Рейтинг
Порталус

Екатерина Шалмина - Роль молодежи в формировании информационного общества в России

Дата публикации: 24 октября 2006
Автор(ы): Екатерина Шалмина
Публикатор: Научная библиотека Порталус
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ИНФОРМАТИЗАЦИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 20
Номер публикации: №1161673593


Екатерина Шалмина, (c)

Формирование информационного общества в России напрямую зависит от вовлечения в этот процесс российской молодежи. Первым шагом в данном направлении стал проект "МИР" ("Мировое Информационное Равенство").

Проект "МИР" разработан межрегиональным общественным фондом "Новые Перспективы" для внедрения в деятельность РИО-Центра (Центра развития информационного общества), чтобы объединить усилия всех заинтересованных организаций, предоставляющих услуги детям и молодежи, и компаний, работающих в сфере IT. Проект призван открыть для всей молодежи России доступ к IT-технологиям, показать необходимость дальнейшего формирования и развития информационного общества и помочь молодому поколению найти себя в этом обществе. В него входит проведение конкурсов, викторин, летних лагерей, учреждение специальных премий, грантов, призов за творческую инициативу молодежи в развитии информационных технологий.

--------------------------------------------------------------------------------

Ведущая роль в построении информационного общества сегодня отводится молодежи. И если молодежь будет постоянно применять информационные технологии в повседневной жизни, то к ИКТ смогут приобщиться и близкие к молодому поколению социальные группы, благодаря чему постепенно должно установиться информационное равенство между всеми членами нашего общества. Сейчас основная работа ведется в регионах, которые подчас ограничены и в возможности доступа к информации, и в средствах ее обработки, - им элементарно не хватает компьютеров. Поэтому я считаю, что наша основная задача - включить всю молодежь России в этот процесс и создать для них условия для самореализации. Это и классы с доступом в Интернет в школах и в вузах, это и пункты коллективного доступа к Интернету. Российская IT-индустрия переживает сейчас такой этап, когда ее развитие настолько бурно, что требует все больше и больше новых специалистов в области программирования. В то же время демографическая ситуация в России, к сожалению, оставляет желать лучшего, и, кроме того, продолжается отток высококвалифицированных специалистов в иностранные компании, расположенные за территорией России. К счастью, этот отток несколько сократился за последние годы, но полностью эта проблема еще не решена. В будущем представляется, что если темпы развития общества останутся такими же высокими, а мы к этому стремимся, то эта ситуация будет усугубляться. Поэтому сегодня одна из основных и главных задач, которые ставятся в отношении наших молодых специалистов, - подготовка кадров для растущих потребностей общества. Сейчас существует реальный дефицит специалистов в области IT. Большую проблему представляет собой то, что компании, занимающиеся IT, подчас недовольны качеством специалистов, которых выпускают вузы. И они жалуются, что им приходится сначала брать студентов, а потом их переучивать, тратя на это дополнительные средства и дополнительное время. И уже в течение определенного периода этими компаниями ставится вопрос о том, чтобы кардинально менять систему подготовки специалистов в области информационных технологий. Наличие информационных ресурсов, умение их правильно обрабатывать и использовать - это огромное конкурентное преимущество, которое имеют и страна, и отдельные компании. Если бы вся информация о месторождениях и о недрах, накопленная геологами, была правильно обработана, то можно было бы делать открытие месторождений, не выходя из кабинета. Это лишний раз доказывает, что даже в такой традиционной для России сфере, как добыча нефти и газа, правильное и эффективное использование информационных технологий может создать огромные конкурентные преимущества, в первую очередь с точки зрения себестоимости добычи. И открытие этих месторождений, долгосрочное планирование добычи сильно помогло бы нашей экономике.

--------------------------------------------------------------------------------

В Федеральном бюро пока нет закона о молодежной политике. В более чем 70 регионах России приняты или свои законы о молодежи, или какие-то правовые акты, почти во всех регионах имеются региональные молодежные программы, но единого закона нет. У нас нет и науки о молодежи. Нет научных центров, которые проводили бы исследования в этой области. Рабочей группой Министерства образования и науки РФ с привлечением общественных организаций и ученых был разработан проект стратегии государственной молодежной политики, направленной на то, чтобы помочь российской молодежи в самореализации. Молодежь - это не ущербная социальная группа, как мы привыкли ее считать, молодежь у нас почему-то идет вместе с пенсионерами, а это движущая сила, которая должна сама реализовывать свой потенциал и которая может достаточно много сделать и для себя, и для своей страны. Наша стратегия должна решить еще одну важную проблему: молодежь на сегодняшний день не совмещает свой личный успех с успехом России. В стратегию входит информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в нашей стране и вовлечение молодежи в социальную практику. На сегодняшний день в Российской Федерации, как бы мы ни говорили о сложностях социально-экономической или политической ситуации, все же медленно складываются определенные потенциальные возможности для успешной самореализации молодых людей. Утечка мозгов происходит отчасти от отсутствия полной информированности о возможностях самореализации в России. Мы сейчас работаем над созданием определенных нормативно-правовых, социальных, финансовых и организационных баз, которые помогут удержать молодых людей в стране. Чтобы молодой человек знал, как найти работу, как взять кредит и т.д., нужно показать ему, что здесь он сможет достичь гораздо большего, чем за рубежом.

--------------------------------------------------------------------------------

Изучение информации - это специальная наука. Информации уже слишком много, и недостаточно просто накапливать, хранить и систематизировать эту информацию, пришло время научиться по-настоящему ее использовать, чтобы принимать правильные решения - в политике, в экономике, в естествознании, в технике и т.д. Различные мнения, изображения, цифровую информацию - все это надо свалить в единый котел - это и явится очередным этапом развития информационного общества.

--------------------------------------------------------------------------------

Информация, информационные технологии - весь спектр реалий информационного общества - будут довлеть надо всем в наше время. Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что надо как можно скорее научиться использовать новейшие достижения науки, новейшие информационные технологии, ведь именно с помощью информации вы определяете свое место в жизни. А определение места в жизни, поиск этого места и ощущение себя как части мира, в котором мы живем, напрямую связано с развитием информационного общества. Перед нами всегда стоит проблема выбора. А выбор предполагает знание. Этот выбор может быть субъективным, но он должен базироваться на знании, осведомленности. Чем больше людей будет осознавать свой выбор и свое место в жизни, тем скорее мы сможем определить, куда идет наше общество, тем скорее наше государство выдвинется на передовые рубежи своего развития.

--------------------------------------------------------------------------------

В 2050 г. Россия войдет в число самых преуспевающих стран мира. Но она может столкнуться с дефицитом хорошо подготовленных кадров, специалистов. В современном мире абсолютно все связано с информационными технологиями. Но если мы создаем систему умнее, чем мы сами, то для этой системы наша мораль и наши правила поведения ничего не будут значить. Скоро системы станут невообразимо сложными. И убедитесь в том, что уже сейчас системы начинают ограничивать нас: стоит вам забыть пароль, и компьютер не впустит вас в систему. Компьютер не понимает, как можно что-либо забыть, - компьютер ничего не забывает. Это значит, что мы должны передавать информацию от поколения к поколению. Это можно сделать только с помощью великих ученых, великих учителей. Здесь нам помогут информационные технологии. Создание виртуальных образовательных средств сделает информацию, получаемую от этих учителей, общедоступной. Технологии позволяют снимать учителей, задавать им все мыслимые и немыслимые вопросы. Уже сейчас существуют бесплатные ресурсы в Интернете, с помощью которых можно подробно ознакомиться с новейшими информационными технологиями. Успех в развитии информационного общества зависит от каждого из нас, поэтому необходимо заходить на эти сайты и осваивать IT.

--------------------------------------------------------------------------------
Самое важное для молодых людей - это умение находить информацию, для того чтобы в повседневной жизни решать свои частные проблемы, это также возможность технически оценивать найденную информацию и умение эффективно ее использовать. И, конечно же, это возможность создавать качественную продукцию. На пути молодого поколения встает еще одна важная проблема - это информационные соблазны и угрозы. Это реклама, которой сейчас заполнен Интернет. Это и политика - все партии стараются влиять на молодежь посредством информационных технологий. Компьютер дает возможность перенестись в другой мир, но этот мир таит в себе опасность отхода от реальности. Не надо бояться подпускать детей к компьютеру. Надо научить их правильно использовать те возможности, которые дает им информационное общество. Проект "МИР" обеспечивает вовлечение молодых людей в сферу информационных технологий, устанавливает их неразрывную связь с высокотехнологическими сос-тавляющими экономики и в дальнейшем послужит платформой для создания информационной культуры молодежи страны.

Опубликовано на Порталусе 24 октября 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама