Рейтинг
Порталус

Маргарита Никифорова - Большое будущее малых гостиниц Санкт-Петербурга

Дата публикации: 13 декабря 2006
Автор(ы): Маргарита Никифорова
Публикатор: Кулиш Сергей
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 16
Номер публикации: №1165995708


Маргарита Никифорова, (c)

В международной практике гостиничная индустрия считается одной из не только самых доходных и выгодных, но и стабильных отраслей.

В 2002 г. гостиничный комплекс Санкт-Петербурга располагал 135 объектами размещения, насчитывающими 14 491 номер на 28 806 мест, из которых 75 гостиниц первого, среднего и экономического класса со среднегодовым показателем заполняемости 56%. При среднегодовом приросте туристских потоков в город на уровне 6% за период с 1995 г. по 2002 г. и ожидаемом в ближайшие пять лет ежегодном увеличении спроса на гостиничные номера в среднем на 9%, по прогнозам экспертов Комитета по внешним связям Администрации Санкт-Петербурга, а также общем повышении уровня деловой активности в городе уже начинает ощущаться нехватка средств размещения, причем преимущественно среднего класса.

Одним из путей повышения возможностей города по приему, обс-луживанию и комфортабельному размещению гостей является увеличение номерного фонда за счет создания сети малых средств размещения, к которым можно отнести и малые гостиницы. Широко представленные на западном рынке гостиничных услуг, малые предприятия пользуются большим спросом благодаря разнообразию предлагаемого выбора услуг и экономической доступности. Малые гостиницы в Санкт-Петербурге имеют большие перспективы для развития и укрепления на рынке, поскольку в высокий туристический сезон спрос на гостиничные места явно превышает возможности города по приему гостей (уровень заполняемости средств размещения достигает 76% в период белых ночей в мае-июне), а, с другой стороны, наличие разнообразных средств размещения сделает город более привлекательным для массового туризма представителей среднего класса.

Развитие рынка именно малых гостиниц более всего отвечает требованиям постоянно увеличивающегося потока индивидуальных туристов, а также людей, приезжающих в деловые поездки. В 2002 г. наибольшее увеличение показателей прибытий в город (на 18,3%) наблюдалось именно за счет гостей, прибывающих с частными целями.

Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге в 2004 г., по неофициальным данным, предлагают свои услу-ги по размещению более 80 малых предприятий, их статус до сих пор остается неопределенным. Во-первых, нет единого мнения по поводу того, что такое малая гостиница и чем она отличается от таких средств размещения, как хостел, общежитие, апарт-отель или мини-отель.

По наиболее общему определению, малая гостиница - это предприятие гостиничного комплекса (т. е. предназначенное для временного проживания в соответствии с ГОСТ Р 50645-94), где к услугам потребителя предоставляется от одного до пятидесяти номеров. Но если ее площадь не превышает 300 кв. м, то она уже называется мини-отелем, а если цена за проживание в сутки составляет 10-15 у. е., то она, скорее, является хостелом, если же номера оборудованы небольшими кухнями, то она может вполне претендовать на звание апарт-отеля.

Неопределенность статуса малой гостиницы усугубляется еще и тем, что по материально-техническому обеспечению, номенклатуре услуг и качеству обслуживания малая гостиница очень часто не "вписывается" в классификацию гостиниц по ГОСТ Р 50645-94. Например, малая гостиница на 15 номеров в отдельно стоящем небольшом здании, даже полностью удовлетворяя всем требованиям для гостиницы уровня четырех звезд по техническому оснащению и комфорту, никогда не будет официально классифицирована на четыре звезды, если в ней нет парикмахерской, бизнес-центра и зала для культурных мероприятий (которые вряд ли нужны ее 15 клиентам). А гостиницы, расположенные на одном этаже в многоэтажном здании вообще не предусмотрены Государственным стандартом, поскольку одним из обязательных требований по техническому оборудованию гостиницы является наличие гостевого лифта.

Для решения многочисленных вопросов развития и становления гостиниц, относящихся к сфере среднего и малого бизнеса, в июле 2003 г. было создано Некоммерческое партнерство "Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга", учредителями которого являются Администрация Санкт-Петербурга, несколько малых гостиниц города, один из отраслевых профсоюзов, Санкт-Петербургский фонд развития малого и среднего бизнеса. Создание Партнерства стало результатом осуществления проекта по формированию сети малых гостиниц в Санкт-Петербурге, реализованного Санкт-Петербургским фондом развития бизнеса по инициативе Комитета по туризму и развитию курортов при Администрации Санкт-Петербурга совместно с Еврокомиссией. Гостиничные предприятия других городов России, например, гостиницы Ярославля, уже несколько лет назад были объединены в подобные партнерства.

В настоящее время Ассоциация представляет собой некоммерческую организацию для профессиональной поддержки и развития малых гостиниц Санкт-Петербурга, объединяющую целый ряд малых отелей (таких, как "Аврора", "Адмиралтейская", "Вилма", "Галакт", "Златоуст", "Ижора", "Казанская, 5", "Комфорт", "Лабиринт", "Лель", "Нива-СВ", "Престиж-отель", "СПбВергаз", "Кошель"), а также многочисленные фирмы, занимающиеся обслуживанием гостиничного сектора, причем среди них есть не только производители и поставщики различной продукции для отелей, но и консалтинговые, страховые, рекрутинговые компании. Членами Ассоциации могут быть как юридические лица, так и предприниматели без образования юридического лица, работающие в сфере гостиничного, ресторанного, туристического и сопутствующего им бизнеса, разделяющие цели и задачи Ассоциации и содействующие их достижению и реализации.

Общий номерной фонд Ассоциации, составляющий более 260 номеров, позволяет разместить более 450 человек, предлагая индивидуально каждому клиенту условия проживания, различающиеся по местоположению, набору услуг и уровню цен, поскольку каждая малая гостиница обладает своим определенным шармом, уютом, неповторимой атмосферой.

Основной проблемой любой гостиницы является обеспечение ее заполняемости в течение всего года, а целью любого коммерческого предприятия - получение прибыли. Но дело в том, что одной отдельно взятой малой гостинице достаточно сложно внедриться на туристический рынок, поскольку ее небольшой бюджет часто не позволяет ей создать и продвигать свой собственный веб-сайт, не говоря уже об участии в региональных либо международных выставках. Туристические фирмы, занимающиеся в основном групповыми или корпоративными клиентами, намного меньше внимания уделяют средствам размещения индивидуальных туристов и не всегда готовы выделить представителей для знакомства с малыми отелями. В этих условиях Ассоциация предлагает малым гостиницам, объединившись, совместно рекламировать и продвигать свои услуги на рынке, организуя совместные встречи с туристическими фирмами, размещая рекламу на выставках, издавая буклеты и т. д. Поэтому одной из целей объединения малых гостиниц является обеспечение загрузки, в т. ч. - за счет создания единой системы бронирования номеров и совместного продвижения гостиничного продукта на рынке. Например, Ассоциация может предложить фирме-организатору конференции, в которой участвуют представители разных регионов с различными бюджетами на проживание, широкий выбор средств размещения стоимостью от 10 до 200 у. е. в сутки.

Большое значение для малых гостиниц имеет возможность совместной работы с поставщиками и производителями товаров и услуг для гостиниц. Ведь объемы закупки, например, моющих средств одной малой гостиницы не позволяют получить достаточных скидок от поставщиков, поэтому ее владельцы вынуждены, имея более скромные доходы, покупать необходимые расходные материалы дороже, чем огромный отель.

К одной из основных задач, решаемых Ассоциацией, можно отнести повышение профессионального уровня и квалификации работников малых гостиниц города, а одним из важнейших направлений деятельности Ассоциации является профессиональное обучение, проходящие в форме семинаров, индивидуальных консультаций и презентаций. Нужно отметить, что темы для обучения охватывают самый широкий спектр проблем, возникающих перед владельцами и управляющими малыми гостиницами, от наиболее общих вопросов стратегии повышения конкурентоспособности отеля и нормативно-правового обеспечения гостиничного бизнеса до практических аспектов организации службы приема либо требований к качеству уборки номеров.

Нельзя также забывать, что малая гостиница имеет свои специфические особенности не только в плане требований к уровню общей профессиональной подготовки персонала, но и с точки зрения структуры управления, штатного расписания, распределения должностных обязанностей и, наконец, личных коммуникативных качеств сотрудников, которые должны не только создавать особую доброжелательную и часто "домашнюю" атмосферу, но и обеспечивать индивидуальный подход к каждому клиенту. Гостинице на пять номеров нерентабельно иметь в штате отдельно администратора, кассира, горничную, бармена и агента по снабжению, поэтому сотрудники мини-гостиниц часто полифункциональны и выполняют обязанности, например, администратора и горничной одновременно, что требует особой подготовки.

По данным анкетирования, проведенного среди клиентов малых гостиниц Санкт-Петербурга, большинство из них приезжают в наш город уже не в первый раз и выбирают малую гостиницу из-за специфической атмосферы домашнего уюта и комфорта, которые не могут быть созданы в большом отеле. Только малая гостиница может обеспечить индивидуальный подход и удовлетворение индивидуальных потребностей каждого клиента, будь то приготовленное по специальному рецепту блюдо для ребенка или возможность путешествовать с любимой кошкой, возможность позавтракать после 11 часов или просто жить рядом с офисом фирмы-партнера.

Преимущества малых гостиниц в качестве средств размещения, с одной стороны, их инвестиционная привлекательность, с другой, делают малые гостиницы одним из наиболее перспективных для Санкт-Петербурга типов малых предприятий, и остается надеяться, что быстрый рост их числа позволит привлечь дополнительные инвестиции в сферу развития туризма и гостиничного сервиса, а также значительно увеличить поток гостей в город, создавая им комфортные условия для проживания.

Опубликовано на Порталусе 13 декабря 2006 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама