Рейтинг
Порталус

ПЛЯСКИ С ВОЛКАМИ ВОКРУГ НЕФТИ

Дата публикации: 14 декабря 2008
Автор(ы): С. Меньшиков
Публикатор: maxim7
Рубрика: ЭКОНОМИКА РОССИИ - КРИТИКА РЕФОРМ →
Источник: (c) http://portalus.ru
Номер публикации: №1229250347


С. Меньшиков, (c)




Когда Платон Лебедев и Михаил Ходорковский впервые угодили за решетку, первой причиной их ареста с их же стороны был объявлен политический мотив высшей власти. Тема нависшего над Россией олигархического переворота была озвучена в Интернете уже ранним летом прошлого года, и Ходорковский с его политическими пристрастиями и амбициями был провозглашен некоторыми авторами логическим лидером готовящегося путча. Несмотря на постоянные опровержения той же высшей власти, версия политического противостояния Ходорковский - Путин была подхвачена нашей олигархической и зарубежной прессой и до сих пор считается основной. Этот же мотив со стороны высшей власти выдвинули подсудимые олигархи в своих первых заявлениях на открывшемся процессе.

Мы не станем отрицать политической компоненты, которая слишком очевидна, чтобы оспаривать ее наличие. Ходорковский явно нарушил главное положение "сухаревской конвенции" (см. "Золотой теленок" И. Ильфа и Е. Петрова), продиктованной на этот раз олигархам новым президентом при восхождении на должность - их не тронут за грехи приватизации, если они, со своей стороны, не станут вмешиваться в политику. Вопреки этому Ходорковский стал активно финансировать политическую оппозицию и о нем стали говорить, как о будущем премьер-министре. Своими последующими действиями Кремль продемонстрировал, что отдельные олигархи со своими богатствами ему не указ и что от них легко останется мокрое место, если он пожелает. Впрочем, как и от политической оппозиции.

Но, во-первых, для суда эти соображения могут иметь в лучшем случае только второстепенное значение, ибо олигархов обвиняют не в политике, а в противозаконном присвоении собственности. В этом контексте процесс может сыграть принципиальную роль, послужив, возможно, прецедентом для последующего разбора других аналогичных дел времен приватизации. Не один только Ходорковский с партнерами в то время сколачивали финансово-промышленные империи и королевства на обломках советской индустрии. Так что именно за этой стороной процесса следует понаблюдать внимательно.

Во-вторых, не менее важно то, что сейчас происходит с коронным алмазом сокровищницы Ходорковского - компанией "ЮКОС". Строго говоря, судебный процесс против ее двух ведущих акционеров, к этому нефтяному концерну прямого отношения не имеет. Там налоговая служба предъявила "ЮКОСу" требование о недоплате налогов за 2000-2002 годы в сумме 6,8 миллиардов долларов. Причем по части этой суммы уже имеется соответствующее решение арбитражного суда, и долг должен быть взыскан немедленно. Кроме того, следует ожидать новых налоговых претензий за 2002-2003 годы, так что их общая сумма может зашкалить за 10 миллиардов долларов. В этом случае, даже если Ходорковский с Лебедевым будут оправданы по другим обвинениям (что мало вероятно), они определенно лишатся контроля над "ЮКОСом" и, скорее всего, лишатся значительной части своих богатств.

И вот при оценке всей этой ситуации в целом возникает вопрос: что важнее для Кремля - наказать Ходорковского за его политические намерения или же отнять у него главную жемчужину в его империи? Наверно, важно и то и другое. Ибо отняв у данных олигархов собственность, Кремль сделает их своими смертельными врагами, а объявив преступниками, лишит их возможности мстить надолго, если не навсегда.

Не менее интересен другой вопрос - почему власть начала атаку на группу Ходорковского не с "ЮКОСа" и его налогов, а с более заштатного дела с захватом сравнительно небольшой компании "Апатит"? Ответ столь же простой, сколь и неожиданный. Летом 2003 года, когда арестовали Платона Лебедева, у власти не было достаточной информации о масштабах нефтяной наживы и о том, сколько реально недоплачивалось налогов по этой линии. Поэтому схватились за историю с "Апатитом", как за единственно практически готовое обвинение.

Более полная информация о делах "ЮКОСа" стала появляться после того, как через месяц после ареста Ходорковского (т.е. в декабре 2003 года) во главе "Менатеп груп", главного холдинга империи, был назначен (на бывшее место Платона Лебедева) мало известный, но весьма богатый британский юрист Стивен Кертис. После того, как 3 марта 2004 года Кертис погиб в результате весьма загадочной катастрофы его личного вертолета, газета "Файненшл таймс" провела специальное расследование его деловых интересов, скрытых до того завесой тайны.

Оказывается, еще с начала 1990-х годов Кертис, что называется, держал общак у олигархов (и высших чиновников), помогая им прятать свои прибыли в оффшорных компаниях. Из документов, которые добыла "Файненшл таймс", явствует, что для таких клиентов, как "ЮКОС", Кертис открыл потрясающую по своим размерам сеть фальшивых компаний во всех мировых оффшорных зонах.

"Также из документов явствует, что целью создания этой структуры, было, скорее всего, сокрытие прибылей от продажи российской нефти, чтобы они не появились в балансовых отчетах "ЮКОСа". С ее помощью основные русские акционеры компании могли уходить от налогов и обманывать миноритарных акционеров, среди которых было немало западных инвесторов.

"Знали ли российские олигархи о том, что от их имени делали Кертис и Бонд (партнер Кертиса)? Скорее всего, знали, если уж Ходорковский и Лебедев лично давали 'добро' на создание указанной финансовой структуры. В своем письме одному из юристов "ЮКОСа", также попавшем в распоряжение нашей газеты, Кертис указывал на возможный конфликт интересов, возникавший из того, что он имел долю в двух из ее фиктивных компаний. Также в письме есть и его указания на то, что его действия одобрялись в "ЮКОСе" на самых верхних управленческих уровнях. Он писал: "Вы, а также господин Лебедев и господин Ходорковский, были поставлены в известность относительно этого конфликта на самой ранней стадии и изволили заметить, что Вы не считаете, что это может помешать мне оказывать содействие в формировании этой Структуры".

Из протокола встречи на Парк-лейн, 94 становится ясно, что Кертис и Бонд не просто выстраивали эту структуру, но и получали в управление миллионы долларов, полученных от продажи нефти, через компании, которые формально уже не контролировались "ЮКОСом". Как сам Кертис характеризовал природу финансовой структуры, через которую можно было потенциально пропускать миллиарды долларов нефтяных прибылей российских компаний, "большая часть структуры строилась на доверии".

О подобных операциях российским властям приблизительно в то же время стало известно и от других агентов "Менатепа" на Западе, в частности, от Елены Коллонг-Поповой во Франции. Но, продолжает британская газета, "Кертис и Бонд сделали для Ходорковского и главных акционеров "ЮКОСа" из "Менатепа" действительно огромную и важную работу, и связь между ними была уже глубокой и прочной. Этим, скорее всего, и можно объяснить, почему Кертис был назначен исполнительным директором главного холдинга российского миллиардера в тот момент, когда государство уже

вовсю наступало на его главные фигуры". Впрочем, Кертис работал и с Борисом Березовским, и с арабскими шейхами.

О том, чем занимался Кертис в те несколько месяцев между его назначением главой "Менатепа" в декабре 2003 года и его гибелью в марте 2004 года, можно только гадать. Быть может, помогал прятать оффшорные активы Ходорковского от конфискации российскими властями. Известно, что он обращался к британским спецслужбам с просьбой о защите. От кого? Эти и другие тайны он унес с собой в могилу. А знал он слишком много для того, чтобы продолжать безбедно жить в своем шикарном замке, купленном на обслуживании "ЮКОСа".

Думается, однако, что часть известных ему фактов все же попала в руки российских властей. Потому что именно в это время появились впервые сверхкрупные претензии налоговой службы к "ЮКОСу". Причем если сопоставить эти суммы с официальными финансовыми отчетами этой компании, то получается весьма интересная картина.






Мы не вдаемся в подробности налоговых претензий к "ЮКОСу" тем более, что детали эти широко не оглашались. Но если представить себе, что компания расплатится с казной в полной мере, то у концерна прибыли практически не останется вовсе. В самом деле, в 2000 году из показанной в отчете после налоговой прибыли в 3,7 миллиарда долларов придется отдать еще 3,4 миллиарда, а в 2001 году показанной в отчете прибыли в 3,2 миллиарда не хватит, чтобы вернуть еще 3,4 миллиарда.

Как так может быть? Либо налоговое ведомство фантазирует относительно действительных доходов "ЮКОСа", либо у компании много скрытых доходов, которые в отчетах не показаны. Из приведенного выше рассказа о Стивене Кертисе следует, что скорее всего верна именно вторая версия и что несколько миллиардов долларов ежегодно концерн успешно скрывал в своих оффшорных владениях за рубежом.

Этот вывод подтверждается и недавними расчетами Всемирного банка, из которых следует, что стоимость продукции всей нефтяной отрасли, а не только "ЮКОСа", систематически занижается в российской статистике, которая ее учитывает по ценам производителей, а не в ценах конечной реализации. Разница же учитывается не в нефтяной промышленности, а в доходах торгово-посреднической деятельности соответствующих филиалов нефтяных компаний. А разница эта колоссальна, составляя до 12 процентов ВВП. Причем она не включает заниженные цены, по которым нефтяные гиганты передают нефть своим филиалам, реализующим ее затем по мировым ценам. Все это - та самая знаменитая рента, о необходимости изъятия которой прогрессивные экономисты твердят уже который год. И вот, наконец, когда понадобилось наказать Ходорковского, налоговой ведомство внезапно обнаружила эту складированную ренту в оффшорных компаниях у "ЮКОСа".

Казалось бы, как здорово! Наконец-то, наши неолибералы взялись за ум. Но возникает много новых вопросов. Например, куда пойдут изымаемые "ЮКОСовские" миллиарды, и на что они будут потрачены. Ведь неоплаченных налогов этой компании только за три года (10 миллиардов долларов, или 399 миллиардов рублей) достаточно, чтобы отказаться от антинародного плана ликвидации социальных льгот Особенно если распространить изъятие налогов на всю нефтяную отрасль, а не ограничиваться только одним концерном.

Но таких планов у власти, как видно, нет, и это еще раз доказывает, что речь идет не об изъятии ренты, а о переделе собственности - т.е. экспроприации "ЮКОСа" в пользу новых владельцев. В прессе высказывают разные догадки о том, в какой форме это произойдет. Один из них - продажа активов компании государству в возмещение налоговых требований. Другой - передача государству контрольного пакета компании, находящегося ныне у "Менатепа" и группы миллиардеров во главе с Ходорковским. Как сказал президент Путин, государство вовсе не собирается банкротить "ЮКОС", а собирается в той или иной форме взять его под свой контроль.

Это не будет равносильно национализации. Компания останется акционерной, но ее контрольный пакет будет у государства, а менеджмент будет назначаться правительством. Вроде "Газпрома" или "РАО ЕЭС". И соответственно главным будет вопрос, какой именно клан будет его контролировать. Известно, что в "РАО ЕЭС" пока доминирует Анатолий Чубайс, хотя ходят упорные слухи, что дни его сочтены. Во всяком случае, премьер Михаил Фрадков своей властью отложил раздробление и приватизацию электрической монополии по целых полгода. Не исключено, что во главе отрасли вскоре окажутся другие люди.

Что касается "Газпрома", то там прочно утвердился Алексей Миллер, личный ставленник самого президента. Скорее всего, та же судьба постигнет и "ЮКОС". Из повергнутой империи Ходорковского крупнейшая нефтяная компания страны перейдет в то, что можно условно назвать олигархической группой Кремля, которая вместе с контролем над газом, алмазами, экспортом вооружений, Сбербанком и Внешторгбанком станет самой крупной олигархической группой страны, далеко превосходящей все другие группы.

Одно время в прессе ходила версия, будто грядет передел собственности, в пользу пробравшихся к власти "силовиков". В действительности переделенную собственность никто раздавать силовикам не собирается. Вместо того она будет сконцентрирована в одном центре и контролироваться непосредственно из Кремля. И это вовсе не значит, что финансовые потоки входящих в новую группу компаний будут проходить через федеральный бюджет. Отнюдь. Это будут, как и сейчас, независимые от бюджета потоки средств, распоряжаться которыми будут менеджеры, назначенные Кремлем и целиком ему лояльные. И об использовании этих потоков общество будет, как и сейчас, почти ничего не ведать. И как прежде министр обороны Сергей Иванов будет жаловаться, что доходы от экспорта вооружений ему не подотчетны и идут неизвестно куда, во всяком случае не на финансирование военного заказа. То же происходит и с алмазами и, как выясняется, с газом.

В свое время Рем Вяхирев превратил "Газпром" в кормушку для себя, своей семьи и группы приближенных. Через независимую компанию "Итеру", зарегистрированную в американском штате Флорида, крупные суммы и даже месторождения выводились из полугосударственного концерна. Назначенный Кремлем новый шеф "Газпрома" Алексей Миллер, казалось бы, разгреб эти авгиевы конюшни. Но вот что пишет о нынешнем состоянии компании американский еженедельник "Бизнес уик" в статье "Темные дела в "Газпроме"", ссылаясь на специальное расследование, проведенное американской инвестиционной компанией "Хермитедж":

"В "Газпроме" обнаружены финансовые аномалии, которые обошлись его акционерам в 2 миллиарда долларов только в прошлом году. Размеры компании (ее продажи достигают 27 миллиардов долларов) делают ее наиболее крупным объектом для инвестиций в новых рыночных экономиках. Все это было бы хорошо, если бы не некоторые сомнительные сделки.

"Больше всего беспокоят условия транзита газа из Туркменистана в Украину. "Газпром" подрядил осуществлять эту операцию торговую фирму "Еврал Транс Газ", потеряв на этом 767 миллионов долларов. "Еврал" перекачивает газ по трубопроводу, целиком принадлежащему "Газпрому", но все доходы от этого присваивает себе. Таким образом, "Еврал" взял на себя функцию, которую раньше исполняла "Итера".

Происхождение "Еврала" погружено в тайну. Она создана в Венгрии в декабре 2002 года тремя румынами и одним израильтянином. По контракту с Украиной она пользуется исключительным правом перекачки туркменского газа, за что забирает бесплатно и перепродает 38 процентов газа. Благодаря этому "Еврал" стал крупнейшим конкурентом "Газпрома" на выгодных рынках Германии, Польши и Словакии. Заплатив "Газпрому" в 2003 году 425 миллионов долларов за пользование трубой, эта фирма получила доход в 1,19 миллиарда долларов. По заявлению ее венгерского менеджера, указанные выше акционеры действовали временно как представители "Газпрома" для получения налоговых скидок в Венгрии. Но представители "Газпрома" отрицают какую либо связь с этими лицами.

"Дальше - больше. В марте 2004 года "Еврал" объявила, что ее купили три других небольшие фирмы - британская, голландская и австрийская. Одна из них в свою очередь принадлежит живущим на Кипре двум англичанам, ведущим гостиничное дело в России. Запутались?" - спрашивает читателей "Бизнес уик" и отвевает, что на вопрос о том, кому все это нужно, ответ давать никто не торопится.

Впрочем, вряд ли в правлении "Газпрома" и выше не ведают, что у них делается под носом. Там-то наверняка знают, какой очередной паучок вроде покойного Стивена Кертиса плетет эту новую паутину. И можно себе представить, что станет с "ЮКОСом", когда им завладеют новые хозяева. Из карманов Ходорковского с партнерами нефтедолларовые потоки польются в глубокие карманы их могущественных преемников.

Пол Хлебников, недавно убитый в Москве американский журналист и эксперт по российским олигархам, незадолго до своей гибели дал "Известиям" интервью, в котором затронул проблему взаимоотношений между Кремлем и олигархами. Он сказал, что у президента есть избранный круг друзей в этой среде. Например, по словам Хлебникова, грехи "Сибнефти" перед законом и обществом не меньше, чем у "ЮКОСа", но она избежала преследования благодаря близости к президенту. Хлебников включил в число близких к Кремлю компаний также "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз" и "Северсталь" Кроме того есть второй эшелон дружественных структур, меньших по размерам, близость которых к президенту тянется с петербургских времен. Хлебников не стал раскрывать в интервью, в чем он конкретно усматривает эту близость.

Собирался ли он дальше исследовать состав "кремлевской группы" и путей ее дальнейшей экспансии, сказать трудно. Через несколько часов после жизнь его оборвалась. Хлебников многим насолил своими книгами и статьями. Его знаменитый список ста богатейших капиталистов России многие считали наводом для прокуратуры. Но о наших олигархах писали многие, в том числе и автор этих строк, причем вполне в разоблачительном духе и пользуясь многими открытыми источниками, как и наш американский коллега. Наверно, Пол Хлебников копал глубже и резонанс от его сочинений был шире и звонче, если именно он попал на мушку.

Опубликовано на Порталусе 14 декабря 2008 года

Новинки на Порталусе:

Сегодня в трендах top-5


Ваше мнение?



Искали что-то другое? Поиск по Порталусу:


О Порталусе Рейтинг Каталог Авторам Реклама