Рейтинг
Порталус

О развитии российской сети аэропортов

Дата публикации: 27 января 2007
Автор(ы): Валерий Уткин
Публикатор: Дюжев Роман
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - ТРАНСПОРТ →
Источник: (c) Журнал «Экономика России: ХХI век» № 15
Номер публикации: №1169899020


Валерий Уткин, (c)

Российская аэропортовая сеть на сегодняшний день состоит из 411 аэропортов, из которых 70 являются международными и 62 - аэропортами федерального значения.

Аэропортовая сеть охватывает всю территорию России, причем с 1991 г. ее объем существенно уменьшился: в советский период насчитывалось 1300 аэропортов. С одной стороны, это вызывает чувство сожаления, но нельзя не признать, что происходит процесс оптимизации. Некоторые из тех аэропортов, которые в рыночных условиях не могут нормально функционировать, закрылись окончательно, некоторые находятся на стадии консервации. Надеюсь, когда настанут лучшие времена, хотя бы часть закрытых аэропортов будет востребована и пассажирами, и народным хозяйством.

Финансирование

На сегодняшний день государственное финансирование получают порядка 36 объектов, это, в основном, аэропорты федерального уровня и аэропорты в районах Крайнего Севера. В 2004 г. федеральный бюджет выделяет на реконструкцию, развитие и модернизацию аэропортов 1 млрд. 188 млн. руб., примерно такую же сумму выделяют сами аэропорты, и совсем небольшие средства предоставляют субъекты РФ. В данном контексте показательно строительство совершенно нового аэропорта в Салехарде и аэровокзала в Ханты-Мансийске. Там, где есть значительное финансирование, построены современные красивые и действительно хорошие по западным стандартам аэровокзальные комплексы и аэродромы.

Реконструированный аэровокзальный комплекс Домодедово заслуживает самых высоких оценок. С передачей в собственность Москве 60,88% от федеральной собственности аэропорта Внуково ориентировочно в мае 2004 г. предполагается введение в строй нового терминала, рассчитанного примерно на 10 млн. пассажиров в год. Я уверен, что благодаря этой мере аэропорт получит второе дыхание и будет очень перспективным как в Московском регионе, так и в России в целом.

Важным вопросом является начало строительства терминала Шереметьево-3. Этот вопрос находится на контроле непосредственно и у Председателя Правительства, и у министра экономического развития и торговли, и у министра транспорта, и у министра имущественных отношений. Весь правительственный аппарат, который работает над этой проблемой, нацелен на то, чтобы в ближайшее время принять решение о начале строительства. По моему мнению, к концу марта - началу апреля 2004 г. уже будет можно точно сказать, что строительству Шереметьево-3 ничто не мешает.

Разделение и объединение

На сегодняшний день 71 авиапредприятие в России существует в форме так называемых авиаотрядов, представляющих собой единые структуры. Концепция развития гражданской авиации предполагает разделение авиапредприятий на аэропорты и авиакомпании, и в 2004 г. все авиапредприятия должны быть разделены. Однако в каждом конкретном случае нужно подходить к решению этого вопроса индивидуально. Ведь ни для кого не секрет, что аэропорты находятся в более выгодном финансовом положении, нежели авиакомпании.

На мой взгляд, необходимо разделить авиапредприятия, обремененные большими долговыми обязательствами, которые, как правило, находятся во внешнем управлении, т. е. уже в предбанкротном состоянии, причем никаких выходов из финансового тупика для них не просматривается. Важным аргументом в пользу продажи является то, что авиакомпаниям проще продать свое имущество и расплатиться с долгами.

Одной из стратегических задач Минтранса РФ в области гражданской авиации является объединение аэропортов. С этой целью было создано федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэродромов и аэропортов". Суть идеи заключается в следующем: имущество, не подлежащее приватизации, - а именно взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки, перроны, сигнальное оборудование - передается на баланс новому ФГУП. Это предприятие было образовано согласно Постановлению Правительства и должно было осуществлять свою деятельность на базе не подлежащего приватизации имущества аэропортов Шереметьево, Внуково, Быково, Домодедово. И хотя процесс идет очень непросто, но за этим предприятием большое будущее. В ито-ге должна получиться структура, которая, имея на балансе имущество, которое она не сможет ни продать, ни заложить, и масштабные финансовые поступления от его эксплуатации, способна привлечь значительные российские и западные кредиты.

В конечном итоге для аэропортов, как и для авиакомпаний, одним из важнейших показателей является объем перевозок. Объемы перевозок достигли 29,3 млн. пассажиров. Рост объемов составил по России 10,4%. Положение дел улучшается, это означает, что появляются средства, которые можно вкладывать и в аэропорты, и в авиационную технику. Вызывает оптимизм модернизация и реконструкция аэропортов и аэродромов России с привлечением средств российских и западных банков. Наработаны уже определенные схемы сотрудничества. Уверен, что аэропортовая сеть будет достойна интеграции в мировое сообщество, для чего происходит гармонизация как законодательной базы, так и взаимоотношений с банками и российскими и международными компаниями.

Валерий Уткин,
начальник управления аэропортовой деятельности ГСГА.

Опубликовано на Порталусе 27 января 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама