Рейтинг
Порталус

Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Дата публикации: 03 марта 2007
Автор(ы): Юлия Сухова
Публикатор: Петайкин Евгений
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - СТРАХОВАНИЕ →
Источник: (c) http://www.finam.ru/analysis/forecasts0070A/default.asp
Номер публикации: №1172902680


Юлия Сухова, (c)

Вступили в силу поправки в закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Отныне коэффициент аварийности привязывается не к машине, а к водителю. Иначе говоря, раньше нерадивый водитель, попав в несколько аварий, мог не платить за повышенные коэффициенты по полису ОСАГО, поменяв страхователя или машину – и новый полис стоил бы ему как обычно. Теперь этот фокус не пройдет: коэффициент убыточности "приклеивается" к водителю, и если у него несколько машин, то по всем полисам ОСАГО он будет платить повышенные коэффициенты.

К тому же, на днях президиум Высшего Арбитражного Суда (ВАС) постановил, что при ремонте автомобилей по ОСАГО страховщики должны оплачивать ремонт автомобиля по ценам новых деталей. Это решение противоречит действующим правилам, но отныне автовладельцы имеют возможность требовать от страховых компаний возмещение именно новых деталей. Правда, только по суду. Когда это станет возможно решить без суда и для всех, решит в ближайшем будущем российское правительство, которое готовит проект таких поправок к закону об ОСАГО. Это подтвердил сегодня Владимир Тарачев, депутат ГосДумы, член Комитета ГД по кредитным организациям и финансовым рынкам, выступая на конференции "ОСАГО: проблемы, результаты, прогнозы". "Вероятно, что в ближайшее время мы утвердим это постановление законодательно. 95% пострадавших получают возмещение наличными, и им приходится доплачивать при ремонте в сервис-центрах, или покупать бу детали на развалах и ремонтироваться в гаражах. ВАС признал, что страховщик должен оплачивать клиенту по цене, не учитывающей износ автомобиля. Сама идея, как считают в парламенте, весьма здравая", - сказал он.

Владимир Тарачев решил рассказать предысторию возникновения ОСАГО:

- Много-много лет назад, когда вы ничего не слышали про ОСАГО, только знали, что это есть за пределами нашего государства, ваш покорный слуга в составе парламентской группы разработчиков ОСАГО ездил по близлежащим странам, смотрел и набирался опыта. Что мы предполагали? В общем-то, вот что сегодня случилось, то мы и предполагали.

- Есть с кого спрашивать, - громко сказал кто-то из зала, подразумевая, что теперь известен "крайний". Но его не услышали.

- Я являлся одним из отцов данного законопроекта, - продолжал депутат, - и докладывал его в первом чтении на пленарном заседании, и с большим-большим трудом мы все-таки его продавили. Действительно продавили, потому что непонимание со стороны парламентского большинства было, и было очень много вопросов, на которые мы не знали ответа сами. Мы предполагали, что после года работы, двух лет работы закона, безусловно, мы увидим те крупные и мелкие огрехи, которые допустили, и рынок нам поможет. Рынок нам действительно помогает: вы набиваете шишки и выходите на депутатов, которые и пытаются провести те или иные поправки. Поэтому сейчас вы все понимаете куда больше, чем Ваш покорный слуга.

По словам Тарачева, ОСАГО прижилось. "Куда, собственно, ей было деваться", - заметил он. Согласно его данным, в 2006 году выплаты по ОСАГО выросли по сравнению с 2005 годом на 20% и превысили 30 млрд руб. Число заключенных договоров выросло на 10% и достигло 31 млн. Убыточность страховых компаний по данному виду страхования остается на достаточно приемлемом уровне - около 60%. Страховые полисы ОСАГО приобрело свыше 90% автовладельцев.

Однако эти цифры не говорят о том, что надо все оставить на прежнем уровне. Среди проблем, отмеченных депутатом, остались: неэффективная система оценки ущерба, неадекватный объем выплат по жизни и здоровью, отсутствие здоровой конкурентной среды и отсутствие действенных механизмов урегулирования убытков.

Необходимо еще принять ряд поправок в действующее законодательство об ОСАГО. Нужно рассмотреть вопросы о повышении размера компенсаций за причинение вреда жизни и здоровью. "В настоящее время доля таких выплат составляет всего 2%, даже менее", - сожалеет Тарачев. Размер выплат ужасает: средняя сумма – 18 тыс. рублей, по ущербу здоровью – от 5 до 10 тыс. рублей. Причем даже такие выплаты получить сложно, потому что перечень необходимых документов огромен: от справки по зарплате до чеков, подтверждающих лечение. "Необходимо не только пересмотреть методику расчета выплат по жизни и здоровью, но и законодательно установить размер возмещения в каждом случае", - заявил он. Более того, Вера Балакирева, замдиректора департамента финансовой политики министерства и также участница конференции, сообщила, что Минфин внес в правительство поправки, где в том числе предлагает установить размер выплат на уровне 160 тысяч рублей для каждого пострадавшего. У Минфина есть разногласия по этому документу с Минздравом (последний предлагает финансировать расходы на скорую помощь пострадавшим в ДТП за счет средств страховщиков, а с этим не согласен Минфин).

Второй блок вопросов - прямое урегулирование убытков, или "европейский протокол". Сейчас потерпевший вынужден обращаться в компанию, с которой у него нет договорных отношений и которая не заинтересована в повышении качества обслуживания. Поэтому "механизм европейского протокола должен быть распространен на все стразовые компании в обязательном порядке". "Тем более что крупные компании уже успешно это применяют", - подчеркнул Тарачев. Это же предусматривает и проект Минфина, который даже оговаривает дату начала действия поправки – с 1 июля 2008 года.

Что касается тарифов, то для их повышения в этом году просто нет оснований, считает депутат. "Возможна лишь некоторая корректировка по отдельным видам транспорта и возможно по отдельным регионам, - сказал депутат, - Например, в последнее время кардинально выросла убыточность общественного транспорта".

Однако обоснования для повышения тарифов нашли специалисты агентства "Эксперт РА". Кирилл Бобыльков, ведущий аналитик "Эксперта РА", отметил, что введение принципа "новое за старое" приведет к росту уровня убыточности на 15%. Еще 10% прибавит инфляция, еще столько же – упрощенная система урегулирования, плюс 20% на увеличение выплат по жизни и здоровью. В результате всех преобразований дальнейшее развитие рынка ОСАГО невозможно без пересмотра текущих тарифных ставок. Бобыльков привел статистику по убыточности: если в 2004 году на выплаты приходилось 55,8% всех взнов, то в первой половине 2006 года эта цифра выросла до 59,6%. "Запас роста убыточности небольшой. К концу 2008 года компании начнут работать себе в убыток", - пугает эксперт.

Эту горячую тему несколько охладил своим выступлением Алексей Зубец, руководитель департамента стратегического маркетинга "Росгосстраха". Он считает, что убыточности по российскому рынку не знает никто. Грубо говоря, все используют те данные, которые удобны им. Также Алексей Зубец привел свой прогноз развития рынка ОСАГО. Согласно этому оптимистичному плану развития, в 2007 году страховщики получат 72 млрд рублей премий, в 2008 – 82 млрд, в 2009 – 93 млрд и в 2010 – 106 млрд рублей. "13-15-процентный рост будет", - считает Зубец.

Таким образом, рост тарифов вполне прогнозируем к 2008 году. У автолюбителей остался еще год, чтобы поднакопить денег на новый полис ОСАГО. А также подготовиться к существенным изменениям в законе, которые изменят правила игры на рынке.

Опубликовано на Порталусе 03 марта 2007 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама