативному управлению производством.

Перечислим лишь некоторые из общих "узких" направлений, в которых существуют значительные резервы: выполнение ежедневных работ рабочими и линейными ИТР; организация рабочих мест; использование ресурсов; прием-передача информации.

Авторы данной статьи участвовали в широкомасштабном проекте по оптимизации затрат в добыче нефти для одной из крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которая позиционирует себя как наиболее структурированная и эффективная компания, и постарались объективно рассмотреть, что по факту происходит на самом "низу": в цехах, занятых добычей, транспортировкой, переработкой нефти.

В настоящей статье рассматриваются не все процессы добычи нефти, а только процесс "подъема нефтяной жидкости".

Пример оптимизации затрат
Результаты проведенной комплексной диагностики организации производства и бизнес-процессов в цехе добычи нефти и газа №10 ОАО "Юганскнефтегаз" (ЦДНГ-10), в том числе и с помощью фотографии рабочего дня (ФРД). Широкомасштабная ФРД проводилась как независимой организацией, специализирующейся в нефтяном секторе, так и консультантом в целях минимизации статистической погрешности, различных субъективных ошибок и формулировок. ФРД позволили выявить и сформулировать следующие группы проблем.

Проблемы на входе:
- большое количество неустойчивых факторов работы оборудования на промыслах, таких как:
o широкая география работ;
o режим работы оборудования;
o неоднородность технологического оборудования;
o частые ситуационные изменения, связанные с ремонтом скважин;
o низкая точность входной информации;
- широкий спектр квалификационных требований к персоналу.

Внутренние проблемы:
- множество участников (исполнители, координаторы);
- наличие работ, требующих различных компетенций;
- недостаточная квалификация участников;
- низкий технический уровень (оборудование, транспорт, средства связи, др.);
- дублирование функций;
- излишняя фрагментация трудовых заданий;
- наличие лишней работы, переездов;
- сложная координация работ;
- многоступенчатая передача ответственности.

Проблемы на выходе:
- высокие затраты (избыточные ресурсы, простои скважин).

Количественная оценка ситуации "как есть" показала, что операторы добычи нефти и газа (ДНГ) в смену имеют резервы времени от 14 до 27%.

Таким образом, проблемы высоких затрат и низкого качества вытекают из организации бизнес-процессов, поэтому решение проблем следует начинать с усовершенствования процессов.

Задачи и пути их решения

Для достижения цели проекта, которая заключалась в снижении издержек на добычу нефти организационными способами, был сформулирован и комплексно решен целый ряд задач. Рассмотрим лишь часть из успешно решенных:
- оптимизация производственных бизнес-процессов и оптимальное использование ресурсов (трудовых, транспорта и других):
o оптимизация распределения трудовых заданий;
o оптимальное распределение зон обслуживания между исполнителями работ;
o создание оптимальных маршрутов движения транспорта и передвижения участников;
- минимизация простоев скважин.

В рамках указанных задач в результате проведенных клиентом и консультантом ряда совместных обсуждений был сформирован целый комплекс предложений по обслуживанию оборудования и исследованию скважин операторами добычи. Рассмотрим некоторые из этих предложений:
- оптимизация структуры рабочего времени операторов добычи:
o передача трудовых заданий по исследованию скважин (за исключением глубинных исследований) оператору по ДНГ;
o расширение объема работ операторов и, как следствие, увеличение доли времени выполнения работ на кусте скважин;
o формирование в бригадах ЦДНГ звеньев операторов;
o формирование и выдача трудовых заданий операторам и смежникам;
o снижение времени на прием-передачу вахты;
o исключение возвращения в ЦДНГ до окончания рабочей смены;
o увеличение обеденного перерыва до 1,5 часа, установление гибкого графика обеденного времени у бригад/звеньев;
- оптимизация квалификационного состава операторов добычи:
o организация обучения операторов, имеющих низкие разряды, на высокие разряды для расширения компетенций и выполнения интегрированных трудовых заданий;
- передача несвойственных работ из цехов ДНГ в сервис;
- оптимизация маршрутов и зон закрепления кустов скважин за операторами с использованием методов экономико-математического моделирования (ЭММ)*.

Методы оптимизации применялись следующие:
- при построении зон обслуживания использовались методы иерархического кластерного анализа;
- при расчете расстояний между обслуживаемыми объектами применялся алгоритм Дейкстры оптимизации транспортных плеч между двумя точками;
- оптимальная очередность объезда кустов скважин определялась с помощью алгоритма Литтла решения "задачи коммивояжера".

Ожидаемые результаты

Следует отметить, что при расчете эффективности не учтены потери нефти из-за простоев скважин, поскольку отсутствовали корректные данные по простоям. Стоимостные результаты учитывают только снижение прямых издержек. Результаты, ожидаемые в силу длительного и незаконченного процесса внедрения мероприятий, составлены на основе комплекса предложений. Некоторые из предложений внедрялись в ходе выполнения проекта, а внедрение других незакончено.

Основные ожидаемые результаты оптимизации процесса "подъема нефтяной жидкости" от всего комплекса мероприятий в сравнении с ситуацией "как есть" следующие: По базовому ЦДНГ-10 ОАО "Юганскнефтегаз":
- снижение издержек - более чем на 425 тыс. долл. в год;
- оптимизация численности - 40 человек, в том числе в сервисном блоке - 37 и в ЦДНГ - 3 человека соответственно.

По всем цехам ДНГ ОАО "Юганскнефтегаз":
- снижение издержек - более чем на 4,4 млн. долл. в год;
- оптимизация численности- 403 человека, в том числе в сервисном блоке - 374 и в ЦДНГ - 29 человек соответственно.

В качестве вывода можно отметить следующее. Проблемы высоких затрат и низкого качества бизнес-процессов возможно эффективно решать организационными способами, в том числе за счет внутренних ресурсов компании без привлечения значительных инвестиций.

Леонид Терехов,
старший консультант отраслей
экономики ЗАО "АксионБКГ"

Левон Антонян, руководитель направления
по математическому моделированию ЗАО "АксионБКГ"

--------------------------------------------------------------------------------
* Корректировка зон обслуживания (с учетом их привязки к пунктам базирования бригад и необходимого баланса рабочего времени) может производиться пользователем модели.

Опубликовано на Порталусе 23 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама