Рейтинг
Порталус

Два несчастья, три ошибки

Дата публикации: 13 декабря 2008
Автор(ы): Владимир ПОПОВ, профессор Российской экономической школы
Публикатор: maxim7
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - КРИТИКА РЕФОРМ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1229117688


Владимир ПОПОВ, профессор Российской экономической школы, (c)


В ближайшие два-три года в России может произойти и банковский кризис, и валютный, и кризис государственных финансов - либо по отдельности, либо два или три сразу

Банкротство отдельных банков или компаний или же падение цен на нефть может стать непосредственным толчком к развертыванию этих кризисов, но не их причиной. Причины коренятся в трех ошибках макроэкономической политики, которые в условиях двух структурных слабостей (несчастий) российской экономики и могут вызвать кризисы.

Первая структурная слабость — зависимость российской экономики от экспорта нефти и газа и, следовательно, от цен на энергоносители; вторая — ее склонность реагировать на монетарные рестрикции не столько снижением инфляции и даже не свертыванием производства (как в других странах), а накоплением неплатежей. При таком раскладе нам грозят три опасности, и все они связаны с возможными просчетами в макроэкономической политике.

1. Валютный кризис из-за завышенного реального курса рубля. Номинальный курс рубля с конца 1998 г. практически не менялся (около 30 руб. за долл.), а российские цены после кризиса выросли почти в 5 раз, так что реальный курс рубля во столько же раз и повысился и достиг (по евро) или превысил (по доллару) предкризисный уровень июля 1998 г. Это типичная «голландская болезнь» — болезнь завышения реального курса валюты, которое возможно только при таких высоких ценах на нефть, какие мы имеем сейчас, и которое подрывает конкурентоспособность отечественных товаров на мировом и внутреннем российском рынках и ухудшает торговый баланс. Упадут цены на нефть — и у нас не будет актива во внешней торговле, достаточного для финансирования утечки капитала, так что рубль рухнет так, как это было в 1998 г.

Вы скажете: теперь у нас большие валютные резервы, каких не было в 1998 г., так что рубль можно будет удержать от падения. Верно, можно, но только в течение нескольких недель. Если отток капитала из-за паники выйдет на предкризисный уровень 1998 г. (5 млрд долл. в неделю), то за неполных два месяца наши 80-миллиардные резервы уполовинятся и обвальная девальвация станет неизбежной.

2. Финансовый и банковский кризисы из-за попыток снизить инфляцию до нескольких процентов в год. После августовского кризиса 1998 г. бартер и неплатежи вроде бы ушли в прошлое, но при чересчур жесткой монетарной политике, при попытке додавить инфляцию до уровня менее 10% в год неплатежи, судя по опыту прошлых лет, могут вновь появиться. Много толковых экономистов ломали головы над объяснением неплатежей и бартера, но сказать, что мы точно понимаем, когда эти неприятные явления возникают и когда исчезают, отважатся, видимо, немногие. Эмпирическое правило пока что таково: попытки снизить инфляцию до уровня менее 10% в год могут вновь привести к лавине неплатежей. А дальше — невозврат кредитов и, возможно, банкротство банков.

Хотелось бы ошибиться, хотелось бы верить, что сегодня наша экономика может обойтись без бартера и неплатежей даже при низких, однозначных, уровнях инфляции. Однако полной уверенности в этом пока нет. Если неплатежи начнут нарастать, то ЦБ, скорее всего, отреагирует смягчением монетарной политики (и правильно сделает), но тогда валютный кризис (девальвация рубля) станет еще более вероятным.

3. Кризис государственных финансов из-за планируемого снижения налогов. Об этом предупреждали неоднократно и российские экономисты, и московское отделение МВФ. По их расчетам, рост налоговых поступлений в последние годы в значительной степени вызван повышением мировых цен на энергоносители, а снижение этих цен может вызвать непропорционально большее падение доходов бюджета. Стабилизационного фонда хватит ненадолго (часть его уже занаряжена на покрытие дефицита Пенсионного фонда, возникающего из-за снижения единого социального налога), так что в конце концов придется выбирать между монетизацией дефицита (печатанием денег), продажей долговых обязательств банкам и сокращением расходов бюджета. В первом случае будет ускорение инфляции, что неплохо, но должно сопровождаться постепенной девальвацией рубля, чтобы не привести к валютному кризису (обвальному падению рубля). В двух последних случаях (монетарные и финансовые рестрикции) нефинансовый сектор опять-таки может ответить неплатежами, а финансовый — банковским кризисом.

Со структурными слабостями нашей экономики в краткосрочной перспективе ничего не поделать, это как радикулит, который не лечится и с которым надо жить. Тем важнее проводить правильную политику — постепенно снизить, а затем не допускать повышения реального курса рубля; не пытаться чрезмерно уменьшить инфляцию (а если и пытаться, то очень осторожно, отступив при первом появлении признаков роста неплатежей); не снижать налоги при росте госдоходов, а увеличивать госрасходы или создавать задел для будущего (увеличивать поступления в Стабилизационный фонд). Если добавить к двум несчастьям три ошибки, то все три грядущих кризиса, не дай бог, могут случиться вместе.

Опубликовано на Порталусе 13 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама