Рейтинг
Порталус

Аман Тулеев - О развитии угольной промышленности России

Дата публикации: 20 января 2007
Автор(ы): Аман Тулеев
Публикатор: Максим Шарапов
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ПРОМЫШЛЕННОСТЬ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 15.
Номер публикации: №1169275320


Аман Тулеев, (c)

Россия всегда считалась одной из ведущих угольных держав мира, а отечественная угольная промышленность при всех формах государственности неизменно оставалась в числе важнейших отраслей российской экономики.

К концу 80-х годов прошлого столетия некогда благополучная угольная отрасль погрузилась в полосу затяжного экономического кризиса. Резко снизился объем добычи угля, лишними оказались сотни шахт, а сотни тысяч шахтеров стали безработными. О строительстве новых шахт и разрезов на время пришлось забыть. Забастовочная стихия нанесла тяжелый удар по трудовой дисциплине, организации труда и технике безопасности. Производительность труда стала падать и к 1993 г. снизилась до уровня 1947 г.

В 1991 г. прекратило свое существование Министерство угольной промышленности СССР, его функции перешли сначала к корпорации "Уголь России", затем к ОАО "Росуголь", которые, как показала история, не справились с возложенными на них задачами. Таким образом, кризисное положение дел в отрасли было доведено до крайности.

Когда в 1997 г. я приехал в Кузбасс, он напоминал пороховую бочку с зажженным фитилем: практически все предприятия стоят, закрыты более 40 угледобывающих предприятий, добыча угля составляет всего 92 млн. т, безработные шахтеры перекрывают Транссибирский ход, их представители стучат касками на Горбатом мосту в Москве.

Первое, что мы начали делать, - возрождать угольную отрасль, потому что для Кузбасса она является становым хребтом, основой нашей экономики. От нее зависит все: работа металлургических и химических предприятий, благополучие работников социальной сферы, ветеранов, детей, молодежи.

И уже в 1999 г. наши шахтеры впервые за последнее десятилетие перешагнули 100-миллионный рубеж добычи угля, добыв 109 млн. т. А в ушедшем 2003 г. мы добыли уже 144,2 млн. т угля. В целом по России это составило 54% от общей его добычи, а по коксующимся маркам - 84%. Впервые за все годы угледобычи отрасль стала рентабельной.

В чем же причины успеха?

Прежде всего, в том, что мы стали привлекать инвесторов, строить новые шахты и разрезы. На сегодняшний день практически все угледобывающие предприятия находятся в частной собственности. Только за последние 5 лет в отрасль вложено почти 36 млрд. руб. инвестиций. За это время в эксплуатацию введено 7 шахт, 11 разрезов с общей годовой проектной мощностью 25 млн. т угля. Построены 4 обогатительные фабрики и 2 обогатительные установки по переработке 10 млн. т угля в год.

В стадии строительства находится еще 18 угледобывающих предприятий - 13 шахт и 5 разрезов общей проектной мощностью в 24 млн. т, 8 из них будут введены в эксплуатацию уже в нынешнем году, в том числе шахты "Котинская", "Томусинская 5-6", "Владимировская", "Карачиякская".

Строящиеся в области новые угольные предприятия - это высокомеханизированные и автоматизированные производства с принципиально новыми технологиями добычи и переработки угля. Примером может служить строящийся разрез "Распадский", на котором впервые в России будет применена уникальная технология открыто-подземной добычи угля при полном отсутствии людей в очистных забоях. Оператор врубовой машины будет управлять ею при помощи компьютера, находясь на поверхности, где чисто, светло, безопасно. Всего лишь две таких установки, которые в общей сложности будут обслуживать всего десять горняков, обеспечат в год не менее 2 млн. т угля.

Резервы повышения производства есть практически во всех угольных компаниях Кузбасса. К примеру, в ОАО "Южкузбассуголь" пришли к выводу, что свой внутренний валовый продукт они сумеют удвоить уже за пять лет. Причем, без ввода дополнительных мощностей, а только за счет модернизации производства и по-настоящему современной, на европейском уровне, технологической и исполнительской дисциплины. На шахте "Распадская" за год добывается столько угля (в 2003 г. - 8,6 млн. т), сколько его не могут пока добыть даже на самом мощном разрезе - "Бачатском".

Естественно, уголь важно не только добыть, но и вывезти. Поэтому особое внимание мы уделяем развитию транспорта. В 2002 г. администрация области вместе с Министерством путей сообщения РФ, Западно-Сибирской железной дорогой и руководителями крупнейших угольных компаний утвердила программу развития и совершенствования технологии магистрального и промышленного железнодорожного транспорта в Кузбассе до 2005 г. Ее реализация увеличила пропускные способности региона и мощности станций. В рамках этой программы в 2003 г. в Ерунаковском угольном районе завершили строительство углесборочной станции Ускатская и электрифицированного железнодорожного пути до станции Красулино. Это увеличило отправление угля с Ерунаковского месторождения в 2 раза - до 1200 вагонов в сутки. В этом же году сдан в эксплуатацию железнодорожный выход с разреза "Калтанский" на станцию МПС Сарбала. Ввод этих объектов обеспечил увеличение объемов вывоза топлива на Транссибирскую магистраль на 18 млн. т в год.

Уже в самом начале 2004 г. мы вместе с президентом РАО "Российские железные дороги" Геннадием Фадеевым, начальником Западно-Сибирской железной дороги Александром Целько, собственниками и руководителями холдинговых угольных и металлургических компаний подписали "Дополнительные мероприятия на 2004 г." к нашей совместной программе. Дополнение предусматривает инвестиции в развитие железнодорожного транспорта на 2004 г. в объеме 2 млрд. 481 млн. руб. Из них РАО "Российские железные дороги" направит 1 млрд. 734 млн. руб. И почти 748 млн. руб. выделяют угольные и металлургические предприятия. Угольщики предусматривают в 2004 г. освоить свыше 600 млн. руб., развивая железнодорожные выходы на 9 станций.

Продолжаем строить угольный терминал в г. Усть-Луга (Ленинградская область), куда вложили 450 млн. руб. Вкладываем средства в развитие морского порта "Находка" (Приморский край), в реконструкцию порта "Южный" (Украина). Это обеспечит стабильный выход на мировые рынки и снижение цены угля в морских портах. За 2003 г. в страны Европы и Азии угля отправлено более 30 млн. т.

Особое внимание уделяем развитию угольного машиностроения. Сегодня идет бурное строительство новых шахт и разрезов. По оценкам ученых, до 2008 г. нам необходимо на шахтах Кузбасса заменить горную технику суммарной рабочей массой до 250 тыс. т. По стране эта цифра увеличивается еще в 1,5 раза. Но при этом надо не завозить горно-шахтное оборудование из-за рубежа, а производить его у себя в Кузбассе. Специалисты подсчитали, что при добыче каждого миллиона тонн угля на импортном оборудовании область теряет в нашей машиностроительной и электротехнической отраслях до 150 рабочих мест в каждый год. Кроме того, мы теряем налогооблагаемую базу.

Поэтому на базе крупнейшего машиностроительного предприятия ОАО "Юргинский машиностроительный завод" мы создали Центр угольного машиностроения. Сейчас на наших ведущих машиностроительных предприятиях области - на "Юрмаше", "Анжеромаше" освоены очистные комбайны типа "Кузбасс-500", производство механизированных крепей, забойных конвейеров, не уступающих по своим параметрам лучшим зарубежным образцам. Но стоят они на порядок дешевле. На "Юрмаше" осваиваем производство своего проходческого комбайна, приспособленного к нашим, кубасским, горно-геологическим условиям. На базе ЗАО "Сибтензоприбор" и ОАО "Промавтоматика" выпускаем современные виды весо-измерительного оборудования, которое пользуется широким спросом не только у нас в России, но и в странах СНГ.

Особое внимание уделяем и вопросам глубокой переработки сырья. Ни для кого не секрет, что продукты переработки угля - кокс и полукокс, дизельное топливо и керосин, мазут и битум в несколько раз дороже исходного сырья. Чтобы получать высокие доходы, нужна комплексная переработка.

Один из путей решения проблемы - добыча природного метана из угольных пластов и его промышленное использование. По оценкам специалистов, общий объем запасов метана в Кемеровской области составляет 13 трлн. куб. м. Это месторождение сродни Уренгою. В настоящее время в области продолжается разведочное бурение скважин в рамках программы "Метан Кузбасса", которую мы осуществляем совместно с "Газпромом" на долевом участии. В эти работы вложено уже 148 млн. руб.

Извлечение и использование метана угольных пластов позволит полностью покрыть потребности региона в природном газе и, таким образом, решить ряд экономических, социальных и экологических проблем Кемеровской области. Только Кузбасс потребляет в год около 4 млрд. куб. м природного газа. Но когда начнется промышленная добыча метана, мы сможем в перспективе получать его 17-20 млрд. куб. м. Это изменит структуру экономики области, выведет ее на путь самодостаточности.

Еще одним направлением в развитии газового промысла в Кемеровской области является поддержка и осуществление проекта Глобального экологического фонда Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН/ГЭФ) - проекта добычи и утилизации шахтного метана на полях действующих шахт.

Взаимодействие газопромысловой и угледобывающей отраслей следует рассматривать как благоприятную ситуацию. Предварительное извлечение метана из угольных пластов снижает газоопасность добычи угля (а это спасенные жизни многих шахтеров), повышает производительность и рентабельность шахт.

Еще одно перспективное направление - внедрение в Кузбассе водоугольного топлива. Это обеспечит перевод многих ТЭЦ и ГРЭС, работающих на мазуте или природном газе, на новый вид жидкого топлива из угля. В связи с этим в администрации области принято решение о создании научно-производственного центра - "Водоугольное топливо Кузбасса".

В последние годы самое пристальное внимание уделяем альтернативным источникам энергии в городах и поселках, приближенных к угольным месторождениям. В этих случаях малая энергетика гораздо эффективнее и экономичнее. И вот в самом конце 2003 г. пустили в работу первый турбогенератор Анжеро-Судженской теплоэлектроцентрали. После выхода турбины на проектную мощность стоимость коммунальных услуг за потребленные тепло и горячую воду для населения всего Анжеро-Судженска будет снижена на 10% и на 15% - для всех бюджетных организаций и учреждений: школ, больниц, детских садов.

Считаю, историческим стало проведение в августе 2002 г. в Кемеровской области заседания президиума Госсовета под председательством Президента РФ Владимира Путина. Здесь была согласована и утверждена стратегия развития угольной промышленности страны и принципы формирования топливно-энергетического баланса. По итогам заседания Госсовета Президент РФ дал 21 поручение Правительству РФ. Практически все они либо уже выполнены, либо находятся в стадии выполнения. Вот только некоторые из них.

В соответствии с новой энергетической стратегией России, к 2020 г. добыча угля в России должна достичь 450 млн. т. По подсчетам наших специалистов, к 2005 г. шахты и разрезы Кузбасса увеличат добычу до 150 млн. т угля в год, а к 2015 г. - до 190 млн. т. Прирост планируем за счет освоения новых крупнейших месторождений: Уропско-Караканского, Соколовско-Ерунаковского и Талдинского.

Также выполнено поручение Президента РФ Министерству природных ресурсов РФ. Совместно с Министерством мы подготовили программу лицензирования участков недр для перспективного строительства новых шахт и разрезов в Кузбассе. В рамках этой программы уже подготовлены условия для проведения аукционов на получение 37 участков недр на строительство новых и реконструкцию действующих угольных месторождений.

Мы добились в Минэнерго РФ принятия решения о сокращении экспорта угля из Казахстана на 7 млн. т в 2003 г. (в 2002 г. экспортировали почти 28 млн. т). Это также повысило востребованность нашего угля, расширило возможности его сбыта.

Конечно, нерешенных проблем в угольной отрасли на сегодняшний день немало. Считаю, необходимо устранить дисбаланс в ценовой политике на основные виды топлива - газ и уголь. Сегодня на внутреннем рынке газ в разы дешевле угля. Естественно, электростанции потребляют дешевый газ в ущерб углю. Понятно, что долго так продолжаться не может. Дешевый газ - явление временное. Неизбежно произойдет выравнивание мировых и внутренних цен. Нужно помнить о том, что объемы запасов газа на порядок уступают объемам разведанных запасов угля. Считаю, это задача государственной важности.

Также государство должно в полной мере выполнить свои обязательства по тем угольным предприятиям, которые находятся в стадии закрытия. Когда угольную отрасль Кузбасса принудили идти на реструктуризацию, то ей - на уровне государства! - обещали 100-процентное финансовое обеспечение всех мероприятий по закрытию шахт. Однако за минувшие 10 лет вместо положенных на эти цели 22,4 млрд. руб. в область фактически поступило только 4,9 млрд. руб. (22,2% от требуемого). Финансирование работ на рекультивацию нарушенных горным производством земель обеспечено лишь на 6%, на переселение семей с подработанных территорий перечислено всего 16,5% от требуемого.

И еще одно важное обстоятельство. Несмотря на то, что теперь практически все угольные предприятия перешли в частную собственность, государство должно принимать непосредственное участие в их дальнейшей судьбе. К сожалению, в России есть десятки шахт, которые собственники попросту бросили. В Кузбассе это шахта "Кузнецкая" в Полысаеве. Еще в начале 1990-х годов эту шахту одной из первых продали в частную собственность гражданину Австрии. Спустя два года на шахте случился пожар. А еще через некоторое время хозяин шахты в буквальном смысле исчез.

Было принято решение погасить накопленные долги по заработной плате за счет областного бюджета, хотя мы не можем этого делать, так как шахта - частное предприятие. Но мы не можем и бросить наших людей на произвол судьбы.

Все наши проблемы решаемы. Главное - Россия стратегически верно определилась с будущим угольной отрасли. Теперь важно не проиграть тактически, решая ее насущные проблемы. От того, насколько мы мудры и обстоятельны будем сегодня, зависит наше общее спокойствие завтра.

Аман Тулеев,
губернатор Кемеровской области

Опубликовано на Порталусе 20 января 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама